Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 20:09, курсовая работа
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что правильность функционирования системы организационных структур – один из важных аспектов современной экономики, от которого зависит благосостояние населения всей страны. В наше время эта привлекает внимание многих экономистов, о чем говорят публикации в российской экономической литературе, однако многое в экономической сущности этого вопроса остается невыясненным. Остается еще немало спорных вопросов в области теории и практики домашних хозяйств и других субъектов экономики.
Далее мы попробуем рассмотреть домашнее хозяйства в свете институциональной экономической теории.
1. Домашние хозяйства как институт экономических отношений
1.2. Сущность домашнего хозяйства с точки зрения институционализма
Институциональный анализ признает неопределенность важнейшей характеристикой внешних условий, с которыми сталкивается домохозяйство, осуществляющее свою хозяйственную деятельность. При принятии многих важных хозяйственных решений, домохозяйства сталкиваются с ситуацией, при которой невозможно даже с помощью вероятностных распределений оценить будущие результаты осуществляемого сегодня выбора .
С точки зрения институциональной теории, домохозяйства чаще всего ориентированы следующими мотивами :
1) Ориентация на среднее мнение. В случае неопределённости, домохозяйство ориентируется на «мнение толпы».
2) Привычки и обычаи, которые представляют собой правила поведения, которым следуют домохозяйства в своей деятельности. Следование таким правилам является формой рациональности.
3) Шаблоны или рутины. Очень многие действия домохозяйств обусловлены следованием неким укоренившимся шаблонным правилам поведения.
Домохозяйства взаимодействуют с фирмами на рынке ресурсов и рынке товаров и услуг. На рынке ресурсов домохозяйства предлагают фирмам экономические ресурсы, собственниками которых они являются (труд, капитал, земля и предпринимательская способность). Фирмы предъявляют спрос на эти ресурсы, покупают их и используют в процессе производства. Фирмы, оплачивая ресурсы, несут расходы, которые образуют потоки заработной платы, процентов, ренты и прибылей в домохозяйства-поставщики ресурсов, т. е. формируют денежные доходы домохозяйств. Расходуя их, домохозяйства предъявляют спрос на нужные им товары и услуги на соответствующем рынке, а фирмы, предлагая и продавая произведенную продукцию, получают доходы. Полученные домохозяйством доходы расходуются на оплату товаров и услуг, на налоги и на сбережения .
Воздействие государства на экономическое поведение домохозяйств весьма существенно. Взаимосвязь домохозяйства и государства представляет собой одну из необходимых черт рыночной экономики, от нее зависит сложившаяся социально политическая и социально-экономическая ситуация в стране и в конечном итоге степень развития государства. В условиях рынка государство полностью интегрировано в поток материальных и финансовых ресурсов. Домохозяйства предлагают государству различные экономические ресурсы и получают оплату за предоставленные факторы производства. Государство предоставляет домохозяйствам и фирмам общественные блага и услуги. Для их финансирования необходимы налоговые платежи со стороны фирм и домохозяйств. Государство организует двунаправленный финансовый поток, облагая домохозяйства различными налогами и осуществляя трансфертные платежи им.
Итак, институциональная
теория делает акцент на анализе домашнего
хозяйства именно как особой
Преимуществом институционального подхода к анализу домашних хозяйств выступает возможность исследования их с нескольких позиций:
1) домохозяйство как институт, способствующий снижению трансакционных издержек;
2) домохозяйство как институт, способствующий снижению рисков.
Снижение трансакционных издержек домашних хозяйств обеспечивается эффектом кооперации, вместе с тем, необходимость согласование интересов увеличивает их величину. Одной из форм снижения трансакционных издержек и предупреждения оппортунистического поведения является брак. Оппортунистическое поведение возникает при условии сложности оценки реального вклада каждого члена в совместно производимые блага, его предупреждение связано с издержками контроля, то есть, брак как инструмент снижения издержек контроля создает прозрачную среду и удерживает партнеров от подобного поведения. Также, домохозяйство может выступать как институт, способствующий снижению рисков за счет оптимизации потребления внутри домашнего хозяйства вследствие объединения ресурсов и осуществления эффективного распределения инвестиций.
2. Фирма и государство как организационные структуры в современной экономике
2.1. Фирма
– ключевой институт в
Одним из основных элементов рыночного
хозяйства является фирма. Фирма объединяет
ресурсы для производства определенных
экономических благ с целью максимизации
прибыли. Неоклассики трактовали фирму как
экономический субъект, который занимается
производственной деятельностью и обладает
хозяйственной самостоятельностью. Однако
такое определение неоднократно подвергалось
критике в экономической литературе. Рассмотрим
точки зрения разных авторов к
Й. Шумпетер называет фирму «предприятием», понимая под ним «осуществление новых комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются» .
И. Кирцнер определяет фирму, как результат процесса принятия определённого предпринимательского решения, а именно – покупки ресурсов .
Г. Клейнер понимает под фирмой «организацию, самостоятельно систематически производящую товары и услуги для реализации за рамками организации, а также осуществляющую воспроизводство ресурсов» .
С. Мастен считает фирму своеобразным институтом, так как в ней существуют и реализуются специфические правила и процедуры, регулирующие внутреннее допустимое поведение .
В институциональной экономической теории фирма рассматривается не как внутри себя неделимая целостность, а как совокупность индивидов, объединенных для достижения определенной цели, но, вместе с тем, имеющих собственную функцию полезности, максимизация которой оказывает влияние на их поведение. Рациональные индивиды объединяются для производства товаров или услуг, следовательно, в этом есть определенная выгода. Мы можем сделать вывод, что фирма имеет преимущества перед децентрализованным рыночным обменом. Это подтверждает факт, что рыночный порядок сложился естественным путём, а фирмы базируются на иерархическом принципе организации экономической деятельности. Рынок предполагает обособление средств производства, фирма – их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме – прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления. Р. Коуз писал: «Фирма есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя».
Отношения между работниками, управляющими и собственниками фирмы обычно выражаются с помощью формальных договоров – контрактов, например, трудовой договор или контракт между работодателем и работником, контракт на поставку оборудования, подрядный контракт на выполнение определенного вида услуг. Контракты отражают формальные отношения между работниками фирмы, но входят составной частью в общую систему отношений, дополняемую неформальными отношениями – своеобразными правилами поведения работников фирмы. Неформальные правила также стабильны и действуют на протяжении длительного времени. Нарушение формальных и неформальных правил вызывает санкции разного вида, вплоть до увольнений. Они не менее жестокие для нарушителя и регулируют поведение всех членов фирмы однозначным образом .
О. Уильямсон выделяет три основных типа контрактов :
1. Классический – это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий. Этот вид контракта строг и юридически прост. Он предполагает, что отношения сторон четко определены и прекращаются после выполнения условий сделки. Он пытается учесть все возможные моменты, сведя будущие события к настоящему времени, и не признаёт устных договоренностей, не зафиксированных в тексте договора.
2. Неоклассический – это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки. Этот вид контракта напоминает договор о принципах сотрудничества и не является строгим юридическим документом.
3. Отношенческий – это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными. Его выполнение гарантируется взаимной заинтересованностью участвующих сторон.
О. Уильямсон подразделяет все ресурсы на три группы :
1) Общие ресурсы – это ресурсы, ценность которых внутри и вне фирмы одинакова.
2) Специфические ресурсы – это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне её.
3) Интерспецифические ресурсы – взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее. Если фирма распадается, то каждый из интерспецифических ресурсов не сможет найти адекватной замены на рынке или в рамках другой организации.
Таким образом, делаем вывод, что фирма – это не только объединение владельцев ресурсов, связанных между собой сетью контрактов. В основе фирмы лежит отношенческий контракт по поводу интерспецифических ресурсов. Такая трактовка природы фирмы позволяет объяснить многообразие форм современных фирм. Уникальность вступающих в коалицию интерспецифических ресурсов и многообразие трансакционных издержек объясняют специфику форм контрактов, лежащих в основе разнообразных видов современных фирм.
Итак, современная фирма – это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий национального и международного уровня. Процветание фирмы, её известность напрямую зависят от таланта и труда ее коллектива. Поведение фирм на рынке имеет большое значение для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства. Фирмы насыщают рынок высококачественной продукцией, поднимают на транснациональную высоту авторитет президентов и премьер-министров. На сильные фирмы опирается государственная политика макроэкономической стабилизации. Прогресс науки и техники создаёт предпосылки для повышения значимости информационных технологий. Увеличивается количество научных исследований и разработок в деятельности фирмы, роль управленческих решений повышается за счёт растущей численности научного и инженерного персонала. Уместно предположить, что в будущем фирма станет человекоёмким институтом, повысится её зависимость от человеческой фантазии, творчества и инициативы.
2. Фирма и государство как организационные структуры в современной экономике
2.2. Сущность государства как института в институциональном подходе
Далее рассмотрим в рамках институционального подхода государство. Р.М. Нуреев определяет государство как особый тип организации, который фундаментально отличается от других организаций, функционирующих в рыночной экономике. С точки зрения институциональной экономики, государство рассматривается как институт, оказывающий влияние на величину трансакционных издержек, со становлением национального рынка на смену личному обмену между хорошо знающими друг друга контрагентами. Государство выступает как эффективный механизм принуждения, призванный защищать законы и контракты от возможных нарушений, принимая как аксиому, что целью развития является рост богатства нации. По мнению сторонников институционализма, основной функцией государства является защита прав собственности, что позволяет снизить трансакционные издержки и создать благоприятную среду для обмена. Вмешательство третьей стороны, которой и является государство, необходимо для создания гарантий от оппортунистического поведения участников контракта. Производство общественных благ порождает проблему «безбилетника», что требует использования государством принуждения для финансирования их производства. Таким образом, государство, устанавливая правовые нормы и обеспечивая их соблюдение, стимулирует торговлю.
Р.М. Нуреев в своей монографии об экономических субъектах в России выделяет следующие отличительные черты государства:
1) Государство наделено властью, или политической волей.
2) Для соблюдения своей политической воли государство создает особые институты принуждения и наказания – «институты применения насилия».
3) Государство является органом достижения общественных целей и в то же время представляет собой аппарат чиновников, принимающих решение от имени всего общества, которые преследуют свои личные цели и лоббируют групповые цели, поэтому самому государству присуща двойственность. Таким образом, их деятельность отчасти напоминает нормативное действие по инструкции, а отчасти – торг, или рыночный обмен.
4) Решения, принимаемые государством, носят глобальный характер, касаются целой группы субъектов и действуют длительное время. В качестве примера можно привести процедуру принятия закона.
5) Ответственность государства за принимаемые решения практически не персонифицирована, а решения почти всегда носят коллективный характер.
Д.С. Норт в статье «Институциональные изменения: рамки анализа» называет институт государства – «правила игры», а институты фирмы и домашнего хозяйства – «игроками» . По словам учёного, уникальное свойство государства заключается в том, что оно не только, как фирмы и домохозяйства, должно подчиняться правилам игры, но, оно само формирует эти правила. Следовательно, с точки зрения институционального подхода, сущность государства двойственна.
Информация о работе Домашние хозяйства и другие организационные структуры