Ценообразование в Предприятиях общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них цены - решающий фактор результатов производственной и финансовой деятельности фирмы. Правильно выбранная ценовая политика, грамотная тактика формирования цен, экономически выверенные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от форм собственности

Оглавление

Введение…………………………………………............................ 3
Цена, как экономическая категория в условиях рыночных отношений………………………………………………………….. 4
Функции и виды цен………………………………………………. 8
Информация, необходимая для принятия решений по ценам. Порядок ценообразования………………………………………… 14
Роль издержек прибыли и налогов в формировании цен………. 16
Ценообразование в предприятиях общественного питания……. 18
Факторы, влияющие на уровень цен предприятий питания…… 21
Заключение………………………………………………………… 23

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике Ценообразование в предприятиях общественного питания.docx

— 54.27 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………............................ 3

Цена, как экономическая  категория в условиях рыночных отношений………………………………………………………….. 4

Функции и виды цен………………………………………………. 8

Информация, необходимая  для принятия решений по ценам. Порядок  ценообразования………………………………………… 14

Роль издержек прибыли  и налогов в формировании цен………. 16

Ценообразование в предприятиях общественного питания……. 18

Факторы, влияющие на уровень  цен предприятий питания…… 21

Заключение………………………………………………………… 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Деятельность предприятий питания, отвечающая потребностям рыночной экономики, должна приносить им прибыль. Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи  и получения прибыли. Очень важно  назначить цену таким образом, чтобы  она не оказалась слишком высокой  или слишком низкой. В условиях рыночных отношений цена выступает  как связующее звено между  производителем и потребителем, как  механизм обеспечения равновесия между  спросом и предложением. Определение  цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия - объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.

Взаимосвязь понятий “цена” и  “прибыль” очевидна. Чем выше цена, тем больше прибыль, чем меньше цена, тем меньше прибыль. С другой стороны, дешевый товар или услугу легче  продать, и за тот же промежуток времени  они будут продаваться в большем  объеме, чем дорогие аналоги.

Особенно актуальной эта проблема становится в условиях рыночной экономики, что предполагает объективное и  всестороннее участие в регулировании  воспроизводственного процесса всех стоимостных  экономических категорий, в первую очередь, цены. В условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия во многом зависит от правильно выбранной стратегии  и тактики ценообразования на товары и услуги. Сложность ценообразования  состоит в том, что цена – категория  многосложная. На ее уровень оказывает  существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и  социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.

Рыночная экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них  цены - решающий фактор результатов  производственной и финансовой деятельности фирмы. Правильно выбранная ценовая  политика, грамотная тактика формирования цен, экономически выверенные методы ценообразования  составляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от форм собственности. Переход к рыночной экономике сопровождается изменениями  в деятельности предприятий общественного  питания. Они связаны, прежде всего, с углублением финансовой самостоятельности  предприятия, совершенствованием методов  хозяйствования, в том числе и  ценовой политики, появлением новых  целевых ориентиров, направленных на повышение конкурентоспособности.

Цель курсовой работы - исследовать  механизм ценообразования на предприятиях общественного питания.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Цена, как экономическая категория в условиях рыночных отношений.

Цена в условиях рыночной экономике - важнейший экономический параметр рыночной среды деятельности предприятия, с которым оно вынуждено считаться  и по возможности на него влиять. В условиях конкурентного рынка  цена формируется преимущественно  под воздействием факторов, объективно складывающихся независимо от предприятия, и является в большинстве случаев  для него заданной.

Вместе с тем правильная оценка всех условий рынка и возможностей предприятия в определении цен  на реализуемые им факторы, средства производства - залог выживания в  условиях конкурентного рынка, благополучия и успеха, устойчивости финансового  положения, конечно, при эффективной  и мобильной производственно-хозяйственной  деятельности.

В условиях рыночной конкуренции цены задают приоритеты технической политики, определяют эффективность ее альтернативных стратегий. Безусловно, техническая  политика реализуется инженерно-техническим  персоналом. Он осуществляет развитие технологии, организацию производства, контролирует качество продукции. Но эффективность  продукции, выпускаемой предприятием, апробируется рынком, ценой ее реализации. Этим же диктуется эффективность  технологии и организации производства. Выгодно или не выгодно данная продукция предприятию, нужна или  не нужна - это подтверждается рынком и только ценой реализации на рынке. Таковы жесткие условия жизни  предприятия в условиях рынка.

В условиях перехода к развитым рыночным отношениям это особенно важно иметь  в виду, потому что прежние кустарные  методы, отношение к цене как к  чисто счетной величине не могут  гарантировать благополучие финансово-хозяйственного положения предприятия. Кустарный  подход грозит несостоятельностью, банкротством.

Прежде чем начать производить  ту или иную продукцию или определять объемы выпуска продукции, соответствующим  службам предприятия необходимо детально изучить рыночную среду  предприятия.

Рыночная (маркетинговая) среда предприятия - совокупность всех внешних факторов и условий рынка и нерыночных экономических отношений, которые  обуславливают эффективность деятельности предприятия, возможности реализации его целевой стратегии и тактики  поведения на рынке.

При анализе рыночной среды предприятия  выделяют микросреду и макросреду предприятия. В изучении рыночной среды для  решения вопросов ценообразования  службам предприятия необходимо следующее:

• Изучить рынок сбыта продукции  и цен ее реализации;

• Оценить издержки производства и реализации, включая налоги и  другие платежи, а также условия  поставки и обеспечения предприятия  факторами производства;

• Взвесить эффективность осуществляемых мероприятий и деятельности в  целом.

Эти три направления характеризую микросреду деятельности предприятия. Кроме того, ему необходимо учитывать  макросреду своей деятельности, характеризующую  общие условия функционирования предприятия, в том числе:

• Влияние инфляционного фактора, включая инфляционное ожидание;

• Изменение социально-экономических  отношений, включая трудовые отношения, возможно, дестабилизирующие моменты  в этой области, а также политические факторы;

• Финансовую, налоговую и кредитно-денежную политику государственных и местных  органов власти;

• Меры, принимаемые в области  государственного регулирования цен;

• Изменение, вносимые в законодательное  и правовое обеспечение функционирования предприятия на рынке.

Необходимыми условиями рыночного  ценообразования являются:

• Экономическая самостоятельность  и свобода выбора поведения предприятий - субъектов хозяйствования, агентов  рынка как собственников;

• Коммерческая основа отношений  субъектов хозяйствования, реализуемая  посредством взаимовыгодных договоров, в частности, в виде устных соглашений, договоров, контрактов купли-продажи;

• Содействие и защита договорно-контрактных  отношений, других хозяйственных споров, гарантирующих возмещение потерь, убытков  и упущенной выгоды;

• Наличие конкурентной среды и  преодоление монополизма, обеспечивающих возможность выбора поведения субъектов  хозяйствования, агентов рынка;

• Равновесие рынка, соотношение спроса и предложения уравновешивается посредством равновесной цены. Единственной уравновешивающей ценой, которая может  сохраняться, является такая цена, при  которой сумма предложения и  сумма спроса равны друг другу.

В условиях свободного ценообразования  и самостоятельности предприятия  в определении цен неизбежно  возникает у соответствующих  служб предприятия необходимость  считаться и учитывать факторы, под воздействием которых складываются рыночные цены . Ценовая стратегия предприятия предлагает учитывать следующие факторы, формирующие рыночные цены:

- Факторы спроса, определяющие  цену спроса на товар, которую  предлагает покупатель:

• Платежеспособный спрос, который  может выделить покупатель на данный товар;

• Уровень сбережений, которые  покупатель делает, чтобы не покупать товар;

• Объем спроса - количество товара, которое покупатель способен приобрести при некотором уровне цены;

• Потребительские свойства товара, его качественные характеристики;

• Полезность товара - способность  его удовлетворить потребности  потребителя или качество продукта, услуги.

- Факторы потребительского выбора, определяющие конкурентность вашего товара в спросе замещающих товаров:

• Структура потребностей и возможных  покупателей вашего товара и конкурентных с ним товаров;

• Замещаемость вашего товара конкурентными товарами;

• Возможное сопоставление вашего товара с заменяемыми или взаимозаменяемыми  товарами;

• Сопоставление рынка вашего товара, с дополняющими его товарами или  рынком товаров, для которых ваш  товар является дополняющим.

- Факторы предложения, определяющие  цену предложения товара, на которую  претендует поставщик-продавец:

• Количество товара, которое будет  предложено на рынке, и то количество товара, которое может поставить  на рынок ваше предприятие;

• Запасы данного товара у возможных  его поставщиков и запасы у  вашего предприятия;

• Издержки производства и обращения  при реализации его на рынке;

• Цены на факторы производства или  на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара, и затрачиваемый труд - рабочую  силу;

• Налоги, акцизы и другие платежи, отчисления в государственные и  общественные фонды, пошлины;

• Прибыль и ее распределение  на инвестиции, резервные и страховые  фонды, дивиденды и другие цели.

Обоснование и установление цен  на продукцию предприятия и определения  цен на средства производства являются необходимыми элементами разработки бизнес-плана  предприятия. Бизнес-план - инструмент планового управления предприятием в условиях рынка. Спрос, предложение  и цена находятся в рыночной зависимости, но для предприятия нужно найти  их оптимальное, наиболее выгодное соотношение.

В то же время разработка и обоснование  бизнес-плана позволяют более  глубоко представить все параметры, необходимые для выработки ценовой  стратегии предприятия. Здесь первостепенное значение имеют такие разделы  бизнес-плана, как проработка потребительских  достоинств товара, услуги; анализ рынка  нового товара, формы и пути его  реализации, оценка других важнейших  факторов, в частности сезонности, возможных программ поддержки, оценки конъюнктуры рынка и конкуренции; анализ финансового проекта, издержек и инвестиций. Все это в рыночных условиях непосредственно связано  с обоснованием цен.

Цена является одним из главных  элементов маркетинговой политики предприятия на рынке. Ценовая политика - часть маркетинговой рыночной политики предприятия. Выбор ценовой стратегии  составляет содержание концепции предприятия  в определении цен на свою продукцию.

Предприятию, работающему в рыночных условиях, прежде всего необходимо выработать стратегию и принципы определения цен, руководствуясь которыми оно может эффективно решать стоящие перед ним задачи.

Практика деятельности предприятий  в условиях рыночной экономики выработала определенные стратегии в области  установления цен. Наиболее распространенные, типичные ценовые стратегии предприятия:

- Сохранение стабильного положения  на рынке при умеренной рентабельности  и достаточно удовлетворительных  других показателях деятельности  предприятия;

- Расширение доли рынка, на  котором предприятие реализует  свои товары;

- Максимизация прибыли, повышение  уровня рентабельности. Цели максимизации  прибыли, повышения рентабельности  могут быть поставлены как  в части текущей политики цен,  так и в перспективной стратегии  ценообразования;

- Поддержание и обеспечение  ликвидности - платежеспособности  предприятия. Надежная и своевременная  платежеспособность заказчиков  на товары предприятия - важное  условие делового партнерства.  Поэтому в ценовой стратегии  необходимо выбирать заказчиков  с учетом их платежеспособности, идти на выгодные формы расчетов, в частности, предоплату, предоставляя  безупречным в платежах заказчикам  льготы по ценам, избегать завышения  цен на поставляемые товары;

- Завоевание лидерства на рынке  и в определении цен - наиболее  активная и престижная стратегия  ценообразования крупных предприятий  и объединений. Конечно, для  того чтобы занять лидирующее  положение на рынке, предприятие  должно обладать достаточными  возможностями и потенциалом;

- Ценовая стратегия, направленная  на расширение экспортных возможностей  предприятия. При проведении данной стратегии предприятию необходимо учитывать особенности ценообразования на внешнем и внутреннем рынках страны.

Предприятию не рекомендуется применять  запрещенные законодательством  или этикой рынка ценовые стратегии, а если уж оно вынуждено идти на это, то необходимо взвесить последствия, которые могут явиться результатом  ответных мер конкурентов или  применения санкций государственными органами. К числу запрещенных  стратегий в области установления цен относятся:

- Стратегия монополистического  ценообразования, направленная на  установление и поддержание монопольно  высоких цен. Обычно преследуется  цель получения сверхприбыли  или монопольной прибыли. Законом  РФ «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках» квалифицируется  как монополистическая деятельность, связанная со злоупотреблением  доминирующим положением на рынке;

Информация о работе Ценообразование в Предприятиях общественного питания