Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 17:31, курсовая работа
Целью работы является выявление особенностей денежного рынка и его механизма в Республике Беларусь, а также анализ проблем регулирования денежного рынка.
Задачами курсовой работы являются:
1) определить понятие денежного рынка, выявить его элементы и структуру ;
2) показать механизм установления равновесия на денежном рынке ;
3) проанализировать особенности денежного рынка Республики Беларусь, выявить проблемы и пути их решения.
Введение…..……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Денежный рынок…………………………………..................................4
Понятие денежного рынка, его участники и инструменты….…………….4
Функции денежного рынка………………..…………………………………5
Структура денежного рынка…………………………………………………6
Глава 2. Спрос и предложение на денежном рынке……………………………9
2.1Спрос на деньги на денежном рынке………………………………………...9
2.2 Предложение денег на денежном рынке …………………………………..11
2.3 Равновесия на денежном рынке…………………………………………….13
2.4 Денежный мультипликатор…………………………………………………16
Глава 3. Особенности функционирования денежного рынка в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..20
3.1 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь и денежно-кредитная политика правительства на 2011-2015 годы ....................20
3.2 Инфляционная политика Республики Беларусь……………………….…..24
3.3 Проблемы и пути развития денежного рынка Республики Беларусь…….26
Заключение……………………………………………………………………… 29
Список использованных источников…………………………………………...
При сокращении предложения денег возникает временный их дефицит. Население пытается преодолеть нехватку денег путем продажи акций и облигаций. Рост предложения на рынке ценных бумаг понизит их рыночную стоимость и одновременно увеличит процентную ставку. Более высокая процентная ставка повышает цену хранения денег и уменьшает их количество, которое люди хотят иметь на руках. Спрос на деньги сокращается и денежный рынок возвращается к равновесию.
На рисунке 2.6 первоначально рынок находится в равновесии в точке Е1 при номинальной ставке процента в 7%. Рост номинального дохода сдвигает кривую спроса на деньги в положение D2. Допустим, что процентная ставка в данное время равна 5%, и соответственно люди хотят держать на руках 200 миллиардов, но банковская система может предложить лишь 150 миллиардов и национальный банк не намерен увеличивать предложение денег. Население и фирмы предпринимают попытки приобрести больше денег, продавая ценные бумаги. Эти действия приводят к понижению цены ценных бумаг и, соответственно, к повышению номинальной ставки процента до 12%, что обеспечивает соответствие количества денег, находящихся в обращении, количеству денег, хранящихся у населения и фирм в соответствии с их желаниями. Денежный рынок достигает нового положения равновесия. Уменьшение спроса на деньги запускает рассмотренные процессы в обратную сторону [2, с.274-275].
Выводы по анализу графиков:
1) При неизменном предложении денег
2) При неизменном спросе на деньги
Основные факторы, которые влияют на величину спроса на денежном рынке:
2.4 Денежный мультипликатор
Национальный банк контролирует денежную базу (сумма наличных денег в обращении и резервов коммерческих банков. Иначе говоря – это деньги повышенной мощности и обозначаются они как МВ), но он не может осуществлять прямое регулирование банковскими резервами, поскольку именно домашние хозяйства и фирмы решают, какая часть МВ должна существовать в виде наличности. Также, национальный банк заинтересован в управлении не резервами как таковыми, а скорее совокупной денежной массой (М1, М2 и другими денежными агрегатами).
Мультипликатор денежной базы или денежный мультипликатор (m) связывает денежную базу с денежным агрегатом (например, М1):
где m – денежный мультипликатор;
M1 – денежный агрегат М1;
MS – предложение денег ;
MB – денежная база,
т.е. денежный мультипликатор – это отношение предложения денег к денежной базе. Его можно представить как отношение суммы «наличность-депозиты» и суммы «наличность-резервы»:
где m – денежный мультпликатор;
С – наличность;
D – депозиты;
R – резервы.
Если разделить числитель и знаменатель правой части уравнения на D (депозиты), то получится:
где с – С/D;
r – R/D;
С – наличность, D – депозиты, R – резервы.
Величина «с» – отношение «наличность-депозиты» – определяется, главным образом, поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты.
Величина «r» – зависит от нормы обязательных резервов и от величины избыточных резервов, которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы.
Предложение денег можно представить как:
где MS – предложение денег;
m – денежный мультипликатор;
MB – денежная база.
Исходя из этого, складывается вывод, что предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора. Денежный мультипликатор показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу.
Важным свойством денежного мультипликатора является то, что он меньше банковского. Это связано с тем, что при превращении какой-либо части прироста денежной базы в наличные деньги она не будет участвовать в процессе многократного расширения депозитов, т.е. только часть прироста денежной базы будет участвовать в данном процессе. Прирост денежного предложения при заданном увеличении денежной базы будет меньше, чем в простой модели.
Национальный банк контролирует предложение денег, прежде всего, путем воздействия на денежную базу, что в свою очередь оказывает мультипликативный эффект на предложение денег. Таким образом, процесс изменения объема предложения денег можно разделить на два этапа:
1) первоначальная модификация денежной базы путем изменения обязательств национального банка перед населением и банковской системой (воздействие на величину наличности и резервов);
2) последующее изменение предложения денег через процесс мультипликации в системе коммерческих банков.
К факторам, определяющим величину денежного мультипликатора и предложения денег, относятся следующие:
• норма обязательного резервирования и коэффициент «с» – отношение «наличность-депозиты». Эти показатели и денежное предложение находятся в обратной зависимости.
• незаимствованная денежная база (разность между денежной базой и объемом кредитов, выданных национальным банком, это наиболее контролируемая часть денежной базы)
• объем рефинансирования.
Эти показатели оказывают прямое влияние на денежное предложение.
Увеличение денежной базы, обусловленное исключительно приростом наличных денег в обращении, не инициирует процесс мультипликации депозитов, в то время как увеличение ее за счет прироста резервов, обслуживающих депозиты, порождает мультипликативный эффект [5, с.150-152].
Вывод по главе
Спрос на деньги складывается из спроса на деньги для сделок и спроса на деньги со стороны активов. Совокупный спрос на деньги можно определить, суммировав спрос на деньги для сделок и спрос на деньги со стороны активов.
Общее количество денег в стране называют предложением денег. Предложение денег зависит от политики Национального банка, деятельности коммерческих банков, поведения экономических субъектов.
Оптимальным для экономики является состояние денежного рынка, когда спрос на деньги равен их предложению. Избыточный спрос на денежном рынке равен избыточному предложению на рынке облигаций.
Денежный мультипликатор –
это отношение предложения денег к денежной
базе. Величина денежного мультипликатора
зависит от нормы резервирования и нормы
депонирования. Чем они выше, т.е. чем больше
доля резервов, которую банки не выдают
в кредит и чем выше доля наличности, которую
хранит население на руках, не вкладывая
ее на банковские счета, тем величина мультипликатора
меньше.
Глава 3
Особенности функционирования денежного рынка в Республике Беларусь
3.1 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь и денежно-кредитная политика правительства на 2011-2015 годы
Основными целями любого государства в области экономики являются обеспечение устойчивого экономического роста, высокий уровень занятости, стабильности внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Ключевые роли в регулировании денежного рынка играют денежно-кредитная и инфляционная политики государства.
Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора, который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий [3, с.125].
В условиях экономики переходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на повышение финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты [3, с.133].
Стоит отметить некоторые положения, из которых Национальный Банк Республики Беларусь должен исходить при разработке денежно-кредитной политики республики [7, с.86-93].
Во-первых, важно иметь в виду, что стратегической целью белорусского государства является обеспечение социально-экономической стабильности в республике, проведение взвешенных реформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Это означает, что денежно-кредитная политика должна разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы не допускать или, по крайней мере, обеспечивать максимальное смягчение возможных «шоков». Стремительный рост безработицы, сложившийся в течение десятилетий в рамках индустриального комплекса СССР и стран СЭВ, которая сопряжена с остановкой крупнейших предприятий и которую пережили или до сих пор переживают некоторые страны СНГ и Восточной Европы, не должны повториться в Беларуси
Во-вторых, следует учитывать, что, несмотря на то, что основу производственного комплекса экономики республики составляют высококонцентрированные предприятия, относящиеся к сложным, довольно наукоемким отраслям обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия и др.), в целом технологическая структура сложилась в условиях «дешевизны» сырьевых, энергетических, трудовых, а также финансовых ресурсов. Модернизация такой структуры, которая является весьма инерционной, требует времени и значительных инвестиций. С другой стороны, функционирование такой технологической структуры сопряжено с рядом других фундаментальных отношений в экономике и социальной сфере. Речь идет о системе перекрестного субсидирования, поддержании низких цен, не покрывающих издержек на сельскохозяйственную продукцию, услуги жилищно-коммунального хозяйства и ряда других отраслей. И с этой точки зрения «завышенный» уровень официального валютного курса является «составным элементом» сложившейся, искаженной по отношению к мировому уровню, структуры цен ресурсоемкого типа технологического базиса производства. Учитывая первую установку, все это означает, что денежно-кредитная политика должна осуществляться в комплексе с финансовой, фискальной и создавать условия для модернизации производства, достижения нормальных, по мировым меркам, ценовых соотношений на предметы конечного спроса, ресурсы и факторы производства.
Третья установка - общего характера, которая, тем не менее, непосредственно определяет возможные параметры, направления денежно-кредитной политики, результаты реализации ее мероприятий и заключается в том, что экономика Беларуси в целом отвечает критериям «малой открытой экономики», или модели Манделла-Флеминга. Её малые масштабы не вызывают сомнения, а вот под открытостью понимается не степень либерализации внешнеэкономических связей, а возможность перемещения капитала. Экономика такой модели тесно связана с внешним миром, но сама не в состоянии оказать ощутимого влияния на конъюнктуру мирового финансового рынка. При этом она характеризуется определенными закономерностями, которые нельзя не учитывать при проведении денежно-кредитной политики: