Частно-государственное партнерство как один из способов инвестирования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:49, реферат

Краткое описание

Целью данного проекта является показать, что представляет собой ЧГП в России, как взаимодействует бизнес и государство, а также изучить, что ЧГП является одним из способов инвестирования в России. Мы также собираемся уделить внимание преимуществам и рискам частно-государственного партнерства в России.

Оглавление

Введение +
Использование частно-государственного партнерства в России, проблемы при реализации проектов ЧГП
Преимущества и риски проектов частно-государственного партнерства
Инвестирования
Пути развития частно-государственного партнерства в России.
Заключение

Файлы: 1 файл

ЧГП как один из способов инвестирования в России.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

Частно-государственное  партнерство как один из способов инвестирования в России. 

 
 

Содержание: 

  1. Введение +
  2. Использование частно-государственного партнерства в России, проблемы при реализации проектов ЧГП
  3. Преимущества и риски проектов частно-государственного партнерства
  4. Инвестирования
  5. Пути развития частно-государственного партнерства в России.
  6. Заключение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Введение: 
     

 В последнее  время в нашей стране зародился новый рыночный механизм, который в мире уже известен как частно-государственное партнерство, что на английском языке звучит как private public partnerships.

Существует множество  определений, что есть  частно-государственное партнерство. Пожалуй, стоит выделить пару из них.

Частно-государственное  партнерство - совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. ( из википедии)

 ЧГП –  это объединение материальных  и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктуры) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.).( Национальный доклад «Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве» // М.:

Ассоциация  Менеджеров, 2007 г )

  ЧГП является одной из наиболее перспективных форм взаимодействия бизнеса и государства в современной экономике, позволяющей эффективно использовать ресурсы частного и государственного секторов для решения широкого ряда задач. (http://www.hivpolicy.ru/LeadersForum/ru/documents/PPP-Framework.pdf)

Во многих странах  именно благодаря этой концепции  решаются множество социальных и  экономических вопросов.

 Стоит сказать,  что от партнерства в форме ЧГП выигрывают как бизнес, так и государство.  Взаимодействие государства и бизнеса служит повышению качества жизни населения и усилению конкурентоспособности экономики страны в мировом масштабе.

 Как правило,  ЧГП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов. ( из википедии)

  В нашей стране российское правительство предприняло существенные усилия по развитию ЧГП. Определились как механизмы участия

государства в  проектах ЧГП - Инвестиционный фонд РФ, венчурные фонды,

особые экономические зоны, так и приоритетные сферы сотрудничества -

развитие инфраструктуры и инновационной сферы. Было принято

концессионное законодательство, разрабатываются  отраслевые планы по

развитию ЧГП. Все это порождает большие  возможности для российского и

иностранного  бизнеса в сфере транспорта, инноваций, ЖКХ, энергетики и

др. ( Национальный доклад)

 Целью данного  проекта является показать, что  представляет собой ЧГП в России, как взаимодействует бизнес и  государство, а также изучить,  что ЧГП является одним из способов инвестирования в России. Мы также собираемся уделить внимание преимуществам и рискам частно-государственного партнерства в России.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Использование частно-государственного партнерства в России 
     

 Как мы  рассмотрели ранее, частно-государственное партнерство есть взаимодействие государства и бизнеса для решения общезначимых задач. Для России данное взаимодействие стало наиболее актуальным в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ЧГП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности. (Из википедии) 

http://www.liberal.ru/articles/cat/4975

При рассмотрении вопроса о ЧГП в России, мы обратились к следующему источнику- газете «Коммерсантъ» . Тема данной статьи:

«Партнер в России больше, чем партнер. Государственно-частному партнерству мешает государство» Коммерсантъ. 01.12.2010

 30 ноября в Институте современного развития прошел круглый стол, посвященной вопросу развития частно-государственного партнерства в России.

В рамках дискуссии был представлен доклад «Барьеры развития механизма ЧГП в России», подготовленный группой исследователей научного фонда «Экспертный институт». Доклад готовился на базе опроса 25 московских экспертов – юристов, финансистов, ученых-экономистов, представителей государственных органов управления.

В данном докладе отмечается, что в российских законах и нормативных актах отсутствует само определение ЧГП. Лишь в Санкт-Петербурге и некоторых регионах приняты тематические законы. В основном взаимодействие власти и бизнеса регулируется указами президента и постановлениями правительства, когда утверждаются федеральные целевые программы с элементами ЧГП.

 Вывод, который содержится в данном исследовании заключается в том, что главным тормозом развития государственно-частного партнерства в России является высокий уровень коррупции и политических рисков, а также низкий уровень квалификации и отсутствие опыта у чиновников, курирующих проекты ЧГП от лица государства.

Также среди других причин можно выделить проблемы с законодательной базой, незаинтересованность государства в партнерстве с бизнесом и неравноправный характер такого партнерства.

Как пояснили эксперты, государство в проектах ЧГП выступает или в роли всесильного начальника, принуждающего бизнес к участию в проекте на невыгодных условиях, либо в роли спонсора, обеспечивающего поступление бюджетных средств в аффилированные структуры (присоединение предприятия, фирмы к другому, более крупному родственному предприятию в качестве филиала). В 2008 году Совет федерации инициировал разработку законопроекта "О ЧГП", который был даже внесен в Госдуму. Однако к 2010 году законодатели решили не принимать отдельный закон, ограничившись правкой достаточно несовершенного, по оценкам экспертов, закона "О концессионных соглашениях". В результате Министерство регионального развития, заинтересованное в запуске механизма ЧГП для реализации инфраструктурных проектов в регионах, было вынуждено предлагать субъектам федерации принимать региональные законы о ЧГП – сейчас такие действуют в Санкт-Петербурге и Томской области, проект поправок в концессионные законы Министерство экономики опубликовало в апреле 2010 года, но с тех пор он до правительства еще не добрался, несмотря на рост интереса к концессиям.

Ведомства же выделяют более приземленные причины проблем с ЧГП: замглавы департамента развития межбюджетных отношений Минрегиона Вячеслав Веселов отметил, что, по мнению ведомства, основным препятствием для реализации крупных долгосрочных инфраструктурных проектов со сроком окупаемости более 20 лет является действующий Бюджетный кодекс, принятый под влиянием проблем бюджетной системы в 1998 году. В частности, кодексом прямо запрещается предоставление любых государственных гарантий на срок более десяти лет, государственные обязательства по финансированию любого проекта ограничены сроком трехлетнего бюджета, за пределами которого предприниматель должен нести непомерные политические и экономические риски. Так же он согласился с выводами экспертов о низкой квалификации чиновников: по его словам, если чиновник приобретает достаточную квалификацию, чтобы проработать масштабный проект и детально прописать сделку, то он начинает работать "в другом месте и за другие деньги": инвестбанки оценивают подобный опыт гораздо выше, чем государство.

Научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин сформулировал проблемы ЧГП в России иначе. По его мнению, называвшиеся в ходе обсуждения примеры успешных проектов ЧГП, таких как проект строительства очистных сооружений в Южном Бутово, или реконструкция аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге, на самом деле проектами ЧГП не являются. Проектами ЧГП изначально назывались проекты, направленные на модернизацию экономики, которые бизнес по каким-либо причинам не может реализовать самостоятельно даже при наличии необходимых финансовых ресурсов, например, при длительных сроках окупаемости. Он также говорит, что тема ЧГП стала особенно актуальной в России после "обострения" отношений бизнеса и власти, заставившего обе стороны искать новые, более мягкие формы взаимодействия. Однако сегодня, по его словам, институт ЧГП по-прежнему представляет собой "способ обмена денег на административный ресурс". По мнению господина Ясина, пришло время обобщить положительный опыт использования этого инструмента, чтобы превратить его в эффективный механизм модернизации экономики.

Сейчас  в Минэкономразвития разрабатывается  концепция Федеральной контрактной  системы, а в Минфине – Программа  повышения эффективности бюджетных расходов. Ни тот, ни другой документы не содержат разделов о ЧГП (кроме общих слов). Это означает, что единственная новация в деятельности экономического блока правительства обречена на провал", – говорится в исследовании.

"В  большинстве случаев используется устаревший подход к выработке стратегии развития страны, – констатируется в докладе "Экспертного института". Используется формула "найти задачу под имеющиеся бюджетные средства, а не средства под задачу". Это означает, что в планировании проектов ЧГП участвует только одна сторона – государство, а возможности бизнеса вовсе не учитываются, хотя надо было бы принимать их во внимание. Но для этого со стороны государства нужна четкость и прозрачность, которых сейчас нет".

 Как  мы видим из данной статьи, проблемы при реализации проектов существуют. Россия находится еще только в начале долгого пути развития ЧГП, при этом дополнительные сложности создает тот факт, что нормативное регулирование приходится развивать одновременно с закладыванием институционального фундамента и определением самой концепции ЧГП.

 В настоящее время деятельность в рамках ЧГП регулируется как общим

законодательством – Гражданский кодекс, Бюджетный  кодекс, Градостроительный кодекс, Налоговый кодекс, Закон о тарифах,

антимонопольное законодательство, так и специальными законами. К

специальным законам можно отнести ФЗ «О концессионных  соглашениях»,

ФЗ «О свободных экономических зонах», ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных нужд», Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2005

г. Т 694 «Об инвестиционном фонде РФ». Помимо этого к группе специального законодательства можно отнести отраслевые законы и нормативно-правовые акты: ФЗ № 29-ФЗ «Об особенностях управления и

распоряжения  имуществом железнодорожного транспорта», законопроекты

о платных  автомобильных дорогах и о  магистральном трубопроводном транспорте и прочие. В целом же нормативно-правовое обеспечение ЧГП пока находится в начальной стадии, хотя и активно развивается.

 Рассмотрим состояние частно-государственного партнерства в Российской Федерации. Типичными примерами проектов ЧГП, реализуемых в России, являются следующие: 

-  ЖКХ  - передача муниципального жилищного  фонда на обслуживание коммерческой  фирме, создание управляющих компаний в сфере управления и обслуживания жилищного фонда; обеспечение жилого сектора теплом и горячей водой; 

Информация о работе Частно-государственное партнерство как один из способов инвестирования в России