Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:59, лекция
Понятие "планирование" имеет два аспекта:
1) общественно-экономический
2) управленческий аспект
-прогноз притока денежных средств
-прогноз оттока денежных средств
-прогноз источников дополнительного финансирования
Основные положения разработки управленческого бизнес плана.
(бизнес планы для управления текущей деятельностью и развитием предприятия)
1) Сущность, назначение, общие схемы разработки бизнес планов
Данный БП решает двойственную задачу:
на его основе осуществляется процес планирования
с его помощью осуществляется управление предприятием, при этом охватывается весь спектр компанентов менеджмента (управление, маркетинг, финансы, персонал)
Данный БП позволяет решить главную задачу - перейти к управлению предприятием через бизнес план (более качественный уровень менеджмента)
логика посстроения упарвленческого БП исходит из трех определяющих элементов технологии бизнес планирования:
- оценка текущего состояния коомпании
- желаемое состояние компании в ближайшем будущем
- выбор наиболее эффективных идей достижения поставленной цели
Исходя из этого можно
представить общую схему
Алгоритм разработки управленческого БП:
Оценка текущего положения компании; идентефикация причин изменения текущего положения дел в компании => Формулирование общей цели компании и ее структуризация => Определение цели подразделений компании => План маркетинга, операционный план, план основных закупок, план по персоналу, финансовый план => Реализация БП и контроль продвижения к поставленным целям
Содержание управленческого БП.
Содержание БП можно разделить на 2 части:
1) общий план компании,
где рассматриваются оценка
2) план подразделений
Оценка текущего состояния компании.
Чем качественнее проведем этот этап, тем более качественным будет БП.
БП как модель деятельности предприятии строится в зависимости от потенциала предприятия и состояния окружающей внешней среды, поэтому суть анализа сводится к оценке внутренней и внешней среды. Оценка внутренней среды идет по основным направлениям деятельности предприятия.
Оценка маркетенговой деятельности:
- оценка рыночной позиции
(место компании на рынке и
состояние в конкурентной
- оценка продукта (подробная
харрактеристика своей
- конкурентное преимущество
(каковы сильные стороны
Оценка персонала
Оценка финансовых ресурсов:
- наличие капитала
- возможности использования капитала
- источники пополнения капитала
Оценка внешней среды.
Оценка внешней среды в основном направлена на анализ отраслевой среды. Для оценки отраслевой среды применяют модель 5 сил конкуренции:
- поставщики
-потребители
-потенциальные конкуренты
-продукты-заменители
- непосредственно конкурентная борьба в отрасли
Постановка цели компании:
Оценив текущее положение и потенциал компании, можно перейти к формулированию общей цели компании на планироуемый период. Если цель формулируется неправильно, то компания может перейти к краху. Целеполагание - проверка менеджмента на профессианализм.
Общая цель компани связана с видением будущего компании; кроме этого формулирование цели должно превести к концетрации усилий компании по всем направлениям.
Рассмотрим практические аспекты формулирования цели.
1) цели должны быть реальны (должны вытекать из результатов анализа)
2) цели должны бытьстрого
опреелены по времени, т.е.
3) в формулировке цели
должны по возможности
Области деятельности для формулирования общих целей.
Можно выделить 2 области формулирования цели:
1) рыночные цели, котрые затрагивают положение компании на рынке (увеличение доли рынка, расширение и расширение номенклатуры, повышение репутации среди потребителей)
2) Производственные
цели, которые затрагивают снижение
издержек производства, повышение
качества продукции,
3) финансово-экономические
цели затрагивают все
4) социальные
цели - вопросы условий труда,
уровня з/п и социальной
Постановка цели подразделений.
Цель - направление деятельности компании. Здесь могут быть направления, связанные с улучшением финансового состояния, решает проблемы производства и тп.
На основе общей цели компании определяется и частные функцианальных подразделений, которые конкретезируют и детализируют задачи структурных подразделений. В процессе постановки цели подразделений необходимо четко определить вклад этого подразделения в достижение общей цели. БП позволяет скоординировать деятельность подразделений.
Постановка цели подразделения осуществляется на основе определенной логической взаимосвязи. Рассмотрим логическую последовательность постановки цели подразделения:
1. Общая цель компании =>
2. Цели отделов продаж и маркетинга =>
3. Цели опреационных подразделений =>
4. Цели отдела снабжения - планы текущих и осн. закупок =>
5. Цели по управлению персоналом =>
6. Цели отдела финансов.
Значительная часть общей цели компании зависит от объема продаж - уровень прибыли, проникновение на рынок и тп. Крооме этого цели этих отделов являются отправной точкой для определения целей практически всех остальных подразделений.
Цели операционных подразделний - связаны напрямую с маркетенговыми, так как устанавливают основные виды деятельности ( ассотримент, график производства продукции и другие)
==============================
Управленческий бизнес план
Стараются спланировать реальные денежные потоки, критически важное мероприятие для мелкого и среднего бизнеса.
Взаимное кредитование прелприятия - налаживаются связи когда оплата растягивается на определенный период времени, откладывая оплату на потом, предоставляя отсрочку платежей.
В балансе
отражаются все изменения,
Третий элемент - финансовый показатель. Все финансовые показатели рассчитываются в соответствии с действующими методиками - показатели, отражающие уровень финансовой независимости, рентабельности и так далее.
Контроль продвижения к целям управленческого бизнес плана.
Контроль - определенный мониторинг за деятельностью компании.
Система контроля
направлена на - обеспечить менеджмент
необходимой информацией о
Котнтрольные
точки - бенчмарки - позволяют установить
связь между плановыми и
Рассмотрим примеры бенчмарк по основным подразделениям:
1) бенчмарки отдела продаж:
- выручка
- объем отгруженного товара
2) бенчмарки производства:
-по объемам производства продукции
- по продуктам (ассортимент)
- издержки на выпуск продукции
- по качеству
Таким образом
контроль выполнения бизнас-плана позволяет
решить главную задачу управления -
проведение конкретных корректирующих
действий, позволяющих достичь
Понятие, назначение и классификация бизнес проэктов.
Ключевым фактором развития компании является непрерывный поиск и реализация новых идей, превращенных затем в проекты
Этапы:
1) поиск конкурентной идеи
2) тщательная разработка идеи
3) поиск необходимых
ресурсов для практической
4) практическая реализация
Позволяет бизнес идею разработать и донести план реализации этой идеи до всех заинтересованных лиц.
Разработка идеи и ее реализация осуществляется в рамках проекта, поэтому выделяют следующие моменты - формирование бизнес идеи или замысла, материальная реализация бизнес идеи то есть превращение в конкретный проект.
На основе реализации идеи формируется сам проект, где решаются все вопросы практической реализации проекта. Только на основе такой проработки и составляется бизнес план.
Составление бизнес плана зависит от типа бизнес проэкта, поэтому все бизнес проекты можно классифицировать:
1) по сфере деятельности, в которой реализуется проект:
- технический п
- организационный
- социальный
- смешанный
- экономический
2) по масштабу проекта ( размер инвестиций)
- мелкие
- средние
- крупные
- очень крупные
3) условия реализации проекта
- ориентированные на решения конкретной задачи в рамках предприятия
- выходит за
рамки предприятия,
Структура и методика составления бизнес планов таких проектов наиболее формализована и основана на общепризнаных методических положениях. В настоящее время наиболее широко используются седующие методики:
1) методика ООн по промышленному развитию (признана как стандартная, на ее основе разрабатываются и другие методики)
2) методика
всемирного банка
Структура и содержание стандартного БП инвестиционного проекта.
БП проекта-
общепринятая форма представления
проекта в виде компактного документа,
описывающего предпосылки, условия, конкретную
программу действий и определяющего
финансово-экономические
Структура БП проекта должна высветить все основные аспекты этого проекта. Рассмотрение основных положений применяемых методик позволяет выделить следующие разделы:
1) резюме ( краткое описание проекта)
2) общие сведения ( информационный меморандум)
3)) сущность инвестиционного проекта
4) рынок сбыта ( анализ, конкуренция)
5) маркетинг проекта ( маркетенговый план)
6) организация производства (производственный план)
7) организационный план ( механизм реализации проекта)
8) финансовый план
9) инвестиционный план
10) возможные проблемы или риски проекта
11) компенсационные мероприятия ( получение прибыли?)
1) Резюме
Включает все компоненты что в БП, естественно что пишется на основе готоого БП. На основе резюме читатель должен получить общие представления о базовых концепциях и стратегии развития проекта и принимается решание читать БП в целом или нет.
Выделяют 2 подхода написанию резюме:
1) тезисное описание проекта
2) развернутое описание проекта
Тезисное описание проекта
По сути полностью повторяет структуру БП, то есть тезисно излагается модержание всех разделов. Важно тезисно донести суть каждого раздела - важно для маркетинга, технических решений и так далее.
Развернутое описание проекта
Применяется в случаях когда проект включает радикально новую идею - новый товар, услуга. Пприменяется в инновационных проектах. Дается более развернутое описание самого проекта.
2) Информационный меморандум
в данном разделе дается представление о предприятии как о объекте инвестирования - информация потенциальному инвестору. Жесткой структуры по написанию нет, главное дать полное представление о компании, но желательно включить следующую инфу:
- юридическая форма компании (название, форма, место положение и так далее)
- стадия развития компании ( начальная, давно работает и имеет позицию на рынке и тому подобное)
- финансовые
харрактеристики компании и ее
финансовое положение,
- интеллектуальная собственность
Сущность инвестиционного проекта
Сдесь приводится подробное описание сути проекта, этапов его реализации и другая информация о проекте. Все зависит от того на что направлен проект.
План маркетинга или исследование рынка (4 и 5 пункты)
основное назначение
раздела заключается в
- описание рынка
- харрактеристика целевой группы ( потенциальные потребители)
- рыночная конкуренция
- положение предприятия на рынке ( новый для компании или она тут уже давно)
Производственный план.
Основная цель
раздела - предоставить инфу о обспечении
проекта с производственной и
технологической сторон, то еть доказать
что предприятие в состоянии
производит проектируему продукцию. В
структуру производственно
1) описание производственного процесса ( технология и оборудование)
2) необходимые производственный площади
3) построение плана производства