Общая величина потерь российской
банковской системы из-за решений от 17
августа оценивается в 100 - 150 млрд. рублей.
В результате многие, в том числе
структурообразующие, банки стали неплатежеспособными.
Значительная часть (по некоторым оценкам,
до половины) коммерческих банков разорилась.
Вследствие отказа многих крупных
банков под предлогом форс-мажорных обстоятельств
в связи с принятием решений от 17 августа
от выполнения своих обязательств перед
клиентами, банковская система страны
утратила доверие населения, что имеет
крайне негативные долгосрочные последствия
не только для отечественных банков, но
и для экономической системы страны в
целом.
Сократился объем
ВВП и инвестиций. По сравнению с ожидавшимися
итогами года, по состоянию на 1 августа
1998 года, согласно официальным прогнозам:
объем ВВП снизился на 50 - 77 млрд.
рублей в ценах на 1 января 1998 г.;
объем инвестиций сократился
соответственно на 22,9, млрд. рублей.
Существенно сократились
доходы федерального и региональных бюджетов. Для бюджетной системы страны
последствия 17 августа связаны со спадом
производства и ростом неплатежей, утратой
части налоговых поступлений в обанкротившихся
банках, сокращением доходов от таможенных
платежей вследствие сокращения импорта.
Кроме того, резкое снижение
кредитного рейтинга России привело к
значительному удорожанию привлечения
новых (как федеральных, так и субфедеральных)
займов. В результате произошло вынужденное
значительное сокращение бюджетных расходов,
а также отказ ряда субъектов РФ от обслуживания
своих долговых обязательств.
Общий недобор доходов федерального
бюджета по сравнению с ожидаемым итогом
его исполнения за 1998 год, оценивается
в 35,9 млрд. рублей. К этому следует добавить
потери бюджетов субъектов Российской
Федерации, что в совокупности составит
не менее 50 млрд. рублей потерь для консолидированного
бюджета страны.
Нанесен ущерб субъектам
Российской Федерации, развитию федеративных
отношений. Среди этих последствий следует
выделить:
резкое углубление долгового
кризиса региональных бюджетов, возникновение
состояния неплатежеспособности многих
субъектов РФ, утрату возможностей новых
субфедеральных займов и обслуживания
ранее произведенных заимствований;
сокращение доходной базы региональных
бюджетов, углубление бюджетного кризиса
в большинстве субъектов РФ;
разрушение единого экономического
пространства страны вследствие сегментации
денежных систем и товарооборота в условиях
паралича единой системы расчетов и принимавшихся
мер по регулированию цен и ограничению
вывоза товаров народного потребления
в целях поддержания уровня жизни населения;
усиление дифференциации регионов
по уровню реальных доходов населения,
предприятий и бюджетов.
Усложнилась возможность
решения проблемы государственного долга
Российской Федерации. Утрата Российской Федерацией
доверия инвесторов серьезно ухудшила
возможности и условия привлечения новых
займов, необходимых для рефинансирования
текущих обязательств по обслуживанию
государственного долга.
Произошла глубокая
дестабилизация состояния российской
экономики, резко повысились темпы инфляции. Вследствие решений от 17 августа произошла неуправляемая
трехкратная девальвация рубля. Из-за
искусственной привязки рубля к доллару
и ориентации на динамику обменного курса
рубля следствием девальвации последнего
стал взрывной рост цен. За четыре месяца
(ноябрь к июлю 1998 года) по продовольственным
товарам цены повысились на 63 процента,
по непродовольственным товарам - 85 процентов.
В первом полугодии 1998 года рост потребительских
цен был в 12 раз ниже - 4 процента, в 1997 году
- всего 11 процентов.
Сократились реальные
доходы и сбережения широких слоев населения
России и увеличилась численность населения
с денежными доходами ниже прожиточного
минимума, возросла безработица. Это произошло вследствие спровоцированного
девальвацией рубля всплеска внутренних
цен, вызвавшего обесценение доходов и
рублевых сбережений, а также вследствие
утраты сбережений в обанкротившихся
банках или потери их части при переводе
в Сберегательный банк РФ по схеме, предложенной
согласно решению Совета директоров ЦБ
РФ от 1 сентября 1998 года “О мерах по защите
вкладов населения в банках”.
В результате решений от 17 августа
реальные доходы населения уменьшились
в сентябре 1998 года по сравнению с августом
этого же года на 31,1 процента.
Кроме того, для значительной
части населения, занятой в финансовом
секторе и в сфере торговли, решения от
17 августа повлекли за собой сокращение
рабочих мест и рост вынужденной безработицы.
В сентябре 1998 года статус безработного
получили 233 тыс. человек, размеры трудоустройства
безработных были на 31 тыс. человек (или
на 23,5 процента) меньше, чем за аналогичный
период 1997 года, а общая численность безработных,
определяемая по методологии МОТ, достигла
8,39 млн. человек (или 11,5 процента от экономически
активного населения).
Произошло разрушение
инфраструктуры и декапитализация рынка
ценных бумаг, обострилась угроза его
перехода под контроль зарубежных структур. Одностороннее прекращение
Правительством РФ обслуживания своих
долговых обязательств привело к многократному
падению цен не только на облигации федерального
значения, но и на все ценные бумаги российских
эмитентов.
Но, несмотря на все выше изложенное
финансовый кризис имел и позитивные последствия,
такие как, повышение конкурентоспособности
российской экономики. Вследствие девальвации
рубля цены на импортные товары внутри
страны подскочили, а цены отечественных
товаров заграницей упали, что позволило
им занять рынки, которые они не могли
занять раньше. Кризис 90-х дал шанс отечественной
промышленности набрать силу, отгородил
ее от импорта и увеличить экспортные
возможности.
С глобального взгляда можно сказать,
что кризис для России стал больше благом,
чем бедой. Кризис недопроизводства вычистил
экономику от неэффективных элементов,
а эффективным и умным позволил развиваться.
Оздоровилась и государственная политика,
финансовый кризис заставил чиновников
более ответственно относиться к бюджетному
планированию. Малый бизнес осознал свою
силу и стал развиваться в крупные предприятия,
стали развивать те направления бизнеса,
которые не присущи сырьевой экономике,
которой была Россия в то время. После
1999 года стала развиваться пищевая, легкая
промышленность, сфера услуг, стал расти
потребительский спрос.[8]
РОСИЯ В ПЕРИОД МИРОВОГО КРИЗИСА 2008-2009гг
Россия: до и во время кризиса
Структура российской экономики
сформировалась в силу принятой в стране
модели развития, которую реализовывали
наши реформаторы в интересах западных
стран и в соответствии с проводимой ими
стратегией в отношении России. Саморегулирующийся
рынок работал против нас, но это не вызывало
особого беспокойства властей. Все призывы
подготовить страну к кризису высокомерно
отвергались, Россия объявлялась особым
«островом стабильности», который беда
обойдет стороной благодаря мудрости
руководства. В порыве неуместного благородства
Кудрин даже предлагал помощь США.
В предкризисный период российские
власти создали благоприятные условия
для привлечения в Россию краткосрочного
финансового капитала, но одновременно
фактически ограничивали приток прямых
иностранных инвестиций. Государство
не только не определило приоритеты структурных
изменений и не сформировало действенные
стимулы для привлечения капитала в «целевые»
секторы, но, напротив, вытесняло иностранный
капитал не только из сырьевых отраслей,
но и из секторов, развитие которых могло
бы способствовать структурным сдвигам
в российской экономике. (Прямые иностранные
инвестиции важны для России не только
сами по себе, сколько как возможность
привлечь современные оборудование и
технологии, менеджерский капитал, без
чего вряд ли можно изменить структуру
экономики). Наиболее ярким примером такой
политики стало принятие закона «О порядке
осуществления иностранных инвестиций
в хозяйственные общества, имеющие стратегическое
значение для обеспечение обороны страны
и безопасности государства», который
вел практически запретительные ограничения
на прямые инвестиции в российскую экономику.
Отдельно нужно остановиться
на проблеме избыточных запасов в российской
экономике накануне кризиса. Согласно
оценкам, в 2009г. преобладающий вклад в
падение ВВП внесло не снижение совокупного
(внешнего и внутреннего) спроса, а значительное
сокращение запасов. С одной стороны, резкое
уменьшение запасов в период снижения
спроса характерно для многих экономик.
С другой стороны, в силу масштаба проблемы
можно говорить, что большинство российских
менеджеров пока не осознали всю важность
правильного управления запасами.
На фоне высокой инфляции в
предкризисный период российские предприятия
создали значительные запасы сырья, материалов
и готовой продукции. С началом кризиса
они столкнулись с резким ухудшением ожиданий
и стали быстро сокращать запасы.[9,29стр.]
Рисунок №2- Динамика ВВП России
(квартал к кварталу, сезонно сглаженный
прирост в годовом выражении, в %)
Первый этап кризиса - с июля
2007 до августа 2008 г. - характеризовался
развитием американского ипотечного кризиса,
списанием огромных средств по закладным
банками и первыми банкротствами. Только
за это время мировая финансовая система
понесла потери в сумме примерно до 800
млрд долл.
Второй этап - кризис ликвидности
- Ипотечный кризис в США (2007) спровоцировал
в сентябре 2008 года кризис ликвидности
мировых банков: банки прекратили выдачу
кредитов, в частности кредитов на покупку
автомобилей. Как следствие, объёмы продаж
автогигантов начали сокращаться. Три
автогиганта Opel, Daimler и Ford сообщили в октябре
о сокращении объёмов производства в Германии.
Из сферы недвижимости кризис перекинулся
на реальную экономику, началась рецессия,
спад производства. Спред LIBOR-OIS (показывающий
разницу между ставкой LIBOR и фьючерсом
на официальную ставку Центробанка - свидетельство
доступности денег на межбанковском рынке)
в конце сентября 2008 года превысил для
долларовых кредитов 200 базисных пунктов,
а в начале октября - 250. Клиенты в массовом
порядке изымали сбережения со своих счетов.
Банкротство Lehman Brothers привело к сомнениям
в возможности выплат страховых компаний,
страхующих от рисков банкротства кредитуемых
(CDS), что привело к кризису самого инструмента
CDS и резкому увеличению рисков страхования,
вылившийся в кризис доверия между банками
и резкий рост ставок кредитования, что
особенно сильно сказалось на развивающихся
кредитных рынках.
Третий этап - паралич кредита,
вытекающий из кризиса ликвидности и недоверия
внутри банковской системы. Чем дольше
он продолжается, тем больше вреда наносит
текущей экономической деятельности,
но особенно - будущим капиталовложениям.
Внешние причины финансового
кризиса в России: резкое падение цен на
нефть с 150$ до 40$ за баррель. Финансовая
катастрофа в США и последовавшая за ней
цепная реакция по всему миру. Мировой
кризис ликвидность, ограничивший доступ
российских компаний к дешевым иностранным
кредитам.
Внутренние причины финансового
кризиса в России: Сильная зависимость
экономики России от цен на энергоносители
(нефть и газ). Экономика России ориентированная
на экспорт сырьевых товаров столкнулась
с ситуацией, когда спрос и цены на сырье
упали. Банковская система так и не набрала
силу, Сбербанк является фактически монополистом
на рынке банковских услуг, большая часть
населения страны не стремиться хранить
деньги в банках, тем более в банках, которые
являются коммерческими. Система, стоящая
на 2-3 банках (Сбербанк, ВЭБ, Газпромбанк)
очень зависима от этих монопольных банков,
причем эти банки контролируются государством
в большой степени.
Масло в огонь добавило действия
властей в отношении к бизнесу (Мечел,
ТНК-BP), вмешательство России в грузино-осетинский
конфликт. Резкий отток иностранного капитала
в августе-сентябре 2008 года. Так же, ситуацию
осложнила слабая банковская система,
что вызвало кризис ликвидности и банковский
кризис в России. После чего предприятия
перестали получать доступ к дешевым кредитам.
Усугубили финансовый кризис в России
долги корпораций, которые сравнимы с
ЗВР.[10,рисунок 2]
Последствия финансового кризиса
могут быть самыми разными, кризис вызовет
как положительные, так и отрицательные
изменения в экономике. Теперь уже ясно,
что будет снижение доходов населения.
Снижение курса рубля по отношению к другим
валютам, то есть девальвация рубля (резкая
или плавная). Происходит замещение частного
капитала государственным.
Из-за финансового кризиса в
России в 2008-2009 годах правительство уже
пошло на сокращение государственных
проектов в области инфраструктуры и строительства.
Крупнейшие компании сокращают свои инвестиционные
программы. Кризис коснулся уже каждого
предприятия и каждого сотрудника, предприятия
сокращают рабочий день и рабочую недели.
Некоторые компании проводят сокращение
персонала. Банки подняли ставки по кредитам,
сворачивают ипотечные программы.
Из положительных моментов
последствий финансового кризиса в России
можно выделить оздоровление экономики,
оживление предпринимательской инициативы,
замещение импортных товаров - отечественными.
Разорение неконкурентоспособных предприятий
и развитие более эффективных и жизнеспособных.
Повышение уровня конкуренции и как следствие,
снижение цен на некоторые товары. Кризис
в России уже вызвал снижение цен на бензин,
на недвижимость и землю, сдувание многих
пузырей на разных рынках.[11,стр.17-23]
3.2 Антикризисные меры
Первым шагом Правительства
и ЦБ РФ в борьбе с негативными последствиями
мирового финансового кризиса стало принятие
мер для поддержания стабильности банковской
системы и финансового рынка. Среди них:
А) Меры бюджетно-налоговой
политики, проводимые Правительством
РФ
1) размещение на депозитах
коммерческих банков (КБ) временно
свободных средств федерального
бюджета в сумме до 1,5 трлн. руб.
на срок до 3-х месяцев, ставка от
8% годовых;
2) имущественный взнос
РФ в уставный капитал ВЭБа
в 2008 году на сумму 75 млрд. рублей,
в 2009 году - на сумму 175 млрд. рублей
для реализации мер по поддержке
финансового рынка;
3) имущественный взнос
РФ в уставный капитал АИЖК
(Агентство по ипотечному жилищному
кредитованию) на сумму 60 млрд. руб.
для поддержки рынка ипотечного
кредитования;
4) предоставление субординированных
кредитов ЦБ (500 млрд. руб.) и Фондом
национального благосостояния (450 млрд.
руб.) на сумму 950 млрд. руб. без обеспечения
сроком до 31 декабря 2019 г. по ставке
8% годовых коммерческим банкам, в
том числе Сбербанку (500), ВТБ (200) и
Россельхозбанку (25);