Бюджетный дефицит и государственный долг. Управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РФ на современном этапе экономического развития.

Оглавление

Введение……………………………………………………..3
1. Бюджетный дефицит
1.1 Бюджет государства…………………………………5
1.2 Причины и последствия бюджетного дефицита…..9
2. Государственный долг
2.1 Государственный долг и его формы………………..16
2.2 Управление государственным долгом……………...22
Заключение………………..……………………………….30
Список литературы……………………………………….32
Приложение…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 459.00 Кб (Скачать)

В ходе проводимой реструктуризации долговых обязательств используется ограниченный набор способов ее проведения: рефинансирование, конверсия, выкуп долга, консолидация, унификация, аннулирование государственного долга, секъюритизация, использование облигаций Брейди.

Рефинансирование - это погашение старой задолженности (и процентов по ней) за счет выпуска нового займа, принятия новых обязательств. Используются три способа рефинансирования госдолга: замена обязательств (с согла­сия их держателей) с истекшими сроками погашения на новые, по сумме экви­валентные погашаемым; досрочная замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения; размещение (продажа) новых облига­ций и за счет вырученных средств погашение облигаций с истекшими сроками погашения.

Другой способ - выкуп долга. В случаях когда государства-должники могут располагать значительными объемами финансовых резервов, можно разре­шить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги, что позволяет сократить общий объем государственного долга. Однако мировая практика негативно относится к досрочному выкупу долгов. Это связано с тем, что выиг­рыш от этого получают, во-первых, наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом, и, во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов. Процентные ставки, которые платит Россия по обслу­живанию внешнего государственного долга, составляют от 7 до 13%, что в 3-4 раза дороже, чем для развитых стран Европы.

Благоприятная экономическая ситуация для выкупа внешнего государ­ственного долга сложилась в Российской Федерации в связи с ростом цен на углеводородное сырье на международном рынке. Это позволило России сформировать Стабилизационный фонд, который на начало 2006 г. достигает -величины 1 трлн. долл. Переговоры с членами Парижского клуба кредиторов, долг перед, которыми на 1 января 2005 г. составил 43,1 млрд. долл., иди почти  40%-общего внешнего государственного долга завершились договорённостью; что Российская Федерация досрочно выплатит по номиналу 15 млрд. долл. По расчетам Минфина РФ, только в 2005 г. страна сэкономит на процентах 400 млн. долл., а до 2020 г. - почти 6 млрд. долл.

Секьюритизация долга - переоформление государственного долга в новые рыночные долговые инструменты денежного рынка, включая ссудные капита­лы. Среди основных видов ценных бумаг, обращающихся на международных финансовых рынках, выделяются две группы: иностранные облигации - эмитируемые нерезидентами на внутреннем рынке иностранного государства, и еврооблигации - средне- и долгосрочные обязательства в евровалютах, выпускаемые на европейском рынке среди зарубежных инвесторов.

К началу 1990-х гг. в международной практике сложилась достаточно действенная система реструктуризации внешней задолженности, предложен­ная для урегулирования долговых обязательств развивающихся стран мини­стром финансов США Н. Брейди, - "план Брейди". На тот период рынки ценных бумаг развивающихся стран характеризовались весьма низкой ликвид­ностью - 25-40% номинала. В результате переговоров должников с кредитора­ми в 1990-1994 гг. был осуществлен выпуск облигаций Брейди на общую сумму около 100 млрд. долл. Они являются государственными облигациями, эмити­рованными в обмен на государственный долг перед коммерческими банками. В международной практике используют следующие виды облигаций Брейди: паритетные (с уменьшенными процентами); дисконтные (с уменьшенной основной суммой долга); ступенчатые (с более низкими первоначальными ставками); долговые конверсионные (новых займов), новые долговые; проце­нтные; капитализированные.

Приведенные методы управления государственным долгом в своей основе базируются на переговорном процессе. Они относятся к рыночным методам управления государственным долгом и широко используются развитыми стра­нами и международными финансовыми организациями. Наряду с рыночными мировая практика использует и внерыночные (административные) методы управления на основе одностороннего принятия эмитентом управленческого решения по долговым обязательствам. К административным методам отно­сятся конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание, аннулирование долга.

Аннулирование государственного долга - отказ государства от всех обяза­тельств. Это нерыночная мера решения долговой проблемы государства. В США в 1838 г. восемь южных штатов отказались платить по муниципальным облигациям, объяснив это "нелюбовью к иностранцам". После Октябрьской революции советское правительство отказалось платить по государственным долговым обязательствам как иностранным, так и отечественным держателям государственных ценных бумаг, поскольку это были долги царской России.

В настоящее время государственный долг Российской Федерации по своему происхождению делится на две части: долговые обязательства бывше­го СССР перед гражданами России, иностранными правительствами, банками и компаниями. К этой категории относятся все кредиты и займы, привлеченные нашей страной до 1 января 1992 г. Другая часть - долговые обя­зательства собственно Российской Федерации и ее субъектов. Постепенно в общем объеме государственного долга начал накапливаться "новый" государ­ственный долг, принятый уже самой Российской Федерацией. Если в 2000 г. он составлял 31,9% (1460,7 млрд. руб.) в общем объеме государственного долга Российской Федерации (4583 млрд. руб.), то в 2005 г. - уже 44,4%. (1747 и 3931 млрд. руб. соответственно).

Критерием деления государственного долга является вид валюты, в кото­рой представлены государственные долговые обязательства. В Российской Федерации государственный внутренний долг трактуется как выраженные в ее валюте долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. По своей экономической сути внутренние заимствова­ния означают лишь перераспределение финансовых ресурсов между секторами экономики. Объем и структура государственного внутреннего долга в 2000-2006 гг. согласно бюджетной классификации в разрезе его видов и форм приведена в табл. № 2 (прил.), из которой следует, что, например, по состоянию на 1 января 2005 г. государственный внутренний долг Российской Федерации составил 778,3 млрд. руб. и увеличился по сравнению с 1 января 1993 г. более чем в 200 раз.

Для того чтобы более четко обозначить направления совершенствования процесса управления государственным долгом, следует иметь в виду, что на рынке государственного внутреннего долга за последние годы произошли позитивные перемены: проведена новация по государственным ценным бума­гам, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государ­ственных ценных бумаг. Все это в определенной степени восстановило доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, привело к увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых.

Следует отметить, что до 1999 г. Россия продолжала наращивать внешние заимствования. Рекордным оказался 1998 г., в течение которого прирост внеш­него долга составил 27,3 млрд. долл. (в том числе в связи с размещением четы­рех новых займов еврооблигаций на сумму 5 млрд. долл.).

Динамика структуры., внешнего государственного долга Российской Федерации в поле бюджетной классификации, действующей с 1 января 2005 г., приведена в табл. №3 (прил.), из которой следует, что в последние годы наметилась тен­денция к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 2000 г. он составил 148,4 млрд. долл., а по состоянию на 1 января 2005 г. снизится до 113,7 млрд. долл.

Доля государственного внешнего долга в процентах к величине ВВП за последние годы также имеет тенденцию к сокращению. Так, в 2000 г. она составляла немногим менее 57,3%, в 2003 г. - 30%. В 2005 г. максимальное соотношение величины внешнего долга к ВВП ожидается в размере 20%. Вместе с тем структура его не является оптимальной: по состоянию на 1 янва­ря 2005 г. только около 40% обязательств приходится на ценные бумаги, номи­нированные в иностранной валюте (еврооблигации и облигации внутреннего государственного валютного займа).

Размер государственного долга в абсолютном выражении не дает полного представления о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема государственного долга мировая прак­тика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки долговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которыми располагает страна должник, т. е. размер и темпы роста ВВП в сопоставлении с государственным долгом. Этот показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности переориентировать национальное производство на экспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если накопленный долг превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация «долгового навеса». Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП. Подобное положение было характерно для экономики Российской Федерации с начала 1990-х гг. и вплоть до 2001 г. За последние годы объем государственного долга, его удельный вес в объеме ВВП имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если в 2000 г. объем внешних заимствований составлял 62,8% в объеме ВВП, то в 2005 г. - 21%. Вместе с тем в структуре государственного долга России при некотором сниже­нии внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области государственного дол­га, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Государственный долг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.

Показатель "государственный долг/доходы" используется международны­ми финансовыми организациями для оценки долговой устойчивости суверен­ного заемщика, т. е. такого состояния государственного внешнего долга, при котором правительство выполняет обязательства по его обслуживанию в полном объеме без ущерба темпам экономического и социального развития и необходимости прибегать к списанию или реструктуризации задолженности.

 


Заключение

 

На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита федерального бюджета Центральным Банком, повышение эффективности рынка и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

Критерий дефицита бюджета, по сути, выполняет роль регулятора с отрицательной обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей экономической безопасности РФ в начале третьего тысячелетия. Однако  отметим, что в тоже время, сам по себе дефицит бюджета может не быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания “финансовых дыр”, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

В связи с этим на передний план снова выдвигается проблема госдолга.

Происходит сокращение внешнего долга за счет уточнения коммерческой задолженности, уменьшения объема роста долга вследствие неблагоприятных для России изменений валютных курсов и сокращения объема ожидаемых кредитов по линии международных финансовых организаций. Но внутренний долг за счет этого растет (за счет облигаций федерального займа).

В общем можно сказать, что положение нашей страны сложно, но не безнадежно. Оживление экономики с начала 2000 года вселяет надежду. Значительно улучшилась динамика поступления доходов в бюджет, снижалась задолженность по выплатам заработной платы, погашены задолженности по выплате пенсий. Достигнуты высокие объемы сальдо торгового баланса, что позволяло поддерживать относительную стабильность на валютном рынке и производить необходимые платежи по обслуживанию внешнего долга даже при отсутствии внешних займов. Но все равно вопрос государственного долга и бюджетного дефицита (хотя и в меньшей степени) остается открытым, он требует решения и стабильного оживления экономики не на короткий период, а куда более длительный.


Список литературы

 

1.   Воронин, Ю., Кабашкин, В. Управление государственным долгом. // Экономист. – 2006 - №1. С. 58-67.

2.   Матвеева, Т.Ю. Основы экономической теории: Учеб. пособие для вузов / Т.Ю. Матвеева, И.Н. Никулина. – М.: Дрофа, 2003. – 448 с.; ил.

3.   Сайт Министерства Финансов http://www1.minfin.ru.

4.   Сайт «Ресурсы Университетской информационной системы РОССИЯ» http://www.cir.ru.

5.   Федеральный закон РФ от 07.12.2005 «О федеральном бюджете на 2006 год».

6.   Шабалин, А. Динамика государственного и корпоративного долга // Экономист. – 2006 - №3. С. 50-57.

7.   Экономика: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005. – 896 с.

8.   Экономический журнал ВШЭ. – 2006 - №3

9.   Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад.                    В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Т.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.: ИНФРА-М, 2000. – 714 с.

10.   Экономическая теория: учебное пособие / В.М. Соколинский, В.Е. Корольков [и др.]; под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: КНОРУС, 2006. – 464 с.


Приложение

Структура распределения доходов и расходов в консолидированном бюджете (в процентах к общему объему доходов)[5]

Таблица №1

 

Январь

Январь- Февраль

Январь-Март

Январь-Апрель

Январь-Май

Январь-Июнь

Январь-Июль

Январь-Август

Январь-Сентябрь

Январь-Октябрь

Январь-Ноябрь

Январь-Декабрь

Доходы

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Из них:

Налог на прибыль организаций

2002

11,4

12,1

13,0

15,3

15,2

14,5

14,4

14,0

13,5

13,9

13,6

13,2

2003

10,1

9,2

11,9

13,6

13,1

12,7

13,3

12,8

12,6

13,1

12,7

12,7

2004

9,4

8,0

13,5

16,6

15,9

15,8

16,2

16,0

15,8

15,9

16,1

16,0

2005

-

18,3

20,8

20,6

20,0

19,3

18,6

18,5

17,9

18,0

18,0

17,5

2006

-

9,1

16,7

14,7

18,0

14,1

 

 

 

 

 

 

Налог на доходы физических лиц

2002

8,5

9,3

9,5

9,4

9,2

9,5

9,7

9,8

9,8

9,7

9,8

10,2

2003

9,9

10,6

10,3

10,0

9,9

10,2

10,4

10,5

10,6

10,5

10,6

11,0

2004

10,6

11,7

11,2

10,5

10,4

10,4

10,6

10,5

10,4

10,3

10,2

10,6

2005

-

7,3

7,8

8,1

8,4

8,7

9,0

9,0

9,0

8,9

8,9

9,3

2006

-

9,3

8,9

9,1

8,9

7,4

 

 

 

 

 

 

Единый социальный налог

2004

7,5

9,3

9,2

8,8

8,8

8,8

8,6

8,5

8,4

8,2

8,0

8,2

2005

-

3,6

3,6

3,5

3,6

3,6

3,6

3,6

3,6

3,5

3,5

3,5

2006

-

3,2

3,2

3,3

3,2

4,5

 

 

 

 

 

 

Налог на добавленную стоимость

2002

21,0

20,6

21,7

20,5

20,8

21,3

21,2

21,4

21,9

21,6

21,7

21,4

2003

27,2

24,6

22,9

21,6

21,3

21,6

21,3

21,5

21,7

21,5

21,6

21,3

2004

26,5

23,4

20,7

19,3

19,9

19,5

19,8

19,8

19,9

19,9

19,9

19,7

2005

-

26,5

25,5

23,7

23,0

22,1

21,6

21,1

20,7

10,3

14,0

13,5

2006

-

22,9

19,2

18,8

17,1

13,3

 

 

 

 

 

 

Акцизы

2002

8,8

9,9

9,3

8,5

8,2

8,4

8,0

7,8

7,8

7,6

7,5

7,5

2003

10,8

10,9

10,6

9,4

9,1

9,1

8,9

8,7

8,5

8,5

8,3

8,3

2004

10,2

8,9

7,4

6,1

5,7

5,3

5,0

4,9

4,9

4,7

4,6

4,5

2005

-

4,0

4,0

3,8

3,7

3,4

3,5

3,5

3,5

3,4

3,4

3,3

2006

-

3,3

3,0

3,0

2,8

2,3

 

 

 

 

 

 

Налоги на имущество

2004

0,4

0,7

1,4

3,3

3,5

3,0

3,0

3,2

2,9

2,8

3,0

2,7

2005

-

1,0

2,0

2,9

3,3

3,0

3,2

3,4

3,3

3,4

3,5

3,3

2006

-

1,0

2,0

3,0

3,5

2,5

 

 

 

 

 

 

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

2004

9,8

11,5

10,6

9,9

10,0

10,2

10,1

10,1

10,6

10,7

10,8

10,7

2005

-

8,0

10,0

10,6

11,0

11,1

11,4

11,7

12,1

12,3

12,3

12,2

2006

-

16,5

13,8

13,8

13,4

10,8

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг. Управление государственным долгом