Ценообразование на рынке ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Сложившийся в России рынок ценных бумаг в настоящее время в целом не соответствует потребностям развития экономики. Вплоть до финансового кризиса 1998 г. (одним из важнейших стимулирующих основ которого стал фондовый рынок - его падение в октябре 1997 - начале мая 1998 г. вызвало обвал на рынке ГКО, резкий рост ставки рефинансирования Банка России до 150% и процентных ставок до 50-60%, нарастание валютной нестабильности) он имел ярко выраженную спекулятивную направленность и лишь в отдельных случаях служил механизмом привлечения финансовых ресурсов в реальный сектор экономики.

Оглавление

Теоретическая часть:

1. Введение

2. Ценные бумаги, их типы и виды.

3. Рынок ценных бумаг.

4. Ценообразование на рынке ценных бумаг.

4.1.цели, задачи, принципы ценообразования на рынке ценных бумаг.

4.2.методы, использующиеся в процессе ценообразования на рынке ценных бумаг

4.3. факторы, оказывающие влияние на ценообразование на рынке ценных бумаг

4.4. виды цен, применяющиеся на рынке ценных бумаг

4.5. критериальные признаки ценообразования на различные виды ценных бумаг

4.6. Особенности ценообразования на государственные ценные бумаги

4.7. факторы, определяющие рыночную стоимость ценных бумаг

4.8. биржевое ценообразование

5. Вывод

6. Использованные источники.

Практическая часть:

Ценообразование на рынке кофе

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 47.31 Кб (Скачать)

  - саморегулирующиеся организации (объединения профессиональных участников  рынка ценных бумаг,  которые выполняют определенные регулирующие функции, ( например, НАСД (США) и т.п.);

- инфраструктура  рынка:

     а)  правовая,

     б)  информационная  (финансовая  пресса,  системы фондовых показателей  и т.д.),

     в)  депозитарная  и  расчетно-клиринговая   сеть (для государственных и частных  бумаг часто существуют раздельные  депозитарно - клиринговые системы),

     д) регистрационная сеть.

Субъектами рынка  ценных бумаг являются:

1) эмитенты - государство  в лице уполномоченных им  органов,  юридические лица и граждане,  привлекающие на основе выпуска  ценных бумаг необходимые им  денежные средства и выполняющие   от  своего имени предусмотренные  в ценных бумагах обязательства;

2) инвесторы  (или  их представители,  не  являющиеся профессиональными участниками  рынка ценных бумаг) - граждане  или юридические лица, приобретающие  ценные бумаги в собственность,  полное хозяйственное  ведение   или  оперативное  управление  с целью осуществления удостоверенных  этими ценными бумагами имущественных  прав (население, промышленные предприятия,  институциональные инвесторы - инвестиционные  фонды,  страховые компании и  др.);

     3) профессиональные участники рынка  ценных бумаг - юридические лица  и  граждане,  осуществляющие  виды  деятельности, признанной профессиональной  на рынке ценных бумаг (дилерская,  брокерская и др. виды деятельности).

Существуют 3 модели фондового рынка в зависимости  от банковского или небанковского  характера финансовых посредников:

I. Небанковская  модель (США) - в качестве посредников  выступают  небанковские компании  по ценным бумагам.

2. Банковская  модель (Германия) - посредниками выступают  банки.

3. Смешанная  модель (Япония) - посредниками являются  как  банки, так и небанковские  компании.

В России выбрана  смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно  и с  равными правами присутствуют и  коммерческие банки, имеющие все  права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.

Одним из наиболее объемных является рынок государственных  долговых обязательств, включающий:

долгосрочные  и среднесрочные облигационные  займы,  размещенные среди населения;

государственные краткосрочные облигации выпуска 1994г.;

долгосрочный 30-летний облигационный займ 1991г.;

внутренний валютный облигационный  займ  для юридических лиц;

казначейские  обязательства.

Рынок частных  ценных бумаг включает :

- эмиссию акций  преобразованных  в  открытые  акционерные общества    государственных    предприятий;

- эмиссию акций  и облигаций банков;

- эмиссию   акций чековых инвестиционных  фондов;

- эмиссию   акций  вновь  создаваемых   акционерных  обществ;

- облигации банков  и предприятий.

Российский фондовый рынок характеризуется следующим:

- небольшими  объемами и неликвидностью;

- "неоформленностью" в макроэкономическом  смысле  ( неизвестно соотношение сил на фондовом рынке и т.п.);

- неразвитостью  материальной базы,  технологий  торговли, регулятивной и информационной  инфраструктуры;

- раздробленной  системой государственного регулирования;

- отсутствием   государственной долгосрочной политики  формирования рынка ценных бумаг;

- высокой степенью  всех рисков, связанных с ценными  бумагами;

- значительными  масштабами грюндерства,  т.е.  агрессивной политикой учреждения  нежизнеспособных компаний;

- крайней нестабильностью  в движениях курсов акций и  низкими инвестиционными качествами  ценных бумаг;

- отсутствием   открытого доступа к макро-  и микроэкономической информации  о состоянии  фондового рынка;

- инвестиционным  кризисом;

- отсутствием  обученного персонала и  крупных,  заслуживших общественное доверие  инвестиционных институтов;

- агрессивностью  и  острой  конкуренцией  при   отсутствии традиций деловой  этики;

- высокой долей  «черного» и спекулятивного оборота;

- расширением  рынка государственных долговых  обязательств и спроса государства  на деньги, что сокращает производительные  инвестиции в ценные бумаги.

     Несмотря  на все отрицательные  характеристики, современный российский фондовый  рынок  - это динамичный рынок,  развивающийся на основе:  масштабной  приватизации и связанного  с   ней массового выпуска ценных  бумаг; расширяющегося выпуска  предприятиями и регионами облигационных  займов; быстрого улучшения технологической   базы  рынка;  открывшегося доступа  на международные рынки капитала;  быстрого становления масштабной  сети институтов - профессиональных  участников рынка ценных бумаг  и других факторов. 

4. Ценообразование  на рынке ценных бумаг.

4.1. Цели, задачи, принципы ценообразования на  рынке ценных бумаг.

Ценообразование как процесс определения цен  на рынке ценных бумаг осуществляется по определенным правилам, с использованием конкретных методов, на основе общепринятых принципов и с учетом отдельных  факторов. Постановка целей ценообразования  зависит от избранной стратегии. Можно выделить следующие стратегии  ценообразования на рынке ценных бумаг:

- захват рынка путем установления низкого уровня цен;

- получение значительного дохода на основе установления высоких цен размещения ценных бумаг;

- постоянное присутствие на рынке при установлении цены на конкурентном уровне.

Целями ценообразования  на фондовом рынке могут быть:

- сбалансированность спроса и предложения,

- захват рынка и устранение конкурентов, привлечение инвестиций,

- передел собственности.

Задачами ценообразования  на рынке ценных бумаг являются:

- отражение реального спроса и предложения;

- реализация конкретных целей ценообразования, учет разнообразных факторов.

К основным принципам  ценообразования относятся следующие:

- научный подход,

- целевая направленность,

- сопоставимость по разным периодам времени,

- учет уровня цен на аналогичные финансовые инструменты,

- отражение реального уровня затрат на фондовые операции. 

4.2.методы, использующиеся  в процессе ценообразования на  рынке ценных бумаг

Ценообразование на рынке ценных бумаг осуществляется экспертным, аналитическим, статистическим, нормативно-параметрическим (балльным), балансовым методами и на основе экономико-математического  моделирования.

Экспертный метод  состоит в обобщении ряда экспертных оценок специалистов по имеющимся тенденциям и возможным направлениям изменения цен. Метод требует тщательного подбора экспертов и детального отбора анализируемых состояний.

Аналитический метод основан на анализе большого числа разнообразных источников информации. Сущность данного метода заключается в системном анализе  составных элементов цены и факторов, повышающих или понижающих ее уровень. Факторный анализ при этом позволяет  учесть одновременное влияние на объект ценообразования различного рода факторов и оценку степени их положительного и отрицательного воздействия.

Статистический  метод основан на использовании  ряда статистических приемов в ценообразовании  на рынке ценных бумаг. Метод базируется на статистическом анализе с применением  средних величин, индексов, дисперсии (абсолютного отклонения от средних  величин), а также на корреляционно-регрессионном  анализе.

В настоящее  время наиболее активно в ценообразовании  на рынке ценных бумаг используются фондовые индексы, которые позволяют  определить общую тенденцию изменения  конъюнктуры рынка на определенные виды ценных бумаг.

Нормативно-параметрический (балльный) метод на практике реализуется  следующим образом. Ценная бумага или  фондовая операция характеризуется  рядом параметров. Каждая инвестиционная характеристика ценной бумаги или фондовой операции (параметр) имеет определенный диапазон нормативных значений. Выбранная  нормативная единица оценивается  определенным количеством баллов. Далее  баллы суммируюся и полученная общая сумма баллов умножается на принятую заранее стоимостную оценку одного балла. В результате параметры, нормативное значение каждого из которых оценено с помощью баллов, определяют уровень цены.

Балансовый метод  основан на том, что движение стоимости  ценных бумаг отражается в балансе  любого хозяйствующего субъекта. Номинальная  стоимость облигаций показывается в балансе при отражении выпуска  краткосрочного или долгосрочного  займа. Номинальная стоимость акций  лежит в основе отражения уставного  капитала. Разница между рыночной стоимостью ценных бумаг отражаетСя в балансе как эмиссионный доход. На основе стоимости чистых активов предприятия определяют цену выкупа акций.

Экономико-математическое моделирование основано на построении различных моделей ценообразования. Под моделью ценообразования  понимается математическая или иная схема, отображающая процесс формирования цены. На рынке ценных бумаг могут  использоваться концептуальные, математические, структурные, статистические, факторные, матричные, графические, логические, иммитационные модели ценообразования. Концептуальные модели учитывают определенные подходы, концепции (систему взглядов на процесс формирования цен на рынке ценных ценных бумаг). Например, по стоимостной концепции цена на рынке ценных бумаг моделируется как денежное выражение действительной рыночной стоимости. Концепция равновесия исходит из того, что цена на фондовом рынке отражает равновесие спроса и предложения на определенную ценную бумагу в момент совершения фондовой операции. Математические модели исходят из строго определенных математических зависимостей, характеризующих процесс ценообразования. Трендовые модели строятся на основе зависимости цены от ряда величин, характеризующих устойчивые тенденции и колебания на фондовом рынке. Модели компонентного анализа определяют зависимость уровня цены от определенных компанент (составных частей) рынка ценных бумаг. Структурные модели включают анализ составных элементов определенной цены, взаимосвязей между ними и их влияние на изменение уровня цен. Статистические модели основаны на отражении статистических закономерностей и отклонений от них. При этом в начале теоретически обосновывают выбор вида зависимости и оценивают параметры модели на основе построения динамических рядов статистических наблюдений,   проверки соответствия выбранного типа модели конкретным условиям ценообразования. Модели могут иметь статистический, динамический характер; могут быть линейными, многомерными; разрабатываться с использованием компьютерных технологий или вручную; применятся повсеместно или в отдельных частных случаях. 

4.3. Факторы, оказывающие влияние на ценообразование на рынке ценных бумаг.

На ценообразование  на рынке ценных бумаг оказывают  влияние традиционные факторы (уровень  предложения, конкуренция, затраты  или издержки), так и специфические (тип, вид, разновидность, срок обращения, инвестиционные качества ценных бумаг; рейтинг и деловая репутация, отраслевая принадлежность и территориальное местонахождения эмитента; инвестиционный климат и инвестиционная емкость сегмента рынка; вид фондовых операций; место и время ценообразования).

Наиболее важным фактором ценообразования на фондовом рынке является соотношение спроса и предложения. Для развития рынка  ценных бумаг необходимо наличие  предложения разнообразных ценных бумаг, с одной стороны, и реального  спроса на них - с другой стороны.

Информация о работе Ценообразование на рынке ценных бумаг