Бюджет региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 18:47, контрольная работа

Краткое описание

Существует множество определений термина бюджетный федерализм. Согласно одному из определений бюджетным федерализмом называют систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Другое определение данного понятия называет бюджетным федерализмом принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления.

Оглавление

1 Теоретическая часть ……………………………………………. 4
2 Практическая часть …………………………………………….. 10
Заключение ……………………………………………………… 18
Список используемой литературы …………………………….. 20

Файлы: 1 файл

рег эк.docx

— 45.65 Кб (Скачать)

Цель выделения средств региональным бюджетам из Фонда со финансирования социальных расходов – стимулирование субъектов РФ поддерживания на определенном уровне предоставление (финансирование) основных общественных услуг. Субсидии из данного фонда распределяются между всеми субъектами РФ для долевого финансирования (частичного возмещения) приоритетных социально-значимых расходов (прежде всего, на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение, социальную помощь населению). Впервые Фонд со финансирования был создан в составе федерального бюджета в 2002 году с тем, чтобы компенсировать расходы региональных бюджетов на выплату заработной платы бюджетникам, повышенной решением федерального правительства и на субсидии населению на оплату жилья и коммунальных услуг.

Фонд регионального развития выполняет функцию аккумуляции инвестиционной составляющей финансовой помощи регионам. Средства из данного фонда направляются на финансирование федеральных программ развития регионов, среди которых ФЦП развития Калининградской области до 2010 года, ФЦП “Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года”, "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994-2005 годы)", "Юг России", "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года", "Сокращение различий в социально- экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)", "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года" и др.

Фонд реформирования региональных финансов в период 2001-2004 гг. формируется за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Субсидии из данного фонда ежегодно предоставляются отобранным на конкурсной основе субъектам Федерации при условии выполнения ими программ реформ в бюджетной сфере.

Помимо пяти перечисленных  фондов в рамках финансовой поддержки бюджетов нижестоящих уровней из федерального бюджета выделяются дотации и субвенции закрытым административно-территориальным образованиям (ЗАТО), городу-курорту Сочи, наукоградам и др.

Перспективы развития бюджетного федерализма в РФ

В соответствии с “Программой  развития бюджетного федерализма на период до 2005 года” совершенствование межбюджетных отношений в РФ будет проводиться по следующим направлениям:

  • упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ;
  • разграничение расходных полномочий;
  • разграничение налоговых полномочий и доходных источников;
  • совершенствование механизма финансовой помощи другим уровням;
  • улучшение управления общественными финансами на региональном и местном уровнях.

Необходимость упорядочения бюджетного устройства субъектов РФ связано с существованием муниципальных образований различных уровней, размытостью круга вопросов местного значения, неупорядоченностью территориального организации муниципальных образований.

В сфере совершенствования  разграничения расходных полномочий должны быть решены задачи более четкого  их разграничения между уровнями бюджетной системы в соответствии с теоретическими принципами, обеспечения самостоятельности региональных и местных органов власти в управлении расходами соответствующих бюджетов и ликвидации нефинансируемых федеральных мандатов.

В области разграничения  налоговых полномочий планируется  существенно повысить роль собственных доходов региональных и местных бюджетов, уменьшив роль расщепления налоговых доходов между уровнями бюджетной системы в российской модели бюджетного федерализма.

Совершенствование механизма  предоставления финансовой помощи нижестоящим бюджетам будет направлено на выделение в общем объеме финансовой помощи текущей, инвестиционной, выравнивающей и инвестиционной составляющих. Кроме того, в результате реализации “Программы” финансовая помощь должна выделяться в соответствии с принципами стабильности (предсказуемости финансовой помощи) и прозрачности методик расчета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание:

На основе данных прил. 1 и 4 проанализируйте доходы региональных бюджетов регионов, входящих в состав двух экономических районов (по выбору студента).

Методика выполнения контрольной  работы.

1. Выберите два экономических  района (один – находящийся в  европейской части страны, другой  – в азиатской).

2. Рассчитайте удельный  вес доходов бюджета каждого  региона в доходах региональных  бюджетов экономического района, в состав которого регионы  входят, и в РФ. Сделайте анализ  территориальной структуры доходов  региональных бюджетов.

3. Рассчитайте бюджетную  результативность выбранных регионов (Субъекты РФ) (доходы бюджета  региона в расчете на 1 человека).

4. Проанализируйте структуру  доходов бюджетов выбранных регионов.

5. Оформите все расчеты  в таблицах.

6. Сделайте выводы.

Решение:

Для анализа выберем Уральский  и Западно-Сибирский  экономические  районы.

Таблица 1 Удельный вес доходов  регионов

 

Регионы

Доходы бюджетов регионов, млн.руб

Удельный вес доходов  бюджета регионов, %

В ЭР

В РФ

Российская федерация

405558,0

 

100

Уральский ЭР

51475,4

100

12,69

Челябинская область

7703,0

14,97

1,73

Свердловская область

1141,8

2.2

0,28

Курганская область

1803,5

3,5

0,44

Пермский край

7494,1

14,56

1,85

Респ. Башкортостан

14206,2

27,59

3,50

Удмуртская республика

3871,6

7,52

0,95

Оренбургская область

4979,2

9,67

1,23

Западно-сибирский ЭР

69113,1

100

17,04

Новосибирская область

5187,0

7,51

1,28

Омская область

5441,4

7,87

1,34

Алтайский край

41248,9

6,86

1,17

Кемеровская область

8983,3

13,0

2,21

Томская область

3069,0

4,44

0,76

Республика Алтай

441,6

0,64

0,11

Тюменская область

41248,9

59,68

10,17

В т.ч. ХМАО

22580,5

32,67

5,57

ЯНАО

13205,3

19,11

3,26


 

Таблица 2 Бюджетная результативность регионов

 

Регионы

Доходы бюджетов регионов, млн.руб

Численность населения, тыс.чел

Доходы бюджета на душу населения тыс.руб/чел

Российская федерация

405558,0

142009

2855,86

Уральский ЭР

51475,4

19290

2668,50

Челябинская область

7703,0

3511

2193,96

Свердловская область

1141,8

4396

259,74

Курганская область

1803,5

960

1878,65

Пермский край

7494,1

2718

2757,21

Респ. Башкортостан

14206,2

4053

3505,11

Удмуртская республика

3871,6

1533

2525,51

Оренбургская область

4979,2

2119

2349,79

Западно-сибирский ЭР

69113,1

14601

4733,45

Новосибирская область

5187,0

2636

1967,75

Омская область

5441,4

2018

2696,43

Алтайский край

41248,9

2508

16446,93

Кемеровская область

8983,3

2823

3182,18

Томская область

3069,0

1035

2965,22

Республика Алтай

441,6

207

2133,33

Тюменская область

41248,9

3374

12225,51

В т.ч. ХМАО

22580,5

1505

15003,65

ЯНАО

13205,3

543

24319,15


 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Российская Федерация  – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Одной из центральных  проблем упорядочения бюджетной  системы страны и взаимоотношений  Федерации и регионов является проведение в жизнь принципа бюджетного федерализма. Для бюджетного процесса федеративных государств характерно единство бюджетного процесса и его децентрализация («горизонтальная» и «вертикальная»). Для устранения «горизонтальных» и  «вертикальных» диспропорций бюджетного федерализма необходима система  межбюджетного выравнивания. Бюджетный  федерализм определяет взаимоотношения  между бюджетами различных уровней  в рамках единого государства. Построение подлинного бюджетного федерализма  немыслимо при нерешенности основных проблем федерализма в государстве. Наиболее значимыми проблемами бюджетной  системы РФ являются: проблема несоответствия доходов региональных и местных  бюджетов расходным обязательствам региональных и местных органов  власти; проблема рентных отношений  – проблема государственной поддержки  регионов, богатых природными ресурсами, а также проблема исключения регионов и их населения из участия в  процессе совместного владения государственным  фондом недр; проблема укрупнения регионов, решение которой может сгладить чрезмерную межрегиональную дифференциацию. Для решения проблем бюджетного федерализма и региональных проблем  бюджетной системы РФ необходимо: более четко установить круг расходов, финансируемых из федерального, республиканских  и региональных, а также муниципальных  бюджетов; отладить строгую и объективную  систему рассмотрения заявок регионов на получение средств; обеспечивать определенные финансовые преимущества для регионов-доноров; осуществить  предложенные программы по переселению  населения и укрупнению регионов.  

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2003 год”[Текст] №176-ФЗ от 24.12.2002 г.
    2. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: Учеб. пособие[Текст]. – М.: Изд.дом “Дашков и Ко”, 2001. - с. 171.
    3. Бюджетная система РФ: Учебник [Текст]/ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2000. - с. 613.
    4. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы[Текст]. – М.: Дело, 2002. - с. 81- 96.
    5. Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат.сб[Текст]./Госкомстат России. - М., 2002. - с. 297.
    6. Уточненные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2003 года[Текст] / Министерство экономического развития и торговли РФ. – 2001.

Информация о работе Бюджет региона