Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 14:56, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ
1.1. История появления денег как общественного эквивалента
1.2. Денежные реформы в России, механизмы их осуществления
1.2.1. Денежные реформы в СССР
1.2.2. Денежные реформы в России
1.3. Правовое регулирование денежной системы России
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
2.1. Понятие и структура современной денежной системы России
2.2. Виды денег и денежных знаков в современной России
2.3. Основная специфика организации и регулирования денежного обращения в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Целью данной работы является изучение истории осуществления денежных реформ в России.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
раскрыть теоретические положения денежной реформы;
определить основные направления денежных реформ в России в дореволюционный период;
исследовать причины и последствия денежных реформ в советской экономике;
изучить специфику денежных реформ и деноминации в период перехода России к рыночной экономике;
проанализировать эффективность проведенных денежных реформ для экономики России;
изучить правовые основы денежной системы Российской Федерации.
Одновременно вклады в Сбербанке были заморожены, а 1 апреля произошло повышение цен по всей стране. На замороженные вклады было начислено 40%, деньги можно было получить наличными только в следующем году.
В то же время в результате «шоковая терапия» привела к гиперинфляции, которая только по итогам 1992г. составила 2600% и обесценила сбережения граждан в Сбербанке.
1.2.2. Денежные реформы в России
Денежная реформа 1993 года в России
Денежная реформа 1993г. преследовала цели укрощения инфляции и обмена оставшихся денежных знаков 1961–1992 гг. на купюры нового образца. Реформа носила конфискационный характер в связи с тем, что был установлен ряд ограничений при обмене денежных знаков. Кроме того, реформа проводилась в период летних отпусков, что создавало дополнительные сложности для граждан. В этой связи Центробанк РФ выпустил разъяснение о том, что обмен дензнаков с 1 октября 1993г. производится исключительно при предъявлении документов, подтверждающих невозможность обмена в установленные сроки. Данное ограничение было также направлено на борьбу с притоком денежных знаков из бывших советских республик.
______________________
7.Земцов И. Черненко: Советский Союз в канун перестройки / И. Земцов. – Лондон. : O.P.I. – 2005. – 380 с.
Результаты реформы были оценены известной репликой В.С. Черномырдина (занимавшего в то время пост Премьер-министра): «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
В качестве цели реформы было объявлена борьба с инфляцией и изъятие из обращения казначейских билетов старого образца Госбанка СССР. Кроме того, эта реформа решала задачу по разделению денежных систем России и других стран СНГ, использовавших рубль в качестве платежного средства во внутреннем денежном обороте. В Российской Федерации было принято решение о прекращении обращения на территории РФ денежных билетов Госбанка СССР и Банка России образца 1961–1992 гг. и использовании в России с 26 июля 1993г. только банкнот образца 1993г. По сути из-за существенных ограничений на обмен казначейских билетов, реформа носила конфискационный характер .
Граждане России (согласно прописке в паспорте) могли обменять суммы до 100 тыс. руб., о чем в паспорте ставился штамп. Слухи о реформе ходили заранее, власти их опровергали, при этом, реформа была проведена в период отпусков, когда многие были вдали от места прописки. Данное ограничение было также направлено на борьбу с притоком денежных знаков из бывших советских республик. В результате, многие люди физически не успели обменять свои наличные сбережения, и эти деньги пропали.
Реформа 1998 года
Замедление спада в экономике в 1996–1997 гг. вызвало принятие Правительством России и Центральным Банком РФ решения о деноминации рубля и переходе к новому масштабу цен. Старые деньги обменивались на новые в соотношение 1000:1. Денежная реформа не предполагала ни конфискации в каком бы то ни было виде, ни ограничений, ни собственно обмена наличных «старых» денег, которые по-прежнему выполняли свою функцию и участвовали в обороте. С 1 января 1998г. введены в обращение банкноты образца 1997г. достоинством 5, 10, 50, 100 и 500 рублей и металлические монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5 рублей. Банкноты образца 1993 и 1995 гг. (включая их модификации 1994г.) и монеты СССР и России 1961–1996 гг. оставались в обращении в течение всего 1998г. и принимались во всех организациях, предприятиях торговли, сфере обслуживания, Коммерческих Банках в качестве нормального платежного средства из расчета одной тысячной их нарицательной стоимости.
В ходе реформы нарицательная стоимость российских денежных знаков и масштаб цен изменялись в масштабе 1000:1 (одним рублем становится тысяча рублей, обозначенная на «старой» купюре, одной копейкой – монета в 10 рублей).
К окончанию процесса деноминации было изъято более 6 млрд. банкнот (в четыре раза меньше, чем в 1993г.). После 31 декабря 1998г. хождение «старых» денег прекратилось, оставшиеся бумажные и даже металлические деньги можно было обменять до конца 2002г. Однако в середине августа 1998г. финансовая ситуация в стране существенно обострилась. Под воздействием мирового финансового кризиса, отлива из страны спекулятивных иностранных капиталов, падения курсов ценных бумаг на фондовой бирже и зашедшей в тупик экономической политики властей создалась угроза обвальной девальвации рубля. Государство оказалось перед лицом структурного разрыва между наличными ресурсами и непомерным бременем платежей по внутренним и внешним обязательствам. Обязательства Коммерческих Банков перед иностранными кредиторами достигли 16 млрд. долларов, т.е. почти сравнялись с золотовалютными резервами Банка России. Платежи по ГКО-ОФЗ увеличились до 22 млрд. рублей в месяц, тогда как текущие налоговые поступления в бюджет исчислялись в размере 12–13 млрд. рублей. Катализатором негативных процессов в экономике стали непродуманные по своим последствиям решения Правительства Российской Федерации и Банка России от 17 августа 1998г. Произошло совмещение девальвации рубля, скачка цен, паралича банковской системы, резкого падения доверия со стороны потенциальных кредиторов и инвесторов.13
_____________________
13.Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX – XX вв. – СПб. – 2005.
Денежные реформы почти всегда сопровождаются рядом действий по ограничению роста денежной массы, уменьшению дефицита государственного бюджета, а также, в отдельных случаях, введением контроля за ценами и заработной платой. При отсутствии такого рода действенных мер, обеспечивающих осуществление денежной реформы, новые деньги будут представлять собой лишь почву для роста инфляции. На современном этапе острейшей проблемой является устойчивость денежной системы России.
Необходимость стабилизации рубля приобретает еще большее значение, в силу того, что эта задача на протяжении последних лет ставилась неоднократно, но решить ее пока не удалось. Введение в обращение Банком России купюры достоинством в 5000 рублей служит еще одним доказательством возможной реформации существующей денежной системы.
Деноминация 1998 года
4 августа 1997г. Президент России Борис Ельцин подписал Указ № 822, в соответствии с которым 1 января 1998г. Правительство и ЦБ провели деноминацию рубля. По словам Президента, в денежных знаках исчезнут три нуля. Теперь 1 новый рубль равнялся 1000 старых рублей. Изменился и международный крапрод рубля с RUR на RUB. Вскоре после деноминации, 17 августа 1998г. Правительство объявило дефолт по внутренним обязательствам, а курс рубля сильно упал по отношению к другим валютам. Несмотря на то, что эти два события отстоят друг от друга более, чем на полгода, люди их необоснованно связывают между собой.
В течение 1998г. параллельно обращались старые и новые деньги, а цены указывались как в старых, так и в новых деньгах. В общей сложности в этот период законным платёжным. Однако в связи с деноминацией не будет конфискационной реформы, не будут введены какие-либо ограничения, и в течение 1998г. новые и старые купюры будут иметь одинаковое хождение. По мере изъятия старые купюры будут выводиться из обращения, но еще четыре года (до конца 2002г.) их будут принимать к обмену без каких-либо ограничений. 14
Б.Н. Ельцин выразил уверенность, что плавная замена старых купюр на новые упростит жизнь людей, которым «без лишних нулей будет легче». Глава российского государства, сославшись на опыт денежной реформы столетней давности, ввыразил вуверенность, вчто в скором ввремени уже всейчас окрепший
российский рубль станет не менее уважаемой валютой, чем был российский золотой рубль в конце XIX – начале XX века.
1.3. Правовое регулирование денежной системы России
Денежная система представляет собой совокупность отношений, связанных с обращением национальной валюты в стране.
Под «денежным обращением» понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах.
В настоящее время создана денежная система, включающая официальную денежную единицу (банкноты Банка России, а также металлическую монету); эмиссию наличных денег; организацию наличного денежного обращения.
В соответствии с главой 4 Федерального закона от 10 июля 2002г. (ред. от 21.11.2011г.) № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из ста копеек.
Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.1
Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей.
Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 10 июля 2002г. (ред. от 21.11.2011г.) № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон от 02.12.1990г. (ред. от 28.04.2009) № 395-1 «О Банках и банковской деятельности»2, различные нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации.
В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществлять эмиссию наличных денег, т.е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки.
Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация. Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения. Деноминация в отличие от денежной реформы является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.
Ведение кассовых операций на предприятиях и организациях регулирует письмо от 4 октября 1993 г. № 18 «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, основные моменты которого предписывают следующее: «п1. Предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях Банков (далее – Банках). п2. Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации. п3. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. п4. Наличные деньги, полученные предприятиями в Банках, расходуются на цели, указанные в чеке. п5. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных Банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются. п6. Предприятия обязаны сдавать в Банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, которые согласованы с обслуживающими Банками. Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы Банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в Банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров. п7. Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем – оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда. п8. Выдача денег из выручки одних предприятий, имеющих постоянную денежную выручку, на нужды других допускается в отдаленных местностях, где нет Банков, на основе договора между предприятиями по согласованию с Банками, обслуживающими эти предприятия. п9. Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, – до 5 дней), включая день получения денег в банке. п.10. Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий. При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с Банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы Банка. п.11. Предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геологоразведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций, в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.3
Глава 2. Денежная система Российской Федерации
на современном этапе развития
2.1. Понятие и структура современной денежной системы России
В основе системы финансов наряду с денежными отношениями лежит современная денежная система. Государство в законодательном порядке определяет и организует систему денежного обращения в той или иной форме с учетом исторических, национальных и экономических особенностей страны. Таким образом, денежная система представляет собой устанавливаемую государством организацию денежного обращения страны. Денежная система включает в себя следующие элементы:
В соответствии с Федеральным законом РФ «О Центральном Банке РФ (Банке России)» в редакции от 21 ноября 2011г. денежная система России включает в себя банковские билеты (банкноты) и металлическую монету (см. рис. 1).
Рис. 1. Структура денежной системы России
Законом закреплены полномочия Центрального Банка РФ по регулированию денежного обращения в стране, которое осуществляется с помощью таких способов, как проведение денежной реформы, деноминации и эмиссии денег. Под денежной реформой понимается полное или частичное преобразование всей денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения. Деноминация, в отличие от денежной реформы, является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках (см. рис. 2).
Рис. 2. Способы правового регулирования денежного обращения
Под эмиссией понимается выпуск в обращение денежных знаков. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляется исключительно Банком России (ст. 29 названного Федерального закона).2 Поступления наличных денег в кассы Центрального Банка должны соответствовать суммам их выплат. Если поступления превышают расходы, часть наличных средств направляется в резервный фонд Центрального Банка. Если положение с наличными средствами изменится, в обращение выпускаются дополнительные денежные средства из резервного фонда Банка России (см. рис. 3).