Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:01, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение и анализ достоинств и недостатков рыночной экономики.
Для достижения цели были поставлены следующие основные задачи:
- дать определение рыночный механизму в целом, рассмотреть его структуру и функции;
- проанализировать объективные возможности и ограничения рынка, такие как стихийность и плановость, его основные достоинства и недостатки, провалы рынка;
- определить функции государства и инструменты государственного воздействия на экономику.
Введение....................................................................................................................................3
1.Рыночный механизм. Структура и функции рынка...........................................................5
2. Объективные возможности и ограничения рынка............................................................9
2.1 Стихийность и плановость...........................................................................................9
2.2 Достоинства рыночной системы..................................................................................11
2.3 Недостатки рыночной системы.....................................................................................15
2.4 Провалы рынка...............................................................................................................19
3. Экономические функции государства и инструменты государственного воздействия на экономику................................................................................................................................25
Заключение..............................................................................................................................33
Список литературы................................................................................................................35
• отрицательные внешние эффекты;
• положительные внешние эффекты;
• взаимодополняющие внешние эффекты;
• исчерпаемые внешние эффекты;
• неисчерпаемые внешние эффекты.
При отрицательных внешних эффектах на других перекладывается часть издержек. Поскольку при свободном рынке производитель не интересуется создаваемыми им внешними эффектами, и в большинстве случаев они наносят вред, государство должно взять на себя контроль за ними;
- общественные блага — блага, которыми пользуются все члены общества без исключения, а их объем и качество не зависят от количества потребителей, потребление которых доступно одновременно многим людям и которые обладают свойствами неисключаемости и несоперничества в потреблении.
Чистыми общественными благами называются блага, которым в высокой степени присущи свойства неисключаемости и несоперничества.
Если одно из этих свойств проявляется лишь в ограниченной степени, тогда данное благо называется смешанным общественным благом.
Чистые общественные блага встречаются редко, многие блага обладают свойствами неисключаемости и несоперничества лишь в определенной степени. Примером чистого общественного блага может служить национальная оборона. Концерт, исполняемый в зале, является смешанным общественным благом. Большинство общественных благ выступают как смешанные общественные блага. Свойства неисключаемости, несоперничества в потреблении общественных благ и создают трудности для обеспечения и производства этих благ частным сектором. Поэтому производство общественных благ обеспечивается главным образом государством. Важнейшей проблемой при этом является то, как при отсутствии рыночного спроса государство определяет объем производства общественных благ. Неисключаемость блага предполагает, что если благо доступно для потребления одному лицу, то либо технически невозможно, либо очень дорого исключить других лиц из сферы потребления этого блага, т. е. невозможно запретить потребление блага другими лицами. Если имеется уличное освещение, то все, кто идет по улице, пользуются светом фонарей. Если существует система национальной обороны, то она защищает всех жителей страны. Неисключаемость блага означает, что если благо доступно для потребления одному лицу, то невозможно запретить потребление блага другими лицами. Несоперничество в потреблении блага означает, что потребление блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся для потребления другими лицами. Иными словами, благо обладает свойством несоперничества, если все могут потреблять ту же самую единицу блага. Несоперничество в потреблении блага состоит в том, что потребление блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся для потребления другими лицам В действительности для большинства смешанных общественных благ характерно так называемое переполнение. Оно происходит тогда, когда множество людей начинают одновременно потреблять одно и то же благо. Например, в случае с автомобильными дорогами каждый может ими пользоваться, как правило не мешая другим. Но на некоторых участках дороги может иметь место скопление машин, мешающих друг другу, что ведет к снижению скорости и ограничению доступа других автомобилей к дороге.
Таким образом, переполнение означает, что при большом количестве потребителей общественного блага дальнейшее увеличение числа потребителей приводит к исчезновению несоперничества в потреблении блага. К таким благам относятся свод законов, правопорядок, система здравоохранения и т.д. Рынок не в состоянии производить такие блага, поскольку он не может обеспечить оплату этих благ (так как никого невозможно исключить из пользования этим благом). Государство, собирая налоги, в состоянии обеспечить финансирование общественных благ[10].
Глава 3. Экономические функции государства и инструменты государственного воздействия на экономику
В современном мире огромные различия в жизненном уровне людей не только сохраняются, но и усиливаются. По данным ООН, разрыв в средних доходах между самыми богатыми и самыми бедными странами в 1960 г. составлял 30:1, а в 2000 г. - уже 74:1, в 2010- 83:1.
К началу 2008 г. доходы 10% самых богатых слоев населения превышали доходы 10% самых бедных слоев не менее чем в 17 раз. В индустриально развитых странах этот коэффициент вдвое и более ниже.
Еще одна проблема рыночной экономики заключается в возможности нетрудовых доходов населения. О чрезмерной концентрации доходов в РФ свидетельствуют такие данные, что капитал 36 сверхбогатых людей России (110 млрд. долл.) составлял в 2009 г. 24% ВВП РФ. Притом эти капиталы и доходы с них растут быстрее, чем ВВП.
Эксплуатация людей труда.
Современный рынок таит в себе опасность безработицы. Реальность безработицы в условиях рыночной экономики подтверждается многими историческими фактами.
Каково же положение в постсоветской России? Следовало ожидать, что по мере продвижения к развитому рынку и здесь тоже возникнет реальная угроза безработицы. Так оно и произошло. Уже в ходе перестройки стала активно формироваться армия «лишних людей». За 90-е годы их количество почти постоянно возрастало и к началу 2010 г. (по данным Росстата) составило более 7,7 млн. человек (официально зарегистрированы в органах занятости как безработные 2,3 млн человек).
Рыночный механизм порождает неполную и асимметричную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики все участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты - производители и потребители - обладают ею в различной степени.
Функционирование рыночных отношений связано с существенными нравственными издержками.
Чтобы эффективно решить существующие проблемы,необходимо вмешательство государства.
Экономических функций государства много и они настолько разнообразны, что трудно составить их исчерпывающий перечень. Поэтому рассмотрим основные из них[9]:
1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию экономической системы.
2. Создание благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции и преследование недобросовестных конкурентов. Контроль монополий.
3. Перераспределение дохода.
4. Перераспределение ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.
5. Стабилизация экономики посредством стимулирования экономического роста, а также сокращения безработицы и инфляции, порождаемых колебаниями рыночной конъюнктуры.
6. Производство общественно необходимых материальных благ и услуг, которое не приносит прибыли и поэтому не может быть осуществлено на рыночной основе.
7. Охрана природы.
Правовая база и общественная атмосфера. Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и создания условий для эффективного функционирования экономики.
Необходимая правовая база предполагает определение прав собственности, предоставление предприятиям законного статуса и гарантию соблюдения контрактов. Государство устанавливает также более детальные узаконенные «правила игры», регулирующие отношения между субъектами экономической деятельности и выступает арбитром в спорах между ними.
Правовая деятельность государства улучшает распределение ресурсов. Обеспечение рынка средствами обращения, гарантирование качества продуктов, определение прав собственности и ответственность за соблюдение условий контрактов – все эти меры обусловливают эффективное развитие экономики.
Однако правовое регулирование государства не может быть произвольным, чтобы не подавлять экономические стимулы участников производства и не подрывать эффективность. Для этого правовая деятельность государства должна быть основана на глубоком изучении и тенденциях изменения фактических экономических отношений.
Создание благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции. Как показывает практика, конкуренция, если не ограничивать ее пределы, легко переходит границы общественной морали и даже уголовного права.
Олигополистический сговор и возникновение монополий - не самые опасные результаты развития конкуренции, но зато самые распространенные и, можно сказать, естественные, так как нет таких предпринимателей, которые, ратуя за конкуренцию, не мечтали бы стать монополистами и при случае не воспользовались бы такой возможностью.
Когда монополия вытесняет конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок или манипулировать на нем ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Своей способностью регулировать общий объем предложения монополисты могут искусственно ограничивать объем продукции и тем самым устанавливать за нее более высокие цены, получая устойчивую сверхприбыль. Эти цены и прибыли, превышающие конкурентные, прямо противоречат интересам потребителей.
Монополистами не управляет стихийная совокупная воля потребителей, как она управляет конкурирующими продавцами, напротив, воля монополиста управляет поведением потребителей. В результате ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистических продавцов, добивающихся сверхприбылей, а не целям удовлетворения потребностей общества. Тем самым монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов.
Мировая практика выработала ряд мер обеспечения контроля над монополиями. В отношении естественных монополий, т.е. тех отраслей, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков, контроль осуществляется посредством создания государственных комиссий для регулирования цен и установления стандартов на предоставляемые услуги. Транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией, другие предприятия общественного пользования в той или иной степени подвергаются такому регулированию.
Перераспределение доходов. Рыночная система представляет собой обезличенный бесстрастный механизм, дающий преимущества тем товаровладельцам, которые имеют возможность дольше своих контрагентов придерживать продажу товара, ограничивая и дозируя его предложение. Так, владельцы промышленных товаров имеют преимущества перед производителями скоропортящихся продуктов сельского хозяйства. Владельцы предметов питания имеют возможность покупать на них задешево труд тех людей, которые не имеют в обмен ничего, кроме своей рабочей силы. Но наибольшими преимуществами перед всеми обладают люди, которые имеют деньги, какими бы способами, трудом, хитростью или силой они их не получали.
Различие физических и умственных способностей, квалификации и образования обусловливает неравенство доходов, но относительно небольшое, до нескольких раз, так как эти различия сами по себе не слишком велики (если не считать инвалидов от рождения или в связи с несчастными случаями). Гораздо большее влияние на дифференциацию доходов оказывает различие таких факторов, как выполняемые людьми функции в системе общественного разделения труда, социальные условия (наличие наследства, в том числе унаследованных социальных связей) и моральные принципы, которые варьируются у отдельных личностей от их строгого соблюдения до полного отсутствия. Под влиянием этих факторов различие доходов между богатыми и бедными может достигать десятков и сотен раз.
В связи с такой особенностью неконтролируемого рынка государство вынуждено брать на себя задачу уменьшения неравенства доходов в обществе.
Эта цель достигается, во-первых, повышенными налогами на богатых и трансфертными платежами, посредством которых оказывается помощь остро нуждающимся, иждивенцам и инвалидам, выплачиваются пособия по безработице и другим социальным программам. Кроме того, государство изменяет распределение доходов путем вмешательства в конъюнктуру рынка, модифицируя цены, устанавливаемые рыночной стихией. Гарантирование цен производителям сельскохозяйственной продукции и законодательство о минимальных ставках заработной платы - наглядные примеры того, как государство регулирует рынок с целью повышения доходов определенных групп населения.
Перераспределение ресурсов. Одно из достоинств конкурентной рыночной системы, по утверждению ее теоретиков, заключается в том, что она обеспечивает эффективное распределение ресурсов. Такой вывод покоится на скрытом допущении, что все расходы ресурсов производителями товаров и услуг полностью возмещаются.
На самом деле, как отмечалось выше, конкурентная рыночная система допускает два так называемых побочных эффекта, которые проявляются в нерациональном использовании ресурсов с точки зрения общественных интересов.
Первый из них, который можно назвать переливом издержек, выражается в том, что предприятия, стремясь сократить собственные издержки, не возмещают обществу ущерба, которое они наносят его отдельным членам и их совместной собственности – окружающей среде.
Перелив издержек. Наиболее очевидные издержки перелива связаны с загрязнением окружающей среды. Когда химическое предприятие или завод мясных консервов спускают свои промышленные стоки в озеро или реку, то купальщики, рыбаки и совершающие лодочные прогулки - не говоря уже о городах, изыскивающих источники нормального водоснабжения, - все они несут издержки перелива.
В целях предотвращения хищнического использования ресурсов, в сущности дармовых для предприятия, государство обычно применяет два типа регулирующих мер: законодательные ограничения и особые налоги.
Законодательные меры, как правило, выражаются в прямом запрете или ограничениях загрязнения окружающей среды. Они заставляют потенциальных загрязнителей покрывать расходы на более надежное уничтожение промышленных отходов, предохранение воздуха от загрязнения или очистку используемой воды. Такие законодательные акты вынуждают пользователей ресурсов под угрозой судебного преследования брать на себя все издержки по сохранению окружающей среды.
Информация о работе Достоинства и недостатки рыночной экономики