Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 22:47, реферат
Целью данной работы является рассмотреть структуру бюджетной системы Российской Федерации, принципы ее построения, бюджетную классификацию Российской Федерации. Выделить федеральный бюджет Российской Федерации, как ведущее звено бюджетной системы. Выявить основные проблемы бюджетной системы Российской Федерации. Рассмотреть главные показатели бюджетной системы страны, обеспечить прозрачность бюджетной системы, найти решение стратегических задач. Разработать перспективы развития бюджетной системы.
Введение
1. Бюджетная система Российской Федерации
1.1 Понятие бюджетной системы Российской Федерации
1.2 Структура бюджетной системы Российской Федерации
1.3 Федеральный бюджет - ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации
1.4 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации
2. Анализ исполнения федерального бюджета РФ в 2008 году
3. Основные проблемы и перспективы развития бюджетной системы Российской Федерации
3.1 Проблемы развития бюджетной системы Российской Федерации
3.2 Перспективы развития бюджетной системы Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Доходы федерального бюджета за отчетный период, включая невыясненные поступления, составили 9 274 109,2 млн. рублей, или:
- 22,3% к предварительной оценке объема ВВП за 2008 год, которая составила 41 540 400,0 млн. рублей;
- 103,4% к уточненному прогнозу доходов.
Таблица 1 - динамика поступлений доходов в федеральный бюджет за 2008 год в сравнении с 2007 годом.
млн. рублей
Уточненный прогноз на год |
Фактическое поступление |
% исполнения | ||||||
2007 год | ||||||||
ФНС России |
3 670 966,7 |
3 747 625,6 |
102,1 | |||||
ФТС России |
3 186 575,5 |
3 253 849,3 |
102,1 | |||||
Росимущество |
62 511,0 |
82 162,4 |
131,4 | |||||
Другие администраторы |
523 870,2 |
697 482,5 |
133,1 | |||||
ИТОГО |
7 443 923,4 |
7 781 119,8 |
104,5 | |||||
2008 год | ||||||||
ФНС России |
4 012 794,1 |
4 078 747,2 |
101,6 | |||||
ФТС России |
4 611 754,7 |
4 694 554,1 |
101,8 | |||||
Росимущество |
59 045,9 |
79 250,1 |
134,2 | |||||
Другие администраторы |
282 140,9 |
421 557,8 |
149,4 | |||||
ИТОГО |
8 965 735,6 |
9 274 109,2 |
103,4 |
Общий объем налоговых и других платежей, администрируемых Федеральной налоговой службой, за 2008 год составил 4 078 747,2 млн. рублей, или 101,6% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008 год5.
Доходы федерального бюджета, администрируемые Федеральной таможенной службой, за 2008 год составили 4 694 554,1 млн. рублей, или 101,8% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008 год.
Поступление доходов федерального бюджета, администрируемых Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, за 2008 год составило 79 250,1 млн. рублей, или 134,2% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008 год1.
На превышение прогнозных показателей оказали влияние следующие факторы:
- поступление дополнительных доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, в результате погашения хозяйственными обществами задолженности по дивидендам за 2006 год, а также перечисления в федеральный бюджет дивидендов от ОАО “Газпром”;
- поступление дополнительных доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений) в результате переоформления договоров аренды по объектам недвижимого имущества в соответствии с рыночными ставками.
Доходы федерального бюджета, администрируемые другими федеральными органами, за 2008 год с учетом невыясненных поступлений составили 421 557,8 млн. рублей, или 149,4% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008 год.
Невыясненные поступления за 2008 год составили 5 339,0 млн. рублей (за 2007 год - 613,2 млн. рублей).
Кассовое исполнение доходов, администрируемых другими федеральными органами за 2008 год без учета невыясненных поступлений, составляет 147,5% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2008 год.
Значительное превышение прогнозных значений объясняется поступлениями доходов федерального бюджета:
- администрируемых Министерством финансов Российской Федерации, которые не планировались на 2008 год, а именно: процентного дохода от управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации на счетах в Центральном банке Российской Федерации в сумме 28 630,7 млн. рублей, который в соответствии с частью 15 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» поступил на счет по учету средств Резервного фонда;
- администрируемых Федеральным агентством по недропользованию в части поступления разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), при пользовании недрами на территории Российской Федерации по месторождениям и участкам недр (за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, общераспространенных полезных ископаемых или участков недр местного значения) в сумме 91 834,6 млн. рублей, что превышает прогноз поступления данного доходного источника 2008 года на 63 024,5 млн. рублей. Увеличение поступлений произошло в результате оплаты остатка разовых платежей по аукционным торгам, проведенным в ноябре-декабре 2007 года, а также в связи с значительным увеличением окончательного размера разового платежа в результате аукционных торгов по калийным солям в Пермской области, а также проведением конкурсов по участкам недр, где был установлен большой стартовый размер разового платежа;
- администрируемых Федеральным казначейством, которые не планировались на 2008 год, в части поступления процентного дохода от размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах в кредитных организациях в сумме 16 240,9 млн. рублей.
Основные налоговые доходы федерального бюджета.
Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемого в определенной доле в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации. Все налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги -- это непосредственное (прямое) изъятие части доходов налогоплательщика (налог с населения, налог на прибыль предприятий и др.), Косвенные налоги - это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.) Налоги - главный источник формирования доходов федерального бюджета.
В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
* налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, -- по нормативу 100%;
*налога па добавленную стоимость -- по нормативу 100%;
*акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья -- по нормативу 50%;
*акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, -- по нормативу 100%;
*акцизов на спиртосодержащую продукцию -- по нормативу 50%;
*акцизов на табачную продукцию -- по нормативу 100%;
*акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей -- по нормативу 40%;
* акцизов на автомобили легковые и мотоциклы -- по нормативу 100%;
*акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ, -- по нормативу 100%;
*налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) -- по нормативу 100%;
*налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за или отключением газа горючего природного) -- по нормативу 95%;
Прибыль является основным источником производственных инвестиций. Это обстоятельство активно используется при макроэкономическом регулировании. Налогообложение прибыли является тем регулятором, который позволяет активизировать или, наоборот, затормозить скорость развития экономики страны. При этом низкие ставки этого налога позволяют активизировать инвестиционный процесс и рост объемов производства, а, следовательно, и деловую активность предпринимателей. Соответственно, обратная направленность этого регулятора приводит к противоположному результату.
Налог на добавленную стоимость является одним из основных доходных источников как бюджетной системы в целом, так и федерального бюджета. Налог на добавленную стоимость в структуре доходов федерального бюджета занимает более 40%.
Сумма этого налога рассчитывается отдельно по товарам, производимым на территории Российской Федерации, и по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации.
Основные неналоговые доходы федерального бюджета.
В федеральный бюджет включаются:
* доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, -- после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме;
* часть прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей унитарных предприятий, созданных РФ, -- в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
* сборы за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты);
* таможенные пошлины и таможенные сборы -- по нормативу 100%;
* платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, -- по нормативу 100%;
* плата за пользование водными объектами - по нормативу 100%;
* плата за негативное воздействие на окружающую среду -- по нормативу 20%.
В доходы федерального бюджета поступают:
* прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, -- по нормативам, установленным федеральными законами;
* доходы от внешнеэкономической деятельности.
В этой группе бюджетных поступлений наибольшую долю занимают доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций. Они составляют больше половины неналоговых поступлений и имеют тенденцию к росту.
Основные поступления неналоговых доходов формируются за счет доходов от оказания услуг или компенсации затрат государства, платежей от государственных и муниципальных организаций, дивидендов по акциям, принадлежащим государству, перечисления прибыли Центрального банка Российской Федерации, доходов от сдачи в аренду имуществу, находящегося в федеральной собственности.6
Расходы федерального бюджета.
Расходы федерального бюджета -- это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Практически расходы федерального бюджета -- это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.
В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.
Капитальные расходы бюджета -- часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.
Текущие расходы бюджета -- часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.
Формирование расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами РФ, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий органов государственной власти.
В соответствии с действующим в РФ законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
1) общегосударственные вопросы:
функционирование Президента Российской Федерации;
функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;
функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;
функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;
судебная система;
обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;
обеспечение проведения выборов и референдумов;
международные отношения и международное сотрудничество;
государственный материальный резерв;
фундаментальные исследования;
обслуживание государственного и муниципального долга;
Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации и принципы ее построения