Бытовое обслуживание населения в Республике Беларусь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:24, реферат

Краткое описание

Сущность бытового обслуживания населения, оценка состояния и проблемы развития сферы
Бытовое обслуживание населения представляет собой сферу деятельности по оказанию услуг, связанных с удовлетворением личных потребностей человека, а также изготовлению вещей и объектов по индивидуальным заказам.

Оглавление

Сущность бытового обслуживания населения, оценка состояния и проблемы развития сферы…………………………………………….
Перспективы развития сферы бытового обслуживания населения в Беларуси ………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Реферат 2. Быт.обслуживан.docx

— 28.72 Кб (Скачать)

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования  «Брестский государственный технический  университет»

Экономический факультет

Кафедра управления, экономики  и финансов

 

 

 

Реферат

на тему «Бытовое обслуживание населения в Республике Беларусь»

 

 

 

 

Подготовила                                                         студентка группы КД-34

                                                                               Войтеховская Елена

Проверила                                                            Кацер Алла Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

Брест 2012

Содержание

  1. Сущность бытового обслуживания населения, оценка состояния и проблемы развития сферы…………………………………………….
  2. Перспективы развития сферы бытового обслуживания населения в Беларуси ………………………………………………………………..

 

Сущность бытового обслуживания населения, оценка состояния  и проблемы развития сферы

Бытовое обслуживание населения  представляет собой сферу деятельности по оказанию услуг, связанных с удовлетворением  личных потребностей человека, а также  изготовлению вещей и объектов по индивидуальным заказам.

Бытовые услуги могут быть материальными и нематериальными. Под материальными услугами понимаются услуги, при производстве которых  труд фиксируется в материальном вещественном товаре, сохраняя или  увеличивая его стоимость. При оказании же нематериальных услуг труд не фиксируется  в материальном вещественном товаре, а его стоимость (в виде затрат необходимого труда) не отражается в  совокупном общественном продукте.

Производственные услуги включают ремонт бытовой техники, пошив  и ремонт одежды и обуви (по индивидуальным заказам населения), ремонт радиоэлектронной аппаратуры, телевизоров, холодильников, стиральных машин и других бытовых  приборов. Их удельный вес в общем  объеме реализации бытовых услуг  республики занимает до 80%. Оказываемые  населению производственные услуги могут быть выполнены в индивидуальном порядке, т. е. без привлечения специализированных организаций, либо путем непосредственного  обращения населения в специально созданные предприятия.

Период с момента приема заказа до момента сдачи его клиенту  состоит из трех этапов: времени  приема заказа, времени производственного  цикла и времени получения  заказа клиентом. Для сравнения: в нашей республике срок оказания услуг по ремонту бытовой техники занимает до 10 дней (в ряде случаев предприятия не в силах устранить даже незначительную поломку, что связано с отсутствием или нехваткой запасных частей), в Германии аналогичная услуга выполняется в срок до одного дня.

Сфера бытового обслуживания делится на двенадцать основных технологически различных производственных отраслевых групп, показатели деятельности которых учитываются Министерством статистики и анализа Республики Беларусь. К ним относятся: ремонт и пошив обуви, ремонт и пошив швейных изделий, ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, изготовление и ремонт мебели, услуги прачечных, ремонт и строительство жилья, услуги фотоателье, услуги бань и парикмахерских, ритуальные услуги.

Удельный вес частных  предприятий в сфере бытового обслуживания населения на сегодняшний  день составляет более 7% от общего числа, однако их деятельность не находит  отражения в данных учета Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. Этот факт не позволяет объективно оценить развитие рынка бытовых  услуг в республике.

В Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь 015-97 "Услуги населению" к бытовым услугам отнесены более  шестисот видов деятельности. Эти  услуги выполняют более 20 тыс. объектов, на которых занято свыше 100 тыс. работающих. Для сравнения отметим, что в  сфере бытового обслуживания населения  в республике в 1980 г. работало 104,9 тыс. человек, в 1990 г. — 131,5 тыс. человек, а  в 1998 г. — 62,2 тыс. человек. По экспертным оценкам, для достижения рациональных нормативов потребления населением бытовых услуг численность работающих в этой сфере должна возрасти почти в 3 раза по сравнению с 2002 г.

За рубежом наибольшее распространение в сфере услуг  получили те формы хозяйствования, производственная деятельность которых  основана на частной собственности. Среди них доминируют малые и  средние предприятия. Они гибко  реагируют на складывающуюся конъюнктуру  рынка и в соответствии с его  требованиями быстро обновляют ассортимент  оказываемых услуг. Такие предприятия  способны к более активному освоению новых форм хозяйствования. Так, по данным китайской статистики, свыше 88% субъектов, занятых в сфере  бытового обслуживания, — это предприятия  с индивидуальной и семейной формой предпринимательства, 9% — объекты  коллективной собственности и лишь немногим более 2% — предприятия  с государственной собственностью. Такая же тенденция сохраняется  и в США, где в зависимости  от вида бытовых услуг на долю личной собственности семьи приходится от 70 до 80% предприятий всех форм собственности.

Важным аспектом сектора  бытового обслуживания населения является его способность в большей  степени смягчать проблему безработицы  и в целом обеспечивать занятость  населения. Подобные предприятия могут  укомплектовываться женщинами, пенсионерами, инвалидами, лицами, не имеющими возможности  трудиться полный рабочий день, т. е. теми категориями населения, которым  непросто найти работу в рыночных условиях.

Например, в США за период 1980-1986 гг. для сокращения уровня безработицы  в сфере услуг (к которым относится  и бытовое обслуживание) было создано  более 687 тыс. новых рабочих мест. На сегодняшний день в США ежегодный  валовой доход основных предприятий  бытового обслуживания — химчисток, парикмахерских, ателье по ремонту одежды, похоронных бюро — достиг 40 млрд дол., а занятость — 900 тыс. человек. В Китае, согласно официальной статистике, в сфере услуг в 1978 г. было занято 9,4 млн человек, в 1992 г. это число превысило 43 млн, а в 2000 г. количество работающих в этой сфере составляло более 60 млн.

Оценка состояния бытового обслуживания населения в настоящее  время выявляет ряд факторов, обусловливающих  потребность в развитии данной сферы. Несмотря на важность и перспективность  сферы бытового обслуживания населения, в нашей республике постоянно  ощущается недостаточность предприятий  бытового обслуживания, особенно в  сельской местности, нет соответствующей  материально-технической базы, не хватает  профессиональных кадров, качество и  структура оказываемых услуг  не отвечают потребностям населения.

Объем реализации бытовых  услуг населению за 1991-1995 гг. сократился на 73,2% , в том числе в сельской местности — на 83,9%. Так выглядит сокращение объема по отдельным видам: индивидуальный пошив обуви —  на 90,7%, индивидуальный пошив и ремонт одежды — на 88,2%, химчистки — на 91,3%. К 2010 г. объем реализации бытовых услуг вырос в 1,5 раза и составил 40,4% от уровня бытовых услуг 1990 г., а по сельской местности — 17,5%.

 

Перспективы развития сферы бытового обслуживания населения  в Беларуси

Минторгом разрабатывается проект Указа Президента Республики Беларусь «О поддержке развития в 2013-2015 годах бытового обслуживания населения в сельской местности».

Проект Указа предполагает поддержку субъектов хозяйствования, обеспечивающих выполнение государственных  социальных стандартов в области  бытового обслуживания населения в  сельской местности, и привлечение  субъектов частного бизнеса в  данную сферу деятельности путем  предоставления субсидий из местных  бюджетов на частичное возмещение затрат, связанных с оказанием услуг  через сеть комплексных приемных пунктов.

Такие субсидии будут предоставляться  организациям и индивидуальным предпринимателям при совокупном выполнении следующих  обязательных условий:

    • наличие сети (два и более) сельских комплексных приемных пунктов по приему заказов на оказание бытовых услуг;
    • оказание населению в сельской местности не менее 11 видов бытовых услуг, предусмотренных государственным социальным стандартом.

В отличие от действующего Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 2011 г. № 386) проект Указа  существенно меняет подход в предоставлении субсидий, исходя из расчета фактически оказанных услуг, а не от количества потенциальных клиентов.

Такой подход стимулирует  наращивание объемов реализации бытовых услуг в сельской местности, а следовательно, увеличение количества фактических, а не потенциальных потребителей услуг.

Внесение изменений, дополнений, поправок в технические нормативные  правовые акты в сфере бытового обслуживания

Министерство торговли в  настоящее время проводит анализ действующих технических нормативных  правовых актов (далее – ТНПА) в  сфере бытового обслуживания населения  для предоставления в Государственный  комитет по стандартизации Республики Беларусь предложений по формированию Плана государственной стандартизации Республики Беларусь на 2013 год.

Государственное объединение "Белбыт" (управляющее бытовым обслуживанием населения по всей Беларуси через известные с советских времен «Дома быта», функционировало с 2000 года) ликвидировано согласно указу №445 от 4 октября 2011 года, , При этом в составе Министерства торговли создается структурное подразделение, основная функция которого - формирование и проведение государственной политики в сфере бытового обслуживания населения. Управление будет координировать деятельность в этой сфере, в том числе субъектов хозяйствования отрасли, как государственных, так и негосударственных. Указом перед Министерством торговли поставлены задачи по оптимизации сети объектов бытового обслуживания, оказанию качественных услуг, обеспечению населения востребованными видами бытовых услуг. В целях эффективного функционирования сферы бытовых услуг Минторгом будут приняты меры по выходу на новый уровень развития этой отрасли.

Вообще, в сфере бытового обслуживания Беларуси намерены отказаться от госрегулирования и выработать новые механизмы взаимодействия государства и частного бизнеса. Так, например, ранее присвоение категории объекту (например, категории ателье) было возможно только по решению местных исполнительных и распорядительных органов. Теперь подходы изменились - государство определит другие критерии.

Помимо этого, будут приняты меры, направленные на упрощение работы субъектов, оказывающих бытовые услуги. Например, разработка для них рекомендуемых бланков по оформлению заказов на бытовые услуги, практикум по организации оказания бытовых услуг, начиная с момента регистрации и заканчивая выдачей заказов потребителю.

Кроме того, запланировано  создать информационные системы  сферы бытового обслуживания населения; определить требования к организациям, осуществляющим дополнительное обучение взрослых (требование к процессу обучения, материально-технической базе, срокам); выработать механизм заинтересованности субъектов, оказывающих бытовые  услуги, в прохождении добровольной сертификации, то есть необходимо заинтересовать субъект так, чтобы он сам был  заинтересован провести добровольную сертификацию и подтвердить соответствие услуги техническим нормативным  правовым актам.

На сегодняшний день существует обязательная сертификация на услуги СТО, парикмахерские, услуги химической чистки, услуги по техническому обслуживанию и ремонту сложной бытовой  техники, услуги прачечных. Кроме того, предусматривается принять другие меры по выходу сферы бытовых услуг  на качественно новый уровень, подчеркнула  представитель Минторга.

Перед новой структурой поставлены также задачи - усовершенствовать  работу сферы бытового обслуживания, расширить перечень оказываемых услуг, повысить их качество. Сама ликвидация "Белбыта" ни в коем случае не говорит о ликвидации системы, о закрытии домов быта, потере созданного и функционирующего. Все, что было достигнуто в прошлые годы в сфере бытового обслуживания, сохранено. Так, обеспечено выполнение государственных социальных стандартов, их оптимизация. В новом году продолжится развитие сети объектов бытового обслуживания.


Информация о работе Бытовое обслуживание населения в Республике Беларусь»