Циклическое развитие экономики и сущность кризисных явлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – сравнение причин и последствий экономических кризисов в России.
Задачи работы:
- изучить сущность, причины, виды и последствия экономических кризисов.
- проанализировать причины и последствия кризисов российской экономики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЦИКЛИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ И СУЩНОСТЬ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ 5
1.1 Цикличность экономического развития 5
1.2 Сущности и виды экономических кризисов 8
1.3 Причины возникновения экономических кризисов 10
1.4 Методы борьбы с кризисами 12
2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 90-Х ГОДОВ 16
2.1 Причины возникновения 16
2.2 Реформы правительства в 90-е годы 18
2.3. Последствие кризиса для России 20
3. РОСИЯ В ПЕРИОД МИРОВОГО КРИЗИСА 2008-2009гг 25
3.1 Россия: до и во время кризиса 25
3.2 Антикризисные меры 29
4. ДВА КРИЗИСА. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОБЫТИЙ 90-Х И 2008-2009 ГОДОВ. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

курсовик).docx

— 85.62 Кб (Скачать)

5) имущественный взнос  РФ в уставной капитал АСВ (Агентство  по страхованию вкладов) на сумму 200 млрд. руб. для капитализации банков;

6) размещение на депозитах  коммерческих банков средств  Госкорпорации ЖКХ (135 млрд. руб.) и  Фонда содействия реформированию  ЖКХ (143 млрд. руб.).[12]

Б) Меры ДКП, проводимые ЦБ РФ:

1) снижение нормативов  обязательных резервов по всем  видам до 0,5%. Сумма поддержки: 370 млрд. руб.;

2) повышение ставки рефинансирования (13%) Банка России и процентных  ставок по операциям, проводимым  ЦБ для снижения уровня оттока  капитала из России и сдерживание  инфляционных тенденций;

3) предоставление Банком  России безналоговых кредитов  коммерческим банкам (116 банков) на  срок не более шести месяцев. В сумме ЦБ готов предложить  банкам до 700 млрд. руб. минимум под 8,5% годовых;

4) изменение порядка предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами, а также пополнение списка ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов ЦБ РФ. Цель - расширение возможностей получения кредитными организациями дополнительной ликвидности в ЦБ (1 трлн. руб. доп. ликвидности);

5) изменение параметров  сделок "валютный своп", проводимых  Банком России на внутреннем  валютном рынке РФ. На 11.12.2008 максимальный  объем средств, предоставляемых  кредитным организациям по операциям "валютный своп" Банка России, составлял 5 млрд. руб.

Второй шаг: меры по поддержке реального сектора экономики и социальной стабильности. Среди них:

А) Меры бюджетно-налоговой политики, проводимые Правительством РФ

1) размещение на депозит  в ВЭБе средств из Международных  резервов на общую сумму не  более 50 млрд. долларов США для  рефинансирования внешних долгов  компаний и банков РФ в 2008-2009 гг. ВЭБ получит государственные  деньги по ставке LIBOR + 1, выдавать  будет под LIBOR + 5.

2) выделение из Фонда  национального благосостояния средств  на покупку акций и облигаций  российских компаний в размере 175 млрд. рублей (размещены на депозите  в ВЭБе);

3) снижение экспортных  пошлин на нефть и нефтепродукты  до 192,1 долларов за тонну (с 1.12.2008 г). Сумма поддержки 270 млрд. руб.;

4) повышение необлагаемой  НДПИ цены нефти с 9 до 15 долларов  за баррель. Сумма поддержки: 89,3 млрд. руб.;

5) поддержка предприятий  ВПК (субсидирование процентной  ставки, инвестиции в капитал, предупреждение  банкротства предприятий ВПК). Сумма: 50 млрд. руб.;

6) снижение налога на  прибыль за счет его федеральной  части на 4% с 1.01.2009 г. С 28 ноября 2008 г. уплата налога на прибыль производится  на основе фактической величины  прибыли. Сумма поддержки: 400 млрд. руб.;

7) увеличение амортизационной  премии с 10% до 30%. Сумма поддержки: 100-150 млрд. руб.;

8) регионы с 1.01.2009 г. смогут  снижать упрощенный налог на  малый бизнес с 15% до 5%;

9) ускорение сроков возмещения  НДС. Сумма поддержки: 250 млрд. руб.;

10) увеличен предельный  размер компенсации по вкладам  в банках, в отношении которых  наступил страховой случай, до 700 тыс. руб.;

11) вычет по подоходному  налогу при строительстве или  приобретении жилья с 1.01.2009 г. будет  увеличен вдвое, до 2 млн. руб. (260 тыс. руб). Сумма поддержки: 10 млрд. руб.;

12) максимальный размер  пособия по безработице вырастет  с 1.01.2009 г. до 4900 руб. Сумма поддержки: 30-50 млрд. руб. [13]

 

 

 

 

 

 

 

  1. ДВА КРИЗИСА. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОБЫТИЙ 90-Х И 2008-2009 ГОДОВ.

Как показывает опыт кризисов 90-х и 2008-2009 гг., во время нарастания комплекса экономических состоянии компенсировать негативное воздействие внешних шоков 90-х и 2008гг., проблем и следующего затем спада в ключевых секторах экономики эффективность комплексных мер экономической политики (какими бы продуманными они ни были), как правило, бывает крайне низкой. В связи с этим на данном этапе становится неизбежным переход к краткосрочным мерам экономической политики, своеобразному «ручному» управлению процессами. И далее, когда вслед за внешним шоком начинается фаза спада, в которой наблюдается сокращение производства во всех ключевых отраслях экономики, государство будучи частью экономической системы также не в состоянии залатать все образовавшиеся бреши. В этот период особенно актуальными становятся проблема оценки эффективности антикризисных мер и выбор тех секторов экономики, которые могли бы в наибольшей степени обеспечить наивысший мультипликативный эффект. Решение этих проблем невозможно без всестороннего анализа отраслевой структуры экономики. Отсутствие четкого понимания характера межотраслевых взаимодействий может на длительный период замедлить реализацию антикризисных мероприятий, что ведет к неэффективному использованию государственных резервов.

Вместе с тем важность мер экономической политики чрезвычайно возрастает в фазе стабилизации экономической динамики по завершении перехода экономической системы в новое состояние равновесия. В этот момент даже небольшого импульса вполне достаточно, чтобы задействовать механизм экономического роста. От мер экономической политики, реализованных в стадии послекризисной стабилизации, во многом зависит качество экономического роста.

 

 

Рассмотрим различия кризисов 90-х и 2008-2009 гг. и сравним их:

1)В частности, в 90-х девальвация рубля с последующей «заморозкой» цен на продукцию естественных монополий стала импульсом восстановительного роста, сопровождавшегося мощным импортозамещением.

2)Как показывают данные таблицы № 1, структура использованного ВВП в российской экономике претерпела существенные изменения. Прежде всего, значительно возросла доля валового накопления основного капитала, достигшая в 2008 г. 22% ВВП. При этом произошло снижение доли ВВП, использованного на государственное управление и потребление домашних хозяйств. И только доля экспорта в структуре использованного ВВП осталась неизменной. Таким образом, экспорт как в 90-х г., так и в 2008 г. играл значительную роль в формировании экономической динамики.

 

Таблица № 1- Структура использованного ВВП,%

Показатель

90-е гг.

2008-2009гг.

Валовый Внутренний продукт

100

100

В том числе:

   

Расходы на конечное потребление

76

66

Домашних хозяйств

56

49

Государственного управления

19

17

Некоммерческих организаций обслуживающие домашние хозяйства

2

0

Валовое накопление, всего

15

26

Основного капитала

16

22

Чистый экспорт

7

9

Экспорт

31

31

Импорт

25

22


 

 

3)Основная особенность ситуации, сложившейся в 2008 г., состоит в том, что произошло значительное «сжатие» внешнего спроса, сопровождавшееся обвальным падением цен на основные товары российского экспорта. И в 90-х г. наблюдалось ухудшение мировой конъюнктуры, выразившееся в снижении цен на ключевые товары российского экспорта, но существенного торможения мировой экономики не произошло, спрос на продукцию российского ТЭК, металлургии и химии сохранялся.

4)Важно также отметить, что российская экономика 2008 г. значительно отличалась от экономики 90-х г. и по уровню доходов, и по уровню инвестиционного потенциала, и по уровню резервов, имевшихся в распоряжении государства, бизнеса и населения. Достаточно сказать, что к 2008 г. российская экономика по объемам ВВП практически достигла докризисного уровня, в то время как в 1998 г. она находилась в низшей точке падения.

Однако несмотря на все различия в состоянии экономики в 90-х и 2008 гг., остается актуальным вопрос о механизмах развертывания кризиса. Причем ответ на этот вопрос представляет чисто практический интерес, поскольку непосредственным образом влияет на выработку решений в области экономической политики. Экономические агенты (бизнес, население, государство) реагируют на разрастание негативных тенденций экономического развития, оптимизируя издержки, пересматривая инвестиционные планы. Можно предположить, что 10 лет - слишком малый срок, чтобы поведение основных субъектов экономики в условиях ухудшения ситуации резко изменилось, поэтому ретроспективный анализ может в существенной мере помочь в выборе мероприятий по минимизации экономических последствий кризиса.

5)Динамика ВВП, которая является индикатором состояния экономики в целом, показывает, что после распада СССР вплоть до I кв. 1999 г. темпы роста ВВП (за исключением III и IV кв. 1997 г.) были отрицательными. Следовательно, период 1998-1999 гг. представляет собой продолжение экономического спада предшествующих лет, только более быстрыми темпами. В этом по-видимому, состоит одно из ключевых различий в механизмах формирования и протекания экономического кризиса в 90-х и 2008 гг.

6)Такой же выглядит ситуация по материалам месячной статистики. Спад в промышленности, следующий за некоторым ее оживлением (в июле 1997 г. - апреле 1998 г.), мог бы указывать на начало кризиса, но это оживление имело фрагментарный характер, было достаточно вялым и весьма непродолжительным, чтобы считать завершенным спад всех предшествующих лет. Кроме того, следует подчеркнуть, что такие важнейшие показатели, как, например, инвестиции в основной капитал и в строительство вообще не демонстрировали устойчивых положительных темпов роста многие годы в период перед кризисом 90-х гг.

7)В 1998 г. среднемесячная начисленная заработная плата до момента начала кризиса колебалась в диапазоне 160-180 долл. В процессе девальвации рубля она снизилась до 50 долл. Таким образом, возможности населения покупать импортные товары существенным образом ограничились. Принципиальное отличие ситуации 2008 г. от 90-х г. состоит в том, что девальвация рубля происходила плавно, кроме того, была не так значительна. Среднемесячная заработная плата в долларах США снизилась с 760 в июле до 480 в январе. Таким образом, хотя возможности населения покупать иностранные товары и уменьшились, но не в такой степени, как в 90-х г. В связи с этим возникает опасность того, что отсутствие адекватного предложения товаров со стороны отечественных производителей может привести к постепенной ориентации населения на покупку импортных товаров по более низким ценам и невысокого качества.

8)Тем не менее существуют два различия между кризисной ситуацией в 90-х г. и в начале 2009 г. Во-первых, в период первого кризиса российский рубль обесценился практически в 4 раза по отношению к доллару США, тогда как в 2009 г. (в случае, если ЦБ сумеет удержать курс рубля в рамках заявленного коридора) рубль обесценится к бивалютной корзине всего в 1,3 раза. Во-вторых, если в первый период перед девальвацией запасы розничной торговли формировались на 60% из импортных товаров и на 40% из товаров внутреннего производства, то к концу 2008 г. соответственно на 44 и 55%.

9)С учетом данных факторов максимально возможная верхняя граница роста потребительских цен может быть приближена к 25%. Это значительно ниже, чем в 1998-1999 гг., и не приведет к резкому снижению покупательной способности доходов населения, как во время первого кризиса.

Экономический кризис заставил внимательнее взглянуть на текущее состояние системы статистических наблюдений в России. Можно отметить, что при множестве претензий к этой системе она, тем не менее, позволяет проводить анализ текущей экономической ситуации, правда, с некоторым ограничением необходимого уровня подробности. Проблема связана с тем, что оперативной статистике объективно присущ лаг запаздывания, что мешает реальной оценке происходящего и как следствие принятию решений, адекватных развитию событий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономические кризисы достаточно динамичны. Их структура и конкретные проявления изменчивы, но определённые общие закономерности им, тем не менее, присущи. Это позволяет систематизировать накопленный историей опыт кризисного развития, классифицировать экономические кризисы и прогнозировать на этой основе дальнейшую кризисную динамику. При прогнозировании кризисов в современной экономике, обусловленных действием финансовых механизмов, следует за отправную точку брать анализ финансовых рынков, исходя при этом не из теоретической концепции равновесия, а из концепции рефлексивности. Это обусловлено тем, что финансовые рынки по природе своей неравновесны и демонстрируют повышенную чувствительность к динамике окружающей среды, рефлексивно воздействуя и на неё. Экономический прогноз предназначен не только для предвидения будущего, но и для целенаправленного воздействия на формируемую экономическую реальность, что так же вытекает из рефлексивного характера взаимодействия между различными сферами экономической активности.

Ход кризисного процесса может быть управляемым. На него можно воздействовать благодаря существованию механизма рефлексивности. Об этом свидетельствует опыт финансового кризиса в России в 90-х годов. Прогнозирование кризисов не обязательно должно сводиться к попыткам чёткой математической формализации динамических процессов. Оно может основываться на аналитическом обобщении существующих закономерностей в рефлексивном взаимодействии рынков и экономики в целом. А для этого первостепенное значение имеют не только фундаментальные цифровые представления о функционировании экономической системы, но и знание психологии рынка и эффектов, сопровождающих его функционирование. В современных условиях видную роль начинает играть такой фактор экономического развития как информация, а поскольку её распределение асимметрично, то есть она не в равной мере доступна всем участникам рынков, экономическое развитие становится нестабильным, а сам рынок может стать объектом манипуляций со стороны игрока, обладающего наиболее полной информацией и контролирующего информационные потоки. Существует большое количество факторов, оказывающих влияние на формирование кризисного потенциала в экономической системе. Поскольку их динамика рефлексивно взаимосвязана, то предотвратить возникновение макроэкономических дисбалансов становится практически невозможно. Как правило, каждый кризис демонстрирует новый вариант неблагоприятного сочетания вызвавших его факторов. Программы антикризисной политики учитывают прошлую кризисную динамику, но часто оказываются бессильными перед вновь формирующимися кризисами новых типов. Поэтому выход экономики на бескризисную траекторию роста становится невозможным.

Информация о работе Циклическое развитие экономики и сущность кризисных явлений