Бюджетный дефицит и государственный долг. Управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РФ на современном этапе экономического развития.

Оглавление

Введение……………………………………………………..3
1. Бюджетный дефицит
1.1 Бюджет государства…………………………………5
1.2 Причины и последствия бюджетного дефицита…..9
2. Государственный долг
2.1 Государственный долг и его формы………………..16
2.2 Управление государственным долгом……………...22
Заключение………………..……………………………….30
Список литературы……………………………………….32
Приложение…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 459.00 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Брянский Государственный Технический Университет

 

 

Кафедра «Экономика и менеджмент»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему:

«Бюджетный дефицит и государственный долг. Управление государственным долгом»

 

Вариант № 23

 

 

 

   Выполнил студент

    группы з-06-ЭУП-1

___________Иратов А.Н.

     «__»____________2006 г.

           Руководитель:

                                                            _______Мысютина Л.В.

    «__»____________2006 г.

 

 

 

Брянск 2006


Содержание

 

Введение……………………………………………………..3

1.    Бюджетный дефицит

1.1          Бюджет государства…………………………………5

1.2          Причины и последствия бюджетного дефицита…..9

2. Государственный долг

2.1 Государственный долг и его формы………………..16

2.2 Управление государственным долгом……………...22

Заключение………………..……………………………….30

Список литературы……………………………………….32

Приложение………………………………………………...33


Введение

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм –финансовая  система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.  

Однако данная системы зачастую  сталкивается с проблемами, выраженными в форме  бюджетной задолженности  или бюджетного дефицита. Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск “пустых” денег.                                                                                                                                                                                                                

Целью данной работы является раскрытие понятия  бюджетного дефицита  и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими   финансовое положение РФ на современном этапе экономического развития.

Дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение   бюджетных   дефицитов  и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только России, но и других стран.

Проблема государственных внутренних и внешних заимствований - одна из острейших в российской экономике. Размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом. Также для изучения немаловажно, за счет каких источников он финансируется (инфляционных или неинфляционных).

Система государственных заимствований может играть как конструктивную, так и разрушительную роль в развитии экономики страны. в связи с этим необходим механизм управления государственным долгом, представляющий собой комплекс мероприятий по регулированию состояния финансовой системы.

Управление внешним долгом заключалось в реструктуризации задолженности, то есть проблема управления госдолгом перекладывалась на будущие периоды. Таким образом, чрезмерный рост государственных заимствований привел к уязвимости финансовой системы.

В работе рассмотрены вопросы о структуре бюджета РФ, его доходной и расходной составляющей, проблема о сбалансированности бюджета, дефицит бюджета (а также и профицит), его причины и последствия, методы финансирования. Также были изучены вопросы о государственном долге РФ, его формах, методах управления долгом.

Материалом для данной работы  служили  конкретные показатели бюджета, отраженные в Законе о бюджете Российской Федерации на 2006 год, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов, экономические журналы и учебные пособия по экономической теории.


1. Бюджетный дефицит

1.1 Бюджет государства

Государственный бюджет (госбюджет), по определению Бюд­жетного кодекса Российской Федерации, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, ре­гиона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением называется бюджетным процессом.

Государственный бюджет всегда представляет собой компро­мисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частны­ми интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами – по поводу распре­деления налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм – в отношении государственных заказов.

Теоретические подходы к бюджету

Несмотря на уменьшение роли государства во многих сферах современной рыночной экономики, оно вынуждено расходовать все большие средства на социальную сферу, науку и культуру. В результате перераспределяемая через госбюджет доля ВВП, резко увеличившаяся в предвоенные и военные годы, т.е. в период социально-политических потрясений, продолжала расти и в послевоенные десятилетия, несмотря на экономическую, соци­альную и политическую стабилизацию во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Огромные государственные расходы на социальную сферу, науку и культуру (в российской статистике их объединяют под названием «социально-культурные мероприятия») вызваны самим характером современного общества, которое становится постин­дустриальным. Быстрый рост науки и научного обслужи­вания, образования, культуры и искусства, здравоохранения и физической культуры, жилищно-коммунального и бытового обслу­живания, социального обеспечения и индустрии отдыха не может быть обеспечен исключительно рынком (см. прил., табл. №1). Государство, отказыва­ясь от активной роли в поддержке материального производства, одновременно увеличивает расходы на поддержку указанных от­раслей сферы услуг (на социально-культурные мероприятия).

В ряде стран, и развивающихся, и с переходной экономикой, в последнее десятилетие доля государственных расходов по отноше­нию к ВВП снизилась, однако это произошло из-за отказа госу­дарства от значительного числа экономических (но не социально-культурных) функций.

Для развитых стран с рыночной экономикой характерно вни­мание не столько к величине бюджетов, сколько к их сбалансированности и структуре.

Неоклассическое и неолиберальное направления считают целе­сообразным для страны иметь сбалансированный госбюджет. Ведь несбалансированный бюджет (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т.е. с дефицитом, а не с превышением до ходов над расходами, т.е. с профицитом) усиливает инфляцию. Так, для покрытия дефицита госбюджета государство прибегает или к печатанию денег (что менее характерно для современных условий), или к выпуску государственных займов. Оба эти способа покрытия дефицита госбюджета обычно ведут к инфляции: высокой — в первом случае или более низкой — во втором вкупе с другими проблемами (обслуживание государственного долга, удорожание ссудного капитала в стране). Неолиберальный и неоклассический подходы преобладают в последние годы в США и Канаде, правительствам которых удается добиваться профицита бюджета.

Неокейнсианское направление полагает, что сбалансированный госбюджет мешает антициклической и даже антиинфляционной политике. При этом неокейнсианцы исходят из того, что государственные расходы являются важной частью совокупного спро­са. Отталкиваясь от этого, они указывают, что в период высокой безработицы и соответствующего падения доходов налоговые поступления в бюджет сокращаются. Это подталкивает государство к сокращению расходов для сохранения сбалансированного бюджета или/и к увеличению налоговых ставок, в результате чего совокупный спрос в стране сокращается еще больше (примером может служить Россия в 90-е гг.). В период же избыточного спроса с высокой инфляцией автоматически возрастают налого­вые поступления в бюджет, и для уменьшения возможного профи­цита правительство снижает налоговые ставки или/и увеличивает государственные расходы, что еще больше увеличивает избыточный спрос и соответственно инфляцию. Поэтому неокейнсианцы полагают, что в период спада нужно дать государству возможность увеличивать государственные расходы и снижать налоги для оживления хозяйственной жизни, а в период избыточного спроса нужна сдерживающая политика в виде уменьшения государственных расходов и увеличения налоговых ставок. И та, и другая политика ведет к несбалансированности бюджета.

Бюджетная система

Бюджетной системой называется совокупность бюджетов всех уровней (в России – федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, т.е. бюджетов органов местного самоуправления) и государственных внебюджетных фондов.

Государственные внебюджетные фонды – это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Эти средства находятся в распоряжении центральных и территориальных органов власти и концентриру­ются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примерами могут быть российские Пенси­онный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинско­го страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд социальной поддержки населения. Внебюджетные фонды создаются в основном в социальных целях и финансируются за счет социальных налогов и субсидий из бюджета. Подоб­ные фонды расширяют возможности вмешательства государства в экономику минуя бюджет и, следовательно, парламентский кон­троль. Кроме того, за счет государственных внебюджетных фондов можно создать видимость уменьшения дефицита бюджета.

Существуют также целевые бюджетные фонды, являющиеся, в отличие от государственных внебюджетных фондов, составной частью госбюджета. Например, в России – это Федеральный до­рожный фонд, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и др. Как и государственные внебюджетные фонды, они нацелены на то, чтобы целевые налоги шли не в «общий котел» госбюджета, а расходовались строго по назначению – на строительство и со­держание дорог, геологоразведку и т.д.

В бюджетной системе стран с федеративным устройством можно выделить три уровня: бюджет центрального (федерального) правительства, бюджеты субъектов федерации (региональные бюджеты) и бюджеты органов местного самоуправления (местные бюджеты). В остальных странах бюджетная система имеет два уровня: бюджет центрального правительства и местные бюджеты.

Если сложить вместе бюджет центрального (федерального) правительства и бюджеты территорий, т.е. бюджеты субъектов фе­дерации и местных органов самоуправления, то этот свод бюдже­тов называется консолидированным бюджетом. Структура распределения доходов и расходов консолидированного бюджета РФ за 2002-2006 гг. представлены в приложении, табл. № 1.

Бюджетный федерализм (межбюджетные отношения)

Понятие бюджетного федерализма (межбюджетных отноше­ний) употребляется для обозначения тех отношений, которые возникают между бюджетами разных уровней: федеральным, регио­нальными, местными,

Основа бюджетного федерализма — автономность всех трех уровней бюджета, например, через закрепление за ними собствен­ных налогов. Однако она редко достигается полностью из-за того, что налоговые поступления обычно не могут обеспечить все рас­ходы региональных и местных бюджетов. В результате бюджеты более высокого уровня обычно субсидируют бюджеты более низ­кого уровня. И чем больше зависят бюджеты от таких субсидий, тем больше проблем возникает в межбюджетных отношениях.

Что касается России, то в консолидированном бюджете на долю территориальных бюджетов приходится более 1/2 доходов (схожая ситуация и в США). Одна часть налогов (региональные и местные) целиком поступает в территориальные бюджеты, дру­гая – целиком в федеральный бюджет, а налоги на добавленную стоимость, на прибыль предприятий и акцизы распределяются между федеральным бюджетом и территориальными бюджетами. Одновременно в доходах территориальных бюджетов заметную долю составляют неналоговые доходы (от использования или про­дажи собственного имущества), а также бюджетные ссуды, субси­дии и дотации от бюджетов более высокого уровня.

Бюджетные расходы (см. прил., табл. №1)

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

Первое место в бюджетных расходах занимают социально-культурные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение, культура, наука и др. В этом проявляется главное направление бюджетной политики, как и государственной экономической политики в целом – стабилизация, укрепление и приспо­собление существующего социально-экономического строя к изменяющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить диф­ференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному хозяйству. Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее обеспеченных слоев населения к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию, гаран­тированной минимальной пенсии и сносному жилью не только играет социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хо­зяйство важнейшим фактором производства – квалифицирован­ной и здоровой рабочей силой, а значит, увеличивает националь­ное богатство страны.

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг. Управление государственным долгом