Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:19, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить денежно-кредитную систему Республики Беларусь и зарубежных стран, выявить их положительные и отрицательные стороны.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
1. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ………… 5
1.1. Денежный рынок……………………………………………………. 6
1.2. Спрос на деньги. Предложение денег……………………………... 7
1.3. Равновесие денежного рынка……………………………………… 12
2.КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА…………………………………………….. 14
2.1.Структура кредитной системы……………………………………... 14
2.2.Кредит и его формы…………………………………………………. 17
2.3. Создание банками денег……………………………………………. 20
3. ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РАЗЛИЧНЫХ СТРАН ….. 23
3.1 Кредитно-денежная система Республики Беларусь: ретроспективный анализ…………………………………………….......
23
3.2. Денежно-кредитная система зарубежных стран………………….. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 35
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………. 37
Дедолларизация (2000 – 2006 гг.). Национальный банк Республики Беларусь в 2000 г. осуществил ряд стабилизационных мер, в некотором смысле аналогичных тем, которые предпринимались в 1994 г. Прежде всего, была обеспечена положительная доходность процентных операций в белорусских рублях. 14 сентября 2000 г. был осуществлен переход к единому курсу на уровне 1180 бел. руб. за 1 долл. США. Началась дедолларизация экономики.
Если в начале 2001 г. сумма долларовых депозитов превышала величину рублевых вкладов в 2,5 раза, то к концу 2006 г. сумма последних стала в 2 раза больше. За этот период позитивно изменилась структура кредитных вложений в экономику. Вся их сумма за 7 лет в реальном выражении в 3,2 раза (в номинальном – в 14,1 раза), причем рублевые кредиты увеличились в 4,6 раза (20,6 раза), кредиты в иностранной валюте – в 1,9 раза (в 8,6 раза). К 2007 г. уровень инфляции и процентных ставок последовательно приближался к нормальным, характерным для стабильной экономики. Возрастал финансовый потенциал банковской системы, банки переключились на кредитование экономики [9, с. 50; 10, с.32].
Современный этап (начиная с 2007 г.). До 2006 г. стабилизационная политика, носившая экстенсивный характер, давала положительные результаты. В 2007 г. положение изменилось. Началось ускорение инфляции и в 2008 г. увеличилась более чем в 2 раза (с 6,6 до 13,3 % в год). Ставка рефинансирования стала отрицательной. Белорусские банки стали увеличивать ставки по кредитам, что отрицательно сказывалось на состоянии реального сектора экономики. Начался медленный процесс обратной долларизации экономики [16, с.26].
С 1 января 2009 г. Национальный банк осуществил резкую девальвацию белорусского рубля к доллару США (на 20 %). Была повышена ставка рефинансирования с 10,25 % до 14 % годовых. Данные меры предпринимались в связи с кризисом на мировых финансовых рынках.
На 5 марта 2010 года в Республике Беларусь в нормальном режиме функционировало 32 банков с 482 филиалами (см. приложение 2). Из 32 действующих банков 25 – с участием иностранного капитала, в том числе 8 – со 100 % - ым иностранным капиталом. На территории Республики Беларусь находится 8 представительств иностранных банков (см. приложение 3) [3].
В 2010 -2011 гг. Национальный банк Республики Беларусь переходит к использованию механизма привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют. В её состав включены доллар США, евро и российский рубль с равными долями этих валют в корзине. Введение указанного механизма курсообразования позволит более эффективно управлять курсом национальной валюты по отношению к иностранным валютам, имеющим основное значение для внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, и повысит устойчивость экономики к воздействию внешних факторов [15, с.88].
Стабильность нового режима курсообразования будет обеспечиваться за счет государственных золотовалютных резервов, рост которых планируется, в том числе и от получения кредита Международного валютного фонда.
Основными целями кредитно-денежной политики являются защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам. В процессе денежно-кредитного регулирования требуется оптимизировать выбор между стимулированием экономического роста и борьбой с инфляцией. Для стимулирования экономического роста проводится кредитная экспансия (дешёвый, доступный кредит, низкие процентные ставки), а для сдерживания инфляции - кредитная рестрикция, общее ограничение денежной массы. Поэтому денежно-кредитное регулирование должно сочетаться с гибкой бюджетной и налоговой политикой. Инструменты денежно-кредитной политики формируются на уровнях и в пропорциях, обеспечивающих поддержание целевых параметров инфляции и курса рубля.
Таковы основные этапы денежно-кредитной системы республики.
Рассмотрим уровень развития денежно-кредитной системы с 1991 по 2010 гг.
Рис. 3.1 График с маркерами, отражающий динамику индикатора уровня развития ДКС Республики Беларусь
Значения индикатора уровня развития ранжируется следующим образом: до 3 – слаборазвитая денежно-кредитная система, более 3 и менее 9 – среднеразвитая, более 9 – высокоразвитая.
В СССР данный показатель составлял более 10. В Республике Беларусь он резко снизился вначале 1990-х гг. в связи с общеэкономическим кризисом до уровня 4. После выхода экономики из гиперинфляции, т.е. начиная с 1995 г., этот показатель стал расти. В последние годы стабилизировался на уровне чуть выше 7, что соответствует среднеразвитым денежно-кредитным системам.
Анализ ретроспективной динамики и оценка структуры денежно-кредитной системы Беларуси позволяют сделать следующий вывод. В настоящее время денежно-кредитная система нашей страны относится к типу среднеразвитых и характеризуется относительно небольшим финансовым потенциалом. Для наращивания финансового потенциала и повышения степени устойчивости ДКС Республики Беларусь необходимо осуществление институциональных преобразований во всей экономике.
3.2. Денежно-кредитная система зарубежных стран
Денежно-кредитная система ЕС
Кредитная система ЕС состоит из двенадцати национальных центральных банков. В том числе Банк Франции, Банк Италии, Банк Испании, Нидерландский банк, Национальный банк Бельгии, Австрийский национальный банк, Банк Греции, Банк Португалии, Банк Финляндии, Центральный банк Ирландии, Центральный банк Люксембурга, Бундесбанк Германии, а также Европейский Центральный Банк (ЕЦБ), расположенный во Франкфурте-на-Майне, вместе образуют Евросистему. Структура европейской системы центральных банков представлена на схеме (см. приложение 4).
Помимо внесенного капитала 12 НЦБ ЕВС (см. приложение 5) перевели на счета ЕЦБ валютные резервы на сумму 40 млрд. евро. Передача валютных резервов также проведена пропорционально доле каждой страны в капитале ЕЦБ. Взамен каждый национальный центральный банк был кредитован ЕЦБ денежными требованиями в евро-эквиваленте за их дополнительный валютный вклад. Причем 15% этих вкладов были внесены монетарным золотом, а оставшиеся 85% в долларах США и японских йенах. Любая другая страна ЕС, пожелавшая присоединиться к евро, должна прежде всего отвечать критериям присоединения (конвергенции).
ЕЦБ представляет уникальную организационную структуру, не имеющую аналога в мировой практике. Уникальность заключается в том, что в одной системе сочетаются качественно разные структуры: централизованные и децентрализованные.
Евросистемой и ЕСЦБ управляют те органы Европейского Центрального Банка, которые наделены правом принятия решения. Таковыми органами являются: Совет управляющих и Исполнительный комитет.
Высшим звеном ЕЦБ является Совет управляющих, в который в количестве 18 человек входят все члены Исполнительного комитета (6 человек) и управляющие всех 12 НЦБ Евросистемы.
На Совет управляющих возлагаются следующие функции:
1. разрабатывать важнейшие направления деятельности и принимать необходимые решения, обеспечивающие выполнение задач, возложенных на Евросистему;
2. определять денежно-кредитную политику для зоны евро, включая ассигнования, решения, касающиеся промежуточных денежно-кредитных ориентиров (целей), основных процентных ставок и резервов в Евросистеме, и устанавливать необходимые ориентиры для их реализации;
3. рассматривать и утверждать годовой отчет ЕЦБ [8, с.34].
Кредитная система РФ: сущность, структура, значение
Современна кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита.
В настоящее время структура кредитной системы РФ состоит из трех ярусов:
1.Центральный банк.
2.Банковская система: коммерческие банки; сберегательные банки; ипотечные банки.
3.Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты: страховые компании; инвестиционные фонды; пенсионные фонды; финансово-строительные компании и прочие.
Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать потребности рыночного хозяйства и все больше приспосабливается к процессу новых экономических реформ.
В тоже время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.
Многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. Ряд инвестиционных фондов, финансовых компаний и банков построили свою деятельность не на подлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну банкротств. Кроме того, высокие ставки на краткосрочные кредиты ведут к необоснованному росту прибылей, которые в последующем конвертируются в иностранную валюту, что обесценивает рубль и ведет к усилению инфляции. Поэтому многие стороны банковской системы РФ нуждаются в дальнейшем совершенствовании [1, 3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005-2010 годы предусматривается повысить роль банковского сектора как эффективного механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики. Предполагается обеспечить укрепление финансовой устойчивости банковской системы, расширение ресурсной базы банков и повышение ее качества, приближение принципов и практики банковского надзора к международным стандартам. Для поддержки приоритетных отраслей и производств государство должно использовать экономические методы, включая средства бюджетов для льготирования процентных ставок, налоговые льготы, бюджетные ссуды и гарантии. Намечается обеспечить развитие финансово-кредитной системы страны за счет привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, более полного использования возможностей свободных экономических зон.
Особое внимание уделяется созданию условий гарантирования вкладов населения в банках. Оно должно обеспечиться за счет соответствующей законодательно-нормативной базы, повышения роли в этом централизованных фондов банков и создания фондов гарантирования вкладов. Денежное предложение в национальной валюте должно формироваться в объемах, достаточных для обеспечения экономики расчетно-платежными средствами и адекватных намечаемых по годам темпам роста реального ВВП и цен. Важнейшие инструменты денежно-кредитной политики (обязательные резервы, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, депозитные операции, процентная политика) будут формироваться на уровнях и в пропорциях, обеспечивающих поддержание целевых параметров инфляции и курса доллара. Ужесточение денежно-кредитной политики - главный фактор обеспечения последовательного снижения темпов инфляции.
Политика обменного курса белорусского рубля должна быть ориентирована на снижение инфляции, пополнение официальных валютных резервов страны. При формировании валютного курса белорусского рубля будут учитываться условия внешней торговли, и прежде всего колебания мировых цен на товары, изменение кросс-курсов валют стран, являющихся ее основными экономическими партнерами.
Основу процентной политики составят меры, обеспечивающие устойчивое достижение процентными ставками положительного в реальном выражении уровня и превышение реальной доходности активов, номинированных в национальной валюте, над их доходностью в иностранной валюте.
В целях повышения эффективности функционирования банковской деятельности необходимо более широко использовать принцип независимости Национального банка Республики Беларусь, который является необходимым условием стабильности денежно-кредитной системы, повышения эффективности регулирования денежной сферы.
В настоящее время Национальным банком Республики Беларусь проводится политика процентных ставок, которая обеспечивает привлекательную доходность по срочным депозитам в национальной валюте так, в 2010 г. объём денежной массы увеличился к уровню начала года на 18,3%. Основными целями этой политики является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупателей способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам. Также, в Республике Беларусь производятся мероприятия по оптимизации выбора между стимулированием экономического роста, используется кредитная экспансия: дешёвый и доступный кредит, низкие процентные ставки.
Таким образом, эффективность кредитно-денежной политики в Республике Беларусь будет зависеть от того насколько гибко денежно- кредитное регулирование будет составляться с бюджетной и налоговой политикой.