Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:50, курсовая работа
Республика Беларусь – относительно молодое государство, которое вместе с независимостью получило также ряд серьезных проблем. Одной из них была проблема формирования устойчивой денежной системы, без которой не смогла бы функционировать вся экономика. И эта проблема была решена, но не до конца.
В ближайшем будущем в денежной системе страны могут произойти серьезные изменения, чем и обусловлена актуальность темы данной курсовой работы. Речь идет о возможном объединении денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации. В соответствии со статьей 13 подписанного в 1999 г. «Договора о создании Союзного государства» предусматривается введение единой денежной единицы.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
1 Теоретические аспекты изучения денежной системы………………….... 5
Сущность денежной системы и её значение…………………………… 5
Типы денежных систем и принципы их построения………………….. 8
Элементы денежных систем и их характеристика…………………….. 11
Изучение денежной системы Республики Беларусь…………………… 16
Исторические предпосылки становления денежной системы Респуб-
лики Беларусь………………………………………………………………… 16
Денежная единица Республики Беларусь, её характеристика………… 18
Роль Национального банка Республики Беларусь в функционировании денежной системы и система валютного регулирования……………… 20
Перспективы развития денежной системы Республики Беларусь и её денежная политика………………………………..................................... 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 29
Список использованных источников………………
б) органы валютного регулирования;
в) процедура регламентации проведения валютных операций (при директивном механизме валютного регулирования).
Первый элемент системы предназначен для определения стратегических целей, достигаемых применяемым механизмом регулирования и органов валютного регулирования, их состава и функций.
Система
валютного регулирования
Одним
из субъектов валютного
Главной целью, на достижение которой направлена вся деятельность Национального банка Республики Беларусь, является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты. Для достижения этой цели Национальным банком используются различные инструменты прямого и косвенного воздействия на обменный курс национальной валюты.
В
соответствии с законодательством
Республики Беларусь на Национальный
банк возложены функции исполнительного
органа государственного валютного регулирования
и контроля по определению сферы и порядка
обращения иностранной валюты на территории
Республики Беларусь, регулирования курса
национальной валюты к иностранным валютам,
лицензирование деятельности коммерческих
банков по операциям с валютными ценностями.
3
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
И ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
На мой взгляд, наиболее актуальным направлением развития денежной системы Республики Беларусь является объединение с денежной системой Российской Федерации.
Постсоветские отношения между Россией и Беларусью всегда выгодно отличались от отношений других бывших союзных республик отсутствием принципиальных противоречий. Уже поэтому вскоре после распада СССР предпринимались попытки решить "денежный" вопрос. Но всякий раз от объединения денежных систем по тем или иным причинам приходилось воздерживаться. Вот и теперь предполагалось, что еще с 1 января прошлого года наши государства перейдут на использование российского рубля в качестве общего платежного средства. Потом этот срок был отнесен на год, и еще раз – на более поздний период. Хотя, как не раз заявляли руководители банковских систем наших стран, технически они уже готовы к переходу на общий рубль.
В мировой практике существуют многочисленные интеграционные объединения, опыт создания которых используется при формировании основ интеграции Беларуси и России. При этом наиболее часто в литературе встречаются ссылки на опыт валютной интеграции в Евросоюзе. Необходимо отметить, что при объединении европейские страны не ставили перед собой цель введения единой валюты. Более того, даже если ЕС и решился на введение общей денежной единицы, то это стало скорее исключением из правила на фоне всех остальных интеграционных группировок. Ведь созданная в 1994 году зона свободной торговли НАФТА не ставит перед собой цель объявить доллар валютой Канады и Мексики. Да и другие объединения (МЕРКОСУР, АСЕАН) функционируют скорее с целью извлечения максимальных преимуществ от взаимной торговли, нежели направляют интеграционные процессы в сторону введения общей денежной единицы [20,c.15].
Однако помимо Европейского союза есть и другие примеры, которые могут быть интересны с точки зрения валютной интеграции Беларуси и России. Безусловно, привлекает внимание опыт объединения денежных систем ФРГ и ГДР. Этот пример в какой-то степени схож с белорусско-российской интеграцией, так как в обоих случаях более развитое государство объединялось с менее сильным. К тому же по сути это единый народ, который исторически долгое время находился в рамках одного государства.
Однако Беларусь – это самостоятельное и независимое государство, а не северо-западный край другой страны. К тому же, как известно, объединение денежных систем обеих частей Германии привело к крупным негативным экономическим последствиям, несмотря на многомиллионные вливания ФРГ в экономику ГДР. Так, в Германии уровень безработицы в 1990-е годы стал одним из самых высоких в Европе (10%), рабочая сила из восточных земель начала интенсивно перемещаться в западные, темп развития экономики сократился (0,8%), доходы населения восточной части так и не достигли уровня западной. Объединение сказалось в целом на всем Евросоюзе. Рост бюджетного дефицита в ФРГ ослабил немецкую марку, которая была основой реализации идеи евро. Это привело к спекулятивному давлению практически на все европейские валюты, а затем – к девальвации лиры, фунта, расширению пределов колебаний европейских валютных курсов и выходу Великобритании из европейского механизма обменных курсов.
Таким образом, интеграционный процесс между Беларусью и Россией может предполагать две модели развития:
1 Путем поэтапного выравнивания экономической базы этих государств для эффективного экономического сотрудничества, которое может предполагать возможность в итоге введения единой валюты.
2 Путем введения вначале общей денежной единицы, посредством чего будут создаваться единые экономические условия.
Рассмотрим
вначале второй вариант, который
декларируется в
Кроме того, в результате ускоренной валютной интеграции в стране практически исчезнет национальное денежно-кредитное и валютное регулирование, а это значит, что белорусская банковская система с несопоставимо малой капитализацией (в 1,7 раза меньше, чем в РФ) просто растворится в российской. К тому же фактически все отношения с международными финансовыми организациями будут вестись исключительно российской стороной, а это, без сомнения, повысит незащищенность белорусских интересов.
Таким образом, рассмотренный вариант введения единой валюты является нерациональным и экономически необоснованным. Денежная единица, вводимая для ускорения экономического выравнивания интегрирующихся стран, на этапе своего безналичного обращения фактически может превратиться и остаться расчетной единицей, не выполняя возложенных на нее обязательств. Искусственно рассчитываемая валюта, не подкрепленная реальными экономическими показателями, фактически уже существовала в рамках СЭВ (переводный рубль) и не привела к сближению экономических систем и введению полноценной валюты.
В связи с этим можно отметить, что эволюционный путь интеграционного развития на основе первой модели является оптимальным, жизнеспособным и наиболее приемлемым для обеих сторон.
Это подтверждается тем, что экономические потенциалы Беларуси и России значительно разнятся между собой. В частности, Республика Беларусь более чем в 20 раз уступает Российской Федерации по размерам номинального ВВП, расходов и доходов бюджетов. В 67 раз денежная масса России превышает аналогичный показатель в Беларуси, а международные резервы — в 96 раз [20,c.17].
Между тем в соответствии с подписанным в свое время соглашением с 2008 года должны начать действовать единый эмиссионный центр и использоваться единая валюта. Времени остается немного. Необходимо поставить конкретные сроки введения единого платежного средства, рассмотрев этот вопрос на Высшем Госсовете. Оставшееся время надо использовать на уравнение условий хозяйствования, убеждены, в частности, в Национальном банке Беларуси. А пока наилучший способ подготовиться к единению финансовых систем – укреплять национальную денежную единицу.
По мнению главы Национального банка, у Беларуси есть все экономические основания для того, чтобы укрепить белорусский рубль. В 2005 г. у нас было положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Положительное сальдо позволяет увеличивать валютные резервы страны и укреплять нашу валюту [25].
В 2005 г. достигнут качественно новый результат денежно-кредитной политики: белорусский рубль укрепился относительно валют других стран. Официальный курс белорусского рубля к российскому вырос на 3,9%, к доллару США — на 0,8%, к евро — на 13,7%. Проводимая валютная и процентная политика, а также ряд других факторов способствовали существенному снижению инфляции. Индекс потребительских цен в 2005 г. составил 8% против 14,4% в 2004 г. Потребительские цены в Беларуси росли в 1,36 раза медленнее, чем в России, и в 1,29 раза медленнее, чем в Украине.
За 2001-2005 гг. была замедлена девальвация и обеспечена стабильность курса белорусского рубля. Годовой темп прироста потребительских цен сократился в 12,4 раза [25].
Были
созданы условия для торговли
валютой предприятиями и
Глава Национального банка был полон оптимизма и в отношении единой валюты Союзного государства Беларуси и России. В соответствии с межгосударственным соглашением, которое было подписано в 2000 г., планировалось введение российского рубля в качестве единой валюты с 1 января 2005 г. и введение единой валюты Союзного государства с 1 января 2008 г. Как отметил глава Национального банка, “по известным причинам нам не удалось выполнить первую часть соглашения”, и для того чтобы решить эту проблему, после длительных переговоров стороны согласились с тем, на чем настаивала Беларусь: введение единой валюты должно быть заключительным этапом интеграции после создания единого экономического, таможенного пространства, а также равных условий для субъектов хозяйствования и населения наших стран.
С учетом этого была составлена программа совместных действий центральных банков Беларуси и России. Она рассчитана в основном на 2010 г. В течение этого года, заявил П. Прокопович, “мы должны решить все проблемы”.
Он отметил, что раньше 2011 г. ввести единую валюту будет невозможно даже технически. Если намеченные мероприятия в 2008 г. или в I квартале 2009 г. будут полностью выполнены, то необходимы еще минимум полгода, а еще лучше 9 месяцев для того, чтобы решить технические вопросы и внести изменения в законодательные акты [11].
Денежная политика, суть которой сводится к регулированию макроэкономики и контролю объема денежной массы, находится в рамках общей экономической политики государства. В этой связи промежуточными целями денежной политики являются:
а) экономический рост и сведение безработицы к минимуму;
б) стабильность цен и контроль над инфляцией;
в) устойчивость национальной валюты и платежного баланса;
Основополагающая цель денежной политики Республики Беларусь - помощь экономике в достижении высокого уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежная политика состоит в изменении предложения с целью обеспечения роста производства конкурентоспособной продукции, занятости населения и стабилизации уровня цен. Иными словами, она вызывает увеличение денежного предложения во время спада производства для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, уменьшает предложение для ограничения расходов.
При
выработке денежно-кредитной
Информация о работе Денежная система Республики Беларусь: особенности и перспективы развития