Циклическое развитие экономики и сущность кризисных явлений
Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 15:42, курсовая работа
Краткое описание
Цель данной работы – сравнение причин и последствий экономических кризисов в России. Задачи работы: - изучить сущность, причины, виды и последствия экономических кризисов. - проанализировать причины и последствия кризисов российской экономики.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3 1.ЦИКЛИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ И СУЩНОСТЬ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ 5 1.1 Цикличность экономического развития 5 1.2 Сущности и виды экономических кризисов 8 1.3 Причины возникновения экономических кризисов 10 1.4 Методы борьбы с кризисами 12 2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 90-Х ГОДОВ 16 2.1 Причины возникновения 16 2.2 Реформы правительства в 90-е годы 18 2.3. Последствие кризиса для России 20 3. РОСИЯ В ПЕРИОД МИРОВОГО КРИЗИСА 2008-2009гг 25 3.1 Россия: до и во время кризиса 25 3.2 Антикризисные меры 29 4. ДВА КРИЗИСА. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОБЫТИЙ 90-Х И 2008-2009 ГОДОВ. 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Страны с развитой рыночной
экономикой выработали методы борьбы
с кризисами перепроизводства. Основная
роль в них отводиться фискальной и монетарной
политике, которую осуществляет государственные
органы.
Важнейшие мероприятия
антикризисной политики в периоды бумов:
Денежно-кредитная политика:
повышение учетной ставки, продажа государственных
ценных бумаг на открытом рынке.
Фискальная политика: сокращение
расходов государственного бюджета, повышение
налоговых ставок.
Политика заработной платы
и тарифов: понижение заработной платы.
Политика государственных инвестиций:
затормаживание государственного строительства.
Важнейшие мероприятия
антикризисной политики в периоды депрессий:
Денежно-кредитная политика:
понижение учетной ставки,покупка государственных
ценных бумаг.
Фискальная политика: дополнительные
расходы государственного бюджета, понижение
налоговых ставок.
Политика заработной платы
и тарифов: повышение заработной платы.
Политика государственных инвестиций: ускорение осуществления инвестиционных
программ [3, стр. 319-320]
Основным направлением государственного
вмешательства в экономику после Второй
Мировой войны стало антициклическое
(антикризисное) регулирование. Оно осуществлялось
в основном посредством бюджетной и кредитно-денежной
политики государства. Так, в 50–60-е гг.
для противодействия застойным явлениям
правительства капиталистических стран
увеличили государственные расходы и
снизили налоги, заботились об ускорении
процесса амортизации, повышая норму амортизационных
отчислений. Такие мероприятия способствовали
росту совокупного спроса, что вело к увеличению
инвестиций и, в свою очередь, – к расширению
производства. Это была в основном бюджетно-налоговая
политика, лишь дополняемая кредитно-денежной.
Различие взглядов на причины
циклических колебаний в экономике влекло
за собой и различные подходы к проблеме
их регулирования. Однако в целом существовали
две концепции – неокейнсианская и неоконсервативная.
Первая ориентировалась на регулирование
совокупного спроса, вторая - на регулирование
совокупного предложения. Сторонники
неокейнсианской концепции уделяют наибольшее
внимание бюджетной (главным образом это
связано с увеличением или уменьшением
расходов государства) и налоговой политике
(манипуляции с налоговыми ставками в
зависимости от состояния экономики).
Сторонники же неоконсервативной концепции
придают значение проблеме денег и кредита,
монетаристским теориям, объёму денежной
массы и его регулированию.
В целом, руководствуясь накопленным
на протяжении XX века опытом антициклического
регулирования и преодоления глубоких
экономических кризисов, можно назвать
основные меры государства для выхода
из тяжёлого кризисного положения:
1. Изменение производственной
структуры макроэкономики (расширение
сельскохозяйственного производства,
создание производственной инфраструктуры
для обеспечения продовольственной
безопасности, сокращение расходов
на оборонную промышленность, развитие
сферы услуг).
2. Привлечение зарубежных
инвестиций для расширения и
качественного обновления производства.
3. Оказание помощи отечественным
производителям в увеличении выпуска
высококачественных предметов потребления
и повышении таким образом конкурентоспособности.
4. Внедрение новых технических
достижений.
5. Применение политики
противодействия, т.е. мероприятий, идущих
в противоположном существующим
на данный момент колебаниям
экономической конъюнктуры направлении
(в период спада – проведение
политики активизации всех хозяйственных
процессов, а в период «перегрева
экономики» – сдерживание деловой
активности).
Наконец, одной из наиболее
редких в эпоху глобализации концепций
предотвращения экономических кризисов
является политика автаркии – максимальная
изоляция государства от мировой экономической
системы и упор на собственные силы –
развитие производства, сельского хозяйства,
обеспечение продовольственной безопасности.
Несмотря на логичность такой концепции
(чем меньше государство интегрировано
во внешние экономические системы или
политические союзы, тем меньше проблемы
этих систем его касаются), она имеет один
существенный недостаток – отсутствие
всех ресурсов в виду географического
расположения и соответствующих климатических
особенностей. Невозможно, к примеру, обеспечить
себя своей сталью, если на территории
страны нет залежей железной, марганцевой
и хромовой руды. Вероятность, что в таком
государстве просто невозможно или совершенно
невыгодно производить какой-то товар,
будет велика, и тогда это нужно покупать
за рубежом.
Наиболее характерный пример
такой концепции являет Северная Корея,
удерживая что-то подобное автаркии на
очень маленькой территории, 70% которой
занимают горы, что не может не вызывать
уважения. В целом, вопрос о том, стоит
ли платить за полную экономическую независимость
ценой отсутствия на рынке многих товаров
и услуг, остаётся спорным.[5,стр.373]
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
90-Х ГОДОВ
Причины
возникновения
В основе экономических кризисов
лежит резкое нарушение нормального соотношения
предложения и спроса товаров и услуг
в масштабе макроэкономики. Такое нарушение
может предстать в двух вариантах. В первом
варианте, производство и предложение
товаров значительно обгоняют спрос населения.
И второй вариант, при котором платежеспособный
спрос обгоняют предложение. Во втором
случае наступает необычный для высокоразвитых
стран кризис недопроизводства. Именно
такой кризис имел место в нашей стране
в 90-х годах. Чем он объясняется?
Первая причина заключается
в том, что в СССР государство полностью
монополизировало экономику и базировало
ее на постоянной нехватке средств производства
для гражданских отраслей хозяйства, в
том числе для изготовления предметов
потребления. Что же удивительного в том,
что логическим продолжением и завершением
такого дефицита явился кризис недопроизводства?
Другой причиной кризиса стала
глубокая деформация структуры народного
хозяйства.
Отрицательную роль сыграла
ориентация на преимущественно экстенсивное
развитие хозяйства. Предпосылки кризиса
недопроизводства возникли еще в 70-х годах,
когда экстенсивный путь стал исчерпывать
свои возможности, что сказалось на снижении
темпов экономического роста. Если среднегодовые
темпы прироста национального дохода
в нашей стране в 1966-1970гг. составили 7,8%,
то в 1971-1975гг. - 5,7, в 1976-1980гг. - 4,3, в 1981-1985
гг.- 3,2 и в 1986-1990 гг. - 1,3%.
Кризис недопроизводства во
многом обусловлен застойным состоянием
сельского хозяйства, продукция которого
служит исходной основой более 2/3 фондов
текущего потребления в составе национального
дохода. В течение 70-80-х годов урожай зерна,
хлопка-сырца, сахарной свеклы, картофеля
и овощей находился на неизменном уровне.
По оценкам специалистов, неудовлетворенный
спрос населения на продукты питания достиг
1/3 объема их производства.
Замедленный рост количества
предметов потребления на протяжении
шести десятилетий привел к тому, что они
стали составлять только 25% во всей продукции
промышленности, а остальная доля приходилась
на средства производства и военную продукцию
(в высокоразвитых странах предметы потребления
составляют 35-45% объема индустриального
производства).
Третьей причиной кризиса недопроизводства
явилась глубоко ошибочная экономическая
политика, которая проводилась во второй
половине 80-х годов и начале 90-х годов.
Эта политика была направлена на все большее
увеличение денежных выплат населению.
Она полностью противоречила реальному
состоянию экономики, поскольку производство
товаров для населения не увеличивалось.
В 1986-1990гг. рост денежной массы в обществе
в 6 раз обгонял увеличение валового национального
продукта. Это привело к серьезному нарушению
закона денежного обращения. Пришли в
движение своеобразные “ножницы”, лезвия
которых - производство, предложение товаров
и покупательский спрос - все более удалялись
друг от друга. В результате налицо было
обострение кризиса недопроизводства,
который переплелся с глубоким структурным
кризисом.[6,стр.115-117]
2.2 Реформы
правительства в 90-е годы
За годы реформ российская экономика
претерпела принципиальные изменения
двух типов:
Институциональные, выдающиеся возникновением и укреплении рыночных институтов экономической деятельности.
Вещественно-структурные, нашедшие выражение и падении валового
продукта более чем в два раза по сравнению
с началом 90-х гг., резком сокращении доли
обрабатывающих отраслей в структуре
промышленного производства и росте доли
услуг в ВВП.
Реформы, таким образом, привели
к прогрессу с точки зрения институциональной
трансформации и глубокому кризису с точки
зрения объема и структуры в экономике.
Среди институциональных реформ
ведущее место занимает приватизация.
Значение приватизации состоит еще
в том, что позволяет привлечь частные
инвестиции и сформировать так называемого
эффективного собственника. Приватизация
большинства предприятий проходила по
одной из трех моделей. Первая модель предусматривала
передачу работникам (трудовому коллективу)
25% привилегированных акций, льготную
продажу работникам 10% обыкновенных акций
и возможность приобретения менеджерами
еще 5% обыкновенных акций. По второй модели
работники имели право приобрести 515 акций.
Согласно третьей модели, группа менеджеров
получала 30% акций предприятия после
выполнения определенных обязательств
перед государственными органами приватизации
по инвестированию в предприятие, избавлению
его от безнадежной задолжности и т.п.
На 70-75 % предприятий трудовые коллективы
выбрали вторую модель, которую еще называют
«инсайдерской».
К числу серьезных недостатков
российской схемы приватизации относиться
отсутствие притока инвестиций в на
приватизированные предприятия и доходов
- в госбюджет.
Вплоть до середины 1998г. другим
бесспорным успехом реформ считалась
финансовая стабилизация. Это нашло выражение
прежде всего в преодолении гиперинфляции
1992-1993гг. и снижении индекса потребительских
цен до 11% в 1997г. Обуздание инфляции сопровождалось
стабилизацией валютного курса и снижением
ставки процента за банковский кредит.
Удешевление кредита давало надежду на
то, что промышленные предприятия начнут
брать деньги в банках для осуществления
производственных инвестиций.
Антиинфляционная политика
осуществлялась как за счет сжатия денежной
массы, так и за счет привязки рубля к доллару
в рамках «валютного коридора». Важным
шагом в борьбе с инфляцией стало принятие
в 1994 г. закона о Центральном банке России
(ЦБР). Согласно этому закону, ЦБР независим
от исполнительной власти. Иными словами,
правительству закрыт доступ к «печатному
станку». Центральный банк обязан обеспечивать
стабильность рубля, что на практике достигалось
ограничением количества денег в обращении.
Только в первой половине 1997г., когда рост
цен снизился до уровня менее 20% в годовом
исчислении, Центральный банк стал постепенно
смягчать денежную политику, увеличивая
выпуск денег в обращение, что сыграло
заметную роль в оживлении производства.
Финансовый кризис в Юго-Восточной
Азии и падение мировых цен на нефть привели
к бегству спекулятивных иностранных
капиталов из России и падению валютной
выручки. Уже в конце весны 1998г. правительство
было вынужденно резко поднять ставку
рефинансирования, чтобы помешать бегству
капитала. Это решение означало конец
достигнутой с огромным трудом финансовой
стабилизации, а последующий дефолт привел
к всплеску инфляции на 30% в сентябре 1998г.
и разрушению всей денежно-финансовой
системы.
Самый неблагоприятный ход
реформ - в сфере реального производства.
Как уже говорилось, по сравнению с началом
90-х гг. объем производства сократился
более чем в два раза. Но при этом необходимо
отметить быстрый рост сектора услуг,
в том числе финансовых, как одного из
немногих позитивных сдвигов в российской
экономике.
За годы реформ больше всего
пострадали машиностроение и другие отрасли
обрабатывающей промышленности, меньше
отрасли топливно-энергетического комплекса
и сырьевой промышленности, которые имеют
возможность поставлять продукцию на
мировой рынок.
Темпы падения капиталовложений
и обновления фондов превышают темпы сокращения
промышленного производства. Инвестиции
в 1997г. упали примерно до уровня 10-15% по
сравнению с показателями начала 90-х. Это
делает преодоление кризиса особенно
трудным, потому что увеличение выпуска
продукции требует капиталовложений для
модернизации производственных фондов.[7,стр.708-713]
2.3. Последствие
кризиса для России
Последствиями финансового кризиса 90-х
года стали как негативные, так и позитивные
изменение. К негативным последствиям
кризиса – 90-х можно отнести падение курса
рубля за полгода в 3 раза, паралич банковской
системы, банкротство многих банков и
предприятий, резкое падение уровня доходов
и жизни населения, подрыв доверия к банковской
системе страны. Рассмотрим их более подробно:
Утрачено доверие
инвесторов к платежеспособности и конкурентоспособности
экономической системы России, следствием чего стало резкое
снижение кредитного рейтинга России
и всех российских организаций. Международные
рейтинговые агентства изменили рейтинг
России по долгосрочным кредитам в иностранной
валюте с CCC на SD (selective default - выборочный
дефолт) в связи с невыплатой Россией в
срок части долга бывшего СССР Лондонскому
клубу. Были снижены также рейтинги российских
коммерческих банков, что привело к серьезным
затруднениям в сфере привлечения иностранных
инвестиций и предоставления зарубежных
кредитов, их резкому удорожанию, спровоцировало
рост требований и претензий к российским
банкам. Усилился отток капитала из России.
Произошли серьезные
нарушения в работе банковской системы,
осуществлении платежно-расчетных отношений. Прямые потери коммерческих
банков вследствие отказа Правительства
РФ от обслуживания своих долговых обязательств
оцениваются в сумме 45 млрд. рублей.