Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 12:18, реферат
Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.
Бюджет воздействует
на экономику через бюджетный
механизм. В этом проявляется роль
бюджета как инструмента
Бюджетный механизм
– это совокупность форм и методов
образования и использования
централизованного фонда
Разнообразие форм
собственности предполагает прогнозно-плановое
ведение хозяйства, что предопределяет
такую же форму функционирования
бюджетных отношений. Стабильный характер
бюджетных связей, плановая форма
движения централизованного фонда
денежных средств государства приводят
к тому, что бюджетные связи
отражаются в соответствующем финансовом
документе —основном финансовом плане
страны.
В нем предусмотрены
те распределительные процессы, которые
составляют экономическое содержание
бюджета; специфические статьи доходов
и расходов основного финансового
плана показывают источники формирования
и направления использования
централизованного фонда
Роль государственного
бюджета в общественном воспроизводстве
определяется в первую очередь тем,
что с помощью государственною
бюджета (расходной части) распределяется
и перераспределяется около 30% национального
дохода, 20% - валового внутреннего продукта,
10% - валового общественного продукта.
Он распределяет денежные средства между
различными отраслями национального хозяйства,
секторами производства, сферами общественной
деятельности, экономическими районами
и территориями страны.
Государственный бюджет
активно воздействует на экономику
в целом, так как он выступает
в качестве бюджета всего национального
хозяйства. Большую роль играет государственный
бюджет в сфере материального производства
выступая в качестве стимулятора его роста.
Средства бюджета используются для обеспечения
как индивидуального (в рамках отдельных
предприятий), так и общественного (в масштабе
всего национального хозяйства) кругооборота
фондов. Бюджетное финансирование капитальных
вложений и оборотных средств на действующих
и вновь вводимых предприятиях, обеспечение
других расходов позволяет бюджету включаться
в индивидуальный кругооборот фондов
на отдельных предприятиях, способствуя
его бесперебойности и равномерности.
Бюджетные ассигнования
в производственной сфере являются
основным источником ее функционирования
и дальнейшего развития. Основная
часть учреждений и организаций
этой сферы не имеет собственных
источников доходов и находится
на бюджетном финансировании. Расходы
государства на просвещение и
здравоохранение, социальное страхование
и социальное обеспечение, науку, культуру
и искусство являются той финансовой
базой, без которой невозможно проведение
социально-культурных мероприятий
общегосударственного масштаба. Большое
значение имеет бюджет в формировании
рациональной структуры отраслей непроизводственной
сферы. Обеспечивая финансовыми
ресурсами функционирование непроизводственной
сферы, государство через бюджет
может формировать
В бюджете страны
аккумулируется значительная часть
вновь созданной стоимости
В условиях рыночных
отношений распределение
Значительная часть
национального дохода поступает
в бюджет путем прямого распределения
налогообложения
Распределение части
национального дохода через государственный
бюджет обусловлено необходимостью
создания централизованного фонда
денежных средств для расширенного
воспроизводства и
Перераспределение
национального дохода между отраслями,
объединениями и фирмами через
государственный бюджет обусловлено
главным образом необходимостью
передачи части чистого дохода из
одной отрасли в другую в соответствии
с планами экономического и социального
развития страны, с программами радикальных
экономических преобразований общества,
для осуществления перестройки
структуры общественного
Такое перераспределение
в значительной степени вызвано
различным уровнем технического
оснащения, энерго и фондовооруженности
объединений, предприятий и отраслей;
неравномерностью размещения и выявления
новых природных богатств; действующей
системой ценообразования и тем, что при
переходе к рыночным отношениям необходима
поддержка со стороны государства перспективных
отраслей производства. Перераспределение
национального дохода, как между отраслями,
так и внутри отраслей происходит посредством
государственных инвестиций и приоритетного
финансирования отдельных видов производств,
высоких технологий, инновационных процессов.
Важным направлением перераспределения
национального дохода является выделение
части средств, идущих на развитие непроизводственной
сферы. В условиях рыночных отношений
это, прежде всего, относится к поддержанию
государством таких сфер жизнедеятельности
общества, как здравоохранение, просвещение,
наука и культура. Значительное место
в структуре перераспределяемой части
национального дохода отводится содержанию
аппарата управления, правоохранительных
органов и т.д.
Пропорции национального
дохода, распределяемого через
При переходе к рыночным
отношениям существенно меняется роль
бюджета в регулировании
Производство, распределение
и перераспределение
Вторая фаза воспроизводства
личностного элемента производства
-распределение работников по отраслям
производства и сферам деятельности, в
значительной степени связана с расходной
частью бюджетных средств. Речь идет о
содержании за счет бюджетных средств
бирж труда и центров занятости, содержание
временно не работающих лиц, находящихся
в статусе безработных, о расходах по трудоустройству
незанятой рабочей силы и т.д.
Третья фаза - фаза
потребления (использования) рабочей
силы непосредственно связана с
фазой производства общественного
производства. Здесь происходит процесс
создания материальных благ, совокупного
общественного продукта и национального
дохода с одной стороны, и процесс
потребления рабочей силы с другой.
Таким образом, фаза использования
рабочей силы непосредственно связана
с доходной частью бюджета. Это выражается
в том, что часть вновь созданной работниками
материального производства стоимости
(прибыли, поступающей в бюджет в виде
налогов, части необходимого продукта
подоходных налогов с населения) поступает
в доходную часть бюджета для дальнейшего
перерапрседеления между отраслями, сферами
общественного производства, различными
группами и слоями населения и т.д.
Рассмотрение проблем
рациональной взаимосвязи воспроизводства
рабочей силы с бюджетным процессом
позволяет на стадиях формирования
и исполнения бюджета определять
наиболее приоритетные направления
расходования бюджетных средств с точки
зрения качественного воспроизводства
рабочей силы.
Сущность государственного
бюджета как экономической
Проявление распределительной
функции обусловлено тем, что
в отношения с бюджетом вступают
почти все участники
Распределительная
функция бюджета используется также
для вмешательства государства
в процесс общественного
Существенно, что
содержание распределительной функции
бюджета определяется процессами перераспределения
финансовых средств между различными
подразделениями общественного
производства и слоями населения. Важно
отметить, что ни одно из звеньев
финансовой системы не осуществляет
такого многовидового (межотраслевое,
межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого
(республиканский, областной, городской
бюджет и др.) перераспределения
денежных средств, как бюджет.
Контрольная функция
заключается в том, что бюджет
объективно через формирование и
использование денежных средств
государства отражает экономические
процессы, протекающие в структурных звеньях
экономики. При формировании государственных
доходов финансовый контроль осуществляется
за правильностью взимания различных
видов налогов, мобилизации других источников
доходов, соблюдением установленных пропорций
между ними, определением налоговой базы,
формами льготного налогообложения, сроками
поступления доходов. При расходовании
бюджетных средств контролируются эффективность
их использования, их соответствие целевому
назначению.
Финансовый контроль
осуществляется за производством, распределением
и потреблением совокупного общественного
продукта и национального дохода,
за пропорциями, складывающимся в процессе
перераспределения
Функция обеспечения
существования государства
Роль государственного
бюджета в макроэкономическом регулировании
очень существенна. Так как государственный
бюджет напрямую влияет на повышение
устойчивого экономического роста
и благосостояния страны, и как
следствие идут такие положительные
процессы как снижение уровня инфляции,
валютного курса и снижение уровня
процентных ставок.