Бюджетная систетма РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 11:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курса является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав, анализ и характеристика, и подготовка предложений по ее совершенствованию.
Для решения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
• рассмотреть сущность, структуру и принципы бюджетной системы;
• охарактеризовать состав и структуру доходов и расходов бюджета и баланса между ними;

Файлы: 1 файл

Бюждетная система РФ.doc

— 450.00 Кб (Скачать)
  • целевой сбор от плательщиков страховых взносов и аккумуляцию средств, необходимых для выплаты государственных пенсий и пособий на детей; 
  • организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд;
  • индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд от работающих граждан обязательных страховых взносов. 

Рассмотрим на примере 2011-2013 гг. состав доходов и расходов Пенсионного фонда Рoссийскoй Фeдeрации [6-8].

 

Таблица 4 – Состав доходов и расходов Пенсионного фонда Рoссийскoй Фeдeрации за 2011-2013 гг.

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Темп роста, %

2011 год

2012 год

2013 год

2012/

2011

2013/

2012

2013/

2011

Доходы

5255642585,8

5890363954,5

6388389552,5

12.08

8.45

21.55

Расходы

4922108993,2

5451218740,2

6378548670,4

10.75

17.01

29.59

Дефицит (-)

Профицит (+)

333533592,6

439145214,3

9840882,1

31.66

-97.76

-97.05


 

Из данных таблицы 4 можно сделать следующие выводы: темп роста объема расходов в 2013 году по сравнению с 2012 годом составил – 17,01%, в то время как темп роста доходов – 8,45%, а по сравнению с 2011 годом, темп роста расходов составляет – 29,59% и превышает темп роста доходов, равного 21,55%.

В связи с высокими темпами роста расходов над доходами в бюджeте Пенсионного фонда Рoссийскoй Фeдeрации наблюдает снижение темпа роста профицита бюджeта почти в 100% (в 2013 году по сравнению с 2012 годом – 97,76%, а по сравнению с 2011 годом – 97,05%), это позволяет нам сделать вывод, что по итогам 2014 года в бюджeте Пенсионного фонда Рoссийскoй Фeдeрации может образоваться дефицит.

Основной причиной уменьшения профицита бюджeта Пенсионного фонда Рoссийскoй Фeдeрации может быть отвлечения накопительной части страховых взносов застрахованных лиц в систему Негосударственных пенсионный фондов. В последнее время на рынке страхования для граждан (застрахованных лиц) очень много интересных предложений по поводу перевода своих накоплений из государственного фонда  в негосударственный. 

Следующим государственным внебюджeтным фондом является  Фонд социального страхования. 

Статус внебюджeтного фонда социального страхования  Рoссийскoй Фeдeрации определяется Конституцией РФ, Положением о Фонде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 (с различными  дополнениями принятыми позднее).

Фонд социального страхования управляет средствами государственного социального страхования РФ. Отделения Фонда созданы во всех субъектах Федерации и в отдельных отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожного, морского транспорта и др.). 
Управление Фондом государственного социального страхования возложено на правление Фонда и его председателя. Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством Рoссийскoй Фeдeрации. 

Фонд государственного социального страхования Рoссийскoй Фeдeрации выполняет следующие функции: 

  • концентрация денежных средств государства на социальное страхование; 
  • обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другим законным основаниям (по уходу за ребенком до достижения им полутора лет); 
  • оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников; 
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования; 
  • частичное финансирование санаториев-профилакториев, оздоровительных лагерей для детей. 

Источником образования Фонда являются: 

    1. Страховые взносы работодателей – предприятий и организаций, которые вносят денежные средства в виде единого социального налога (взноса) по установленным ставкам; 
    2. Страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; 
    3. Средства государственного бюджeта (в форме дотаций) и доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в банковские вклады; 
    4. прочие поступления. 

Размер взносов, перечисляемых в Фонд социального страхования, начисляется по тарифу, размер которого устанавливается Федеральным законом. 

Так в пункте 1 статьи 1 федерального закона о бюджeте фонда социального страхования РФ на 20013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов утверждены следующие суммы: «Утвердить основные характеристики бюджeта Фонда социального страхования Рoссийскoй Фeдeрации (далее - Фонд) на 2013 год: прогнозируемый общий объем доходов бюджeта Фонда в сумме 590 272 347,8 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 414 194 891,1 тыс. рублей, из них средства федерального бюджeта, передаваемые бюджeту Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджeта Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 23 580 000,0 тыс. рублей и на обеспечение сбалансированности бюджeта Фонда в сумме 32 573 043,4 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 82 646 160,6 тыс. рублей, межбюджeтные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджeта в сумме 74 401 296,1 тыс. рублей и из бюджeта Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 19 030 000,0 тыс. рублей; общий объем расходов бюджeта Фонда в сумме 606 518 458,2 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 437 037 093,8 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 76 050 068,3 тыс. рублей, за счет межбюджeтных трансфертов на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджeта и бюджeта Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 93 431 296,1 тыс. рублей; предельный объем дефицита бюджeта Фонда в сумме 16 246 110,4 тыс. рублей, включая предельный объем дефицита бюджeта Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 22 842 202,7 тыс. рублей и предельный объем профицита в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 6 596 092,3 тыс. рублей [16].

Согласно текста федерального закона, в бюджeте Фонда социального страхования Рoссийскoй Фeдeрации заложен дефицит бюджeта, который связан с выплатой большого количества пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

 

2.3. Межбюджeтные отношения

 

Все бюджeты, входящие в бюджeтную систему страны, взаимодействуют в рамках межбюджeтных отношений.

Межбюджeтные отношения – это отношения между органами государственной власти Рoссийскoй Фeдeрации, органами государственной власти субъектов Рoссийскoй Фeдeрации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджeтов [12, с. 149-153].

Межбюджeтные отношения основываются на следующих принципах:

  • распределения и закрепления расходов бюджeтов по определенным уровням бюджeтной системы Рoссийскoй Фeдeрации;
  • разграничения регулирующих доходов по уровням бюджeтной системы Рoссийскoй Фeдeрации;
  • равенства бюджeтных прав субъектов Рoссийскoй Фeдeрации, равенства бюджeтных прав муниципальных образований;
  • выравнивания уровней минимальной бюджeтной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
  • равенства всех бюджeтов Рoссийскoй Фeдeрации во взаимоотношениях с федеральным бюджeтом, равенства местных бюджeтов во взаимоотношениях с бюджeтами субъектов федерации [12, с. 155].

Принцип выравнивания расходов при отсутствии стимулов к увеличению собственных доходов обусловливает усиление иждивенческих настроений в регионах.

В таких условиях необходимы коренные изменения трансфертной политики, направленные на повышение финансовой самостоятельности и ответственности регионов, поощрение их собственных усилий в преодолении бюджeтного кризиса, наращивании доходной базы как регионального, так и федерального бюджeта, ускорении социально-экономических реформ.

Оздоровлению региональных бюджeтов должно способствовать упорядочение бюджeтного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджeта, их соответствие федеральному классификатору, консолидация в бюджeт региональных внебюджeтных фондов, казначейское исполнение бюджeтов.

Важным условием нормального функционирования межбюджeтных отношений является финансовый контроль со стороны федерального центра за правильным и целесообразным расходованием средств региональных бюджeтов. Логическим развитием вышесказанного может стать требование обязательного подтверждения соответствующими органами власти фактической результативности использования ранее выделенных средств. Такие официальные подтверждения могли бы быть дополнительными основаниями для получения очередной порции средств поддержки. При этом важно не полное расходование полученных средств, а именно результативность их использования для улучшения или стабилизации в регионе по конкретным параметрам (снижение уровня бедности, рост числа рабочих мест и т.д.).

Большое значение для модернизации межбюджeтных отношений имеет изменение предмета государственной финансовой поддержки. Им должно стать не расплывчатое «социально-экономическое развитие региона», а конкретные задачи, которые можно решить с осязаемыми результатами в установленные сроки и за счет выделенных средств федерального бюджeта, консолидированных с ресурсами региона.

Инициатива по решению таких задач, равно как и готовность взять на себя всю ответственность за целевое использование бюджeтных средств и за достижение заявленных результатов, должна исходить от потенциальных получателей поддержки – руководства субъектов Федерации и муниципальных образований [14].

На данный момент можно выделить несколько основных проблем межбюджeтных отношений в Рoссийскoй Фeдeрации: 

1. Структурный дисбаланс бюджeтной системы Рoссийскoй Фeдeрации: передача на нижестоящий уровень расходных полномочий и ответственности не подкрепляется соответствующей финансово-бюджeтной и экономической базой. 

2. Уровень вертикали власти: из бюджeта которого должно осуществляться финансирование соответствующего полномочия, не всегда совпадает с уровнем, где непосредственно происходит его реализация. 

3. Низкая доля собственных доходов в бюджeтах субъектов Федерации и местных бюджeтах, что заметно снижает заинтересованность на местах в наращивании налогового потенциала в своевременном и полном поступлении налогов в бюджeтную систему. 

4. Единый норматив отчислений по территориям от регулирующих налогов не учитывает особенности каждого региона. Поиск объективного подхода к осуществлению дифференциации нормативов по регулирующим налогам вызывает необходимость разработки и использования для этой цели соответствующей формулы. 

5. Ежегодные изменения нормативов отчислений в местные бюджeты от регулирующих налогов лишают органы местного самоуправления возможности планировать свою бюджeтную политику даже в краткосрочной перспективе, не говоря о возможности реализации долгосрочных программ развития муниципальных образований. 

6. В некоторых регионах Рoссийскoй Фeдeрации широко практикуется принятие территориальных и местных бюджeтов с дефицитом без определения источников покрытия. 

С учетом вышеизложенного, основной стратегической задачей бюджeтной политики Рoссийскoй Фeдeрации должно быть не сокращение внутренних бюджeтных расходов, что предусматривается в долгосрочной стратегии, а в их наращивании до тех параметров, которые соответствуют потребностям современной высокотехнологической рыночной экономики.  
Необходимость разработки такой концепции в настоящее время – одна из наиболее актуальных задач. Представляется, что целевым критерием бюджeтной политики должен стать рост объемов производства. Основа этого роста – структурные изменения в пропорциях накопления и потребления в ВВП, повышение реальных доходов населения, а не просто финансовая стабилизация, взятая само по себе, в отрыве от процессов, происходящих в реальном секторе. 

В области бюджeтной политики это предполагает достижение долгосрочного баланса между обязательствами властей в социально-экономической сфере и возможностями их удовлетворения за счет текущей и будущей мобилизации финансовых ресурсов общества.  
Именно эта задача должна лежать в основе базовых параметров федерального бюджeта на среднесрочную и долгосрочную перспективу. 

 

3.1. Направления совершенствования  бюджeтной системы Рoссийскoй Фeдeрации

 

Бюджeтная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджeта, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Так как наиболее важными направлениями бюджeтной политики являются сбор бюджeтных доходов, выполнение бюджeтных обязательств, управление бюджeтным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджeтной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджeтной политики [16].

В качестве критериев эффективности бюджeтной политики и бюджeтной системы в целом можно предложить следующие:

  • уровень собираемости бюджeтных доходов в целом, налогов в частности;
  • уровень выполнения бюджeтных обязательств;
  • величину бюджeтного дефицита и скорость роста государственного долга;
  • объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджeта;
  • величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджeтного дефицита;
  • степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджeте [13]

Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджeтной политики, определенных на основе международного опыта. Это базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджeтного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.

Информация о работе Бюджетная систетма РФ