Денежно-кредитная система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить денежно-кредитную систему Республики Беларусь и зарубежных стран, выявить их положительные и отрицательные стороны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
1. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ………… 5
1.1. Денежный рынок……………………………………………………. 6
1.2. Спрос на деньги. Предложение денег……………………………... 7
1.3. Равновесие денежного рынка……………………………………… 12
2.КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА…………………………………………….. 14
2.1.Структура кредитной системы……………………………………... 14
2.2.Кредит и его формы…………………………………………………. 17
2.3. Создание банками денег……………………………………………. 20
3. ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РАЗЛИЧНЫХ СТРАН ….. 23
3.1 Кредитно-денежная система Республики Беларусь: ретроспективный анализ…………………………………………….......
23
3.2. Денежно-кредитная система зарубежных стран………………….. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 35
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………. 37

Файлы: 1 файл

макроэкономика.doc

— 348.50 Кб (Скачать)

Межбанковский кредит предоставляется банками друг другу, когда у одних банков возникают свободные ресурсы, а у других их недостает. Следует отметить, что размер кредитов одних банков (кредиторов), предоставляемых другим банкам (дебиторам) довольно существенны. Так, по данным за 2010 г., из общей суммы кредитных вложений на долю этого вида кредитов приходилось более 20% [4].

Коммерческий кредит – это кредит, предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу в товарной форме путем отсрочки платежа. Необходимость в нем возникает вследствие несовпадения времени производства и обращения отдельных товаров. В развитых странах коммерческий кредит составляет 20-30% всех кредитных сделок.

Государственный кредит имеет место, когда заемщиком выступает государство, а кредиторами – банки, население, предприятия. Для заимствования необходимых денежных средств государство выступает и продает ценные бумаги: казначейские векселя, облигации. Покупая их, субъекты хозяйствования, население кредитуют государство.

Потребительский кредит в основном связан с предоставлением населению ссуд на приобретение товаров длительного пользования. Такие ссуды погашаются в рассрочку, по частям. Он выдается под залог движимого имущества, включая драгоценные камни, металлы, сроком до трех месяцев, в размере от 50 до 80% стоимости закладываемого имущества. Если ссуда не погашается в срок, вещи, сданные в ломбард, продаются, а вырученные средства идут на покрытие долга.

Лизинг-кредит – это предоставление в долгосрочную аренду машин и оборудования, транспортных средств и т.д. при сохранении права собственности на них за арендодателем. Он делится на: финансовый и оперативный. При финансовом кредите технические средства предоставляются на весь срок их амортизации, при оперативном – срок соглашения короче срока службы средств производства.

Международный кредит представляет собой кредит, выдаваемый государствами, международными кредитно-финансовыми институтами, частными фирмами в процессе международного экономического сотрудничества. Он имеет в основном денежную форму, хотя может предоставляться и в товарной. Кредиты, выдаваемые в денежной форме и имеющие долгосрочный характер, получили название внешние займы. Международный коммерческий кредит часто выступает в виде фирменного кредита, когда фирма-экспортер одной страны предоставляет импортеру другой страны отсрочку платежа.

В зависимости от назначения или направления кредит различают: потребительский, промышленный, торговый, сельскохозяйственный, инвестиционный, бюджетный.

По методам погашения различают банковские ссуды, погашаемые в рассрочку (частями, долями), и ссуды, погашаемые единовременно, на определенную дату.

   Кредит выполняет ряд функций:

1.      распределительную;

2.      эмиссионную (на основе кредита и в связи с кредитом происходит выпуск денежных знаков, безналичных платежных средств, ценных бумаг);

3.      контрольную (в процессе совершения кредитных операций осуществляется контроль экономической деятельности предприятий и их финансовое состояние);

4.      регулирующую (с помощью различных мероприятий, таких как изменение процентных ставок, предоставления гарантий, государство может воздействовать на хозяйственные процессы в экономике) [7, с.457].

 

2.3. Создание банками денег

Банки путем кредитования способны создавать новые деньги. Как это происходит? Каждый коммерческий банк или другое кредитное учреждение должны иметь установленные законом обязательные резервы. Их размер определяет центральный банк: он указывает, какой процент своих активов коммерческий банк должен иметь либо в виде вкладов в центральном банке, либо в виде кассовой наличности. Этот процент называется резервной нормой. Остальные денежные средства банк может использовать для приращения денег. Процесс создания банками денег рассмотрим при следующих упрощениях: норма обязательных резервов одинакова для всех банков и равна 10 %; в балансовых отчетах банка отражаются только изменения; избыточные резервы (они равны разнице между общими и обязательными резервами банка) банки используют для выдачи ссуды одному лицу.

Предположим, клиент вложил в банк А 1000 дол. Тогда балансовый отчет банка, в котором по условию отражаются только изменения, будет таким:

                       Активы                               Пассивы

Банк А 

                Резервы + 1000 дол.           Депозиты + 1000 дол.

 

Фактические резервы банка А составляют 1000 дол., обязательные – 10 % или 100 дол. Избыточные резервы равны 900 (1000-100) дол. Банк А имеет право отдать в ссуду 900 дол. Допустим, он дал в заем эти деньги некоему хозяйствующему субъекту. Теперь его балансовый отчет будет иметь вид

                           Активы                               Пассивы

Банк А 

               Обязательные резервы + 100 дол.        Депозиты + 1000 дол.

                             Ссуда + 900 дол.

Таким образом, на счету банка А значатся депозиты в сумме 1000 дол. и ссуда в 900 дол. Общая  сумма денег составляет 1900 дол. следовательно, банк А создал 900 дол. дополнительных денег.

Допустим, хозяйствующий субъект использовал полученную ссуду в 900 дол. для оплаты купленного сырья. Поставщики сырья переведут полученные деньги (наличные или чек) на свой счет в банке Б. Этот банк, получив вклад в размере 900 дол., тоже составит 10 %, а остальные деньги отдаст в ссуду. Его балансовый отчет будет таким:

                           Активы                               Пассивы

Банк Б 

               Обязательные резервы + 90 дол.        Депозиты + 900 дол.

                             Ссуда + 810 дол.

Банк Б создает дополнительные деньги – 810 дол. получив эту ссуду, другой хозяйствующий субъект может истратить ее, заплатив третьим лицам за товары или услуги. Последние положат полученные деньги в банк В. Балансовый отчет банка В будет таким:

                           Активы                               Пассивы

Банк Б 

               Обязательные резервы + 81 дол.        Депозиты + 810 дол.

                             Ссуда + 729 дол.

Процесс этот будет продолжаться до тех пор, пока вся сумма вклада не будет использована в качестве обязательных резервов. Теоретически при норме резервов в 10 % каждый 1 дол., вложенный в банк, приведет к созданию 10 дол. И наоборот, каждый изъятый из банка 1 дол. приведет к сокращению денежной массы на 10 дол., т.е. имеет место эффект мультипликации. Денежный мультипликатор m можно определить по формуле

m = 1 / R,

где R – резервная норма;

m – максимальное количество кредитных денег, которое может быть создано 1 дол. при данной величине R.

Объем средств на резервных счетах кредитно-финансовых институтов является основным объектом денежно-кредитного регулирования. Изменяя его с помощью инструментов денежно-кредитной политики, можно влиять на предложение денег с целью стабилизации совокупного объема производства, уровня цен и занятости [14, с.239].

 

 

 

3. ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РАЗЛИЧНЫХ СТРАН

3.1 Кредитно-денежная система Республики Беларусь: ретроспективный анализ

Как и в других странах, бывшего СССР, денежно-кредитная система Беларуси возникла на основе весьма специфической денежно-кредитной системы административно-командного типа. С точки зрения анализа институциональной динамики важно то, что она характеризовалась полным монополизмом государства в этой сфере, нерыночными методами формирования и распределения заемных фондов, а также жестким разделением наличного и безналичного денежного обращения. Вместе с тем денежно-кредитная система СССР была весьма мощной. Коэффициент монетизации составлял величину более 70 %, отношение суммы кредитов к уровню ВВП – примерно такую же. Вначале 1990-х гг. положение резко изменилось.

              Рассмотрим этапы формирования денежно-кредитной системы нашей страны более подробно.

              Начальный этап институциональной трансформации денежно-кредитной системы Республики Беларусь (с начала 1990-х гг. до 1994 г.). Точную дату начала институциональной трансформации денежно-кредитной системы страны определить невозможно. Коммерческие банки начали появляться в республике еще в период СССР (первым стал Минский инновационный банк, созданный в 1988 г.; позже преобразован в Приорбанк), а законы  «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банковской деятельности в Республике Беларусь» были приняты в 1990 г.

              В 1991 г. начался бум образования банков второго уровня. Только в этом году их было учреждено 14, в последующие годы создавалось по 5 - 10 новых банков (вплоть до 1995 г., когда их число достигло 49). В начале 1992 года была осуществлена либерализация цен, установлена котировка иностранных валют к бывшему союзному рублю, банки стали принимать депозиты в иностранной валюте. В марте 1992 года в обращение введен белорусский рубль (так называемый «зайчик»). Сначала он выступал в качестве суррогатного российского рубля и обращался параллельно с ним. Цель введения «зайчика» заключалась в недопущении кризиса наличности. Белорусский рубль был жестко зафиксирован к российскому рублю по курсу 1:10, но с августа 1994 года был признан единственным законным платежным средством в республике.

Банковская система в рыночной экономике является двухуровневой и включает Центральный банк (эмиссионный) и коммерческие (депозитные) банки различных видов. Основными функциями коммерческих банков считаются привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов. Посредством этих операций коммерческие банки могут создавать деньги, т.е. расширять денежное предложение, что отличает их от других финансовых учреждений. Банки занимаются также куплей и продажей ценных бумаг.

Центральный банк выпускает в обращение национальную валюту, хранит золотовалютные резервы страны, обязательные резервы коммерческих банков, выступает в качестве межбанковского расчетного центра. Во всех странах Центральные банки формируют и осуществляют денежно-кредитную политику, контролируют и  координируют деятельность коммерческих банков [3].

              Динамика банковской системы в этот период характеризовалась следующими тенденциями.

              Несмотря на то, что в нашей стране существовали относительно крупные банки (Сбербанк, Белагропромбанк, Белпромстройбанк, Белвнешэкономбанк), их собственный капитал и ресурсная база быстро обесценились. Что касается других банков, большинство из них располагали собственным капиталом в размере 5 – 10 млн. долл. США. Многие из них были ориентированы на  обслуживание буквально одного или нескольких корпоративных клиентов.

              Кроме того, что в данный период не существовало нормальных механизмов, обеспечивающих контроль за использованием кредитов, банки действовали в условиях гиперинфляции и резкого сокращения реальной ресурсной базы (приложение 1). Два года подряд потребительские цены увеличивались более чем в 20 раз. Коэффициент монетаризации, отражающий масштаб ресурсной базы банковской системы, сократился практически на порядок.

              Доля противодействия спаду, экономики осуществлялась кредитная поддержка отдельных ее отраслей, прежде всего сельского хозяйства и строительства, приводившая к эмиссии. Такое проинфляционное финансирование сохранило агропромышленный комплекс Беларуси и породило затяжную гиперинфляцию. Началась долларизация экономики. В 1994 г. сумма депозитов в иностранной валюте превысила сумму в рублевых (см. приложение 1).

              Таким образом, в течение этого этапа ситуация способствовала рентоориентированному проведению, основанному на использовании кредитных ресурсов коммерческих банков, получаемых под отрицательные процентные ставки. При этом кредитные ресурсы часто выдавались под льготные процентные ставки на значительные сроки.

              Выход из гиперинфляции (1995 г.). В Республике Беларусь гиперинфляция продлилась около двух лет (обычно длится не более года).

В конце 1994 года Национальный банк  установил ставку рефинансирования на уровне 480 % годовых, что было сопоставимо с месячным темпом инфляции. Это резко повысило спрос на белорусские рубли со стороны банков и позволило быстро стабилизировать  валютный курс. В 1995 г. значительно снизился коэффициент долларизации (см. приложение 1), а темпы инфляции сократились с более 20 % в месяц до 5 %. В целом за1995 г. цены возросли примерно в 3,4 раза. Официальный курс был зафиксирован на уровне 11,5 тыс. бел. руб. за 1 долл. США и практически не менялся в течение года.

              Нарастание дисбалансов в денежной системе при положительных темпах роста экономики (1996 – 1999 гг.). Достигнутая стабилизация денежно-кредитной сферы продолжалась в 1996 г. для него характерны самые низкие показатели инфляции, девальвации процентных ставок. Тем не менее, в 1996 г. осуществлялось льготное кредитование отдельных отраслей.

              По сути, банковская система выполняла функцию субсидирования отдельных отраслей реального сектора экономики, который в целом нес повышенную налоговую нагрузку. К этому следует прибавить субсидирование критического импорта за счет продажи валюты на его закупку по официальному курсу. Разрыв котировок между ним и рыночным к концу 1996 г. достиг 30 %, а к 2000 г. возрос в три раза. Кредитная эмиссия «оплачивалась» высокой инфляцией. Возобновилась тенденция к долларизации экономики.

Информация о работе Денежно-кредитная система РБ