Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 17:31, курсовая работа
Целью работы является выявление особенностей денежного рынка и его механизма в Республике Беларусь, а также анализ проблем регулирования денежного рынка.
Задачами курсовой работы являются:
1) определить понятие денежного рынка, выявить его элементы и структуру ;
2) показать механизм установления равновесия на денежном рынке ;
3) проанализировать особенности денежного рынка Республики Беларусь, выявить проблемы и пути их решения.
Введение…..……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Денежный рынок…………………………………..................................4
Понятие денежного рынка, его участники и инструменты….…………….4
Функции денежного рынка………………..…………………………………5
Структура денежного рынка…………………………………………………6
Глава 2. Спрос и предложение на денежном рынке……………………………9
2.1Спрос на деньги на денежном рынке………………………………………...9
2.2 Предложение денег на денежном рынке …………………………………..11
2.3 Равновесия на денежном рынке…………………………………………….13
2.4 Денежный мультипликатор…………………………………………………16
Глава 3. Особенности функционирования денежного рынка в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..20
3.1 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь и денежно-кредитная политика правительства на 2011-2015 годы ....................20
3.2 Инфляционная политика Республики Беларусь……………………….…..24
3.3 Проблемы и пути развития денежного рынка Республики Беларусь…….26
Заключение……………………………………………………………………… 29
Список использованных источников…………………………………………...
1) Малая открытая экономика имеет только одно «естественное» равновесное состояние (точка 0 на рисунке 3.1), которое в идеале является единственным возможным;
rr-r
0 d
Рис. 3.1 Множество возможных состояний «малой открытой экономики»
Примечание – Источник: [7, с.90, рис.4.1]
где rr – внутренняя ставка процента
r – мировая ставка процента
d – темп девальвации национальной валюты
Точка 0 соответствует устойчивому равновесию (rr = r, курс национальной валюты стабилен). Линия а – множество возможных состояний экономики (слева от точки 0 rr > r и рост валютного курса, справа – rr < r и снижение валютного курса).
2) При заниженной (относительно
мировой) внутренней ставке процента
происходит девальвация
Тем не менее в реальной действительности девальвация не обязательно автоматически приводит к росту экспорта. Он может быть ощутимым только при наличии соответствующего экспортного потенциала. Но в любом случае важный вывод практического характера, следующий из модели Манделла-Флеминга, заключается в том, что в условиях малой открытой экономики для того, чтобы обеспечить укрепление национальной валюты, необходимо определенное ужесточение денежно-кредитной политики [7, с.86-93].
Денежно-кредитная политика правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы
Цель – проведение согласованной денежно-кредитной политики, направленной на стабильное и сбалансированное социально-экономическое развитие Республики Беларусь, рост благосостояния населения.
Совместная работа Правительства Республики Беларусь и Национального банка будет направлена на решение следующих основных задач:
Решение указанных задач осуществляется в пределах своей компетенции Национальным банком, Министерством экономики, Министерством финансов, другими государственными органами в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы. В текущем пятилетии предусматривается:
3.2 Инфляционная политика Республики Беларусь
Инфляция может вызываться разными факторами. Это и выпуск излишнего количества денежных единиц, и отставание производства товаров от роста платежеспособного спроса, и поступление на рынок товаров, не пользующихся спросом.
Инфляция - денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать эти сферы. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок. Во время инфляции происходит:
Глубинными причинами инфляции являются монополии: государства — на денежное обращение, эмиссию денег; крупных профсоюзов — на определение уровня оплаты труда; крупных фирм — на формирование цен на рынке, а также экспорт инфляции (рост цен в странах — экспортерах сырья, энергоносителей, продовольствия и прочего ведет к росту цен в странах-импортерах).
Различают также скрытую (подавленную) и открытую инфляцию. Первая существует, как правило, в планово-административной экономике и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества товаров, вторая — в росте цен на товары и услуги.
Подрывая процесс воспроизводства в стране, инфляция негативно воздействует на международные позиции государства ослаблением национальной валюты и ухудшением платежного баланса (или чистого экспорта). Поэтому важнейшими задачами являются выработка и реализация эффективной антиинфляционной политики.
Антиинфляционная политика государства
Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т. е. приспособлении к инфляции, другой - в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами [4, с.314-317 ].
Адаптационная политика
Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию - прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существуют два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции - индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.
В основе этой политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане, но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.
Антиинфляционные меры
Другим вариантом государственной политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использовании антимонопольных мер. Для выхода из кризисной ситуации, необходимо было осуществлять ряд следующих мер. Разработать стратегию и тактику реформирования экономики на государственном уровне с привлечением ведущих специалистов страны, которые включают:
1. Разработку новой налоговой системы
2. Внедрение международных учетных стандартов
3. Завершение процесса приватизации и на этой основе развитие фондового рынка
4. Привлечение иностранных инвестиций
5. Сокращение штата
6. Осуществление легализации теневого капитала.
7. Введение на всех предприятиях, независимо от форм собственности, понедельной оплаты труда.
Постепенно претворяя эти меры в жизнь, Беларусь, имея значительный экономический потенциал, встала на путь сдерживания инфляционных процессов, роста объемов производства.
3.3 Проблемы и пути развития денежного рынка Республики Беларусь
Белорусская экономика сегодня находится на перепутье. Макроэкономические показатели Беларуси на сегодняшний день неблагоприятны, темпы экономического роста неустойчивы, а уровень инфляции по-прежнему очень высок. Одной из главных макроэкономических проблем является неофициальная долларизация белорусской экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Белорусские предприятия и население предпочитают хранить значительную часть своих активов в твёрдой валюте, в основном в форме валютных депозитов в коммерческих банках, но также и в наличной форме, - настолько, насколько они не доверяют национальной банковской системе.
Беларусь является одной из самых долларизованных стран. Доля наличных сбережений в твёрдой валюте в «финансовом богатстве» домохозяйств Беларуси одна из самых высоких в мире. На первый взгляд кажется, что долларизация способствует снижению инфляции – ведь используемая хозяйствующими субъектами и населением новая валюта является твёрдой. Однако в случае Беларуси верно прямо противоположное утверждение: долларизованные страны не могут создать стабильную национальную финансовую систему. В этой ситуации свои функции теряет такой институт, как национальный банк, который не способен стабилизировать работу банковской системы, использующей иностранную валюту. Долларизованная банковская система создаёт целый ряд проблем, включая «валютное несоответствие», т.е. низкий уровень резервов в иностранной валюте по отношению к депозитам. Так же не исключены «натиск на банки», усиление тенденции предоставления кредитов в иностранной валюте (по сравнению с кредитами в местной валюте) и пр.
Долларизация и инфляция в Беларуси тесно взаимосвязаны. Растущая долларизация автоматически ведёт к инфляции, поскольку спрос на дополнительное «финансовое богатство», измеряемое в долларах, ведёт к девальвации по причине недостаточного предложения иностранной валюты. Девальвация вызывает рост цен на импортируемую продукцию, снижает реальный располагаемый доход и создаёт предпосылки для повышения номинальной заработной платы, что необходимо для компенсации потерь реального дохода. На определённом этапе девальвация автоматически ведёт к росту номинальной заработной платы, поскольку в противном случае реальный доход сократится до недопустимо низкого уровня. Таким образом, девальвация и номинальный рост заработной платы стимулируют друг друга и приводят в действие инфляционную спираль «девальвация – зарплата – цены». Как показывает опыт, в долларизованных экономиках цены и заработная плата индексируются в иностранной валюте. Как только страна вступает в эту стадию, любая девальвация немедленно приводит к росту внутренних цен.
Но не только растущая долларизация ведёт к инфляции. Даже при постоянном уровне долларизации любое увеличение предложения денег и расширения объёма кредитования, равно как и создание «финансового богатства» в национальной валюте, будут конвертированы в доллары. Если же предложение иностранной валюты постоянно растет (например, ввиду недостаточного роста экспорта), то девальвация неизбежна. В такой ситуации пространство для действий центрального банка по увеличению предложения денег без инфляционного риска очень ограничено.
Если же национальный банк не увеличивает предложение денег и кредита в национальной валюте, чтобы справиться с постоянным ростом издержек, вызванным девальвацией и ростом номинальной заработной платы, то неизбежно возникает острый кризис ликвидности. Заработная плата, налоги, пенсии и произведенная предприятиями продукция не могут быть оплачены в полном объёме в денежной форме. Тем самым стимулируется бартер. Ведь в экономике не хватает ликвидности, а центральный банк, опасаясь инфляции, не предоставляет необходимое для нормального функционирования денежной экономики количество денег. Этот сценарий точно отражает сложившуюся сегодня в Беларуси ситуацию, где наблюдается высокая инфляция, недостаток совокупного спроса, низкие темпы экономического роста или даже стагнация, рост убытков в секторе предприятий, увеличение запасов готовой продукции на складах, а так же рост неплатежей и объемов бартерных операций. Национальный банк Беларуси стоит перед дилеммой: любое увеличение предложения денег ведёт к росту темпов инфляции, а любое его снижение – к кризису ликвидности. Оба явления ведут к сбою механизма функционирования рыночной экономики.
Важнейшей задачей в институциональной области будет развитие системы институтов, необходимых для мобилизации финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе внедрения и распространения новых технологий:
• активизация рынка корпоративных бумаг;
• расширение спектра инструментов фондового рынка;
• совершенствование финансовых услуг, оказываемых небанковскими институциональными инвесторами (инвестиционные фонды, финансовые, лизинговые, трастовые, страховые компании);
• развитие специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, способствующих накоплению и перераспределению капиталов (институт кредитной кооперации);
• активизация развития системы финансовых рынков и институтов, включая банковский сектор и сеть небанковских финансовых организаций (портфельные фонды, фонды венчурного (рискового) капитала, лизинговые и факторинговые компании, страховые компании);