Еще один фактор уменьшения
международных резервов - необходимость
защиты валют развивающихся стран от резкого
обесценения. Для валютных рынков в рассматриваемый
период была характерна относительно
высокая (по сравнению с докризисным периодом)
волатильность. Повышенная нервозность
участников рынка была связана в первую
очередь с неопределенностью перспектив
развития как ведущих, так и развивающихся
экономик.
По мнению большинства представителей
экспертного сообщества, главными рисками
для мировой экономики в ближайшей перспективе
являются дальнейшее падение стоимости
ценных бумаг, недвижимости и других активов,
рост бюджетного дефицита и госдолга в
большинстве стран, а также неспособность
государственных институтов в полной
мере компенсировать снижение частного
потребления. Если глобальная рецессия
приобретет затяжной характер, существует
опасность резкого нарастания протекционистских
тенденций, что может привести к коллапсу
современной мировой торговой системы.
Таким образом, говорить о скорой
стабилизации международных финансовых
рынков пока преждевременно. Более того,
в нынешних условиях любой серьезный шок
(например, коллапс еще одной крупной международной
финансовой структуры или возникновение
проблем с обслуживанием госдолга у некоторых
стран) вполне может перечеркнуть последние
надежды на выход глобальной экономики
из кризиса в текущем году.
Экономический и
валютный союз
В IV квартале 2008 г. спад в экономике
еврозоны ускорился: совокупное падение
ВВП к предыдущему кварталу составило
почти 1,5% по сравнению с 0,2% во II и III кварталах
2008 года. Изменилась также структура снижения
ВВП. Так, во II-III кварталах 2008 г. основной
вклад в падение ВВП вносили сокращение
объемов чистого экспорта и инвестиций
под воздействием факторов, являющихся
скорее внешними по отношению к экономике
еврозоны (таких, как общемировое снижение
уровня деловой активности), а также повышенный
уровень неопределенности на мировых
финансовых рынках и недостаток ликвидности
у большинства участников рынка. В IV квартале
2008 г. действие этих факторов сохранилось.
Однако, помимо чистого экспорта и инвестиций,
в IV квартале 2008 г. существенный вклад
в снижение ВВП внесло сокращение на 0,9%
расходов домохозяйств - крупнейшего и
в нормальных условиях наиболее стабильного
компонента ВВП. Это свидетельствует о
том, что мировой финансово-экономический
кризис в полной мере затронул и экономику
еврозоны.
В результате снижения мирового
спроса на продукцию европейских экспортеров
падает чистый экспорт. Остается затрудненным
доступ к источникам финансирования на
фоне неопределенности на финансовых
рынках, что способствует снижению объема
инвестиций и конечного потребления. Оценки
ситуации в экономике экономическими
агентами становятся все более негативными.
Снижается спрос на труд, растет безработица.
Падает объем потребительских расходов,
что, в свою очередь, способствует снижению
уровня инфляции.
Уровень инфляции падает столь
быстро, что реальная ставка процента
не снижается, несмотря на резкое уменьшение
ключевой ставки в номинальном выражении.
В марте 2009 г. ЕЦБ пересмотрел
свои прогнозы относительно динамики
важнейших экономических показателей
в 2009-2010 годах. Согласно новому прогнозу
ВВП в 2009 г. снизится примерно на 2,7%, а в
2010 г. существенно не изменится. Темп инфляции
при этом составит 0,4% в 2009 г. и 1,0% в 2010 году.
Из-за быстрого падения темпов
инфляции уже осуществленных снижений
ключевой ставки ЕЦБ оказалось недостаточно
для того, чтобы реальные ставки процента
упали до уровня, необходимого для стимулирования
экономического роста (в ходе кризиса
2001-2003 гг. ускорения экономического роста
удалось добиться только после снижения
ключевой ставки в реальном выражении
практически до нуля).
Резкое ухудшение оценок инвесторами
перспектив развития экономической ситуации
в странах еврозоны в IV квартале 2008 года,
ожидания более продолжительного периода
низких уровней ключевой ставки ЕЦБ, а
также высокий мировой спрос на высоконадежные
ликвидные активы обусловили снижение
в IV квартале 2008 г. доходностей обязательств
стран еврозоны с наивысшими кредитными
рейтингами.
Ситуация на денежном рынке,
несмотря на некоторую нормализацию в
последние месяцы, остается напряженной.
Это, а также продолжающееся ухудшение
ситуации в экономике и на финансовых
рынках вынудило ЕЦБ продолжить цикл понижения
ставок.
Начавшийся 2009 г. эксперты уже
сейчас называют годом беспрецедентных
мер по стимулированию экономической
активности со стороны государственных
институтов. На сегодняшний день размер
обнародованных программ спасения экономики
(речь идет в первую очередь о наращивании
госрасходов и сокращении налогового
бремени) исчисляется триллионами долларов
(среди лидеров - США и Китай). Резко возросла
активность международных финансовых
организаций. Они стремительно увеличивают
объемы кредитования стран, испытывающих
финансовые трудности, - многомиллиардные
кредиты были предоставлены (прежде всего
МВФ) таким государствам, как Украина,
Венгрия, Исландия, Пакистан, Латвия и
др.
Большинство развитых стран
активно использовали для борьбы с обостряющимся
экономическим кризисом такие инструменты,
как расширение спектра механизмов предоставления
ликвидности (включая увеличение числа
их участников и списка ценных бумаг, принимаемых
в качестве залога при осуществлении кредитных
операций), предоставление гарантий по
банковским депозитам и новым среднесрочным
заимствованиям финансовых институтов,
снижение процентных ставок и т.д.
Таким образом, за время кризиса
центральные банки зарубежных стран разработали
новые подходы к регулированию банковской
ликвидности. Были увеличены сроки кредитования
банков, расширены залоговые списки, стал
применяться более гибкий подход к залоговому
обеспечению и формированию процентных
ставок.
Между центральными банками
заключены соглашения о валютных свопах,
позволяющие сторонам привлекать средства
в валюте другой стороны для осуществления
интервенций с целью преодоления недостатка
ликвидности в этой валюте на внутренних
денежных рынках.
Заключение:
Основной институционной структурой,
созданной Европейским Сообществом, которая
определяет и осуществляет единую денежную
политику Европейского Сообщества и отвечает
за эмиссию евро является Европейская
Система Центральных Банков (ЕСЦБ). Она
состоит из Европейского Центрального
Банка (ЕЦБ) и центральных банков государств-членов
ЕС. Все центральные банки государств-членов
ЕС являются неотъемлемой частью ЕСЦБ.
Европейский Центральный Банк является
руководящим органом ЕСЦБ. Его функциями
являются разработка и осуществление
единой валютной политики государств-членов
ЕС, перешедших на евро, разработка решений
и принятие нормативных актов, необходимых
для реализации задач ЕСЦБ, консультирование
институтов Европейского Сообщества и
органов государств-членов ЕС, по вопросам
своей компетенции, ведение статистической
отчетности, представление ЕСЦБ в международных
организациях, эмиссия банкнот евро, осуществление
валютных операций ЕСЦБ совместно с центральными
банками государств-членов, составление
и опубликование ежегодного доклада о
деятельности ЕСЦБ и финансового отчёта
ЕСЦБ, выполнение задач в сфере разумного
контроля над кредитными организациями,
а также обеспечение функционирования
Механизма обменных курсов. ЕЦБ является независимым
институтом и не подчиняется другим органам
ЕС.
Высшим органом ЕЦБ является Управляющий
совет, состоящий из членов Исполнительного
комитета ЕЦБ и управляющих центральными
банками государств-членов, перешедших
на евро, который принимает наиболее важные
решения, включая определение единой валютной
политики ЕС. Постоянное руководство деятельностью
ЕЦБ осуществляется Исполнительным комитетом,
который состоит из Президента ЕЦБ, Вице-президента
ЕЦБ и четырех других членов. До тех пор,
пока не все государства-члены ЕС перешли
на евро, для взаимодействия с центральными
банками таких государств в ЕЦБ существует
Генеральный совет, в который входят члены
Исполнительного комитета ЕЦБ, а также
управляющие всех центральных банков
государств-членов ЕС.
ЕЦБ входит в Европейскую систему Центральных
Банков, куда так же включены крупнейшие
и наиболее стабильные центральные банки
Европы - Национальный банк Бельгии, Бундесбанк,
Банк Греции, Банк Испании, Банк Франции,
валютный институт Люксембурга.
Выше нами был рассмотрен состав и функции
ЕЦБ, а также показана роль, которую играют
ЕЦБ. Двухлетний опыт работы ЕСЦБ показывает,
что, несмотря, на достаточную сложность
такой системы ЕСЦБ оказалась вполне работоспособной.
Однако, такой срок является достаточно
небольшим. Насколько институциональные
особенности ЕСЦБ позволят Европейскому
Сообществу приспособиться к меняющейся
экономической ситуации, эффективно осуществлять
единую денежную политику Сообщества
и хотя бы частично гармонизировать экономические
циклы государств-членов покажет лишь
будущее.
Список использованной
литературы:
1. Официальный сайт Европейского
центрального банка httr://www.ecb.int/
2. Мировая экономика и международные
экономические отношения: учебник / под
ред. проф. А.С. Булатова, проф. Н.Н. Ливенцева.-
М.: Магистр, 2012. -
3. Рынок ценных бумаг: учебник
/ В.А. Галанов и др. - М.: Финансы и статистика,
2011
4.Якимкин В.Н., Качалуба И.А.
Среднесрочные перспективы европейской
валюты. Банковское дело, № 09, 2010
5.статья :http://www.globfin.ru/articles/banks/eu.htm
6. газета: http://www.gazeta.ru/tags/etsb.shtml
7.статья:http://forexaw.com/TERMs/Public_institutions/Public_institutions_EU/Pan_European_institutions/l299_%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA_European_Central_Bank_%D1%8D%D1%82%D0%BE
8. Протокол
об уставе ЕЦБ: http://eu-law.ru/2011/06/protokol-ob-ustave-ecb/