Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:01, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение и анализ достоинств и недостатков рыночной экономики.
Для достижения цели были поставлены следующие основные задачи:
- дать определение рыночный механизму в целом, рассмотреть его структуру и функции;
- проанализировать объективные возможности и ограничения рынка, такие как стихийность и плановость, его основные достоинства и недостатки, провалы рынка;
- определить функции государства и инструменты государственного воздействия на экономику.
Введение....................................................................................................................................3
1.Рыночный механизм. Структура и функции рынка...........................................................5
2. Объективные возможности и ограничения рынка............................................................9
2.1 Стихийность и плановость...........................................................................................9
2.2 Достоинства рыночной системы..................................................................................11
2.3 Недостатки рыночной системы.....................................................................................15
2.4 Провалы рынка...............................................................................................................19
3. Экономические функции государства и инструменты государственного воздействия на экономику................................................................................................................................25
Заключение..............................................................................................................................33
Список литературы................................................................................................................35
Все объекты инновационной инфраструктуры должны согласованно работать, не создавая узких мест и препятствий во всем цикле инновационного процесса: от проведения научных исследований и разработок до создания, освоения производства и выведения на рынок новой наукоемкой продукции[3]
• нестабильность развития и подверженность спадам произ-водства и инфляционным процессам.
• Конкуренция. В результате перехода к рынку резко обострилась, усложнилась и стала особенно разорительной конкуренция, поскольку она превратилась в форму борьбы за потребителя между крупными, часто интернациональными, монополистическими союзами, или так называемыми транснациональными корпорациями. В новых условиях у производителей и продавцов появилась объективная необходимость в интеграции усилий в целях снижения рисков в соперничестве.К нам пришло понимание того, что целесообразнее и выгоднее инвестировать средства в производство тех товаров, которые будут пользоваться спросом на рынке, чем выпускать то, что с трудом удается сбывать. Сложившиеся условия производства и реализации продукции потребовали определенной переориентации в деятельности предприятия. Эффективность конкурентного рынка ограничивается мелким и средних размеров производством. Крупное производство предполагает плановое ведение хозяйства, в том числе плановое ценообразование, и для реализации этого принципа при необходимости привлекает аппарат государственного управления экономикой[7].
•Рыночная система расточительна по отношению к окружающей среде, если окружающая среда не вынуждает тратиться на ее восстановление.
•Рыночная система не содержит механизмов справедливого или хотя бы разумного распределения дохода с точки зрения социальной безопасности.
•Рыночная система не реагирует на общественные потребности в здоровье нации, образовании, обороне, развитии науки и культуры. Она реагирует только на денежный спрос, в том числе неразумного и преступного характера.
•Рыночная система не принимает во внимание общественных издержек на содержание производственной и социальной инфраструктуры, преодоление последствий загрязнения окружающей среды, реализацию проектов поддержки социально незащищенной части населения.
•Рыночная система по своей природе неустойчива, чревата кризисами и приходит в равновесие только в результате острой социальной борьбы.
Недостатки рыночного механизма
- не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
- не обеспечивает защиту окружающей среды; только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств;
- не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана;
- игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых решений;
- не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дорог, дамб, общественного транспорта, образования, здравоохранения и т.д.);
- не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода; индивидуумам приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение.
Когда рынок не выполняет своих функций, экономисты говорят о «провалах» рынка и выделяют четыре неэффективные ситуации:
- монополии;
- несовершенная (ассиметричная) информация;
- внешние эффекты;
- общественные блага.
Эти ситуации определяют нижнюю границу регулирования рынка государством.
В связи с наличием проблем, решение которых с помощью рыночного механизма маловероятно, возникает необходимость участия го с уд аре тв а в хозяйственной деятельности, проведения им экономической политики, отвечающей задачам национальной экономики. Исходя из объективной потребности обеспе- чения социально-экономического прогресса, государство призва- но выполнять следующие две основные функции: первая — создание нормальных условий для работы рыночного механизма; вторая — дополнение рыночного механизма элементами, обеспе-чивающими решение важнейших проблем, разрешение которых с помощью рыночных отношений осуществить невозможно.
Выполняя вышеуказанные функции, государство несет ответственность за обеспечение антимонопольной политики, которая должна базироваться на законодательных актах, направленных на поддержание и развертывание конкуренции. В связи с тем, что денежное хозяйство является монополией государства, оно призвано обеспечить здоровое денежное обращение.
В то же время государство, выступающее гарантом прав человека, призвано заботиться о социальной защищенности населения, временно испытывающего экономические затруднения, а также оказывать временную поддержку наращиванию интеллектуально- го и духовного потенциала нации, развитию тех сфер человеческой деятельности, которые в полном или достаточном объеме не могут функционировать на коммерческой основе (оборона, социальное страхование, наука, образование, культура). Для выполнения дан-ных функций государство должно располагать необходимыми средствами, которые формируются в основном за счет налогов.
Наиболее в а ж н о й функцией государства является обеспечение условий для смягчения циклического развития экономики, которая на протяжении длительных периодов испытываетто подъемы, то спады. Государство вынуждено нередко прибегать к проведению тех или иных мероприятий, которые либо не допускают «перегрева» экономики, либо смягчают падение производства, либо выводят экономику из депрессивного состояния.
В целом современные национальные экономики развитых стран сочетают элементы рынка, плана и государственного регулирования. Поэтому можно с уверенностью сказать, что как нет свободных рынков, так и не существует в мире нерегулируемых национальных экономик. Причем многие страны активно используют прогностические расчеты, индикативное планирование народного хозяйства и программно-целевые методы регулирования развития отдельных отраслей, их комплексов или отдельных регионов.
2.4 Провалы рынка
К провалам рынка относятся:
• естественные монополии — одна фирма удовлетворяет весь спрос на продукцию, так как, чем больше она производит, тем ниже ее средние издержки. К естественным монополиям относят железные дороги, энергетическую систему страны, метрополитен и т.д. Усиление конкуренции, т.е. появление других фирм-производителей, снижает эффективность использования ограниченных ресурсов, так как новым фирмам в ходе конкурентной борьбы пришлось бы прокладывать параллельные коммуникации. Предприятие признается монополистом, если занимает господствующее (доминирующее) положение на рынке товара, не имеющего заменителей, или на рынке взаимозаменяемых товаров. Такое положение позволяет ему затруднять доступ на рынок другим производителям, диктовать свои условия им и потребителям. Доминирующим считается положение предприятия, если его доля на рынке определенного товара не менее 65%. Из этого правила есть исключения:
• первое - положение предприятия не будет признано доминирующим, если оно сумеет доказать, что, несмотря на превышение 65-процентного лимита, его положение на рынке не является доминирующим;
• второе - положение предприятия считается доминирующим даже тогда, когда его доля на рынке определенного товара меньше 65%, если это доминирование выявил антимонопольный орган, исходя из стабильности доли данного предприятия на рынке, из относительного размера долей его контрагентов, а также из ограниченности доступа на этот рынок новых конкурентов.
Если же доля предприятия на рынке определенного товара не превышает 35%, его положение не может быть признано доминирующим, а оно само монополистом.
Особенности российского монополизма .Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.
Монополии существуют во всем мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю;
• информационная асимметрия проявляется в том, что один экономический агент обладает большей информацией о каком-либо предмете или явлении, чем его партнер. В этом случае он оказывается в более выигрышном положении и может извлечь из него сверхприбыль. Информационная асимметрия особенно сильно проявляется в таких отраслях, как образование и здравоохранение, так как человек не в состоянии оценить заранее квалификацию учителя или врача. При свободном рынке (без вмешательства государства) такая ситуация привела бы к ухудшению качества образования и медицинских услуг, и, следовательно, снизила бы благосостояние общества. Асимметричная информация либо приводит рынок к ступору, либо заставляет производить всё менее качественные товары. Можно ли бороться с последствиями асимметрии информации? Выделяют несколько методов решения этой проблемы. Одни из главных – гарантии и репутация. Гарантия на товар перекладывает часть рисков с покупателя на продавца и при этом показывает первому, что качество товара второго соответствует некоторому нормальному и ожидаемому уровню. Репутация или бренд также снижает неопределенность информации, присутствующей в ситуации с её асимметрией. При этом компания, которая дорожит своей репутацией, не будет выпускать некачественный товар на рынок. А допустив это по ошибке, постарается сообщить обо этом всем пострадавшим сторонам. Ещё одним методом борьбы с асимметрией информации является вмешательство государства. Например, через контроль качества, которое выполняется в виде лицензирования, сертификации и аттестации.
• внешние эффекты — ситуация, когда действия какого-либо экономического агента сказываются на третьих лицах, не имеющих отношения к данному экономическому агенту. Внешние эффекты возникают тогда, когда действия какого-то агента рынка непосредственно влияют на благосостояние или производственные возможности других агентов, не участвующих в данной сделке; при этом такие действия не принимают во внимание воздействие, оказываемое ими на третьи лица.
Другими словами, внешние эффекты имеют место тогда, когда на значение функции полезности потребителя или на значение производственной функции производителя влияет поведение третьих лиц или других организаций.
С точки зрения институциональной теории, в частности контрактной теории рынка и фирмы, внешние эффекты рассматриваются как воздействия, которые не отражены в контрактах.
Внешние эффекты представляют собой величины полезности или издержек, которые не отражены, не специфицированы в условиях контрактов.
По определению к внешним эффектам относятся блага, которые влияют на наше благосостояние или производственные возможности в результате действия других рыночных агентов. Эти действия являются следствием выбора, который осуществляется другими людьми и который не принимает во внимание наше благосостояние, т. е. благосостояние третьих лиц.
Существуют внешние эффекты, которые порождаются действиями индивидуумов или организаций и которые принимаются во внимание этими индивидуумами или организациями. То есть эти индивидуумы или организации не только знают о существовании этих эффектов, но и могут принимать меры к их устранению. С этой точки зрения к рассматриваемым в данной главе внешним эффектам, т. е. к эффектам, порождающим неэффективность, не относятся следующие эффекты:
• денежные внешние эффекты;
• преднамеренные внешние эффекты;
• интернализуемые внешние эффекты.
В частности, к ним не относятся так называемые денежные внешние эффекты, когда имеет место воздействие на других через цены, например как это бывает при налогообложении. Это воздействие уже предполагается при определении налогов. Или рассмотрим пример денежного внешнего эффекта, возникающего на конкурентном рынке, когда поведение одной фирмы отрицательно влияет на доход другой фирмы. В рамках конкуренции конкурирующи е фирмы влияют на условия спроса на товар других производителей. Такого рода внешние эффекты не рассматриваются в рамках подхода с позиций неэффективности рынка.
Денежные внешние эффекты – это внешние эффекты, возникающие вследствие влияния на величину дохода или издержек одного экономического агента конкурентного поведения других экономических агентов, их решений об объемах производства, о ценовой политике, о налоговой политике и т. п. в рамках конкуренции.
Точно так же из группы рассматриваемых нами внешних эффектов исключаются ситуации, где ущерб (или благо), наносимый третьим лицам, причиняется намеренно (преднамеренные внешние эффекты). Предположим, в результате конкуренции на рынке ваша фирма теряет своих клиентов и ее прибыль снижается.
Преднамеренные внешние эффекты – это ситуации, где либо ущерб, наносимый третьим лицом, применяется преднамеренно, либо благо, достающееся третьим лицам, доносится до них намеренно.
К рассматриваемым внешним эффектам не относятся ситуации, когда агент, порождающий внешний эффект, его интернализует (интернализуемые внешние эффекты), т. е. каким-то образом корректирует его своими дальнейшими действиями, например выплачивает компенсацию причиненного ущерба, что, естественно, вызывает рост его издержек[10].
Интернализуемые внешние эффекты – ситуации, когда агент, порождающий отрицательный внешний эффект, его интернализует, т. е. корректирует его своими дальнейшими действиями.
В теории провалов рынка анализируются внешние эффекты, которые порождают экономическую неэффективность. Это означает возникновение Парето-неэффективных ситуаций. Другими словами, ситуации с внешними эффектами предполагают возможность Парето-улучшений. В этой группе внешних эффектов различают следующие типы:
Информация о работе Достоинства и недостатки рыночной экономики