Деятельность и значение Единого Центрального Банка Европы
Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 16:47, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной курсовой работы является изучение деятельности и значение Единого Центрального Банка Европы. Для достижения этой цели при выполнении курсовой работы решались следующие задачи: изучить объективные предпосылки и преимущества финансовой интеграции стран Европейского Союза и введения единой европейской валюты евро;
Оглавление
Введение………………………………………………………………….……….3 1. Особенности организации и функционирования Европейской системы центральных банков:………………………………………………………...….7 . Предпосылки и история создания Европейского Центрального банка и его …………………………………………………………..7 1.2. Организационная структура и функции Европейского центрального банка……………………………………………………..8 2. Деятельность Европейского центрального банка в современных условиях……………………………………………………………………..…..16 2.1.Денежно-кредитная политика Европейского центрального банка и инструменты ее проведения…………………………..….16 2.2. Единая европейская валюта. Валютная политика Европейского центрального банка………………………………..27 3. Проблемы европейской экономики в условиях финансового кризиса и роль Европейского центрального банка в их решении………………..….33 Заключение……………………………………………………………….……..40 Список использованной литературы..............................................................42
Когда число участников достигнет
22, страны будут разделены на 3 группы:
пять крупнейших стран получат 4 голоса,
11-14 стран второй группы - 8 голосов, 6-8 стран
третьей группы - 3 голоса.
Эта система заимствована у
ФРС США, Комитет по операциям на открытом
рынке которой включает в себя 7 членов
Управляющего совета ФРС, президента ФРБ
Нью-Йорка, и 4 из 11 глав ФРБ, которые сменяются
каждый год на ротационной основе.
Для принятия специальных решений,
то есть решений относительно участия
отдельных стран-участниц в капитале и
резервах, порядка распределения прибыли,
определения веса голосов в Совете ЕЦБ
в зависимости от размера долей капитала
национальных центральных банков, требуется
либо квалифицированное большинство (то
есть как минимум две трети применительно
к долям капиталов в ЕЦБ, причем присутствовать
должны как минимум половина держателей
капитала), либо единогласное решение.
Правление
Основные обязанности Правления
сводятся к проведению денежно-кредитной
политики в соответствии с решениями,
принятыми Советом управляющих, разработке
директив для национальных центральных
банков в соответствии с полномочиями,
которые были возложены на Правление Советом
управляющих. Правление состоит из председателя,
заместителя председателя и четырех членов,
которые выбираются главами государств
и правительств ЕС по рекомендации соответствующих
министров экономики и финансов.
Все члены Правления назначаются
на 8летний невозобновляемый срок. В целях
обеспечения преемственности и непрерывности
функционирования члены Правления первого
состава получили назначения на различные
сроки пребывания в должности - от 4 до
8 лет. С 1 января национальные центральные
банки стран-участниц ЕЭВС утратили независимость
в проведении денежно-кредитной политики,
и, войдя в состав ЕСЦБ, стали подотчетны
ЕЦБ. Они призваны, прежде всего, обеспечить
функционирование ЕСЦБ в целом. Главы
национальных центральных банков, являясь
членами Совета управляющих, участвуют
в выработке и принятии решений по вопросам
денежно-кредитной политики.
Генеральный
совет
Национальные центральные банки
стран ЕС, не входящих в ЕЭВС, являются
членами ЕСЦБ с ограниченным статусом
и не принимают участия в процессе выработки
решений по вопросам общей денежно-кредитной
политики Еврозоны и по проведению в жизнь
этих решений.
В Генеральном совете ЕСЦБ представлены
все национальные центральные банки стран
ЕС (на сегодня их 27), в его состав входят
также председатель и вице - председатель
ЕЦБ.
Персональный состав Генерального
совета ЕЦБ:
1. Жан-Клод Трише Председатель
ЕЦБ
2. ВиторКонстанцио Заместитель
председателя ЕЦБ
Генеральному совету переданы
полномочия, которые ранее были в компетенции
Европейского валютного института, в том
числе вопросы предоставления статистической
отчетности и установление валютных курсов
не входящих в Еврозону стран ЕС по отношению
к евро. Этот орган будет существовать,
пока все страны ЕС не присоединятся к
ЕЭВС.
Президент Европейского центрального
банка одновременно является председателем
всех трех его руководящих органов: Совета
Управляющих, Исполнительной Дирекции
и Генерального Совета; при этом в двух
первых случаях он располагает решающим
голосом в случае равного распределения
голосов. Кроме того, Президент представляет
ЕЦБ во внешних организациях или назначает
доверенное лицо для этой роли. По отношению
к третьим лицам он, по законодательству,
представляет ЕЦБ.
Национальные центральные банки
стран-участниц являются неотъемлемой
частью Европейской системы центральных
банков и действуют в соответствии с указаниями
и инструкциями ЕЦБ.
В организации деятельности
Европейского центрального банка широко
и успешно используется институт кураторов,
при котором каждый из шести членов Исполнительной
Дирекции курирует определенное направление
деятельности Европейского центрального
банка.
Совет Управляющих ЕЦБ уполномочен
разрабатывать кредитно-денежную политику,
а Исполнительная Дирекция - претворять
ее в жизнь. В той мере, в какой это возможно
и целесообразно, Европейский центральный
банк прибегает к использованию возможностей
Национальных центральных банков.
В период разработки и создания
ЕСЦБ подготовительные работы проводились,
в частности, тремя комитетами и шестью
специализированными рабочими группами,
объединяющими представителей Национальных
центральных банков и Европейского Валютного
Института. Этот опыт тесного сотрудничества
продолжается внутри ЕСЦБ с необходимыми
изменениями.
Под руководством Совета Управляющих
работают тринадцать Комитетов:
Комитет внутренних аудиторов;
Комитет по банкнотам;
Бюджетный комитет;
Комитет внешней коммуникации;
Комитет бухгалтерского учета
и денежных доходов;
Юридический комитет;
Комитет по рыночным операциям;
Комитет по денежно-кредитной
политике;
Комитет международных отношений;
Статистический комитет;
Комитет банковского надзора;
Комитет информационных систем;
Комитет платежно-расчетных
систем.
Посредниками, позволяющими
Европейскому центральному банку проводить
в жизнь стран-участниц ЕЭВС единую денежно-кредитную
политику, являются его уполномоченные
контрагенты. Кредитные учреждения, отобранные
для этой цели, обязаны соответствовать
ряду критериев:
в условиях обязательного резервирования
круг уполномоченных контрагентов ограничен
только теми кредитными учреждениями,
которые создали минимальные резервы;
в противном случае круг возможных
уполномоченных контрагентов распространяется
на все кредитные учреждения, расположенные
в «зоне евро». ЕЦБ имеет право на не дискриминационной
основе отказывать в праве доступа кредитным
учреждениям, которые по характеру своей
деятельности не могут быть полезными
при проведении кредитно-денежной политики;
финансовое положение уполномоченных
контрагентов должно быть проверено национальными
властями и найдено удовлетворительным
(это положение не распространяется на
филиалы организаций, штаб-квартиры которых
находятся за пределами европейского
экономического пространства);
контрагенты должны отвечать
любым специфическим операционным критериям,
установленным Национальными центральными
банками или ЕЦБ.
Уполномоченные контрагенты
получают доступ к возможностям Европейской
системы центральных банков только через
Национальный центральный банк того государства
- участника ЕЭВС, в котором они расположены.
НЦБ собирают заявки на участие в операциях
Европейского центрального банка и передают
эти данные в центральный компьютер ЕЦБ
во Франкфурте. На основе собранных заявок
ЕЦБ определяет рыночную цену ресурсов
и спускает соответствующие инструкции
Национальным центральным банкам, которые
и распределяют операции среди контрагентов.
С учетом возможностей современных информационных
технологий даже сравнительно небольшие
организации могут участвовать в операциях
ЕСЦБ. В случае необходимости тендеры
могут проводиться в течение часа на основе
электронного обмена информацией.
Европейская система центральных
банков имеет право отказать в доступе
к инструментам кредитно-денежной политики
по соображениям надежности или в случае
грубого или неоднократного нарушения
контрагентом своих обязательств. При
отборе участников специализированных
операций применяются и некоторые дополнительные
критерии.
2. Деятельность Европейского
центрального банка в современных
условиях
2.1 Денежно-кредитная политика
Европейского центрального банка
и инструменты ее проведения
Европейский центральный банк
(англ. EuropeanCentralBank) — центральный банк
Евросоюза и зоны евро. Образован 1 июня
1998 года. Штаб-квартира расположена в немецком
городе Франкфурте-на-Майне. В его штат
входят представители всех государств-членов
ЕС. Главной целью деятельности Европейского
Центрального Банка является поддержание
ценовой стабильности в зоне евро.
Главные функции банка:
выработка и осуществление
валютной политики зоны евро;
содержание официальных обменных
резервов стран зоны евро и управление ими;
эмиссия банкнот евро;
установление основных процентных
ставок;
поддержание ценовой стабильности
в еврозоне, то есть обеспечение уровня
инфляции не выше 2 %;
поддержание совместно с национальными
центральными банками ЕС стабильного
функционирования платежной системы Еврозоны;
защита и обеспечение покупательной
способности евро;
поддержание макроэкономической
сбалансированности в Евросоюзе;
содействие бесперебойному
функционированию и развитию банковской
системы ЕС.
Европейский центральный банк
является «наследником» Европейского
денежно-кредитного института (EMI), который
играл ведущую роль в подготовке к вводу
евро в 1999 году. В сферу деятельности ЕЦБ
входит:
предоставление кредитов, в
том числе ломбардных, финансовым институтам;
операции на открытом рынке
с различными финансовыми инструментами;
установление минимальных резервных
требований для кредитных институтов
стран-членов ЕЭВС.
Важнейшей функцией ЕЦБ является
разработка и реализация единой и независимой
денежно-кредитной политики для стран
Еврозоны.
Стратегия денежно-кредитной
политики ЕЦБ зиждится на двух столпах,
по существу на двух подходах (two-pillarapproach).
Первый подход - исходить из
ведущей роли денег в виде всей денежной
массы, которая определяется агрегатом
М3. С 1999 г. годовой прирост М3 Советом управляющих
ЕЦБ устанавливается на уровне 4,5% в годовом
исчислении. При таком подходе инфляция
рассматривается как неизбежный результат
нарушения закона денежного обращения,
когда предложение денег в широком смысле
(М3) заметно превосходит ограниченные
предложения товаров и услуг. Второй подход
основан на широкой оценке перспектив
изменения ценовой динамики и рисков ценовой
стабильности в Еврозоне.
В целом комбинация двух подходов
денежно-кредитной политики ЕЦБ доказывает,
что денежные, финансовые и экономические
процессы находятся под постоянным контролем
и регулярно анализируются. Подобный подход
позволяет ЕЦБ устанавливать свои процентные
ставки на таком уровне, который наилучшим
образом обеспечивает ценовую стабильность.
Защищая, таким образом, покупательную
способность евро, ЕЦБ в то же время поддерживает
курс евро по отношению к другим мировым
валютам (хотя сам по себе курс евро не
является главным ориентиром).
Денежно-кредитная политика
в ЕС разрабатывается и реализуется также
на двух уровнях. Все решения, касающиеся
проведения независимой единой политики
по части целевых ориентиров, принимаются
ЕЦБ и реализуются централизованно по
всей Еврозоне, а инструменты ДКП практически
используются национальными центральными
банками ЕС децентрализованно. НЦБ имеют
право обсуждать и вырабатывать рекомендации
по проблемам и перспективам ДКП. При этом
в каждой стране ЕС национальные центральные
банки имеют специфические исторические
и правовые особенности, которые неизбежно
отражаются на принятых ими решениях и
нередко расходятся со стратегией ЕЦБ.
Последнему приходится терпеливо и последовательно
прилагать усилия, чтобы содействовать
адекватному пониманию Евросоюзом и отдельными
его странами целей и задач денежно-кредитной
политики и возлагаемых на нее ожиданий.
Все это повышает доверие к деятельности
Европейского Центрального Банка.
Главная идея ГИПЦ заключается
в том, чтобы выделить и дифференцировать
воздействие на него наиболее существенных
факторов. Эксперты Евростата считают,
что, например, выделение энергетического
компонента ГИПЦ связано с большим влиянием
на него цен на нефть; разделение продовольственных
товаров на продукты питания и сырье обусловлено
тем, что сезонные колебания и погодные
условия влияют на этот компонент (как
это было в 2002 г.) в большей степени, чем
на готовые продукты питания. Несмотря
на то что ГИПЦ в отношении информации
и ценовой стабильности отводится ведущая
роль, тем не менее в данной концепции
заложены некие противоречия и недостатки,
которые мешают объективно определить
реальный уровень цен в Еврозоне.
Основные операции по рефинансированию
кредитных организаций главным образом
направлены на обеспечение банковской
системы ЕС достаточной ликвидностью.
В этих целях используются следующие инструменты:
основные операции по рефинансированию
(MROs - mainrefinancingoperations) сроком до 14 дней;
долгосрочные рефинансирования
(LTROs - longer-termrefinancingoperations) от одного до трех
месяцев;