Бизнесс-планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:59, лекция

Краткое описание

Понятие "планирование" имеет два аспекта:

1) общественно-экономический

2) управленческий аспект

Файлы: 1 файл

Бизнес планирование.docx

— 35.62 Кб (Скачать)
p>Прогноз движения денежной наличности:

-прогноз притока денежных  средств

-прогноз оттока денежных  средств

-прогноз источников  дополнительного финансирования

 

 

 

Основные положения разработки управленческого бизнес плана.

(бизнес планы для управления текущей деятельностью и развитием предприятия)

 

1) Сущность, назначение, общие  схемы разработки бизнес планов

 

Данный БП решает двойственную задачу:

 на его основе осуществляется процес планирования

 с его помощью осуществляется управление предприятием, при этом охватывается весь спектр компанентов менеджмента (управление, маркетинг, финансы, персонал)

 

Данный БП позволяет  решить главную задачу - перейти  к управлению предприятием через  бизнес план (более качественный уровень  менеджмента)

логика посстроения  упарвленческого БП исходит из трех определяющих элементов технологии бизнес планирования:

- оценка текущего состояния  коомпании

- желаемое состояние  компании в ближайшем будущем

- выбор наиболее эффективных  идей достижения поставленной  цели

Исходя из этого можно  представить общую схему разработки управленческого БП.

 

Алгоритм разработки управленческого  БП:

 

Оценка текущего положения  компании; идентефикация причин изменения  текущего положения дел в компании => Формулирование общей цели компании и ее структуризация => Определение  цели подразделений компании => План маркетинга, операционный план, план основных закупок, план по персоналу, финансовый план => Реализация БП и контроль продвижения  к поставленным целям

 

 

Содержание управленческого  БП.

 

Содержание БП можно  разделить на 2 части:

1) общий план компании, где рассматриваются оценка текущего  состояния, постановка общих целей  компании, постановка целей подразделений  компани.

2) план подразделений

 

Оценка текущего состояния  компании.

Чем качественнее проведем этот этап, тем более качественным будет БП.

БП как модель деятельности предприятии строится в зависимости  от потенциала предприятия и состояния  окружающей внешней среды, поэтому  суть анализа сводится к оценке внутренней и внешней среды. Оценка внутренней среды идет по основным направлениям деятельности предприятия.

 

Оценка маркетенговой  деятельности:

- оценка рыночной позиции  (место компании на рынке и  состояние в конкурентной борьбе)

- оценка продукта (подробная  харрактеристика своей продукции  и сравнение с конкурентами)

- конкурентное преимущество (каковы сильные стороны компании)

 

Оценка персонала

 

Оценка финансовых ресурсов:

- наличие капитала

- возможности использования  капитала

- источники пополнения  капитала

 

 

Оценка внешней среды.

Оценка внешней среды  в основном направлена на анализ отраслевой среды. Для оценки отраслевой среды  применяют модель 5 сил конкуренции:

- поставщики

-потребители

-потенциальные конкуренты

-продукты-заменители

- непосредственно конкурентная  борьба в отрасли

 

Постановка цели компании:

 

Оценив текущее положение  и потенциал компании, можно перейти  к формулированию общей цели компании на планироуемый период. Если цель формулируется  неправильно, то компания может перейти  к краху. Целеполагание - проверка менеджмента  на профессианализм.

Общая цель компани связана  с видением будущего компании; кроме  этого формулирование цели должно превести к концетрации усилий компании по всем направлениям.

 

Рассмотрим практические аспекты формулирования цели.

1) цели должны быть  реальны (должны вытекать из  результатов анализа)

2) цели должны бытьстрого  опреелены по времени, т.е. определеен  срок выполнения

3) в формулировке цели  должны по возможности присутствовать  количественные изменения.

 

Области деятельности для формулирования общих целей.

Можно выделить 2 области формулирования цели:

1) рыночные  цели, котрые затрагивают положение  компании на рынке (увеличение  доли рынка, расширение и   расширение номенклатуры, повышение  репутации среди потребителей)

2) Производственные  цели, которые затрагивают снижение  издержек производства, повышение  качества продукции, достижения  позиций лидера в области технологий  и инноваций.

3) финансово-экономические  цели затрагивают все показатели  роста доходов, повышения рентабельности  и т.п.

4) социальные  цели - вопросы условий труда,  уровня з/п и социальной защищенности.

 

Постановка цели подразделений.

Цель - направление  деятельности компании. Здесь могут  быть направления, связанные с улучшением финансового состояния, решает проблемы производства и тп.

На основе общей  цели компании определяется и частные функцианальных подразделений, которые конкретезируют и детализируют задачи структурных подразделений. В процессе постановки цели подразделений необходимо четко определить вклад этого подразделения в достижение общей цели. БП позволяет скоординировать деятельность подразделений.

Постановка  цели подразделения осуществляется на основе определенной логической взаимосвязи. Рассмотрим логическую последовательность постановки цели подразделения:

1. Общая цель  компании =>

2. Цели отделов  продаж и маркетинга =>

3. Цели опреационных  подразделений =>

4. Цели отдела  снабжения - планы текущих и  осн. закупок =>

5. Цели по  управлению персоналом =>

6. Цели отдела  финансов.

 

Значительная  часть общей цели компании зависит  от объема продаж - уровень прибыли, проникновение на рынок и тп. Крооме этого цели этих отделов являются отправной точкой для определения  целей практически всех остальных  подразделений.

 

Цели операционных подразделний - связаны напрямую с  маркетенговыми, так как устанавливают  основные виды деятельности ( ассотримент, график производства продукции и  другие)

 

=============================================

 

Управленческий  бизнес план

 

Стараются спланировать реальные денежные потоки, критически важное мероприятие для мелкого  и среднего бизнеса.

Взаимное кредитование прелприятия - налаживаются связи когда  оплата растягивается на определенный период времени, откладывая оплату на потом, предоставляя отсрочку платежей.

 

 В балансе  отражаются все изменения, которые  должны произойти втечение планируемого  периода. Эти все изменения  связаны с движением денежной  наличности и отчетом о прибылях  и убытках

 

Третий элемент - финансовый показатель. Все финансовые показатели рассчитываются в соответствии с действующими методиками - показатели, отражающие уровень финансовой независимости, рентабельности и так далее.

 

Контроль продвижения  к целям управленческого бизнес плана.

 

Контроль - определенный мониторинг за деятельностью компании.

Система контроля направлена на - обеспечить менеджмент необходимой информацией о продвижении  компании к поставленным целям.

 

Котнтрольные  точки - бенчмарки - позволяют установить связь между плановыми и текущими результатами деятельности предприятия. Разработка контрольных точек проводится в рамках каждого подразделения, что позволяет эффективно отслеживать  достижения поставленных целей.

 

Рассмотрим  примеры бенчмарк по основным подразделениям:

1) бенчмарки  отдела продаж:

- выручка

- объем отгруженного  товара

2) бенчмарки  производства:

-по объемам  производства продукции

- по продуктам  (ассортимент)

- издержки на  выпуск продукции

- по качеству    

 

Таким образом  контроль выполнения бизнас-плана позволяет  решить главную задачу управления - проведение конкретных корректирующих действий, позволяющих достичь поставленные цели

 

Понятие, назначение и классификация бизнес проэктов.

Ключевым фактором развития компании является непрерывный  поиск и реализация новых идей, превращенных затем в проекты

Этапы:

1) поиск конкурентной  идеи

2) тщательная  разработка идеи

3) поиск необходимых  ресурсов для практической реализации  идеи

4) практическая  реализация

 

Позволяет бизнес идею разработать и донести план реализации этой идеи до всех заинтересованных лиц.

Разработка  идеи и ее реализация осуществляется в рамках проекта, поэтому выделяют следующие моменты - формирование бизнес идеи или замысла, материальная реализация бизнес идеи то есть превращение в  конкретный проект.

На основе реализации идеи формируется сам проект, где  решаются все вопросы практической реализации проекта. Только на основе такой проработки и составляется бизнес план.

Составление бизнес плана зависит от типа бизнес проэкта, поэтому все бизнес проекты можно  классифицировать:

1) по сфере  деятельности, в которой реализуется  проект:

- технический  п

- организационный

- социальный

- смешанный

- экономический

2) по масштабу  проекта ( размер инвестиций)

- мелкие

- средние

- крупные

- очень крупные

3) условия реализации  проекта

- ориентированные  на решения конкретной задачи  в рамках предприятия

- выходит за  рамки предприятия, финансирование  со стороны

 

Структура и  методика составления бизнес планов таких проектов наиболее формализована  и основана на общепризнаных методических положениях. В настоящее время  наиболее широко используются седующие методики:

1) методика  ООн по промышленному развитию (признана как стандартная, на  ее основе разрабатываются и  другие методики)

2) методика  всемирного банка реконструкции  и развития

 

Структура и  содержание стандартного БП инвестиционного  проекта.

 

БП проекта- общепринятая форма представления  проекта в виде компактного документа, описывающего предпосылки, условия, конкретную программу действий и определяющего  финансово-экономические условия  и возможные результаты реализации проекта.

 

Структура БП проекта  должна высветить все основные аспекты  этого проекта. Рассмотрение основных положений применяемых методик  позволяет выделить следующие разделы:

1) резюме ( краткое  описание проекта)

2) общие сведения ( информационный меморандум)

3)) сущность  инвестиционного проекта

4) рынок сбыта  ( анализ, конкуренция)

5) маркетинг  проекта ( маркетенговый план)

6) организация  производства (производственный план)

7) организационный  план ( механизм реализации проекта)

8) финансовый  план

9) инвестиционный  план

10) возможные  проблемы или риски проекта

11) компенсационные  мероприятия ( получение прибыли?)

 

1) Резюме

Включает все  компоненты что в БП, естественно  что пишется на основе готоого  БП. На основе резюме читатель должен получить общие представления о базовых  концепциях и стратегии развития проекта и принимается решание  читать БП в целом или нет.

Выделяют 2 подхода  написанию резюме:

1) тезисное  описание проекта

2) развернутое  описание проекта

 

Тезисное описание проекта

По сути полностью  повторяет структуру БП, то есть тезисно излагается модержание всех разделов. Важно тезисно донести  суть каждого раздела - важно для  маркетинга, технических решений  и так далее.

 

Развернутое описание проекта

Применяется в  случаях когда проект включает радикально новую идею - новый товар, услуга. Пприменяется в инновационных проектах. Дается более развернутое описание самого проекта.

 

2) Информационный  меморандум

в данном разделе  дается представление о предприятии  как о объекте инвестирования - информация потенциальному инвестору. Жесткой структуры по написанию  нет, главное дать полное представление  о компании, но желательно включить следующую инфу:

- юридическая  форма компании (название, форма,  место положение и так далее)

- стадия развития  компании ( начальная, давно работает  и имеет позицию на рынке  и тому подобное)

- финансовые  харрактеристики компании и ее  финансовое положение, обязательства  и так далее

- интеллектуальная  собственность

Сущность инвестиционного  проекта

Сдесь приводится подробное описание сути проекта, этапов его реализации и другая информация о проекте. Все зависит от того на что направлен проект.

 

План маркетинга или исследование рынка (4 и 5 пункты)

основное назначение раздела заключается в доказательстве того что сбыт  продукции проблем  не создаст. Должна показать что разработчики осведомлены о сотоянии рынка. Продукция  будет иметь спрос и это  можно доказать. С этой целью в  план маркетинга включают:

- описание рынка

- харрактеристика  целевой группы ( потенциальные потребители)

- рыночная конкуренция

- положение  предприятия на рынке ( новый  для компании или она тут  уже давно)

 

Производственный  план.

 

Основная цель раздела - предоставить инфу о обспечении проекта с производственной и  технологической сторон, то еть доказать что предприятие в состоянии  производит проектируему продукцию. В  структуру производственно плана  включают следующую информацию:

1) описание  производственного процесса ( технология  и оборудование)

2) необходимые  производственный площади

3) построение  плана производства

Информация о работе Бизнесс-планирование