Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 01:50, курсовая работа
Экономика недвижимости. Девелопмент и редевелопмент в России. Понятие. Проблемы. На примере самарских девелоперских компаний
Введение………………………………………………………………………..…3
1. Теоретические основы понятия и сути понятия девелопмента
1.1. Понятие девелопмента.………………………………………………..5
1.2. Функции девелопмента………………………………………………..8
1.3. Виды девелопмента ……………….………………………………...11
2. Анализ девелоперских проектов реализуемых в г. Самара..………………15
2.1. Компания ООО «Виктор и Ко»…………..……………………….....15
2.2. Компания ООО «ИНДЭСТ-Development»…...………………….….17
3. Анализ реализованного проекта бизнес-центр "Волга Плаза"………...…..19
Заключение……………………………………………………………………….23
Библиографический список……………………………………………………..25
Получений разрешений и согласований. Оптимальным является случай, когда все согласования выполняются до приобретения участка, если допускается местным законодательством. Это позволяет снизить неопределенность экономических прогнозов по плотности застройки, ограничениям и обязательным отчислениям. В противном случае, получение согласований неопределенно увеличивает период девелопмента, что приводит к дополнительным издержкам финансирования.
Организация финансирования. Для покрытия всех издержек девелопмента требуется организовать краткосрочное финансирование на период до завершения строительства (в среднем 1-3 года). Так как риск, связанный с периодом строительства, больше, чем риск в период эксплуатации готового объекта, процентные ставки краткосрочного финансирования достаточно высокие, и девелопер имеет мощный стимул сокращения сроков строительства. По многим характеристикам и источникам краткосрочное финансирование девелопмента аналогично оборотному капиталу в промышленности, который требуется для производства готовой продукции. По окончании девелопмента готовый объект либо продается, либо остается во владении девелопера. Во втором случае девелопер должен организовать долгосрочное финансирование (как правило 20-30 лет). В некоторых случаях долгосрочное финансирование оформляется начиная с момента начала девелопмента. Финансирование может быть организовано на основе собственного капитала, или с привлечением заемного капитала, что экономически может быть более эффективным.
Приобретение объекта для девелопмента. приобретение имущественных прав на недвижимость может занять значительное время, вплоть до нескольких лет. Это связано с монополией отдельных интересов (если права на недвижимость принадлежат разным владельцам), которые имеют возможность использовать уникальность своего положения. За это время могут измениться условия спроса или строительные издержки. Поэтому девелопер должен предусматривать дополнительные издержки сверх обычных издержек на приобретение и строительство. Такие дополнительные издержки включают расходы по владению землей в ожидании момента прибыльности девелопмента и расходы в период девелопмента – оплата специалистов, процентные платежи.
Организация
проектирования и строительства. Для
выполнения проектных и строительно-
Сдача в аренду или продажа готового объекта. Девелопмент считается завершенным в момент либо продажи готового объекта, либо, если девелопер намерен оставить его в своем владении, в момент полной сдачи в аренду. В последнем случае объект девелопмента превращается в объект долгосрочной инвестиции.[с.358,11]
В
обязанности девелопера обычно входят:
выбор и определение концептуальной коммерческой
идеи проекта; выбор площадки, оптимально
соответствующей концептуальной идее,
и приобретение прав на нее; маркетинг;
поиск механизмов привлечения инвесторов
( в том числе через развитие схем коллективного
инвестирования, укрепление связей с финансовым
рынком); организация финансирования проекта;
организация и управление проектированием,
строительством; сдача завершенного объекта
в аренду с последующей эксплуатацией
или его продажа. В зависимости от функциональной
направленности, различают офисный, торговый,
жилой, гостиничный, спортивный, развлекательный,
рекреационный и комбинированный девелопмент.
1.3. Виды девелопмента
Девелопмент – это направление, в которое другие прибыльные направления бизнеса передают значительную часть доходов, а широкая доступность заемных средств, развитие механизма их вовлечения в оборот и многообразие финансовых инструментов создают благоприятную среду для развития и функционирования девелопмента. В то же время девелопмент, как и другие виды предпринимательства, зависит от инвестиционного климата в регионе, но и от культуры сервиса в стране. Непрофильные инвесторы могут часть функций, связанных с девелопментом продать на аутсординге. Например, реальную помощь девелоперу или инвестору могут оказать компании, занимающиеся управлением строительством.
Компании,
обладающие существенным финансовыми
ресурсами, административными связями
могут инвестировать
Fee-девелопер – это компания, создающая девелоперский проект под заказ, без собственных финансовых вложений. Обеспечив полный комплекс услуг (маркетинговая концепция проекта, предпроектные согласования, архитектурные согласования, архитектурный блок, стройка, стратегия продвижения, продажи и пр.), fee-девелопер получает комиссию в размере 10-20% от стоимости всего проекта. Это модель бизнеса, в которой функции инвестора и девелопера жестко разведены. В Западной Европе и США доля fee-компаний среди всех девелоперов – более 50%.
Сегмент fee-девелоперов существует и в России, но это закрытый рынок. Информации о компаниях, способных вести полный комплекс девелопмента на аутсординге, в открытых недостаточно.
По мнению специалистов в сфере недвижимости активное развитие fee-девелопмент получит когда показатели доходности от инвестициионного и девелоперского бизнеса, придут к одному знаменателю т.е. сравняются. Так как доходность от инвестиций в недвижимость движется вниз, а размер комиссии fee-девелоперов, напротив – растет. По этому по мере роста рентабельности fee-девелопмента все большее число серьезных участников рынка профессионально берутся за это направление как основной бизнес.
В соответствии с главным принципом рыночной экономики девелопер может не реализовывать инвестиционный проект, а продать его с высокой степенью готовности к началу строительных работ и заняться другим инвестиционным проектом.
В процессе развития объектов недвижимости основными участниками кроме девелопера являются застройщик, инвестор и руководитель (главный менеджер) проекта.
При реализации инвестиционного проекта по развитию объекта недвижимости девелопер может взять на себя выполнение функций застройщика, инвестора и управления проектом, может передать функции управления профессиональному руководителю. Это возможно как на предварительной стадии подготовки проекта, так и на стадии его реализации.
Рост объема инвестиций в сфере отечественной недвижимости привел к увеличению спроса и росту цен на земельные участки (особенно под коммерческое строительство), как следствие, к активному развитию ленд-девелопмента, главной задачей которого является подготовка территорий к началу строительного процесса.
Классический
ленд-девелопмент – это
Иностранные
и российские девелоперы и инвесторы
не хотят тратить время на решение
проблем перевода земель из одной
категории в другую, на согласование
интересов частных
В российских условиях сам термин «ленд-девелопмент» включает достаточно широкий спектр деятельности – от перевода земель из категории сельхозназначения до комплексного развития территорий (в настоящее время востребованы: перевод земли в нужный статус, доведение до постановления правительства субъекта РФ и подготовка полного пакета документов), а результат ленд-девелопмента – это прежде всего инвестиционный продукт, т. е. участок земли, подготовленный к началу строительного процесса. Для достижения этого результата необходимо решить три группы проблем:
разработка концепции (выбор наиболее эффективного варианта использования земельного участка);
правовое обеспечение земельного участка, включая изменение категории этих земель (процесс перевода земель занимает от 8 до 14 месяцев, если доказано, что земля не имеет сельскохозяйственной ценности);
инженерно-техническая (подключение к инженерным коммуникациям, строительство дорог и сетей, а также обустройство).
Профессиональные ленд-девелоперы специализируются на полном спектре услуг, выбирая консалтинг, маркетинг, юридические услуги, управление проектом либо проектирование в качестве основного вида деятельности и привлекая подрядные организации к выполнению остальных услуг, и редко занимаются строительством на всем участке земли. Они осуществляют инженерную подготовку земли, проект планировки, а потом лотами продают небольшие земельные участки другим девелоперам.3
В ближайшем будущем на отечественном рынке недвижимости появятся компании, предлагающие комплексные услуги по решению правовых, финансовых, организационных и согласовательных вопросов, т. е. решающие все вопросы – от заключения сделки до получения свидетельства о собственности и сдачи объекта в эксплуатацию.
Предпринимательская деятельность, связанная с превращением объекта недвижимости в другой, новый объект, с иным функциональным назначением, в результате чего стоимость объекта возрастает, в западной экономике называется редевелопментом. В отечественной практике это направление предпринимательской деятельности называется развитием территорий (вторичная застройка). Территория – часть города в согласованных Комитетом по градостроительству и архитектуре границах, на которой осуществляется деятельность по инвестиционному развитию. В процессе развития территорий учавствует целый ряд физических и юридических лиц.
Редевелопер
– это лицо, управляющее процессом
развития территорий.
2. Анализ девелоперских проектов реализованных в Самаре.
2.1. Девелоперская компания ООО «Виктор и Ко»
В Самаре существует несколько крупных девелоперских компаний. В данной курсовой работе рассмотрено две «Индэст-девелопмент» и «Виктор и Ко».
ООО «Виктор и Ко» — крупнейшая девелоперская компания на рынке коммерческой недвижимости Поволжья, Член Европейского и Российского Советов Торговых Центров (European Council of Shopping Centers, Russian Council of Shopping Centers).
Основана в 1996 году в г. Самара. Президент Компании — Сурков Виктор Иванович.
Область деятельности: инвестиции, строительство и управление объектами коммерческой недвижимости. В настоящее время в собственности и управлении ООО «Виктор и Ко» находится более 400 000 м² профессиональной коммерческой недвижимости разного профиля.
Девелопмент. Для возможности максимально эффективного использования объекта необходима разработка и формирование на основе маркетинговых исследований функциональных концепций использования недвижимости. Разработка концепции начинается с составления экономического анализа объекта и формулирования реальных условий, на которые можно рассчитывать с учетом существующей рыночной конъюнктуры и конкурирующих проектов. На основе этого формируется список потенциальных арендаторов для конкретного объекта, разрабатываются маркетинговые мероприятия для продвижения проекта на рынке, а также все необходимые этапы, связанные с вводом объекта в эксплуатацию:
анализ осуществления проектов и его оценка;
эскизное проектирование помещений;
разработка функциональной концепции размещения арендаторов;
разработка общего дизайна проекта;
организация и управление строительством (реконструкцией) объектов недвижимости. Согласование необходимой документации;
согласование ТЭО и утверждение проекта;
контроль сметной стоимости;
техническое сопровождение;
оформление разрешительной документации на строительство и реконструкцию объектов;
технический надзор за строительно-монтажными работами;
передача объектов в эксплуатацию.
Реализованные проекты:
ТРК
«МОСКОВСКИЙ» — суперрегиональный
торгово-развлекательный