Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 12:18, реферат
Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.
структурный – разность
между доходами расходами государственного
бюджета, которые имели бы место, если
экономика функционировала на уровне
потенциального выпуска или полной занятости.
Размеры структурной части бюджета определяются
под действием дискреционных мероприятий,
например, установлением налоговых ставок;
циклический – это разница
между фактическим и структурным дефицитом
государственного бюджета. Размеры циклической
части бюджета зависят от колебаний деловой
активности.
Разграничение структурного
и циклического дефицита необходимо
для оценки эффективности проводимой
фискальной политики.
При дефиците бюджета
должны быть указаны источники
Государство имеет
несколько источников покрытия своего
дефицита. К ним относятся:
выпуск новых денег
(монетизация) или эмиссионный способ
финансирования - осуществляется в
форме эмиссии наличных денег, предоставлении
кредитов центральным банком государственным
предприятиям на льготных условиях, отсрочки
платежей государства за приобретенные
товары и услуги. В целом монетизация
дефицита государственного бюджета
ведет к превышению темпов роста
денежной массы над темпами роста
реального ВНП, следствием чего является
усиление инфляционных процессов.
Займы (внутренние или
внешние) или неэмиссионный способ
финансирования бюджетного дефицита.
Вследствие чего возникнет государственный
долг - долговые обязательства РФ как заемщика
или гаранта погашения займов другими
заемщиками перед физическими и юридическими
лицами, иностранными государствами, международными
организациями и иными субъектами международного
права, накопившиеся в результате заимствования
денег для финансирования предшествующих
бюджетных дефицитов, выраженные в иностранной
(внешние) или российской валюте (внутренние).
Государственный долг равен сумме прошлых
бюджетных дефицитов минус бюджетные
излишки.
Долг может быть:
внутренним (задолженность страны перед
своими гражданами - резидентами) и
внешним (задолженность перед
усиление налогового
пресса для обслуживания государственного
долга подавляет стимулы к
труду;
утечка финансовых
ресурсов из страны, что сокращает
потребление и инвестиции в национальную
экономику;
частичное вымывание
частного капитала, что ведет к
замедлению темпов роста потенциального
выпуска продукции, замедлению экономического
роста и благосостояния в будущем.
Управление государственным
долгом осуществляется посредством
эффективного использования средств
государственного заимствования, привлечения
средств для выплаты долга, а также нейтрализации
его негативного воздействия на экономику
страны.
рост налоговых
поступлений и неналоговых
А при превышении
доходов над расходами
Роль государственного
бюджета в распределении
Государственный бюджет
– это сложная экономическая
категория. Как экономическая категория,
государственный бюджет представляет
собой систему экономических
отношений, складывающихся в обществе
в процессе формирования, распределения
и использования
Финансовые отношения,
складывающиеся у государства с
предприятиями, организациями, учреждениями
и населением называются бюджетными.
Специфика этих отношений, как составной
части финансовых отношений, выражается
в том, что они, во- первых, возникают
в фазе распределения общественного
производства, и, во -вторых, направлены
на формирование, распределение и использование
централизованных финансовых ресурсов.
Бюджетным отношениям
присущ объективный характер. Это
обусловлено тем, что в руках
государства постоянно должна концентрироваться
часть национального дохода, необходимая
для обеспечения расширенного воспроизводства
в масштабах общества, удовлетворения
экономических и социально-
Существование государственного
бюджета в качестве самостоятельной
сферы распределения объективно
предопределено самим общественным
производством, развитие которого нуждается
в соответствующих
На современном
этапе развития экономики централизованные
финансовые ресурсы позволяют государству
обеспечивать необходимые темпы
и пропорции общественного
Таким образом, как
особая часть стоимостного распределения
государственный бюджет выполняет
специфическое общественное назначение
-служит удовлетворению общегосударственных
потребностей. Являясь экономической
формой существования объективных распределительных
отношений, выполняя специфическое общественное
назначение, государственный бюджет выступает
в качестве экономической категории.
Бюджетные отношения
это часть экономической
Выступая центральным
звеном в общей системе
Являясь частью финансовых
отношений, государственный бюджет
как категория характеризуется
теми же чертами, которые присущи
финансам в целом, но в тоже время
имеет свои особенности, отличающие
его от других сфер и звеньев финансовых
отношений. К числу таких особенностей
следует отнести то, что:
1) бюджет является
особой экономической формой
перераспределительных отношений, связанной
с обособлением части национального дохода
в руках государства и ее использованием
для общественных потребностей;
2) посредством бюджета
осуществляется
3) область бюджетного
распределения занимает
Государственный бюджет
является важным звеном финансовой системы
страны и выступает как
Государственный бюджет
занимает важное место в составе
финансовой системы. Он объединяет доходы
и расходы государства. Бюджет есть
единство основных финансовых категорий
(налогов, государственного кредита, государственных
расходов) в их действии. Посредством
бюджета государством осуществляются
мобилизация денежных ресурсов и
их расходование путем перераспределения
национального дохода и ВВП. Через
государственный бюджет в настоящее
время в промышленно развитых
странах перераспределяется до 40 % национального
дохода.
В бюджете ежегодно
централизуются поступления налогов
с предприятий различных форм
собственности, организаций, учреждений
и с населения. Они направляются
на финансирование народного хозяйства,
социально-культурных мероприятий, укрепление
обороноспособности страны, на содержание
органов государственного управления,
финансовую поддержку бюджетов субъектов
Федерации, на погашение государственного
долга, создание государственных материальных
и финансовых резервов и другие цели,
определенные в расходной части
бюджета.
Централизация средств
имеет важное экономическое и
политическое значение, поскольку мобилизуемые
доходы служат одним из главных инструментов
претворения в жизнь
Основными функциями
бюджета являются перераспределение
национального дохода, финансовое обеспечение
социальной политики, государственное
регулирование и стимулирование
экономики, контроль за образованием и
использованием централизованного фонда
денежных средств.
Государственный бюджет
как экономическая категория
выполняет функции, соответствующие
категории финансов в целом - распределительную
и контрольную. Действие данных функций
определяется рассмотренной спецификой
бюджетных отношений. Вместе с тем,
как основное звено государственных
финансов, государственный бюджет в
рамках распределительной функции
выполняет характерные