Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 11:22, курсовая работа
Целью курса является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав, анализ и характеристика, и подготовка предложений по ее совершенствованию.
Для решения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
• рассмотреть сущность, структуру и принципы бюджетной системы;
• охарактеризовать состав и структуру доходов и расходов бюджета и баланса между ними;
Доходы бюджeта выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.
Расходы бюджeта представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Экономическая сущность расходов бюджeта проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджeтных расходов, а количественная – их величину [10, 295]. Социальная сущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы.
Следовательно, расходы государственного бюджeта обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач.
Конкретные виды бюджeтных расходов определяются
рядом факторов: природой и функциями
государства, уровнем социально-экономического
развития страны, разветвленностью связей
бюджeта с народным хозяйством, административно-
В первую очередь применяется экономическая классификация расходов бюджeта, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджeтные расходы [11, с. 73-77].
Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджeта, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджeтных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджeтам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций [10, с. 68].
Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджeте или бюджeте текущих расходов и доходов [8, с. 147-152].
Капитальные расходы бюджeта – это денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности.
Они включают:
Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджeте развития.
Важное значение имеет функциональная классификация расходов бюджeта, отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. При этом все расходы подразделяются на следующие крупные разделы:
1) государственное управление и местное самоуправление;
2) судебная власть;
3) международная деятельность;
4) национальная оборона;
5) правоохранительная деятельност
6) фундаментальные исследования
и содействие научно-
7) промышленность, энергетика и строительство;
8) сельское хозяйство и
9) охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;
10) транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
Категория качества |
Наименование ссуд |
Размер расчетного резерва, % суммы основного долга по ссуде |
I (высшая) |
Стандартные |
0 |
II |
Нестандартные |
1 – 20 |
III |
Сомнительные |
21 – 50 |
IV |
Проблемные |
51 – 100 |
V (низшая) |
Безнадежные |
100 |
11) жилищно-коммуналыюе хозяйство;
12) образование;
13) здравоохранение и физическая культура;
14) культура, искусство и кинематография;
15) средства массовой информации;
16) обслуживание государственного долга;
17) финансовая помощь бюджeтам других уровней;
18) целевые бюджeтные фонды;
19) пополнение государственных запасов и резервов;
20) социальная политика;
21) прочие расходы.
В целом в области расходов бюджeта до сих пор имеются существенные недостатки: низкая эффективность использования бюджeтных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов в условиях невыполнения плана по доходам.
Основные задачи в области расходов бюджeта:
Доходы и расходы бюджeтов должны быть сбалансированы. При дефиците бюджeта – превышении расходов над доходами – должны быть указаны источники финансирования дефицита (они различны в зависимости от уровня бюджeтной системы). Основными источниками покрытия дефицита являются различные кредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежных юридических лиц, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика или гаранта погашения займов другими заёмщиками.
В последние годы роль и значение государства
возрастают, увеличиваются и затраты на содержание государственных
органов управления. Это связано с изменением
содержания и расширением функций государства
и органов управления государством (образованием
института президентства, федеральных
округов, расширением парламента, Конституционного
Суда).
Российская Федерация имеет право на
самостоятельный федеральный бюджeт. Это
право закреплено в Конституции Рoссийскoй
Фeдeрации, в которой особо записано, что
в ведении Рoссийскoй Фeдeрации находится
федеральный бюджeт (ст. 71).
Бюджeтный кодекс Рoссийскoй Фeдeрации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения. Законодательно дано право устанавливать налоги, сборы, зачисляемые в доходы федерального бюджeта. При этом установление общих принципов налогообложения, согласно ст. 72 Конституции РФ, относится к совместному ведению Рoссийскoй Фeдeрации и субъектов Федерации.
В соответствии с Конституцией Рoссийскoй Фeдeрации в стране избирается Федеральное Собрание России, Президент Рoссийскoй Фeдeрации, Правительство, наделенные рядом государственных функций, в том числе бюджeтными правами. Для управления народным хозяйством, выполнения законодательства, организационно-воспитательных и иных функций образуются органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, ведомства и др.).
Для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий в Рoссийскoй Фeдeрации формируется централизованный денежный фонд – федеральный бюджeт Рoссийскoй Фeдeрации.
Федеральный бюджeт – основной финансовый план государства,
утверждаемый Федеральным Собранием в
виде федерального закона. Федеральный
бюджeт Рoссийскoй Фeдeрации входит в первый
уровень бюджeтной системы Рoссийскoй Фeдeрации.
Именно федеральный бюджeт является основным
инструментом перераспределения национального
дохода и валового внутреннего продукта,
через него мобилизуются финансовые ресурсы,
необходимые для регулирования экономического
развития страны и реализации социальной
политики на территории всей России. При
составлении проекта бюджeта учитываются
не только данные о прогнозируемых размерах
доходов бюджeта и необходимых государственных
расходов; бюджeт строится с учетом необходимости
осуществления избранной экономической
политики.
Бюджeты субъектов Рoссийскoй Фeдeрации
входят во второй уровень бюджeтной системы
Рoссийскoй Фeдeрации. Бюджeт субъекта Рoссийскoй
Фeдeрации – это форма образования и расходования
денежных средств, предназначенных для
обеспечения задач и функций, отнесенных
к предметам ведения субъекта РФ. Бюджeт
субъекта Рoссийскoй Фeдeрации и свод бюджeтов
муниципальных образований, находящихся
на его территории, составляют консолидированный
бюджeт субъекта Рoссийскoй Фeдeрации.
Федеральный бюджeт Рoссийскoй Фeдeрации на каждый год утверждается Государственной думой Рoссийскoй Фeдeрации путем издания Федерального закона «О федеральном бюджeте на….».
Доходы федерального бюджeта – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджeтным и налоговым законодательством Рoссийскoй Фeдeрации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.
В доходы федерального бюджeта зачисляются:
Рассмотрим наиболее значимые доходы Федерального бюджeта Рoссийскoй Фeдeрации за 2011 – 2013 года представленные в таблице 2 [3-5].
Таблица 2 – Состав и структура доходов Федерального бюджeта Рoссийскoй Фeдeрации в 2011 – 2013 гг.
Доходы |
Сумма, тыс. руб. |
Структура, % | ||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | |
Доходы всего |
9614655052,4 |
10844094293,9 |
10852958521,7 |
- |
- |
- |
Налоговые доходы, из них: |
9039245820,8 |
10009366343,4 |
10247282425,4 |
100.00 |
100,00 |
100,00 |
Налог на прибыль |
342601799,4 |
375817328,0 |
352213259,7 |
3.79 |
3.75 |
3.44 |
Налоги на товары (работы услуги) реализуемые на территории РФ |
1985020404,9 |
2228000609,9 |
2329255207,9 |
21.96 |
22.26 |
22.73 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
2046892439,3 |
2442812668,2 |
2554816905,4 |
22.64 |
24.41 |
24.93 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
4664731177,2 |
4962735737,3 |
5010997052,4 |
51.61 |
49.58 |
48.90 |
Неналоговые доходы, из них: |
575409231,6 |
834727950,5 |
605676096,3 |
100.00 |
100,00 |
100,00 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
382023935,2 |
543344509,2 |
347976866,2 |
66.39 |
65.09 |
57.45 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
154097509,9 |
131478370,1 |
134660649,5 |
26.78 |
15.75 |
22.23 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
22515503,7 |
120431990,3 |
106322360,9 |
3.91 |
14.43 |
17.56 |
Прочие неналоговые доходы |
16772282,8 |
39473080,9 |
16716219,7 |
2.92 |
4.73 |
2.76 |