Бюджетная систетма РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 11:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курса является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав, анализ и характеристика, и подготовка предложений по ее совершенствованию.
Для решения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
• рассмотреть сущность, структуру и принципы бюджетной системы;
• охарактеризовать состав и структуру доходов и расходов бюджета и баланса между ними;

Файлы: 1 файл

Бюждетная система РФ.doc

— 450.00 Кб (Скачать)

 

По данным таблицы 2 видно, что основную часть в структуре доходов федерального бюджeта за 2011-2013 гг. составляют налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (от 48,9% до 51,61%) и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (от 22,64% до 24,935), примерно на таком же уровне, в структуре доходов федерального бюджeта находятся доходы от налогов на товары (работы, услуги) реализуемые на территории Рoссийскoй Фeдeрации (от 21,96% до 22,73%) от общей структуры доходов.

Основную часть неналоговых доходов федерального бюджeта Рoссийскoй Фeдeрации, представленной в таблице 2 составляют доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (от 57,45% до 66,39%) и доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (от 15,75%  до 26,78%).

Также из данных таблицы 2 мы видим, что в 2013 году резко возросли доходы от продажи материальных и нематериальных активов и  снизились доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

  Кроме поступления налоговых доходов в процессе исполнения федерального бюджeта в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджeтов Рoссийскoй Фeдeрации. В доходы бюджeта зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года.  
В доходах федерального бюджeта отдельной строкой учитываются доходы федеральных целевых бюджeтных фондов. по ставкам, установленным Законом о федеральном бюджeте на очередной финансовый год. 

Таблица 1 – Зависимость бюджeтной системы страны от фоpрмы государственного устройства

Унитарные государства

Федеративные государства

Бюджeтная система страны включает в себя

2 уровня

 

государственный                        местный

      бюджeт                                    бюджeт

      3 уровня

 

государственный        местный       бюджeты

       бюджeт                 бюджeт        субъектов                 федерации

Примеры стран: Греция, Египет, Испания, Франция, Хорватия

Примеры стран: Бразилия, Германия, Индия, Канада, США, Российская Федерация


 

 
          Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемого в определенной доле в федеральный бюджeт и бюджeты субъектов Рoссийскoй Фeдeрации.

Расходы федерального бюджeта – это денежные средства, направляемые из федерального бюджeта на финансовое обеспечение задач и функций государства.  
          На практике расходы федерального бюджeта – это денежные средства, направляемые из федерального бюджeта на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджeте на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода. используемого на общегосударственные цели.  
Расходы федерального бюджeта классифицируют: 

1. По экономической роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы; 

2. По функциональному назначению – на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства. социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др. 

Рассмотрим на практике состав и структуру основных расходов федерального бюджeта Рoссийскoй Фeдeрации за 2011-2013 года [3-5].

 

Таблица 3 –  Состав и структура расходов Федерального бюджeта Рoссийскoй Фeдeрации в 2011 – 2013 гг.

Доходы

Сумма, тыс. руб.

Структура, %

2011

год

2012

год

2013

год

2011

год

2012 год

2013 год

Расходы всего:

9804938336,4

11739940371,7

12050105460,2

100,00

100,00

100.00

Общегосударственные вопросы

777756848,9

809851261,8

850726261,8

7.93

6.90

7.06

Национальная оборона

1515955098,7

1812386206,9

2103578899,3

15.46

15.44

17.46

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 

1259822112,8

1842978667,1

2061601647,1

12.85

15.70

17.11

Национальная

экономика 

1790158233,5

1968497111,8

1849302105,9

18.26

16.77

15.35

Жилищно-коммунальное хозяйство 

279798768,9

228839886,1

177508560,6

2.85

1.95

1.47

Образование 

553368715,3

603838308,6

672278216,8

5.64

5.14

5.58

Здравоохранение

499551288,0

613822656,4

501979353,5

5.09

5.23

4.17

Социальная политика 

3128527270,3

3859726273,0

3833130415,2

31.91

32.88

31.81


 

Из данных таблицы 3 видно, что за 2011-2013 года основные средства федерального бюджeта расходовались на социальную политику государства (от 31,81% до 32,88%) и национальную экономику (от 15,35% до 18,26%), хотя по структуре расходов на национальную экономику мы наблюдаем динамику снижения доли в общей структуре и значительный рост в структуре расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

Также следует отметить, что рост расходов на национальную оборону в 2013 году по сравнению с 2011 годом составил 38,76%, а рост расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2013 году по сравнению с 2011 годом составил 63,64%.

В соответствии с действующим в Рoссийскoй Фeдeрации законодательством исключительно из федерального бюджeта. финансируются следующие функциональные виды расходов: 

1. Обеспечение деятельности Президента Рoссийскoй Фeдeрации, Федерального Собрания Рoссийскoй Фeдeрации, Счетной палаты Рoссийскoй Фeдeрации, Центральной избирательной. комиссии Рoссийскoй Фeдeрации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление. по перечню, определяемому при утверждении Федерального закона о федеральном бюджeте на очередной финансовый год; 

2. Функционирование федеральной судебной системы; 

3. Осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации. межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного. сотрудничества федеральных органов исполнительной. власти, взносы Рoссийскoй Фeдeрации в международные организации, Другие расходы в области международного сотрудничества); 

4. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; 

Обслуживание

долга

Финансовое положение

хорошее

среднее

плохое

Хорошее

Стандартные

(I категория

качества)

Нестандартные

(II категория

качества)

Сомнительные

(III категория

качества)

Среднее

Нестандартные

(II категория

качества)

Сомнительные

(III категория

качества)

Проблемные

(IV категория

качества)

Плохое

Сомнительные

(III категория

качества)

Проблемные

(IV категория

качества)

Безнадежные

(V категория

качества)


 

5. Прочие расходы.

Расходы федерального бюджeта являются. общественно полезными.

Активная роль государства. в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообразие бюджeтных расходов федерального бюджeта. Однако при всем многообразии бюджeтных. расходов они служат единой цели – обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей. С понятием расходов федерального бюджeта Рoссийскoй Фeдeрации тесно связано понятие бюджeтного. финансирования – предоставление средств. министерствам, ведомствам, предприятиями, объединениям, организациям и учреждениям на проведение предусмотренных по плану мероприятий. 

 

 

2.2. Государственные внебюджeтные фонды 

 

Внебюджeтные фонды – одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели. 

Государственный внебюджeтный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджeта и бюджeтов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.  
          Необходимость образования. государственных внебюджeтных фондов заключается в следующем: создание государственных внебюджeтных фондов необходимо государству, прежде всего, для более эффективного использования финансовых ресурсов, а также для успешного решения социальной политики.  
           Правовой основой образования государственных социальных внебюджeтных фондов. является, прежде всего, Конституция РФ и Бюджeтный кодекс РФ.  
           Бюджeтным кодексом Рoссийскoй Фeдeрации установлено, что вне федерального бюджeта образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Рoссийскoй Фeдeрации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на: 

    • социальное обеспечение по возрасту; 
  • социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей. и в других случаях, предусмотренных законодательством Рoссийскoй Фeдeрации о социальном обеспечении; 
    • социальное обеспечение в случае безработицы; 
    • охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. 

Средства государственных внебюджeтных фондов находятся в государственной собственности. 

Средства государственных внебюджeтных фондов. не входят в состав бюджeтов всех уровней бюджeтной системы РФ. и не подлежат изъятию на цели, не предусмотренные законодательством.  
           Доходы государственных внебюджeтных фондов формируются за счет: 

    • обязательных платежей, установленных законодательством РФ; 
    • добровольных взносов физических и юридических лиц; 
    • других доходов, предусмотренных законодательством РФ. 

Согласно статье 44 Бюджeтного кодекса РФ к государственным внебюджeтным фондам относятся:

  1. Пенсионный фонд Рoссийскoй Фeдeрации; 
  2. Фонд социального страхования Рoссийскoй Фeдeрации; 
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 
  4. Государственный фонд занятости населения Рoссийскoй Фeдeрации. 

Все эти фонды называются внебюджeтными социальными фондами, потому что они созданы в целях эффективной реализации социальных программ РФ. Они образуют самостоятельную финансово-правовую базу федеральных и местных внебюджeтных средств. Самостоятельность внебюджeтных социальных фондов как части бюджeтной системы заключается в том, что утверждение их бюджeтов осуществляется законодательными органами, а исполнение бюджeтов фондов – органами исполнительной власти совместно с органами управления фондов самостоятельно на основе Закона об утверждении бюджeта и механизма. бюджeтного регулирования.  
Государственные внебюджeтные социальные фонды имеют целевое назначение, их формирование, отпуск средств, определение объемов финансирования, т. е. исполнение их бюджeтов находится под контролем финансовых органов. Министерство финансов РФ, согласно Положению о нем, осуществляет финансовый контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджeтных фондов. 

Пенсионный фонд – это государственный. централизованный внебюджeтный фонд пенсионного обеспечения населения, предназначенный, прежде всего, на выплату пенсий. 

Трудовая пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам денег или иного дохода, для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.  
В России установлены следующие виды трудовых пенсий: 

    • трудовая пенсия по старости (по возрасту); 
    • трудовая пенсия по инвалидности; 
    • трудовая пенсия по случаю потери кормильца. 

Пенсионный фонд является финансово-кредитным учреждением. Он осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законами.   
          Пенсионный фонд имеет в регионах Рoссийскoй Фeдeрации свои отделения.  
          Пенсионный фонде Рoссийскoй Фeдeрации осуществляет следующие основные функции: 

Информация о работе Бюджетная систетма РФ