Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:59, лекция
Понятие "планирование" имеет два аспекта:
1) общественно-экономический
2) управленческий аспект
Бизнес планирование
Сущность и философия планирования бизнеса.
Понятие "планирование" имеет два аспекта:
1) общественно-экономический
2) управленческий аспект
Общественно-экономический аспект:
Экономические исследования в рамках предприятия . Решает практические задачи: план объема производства, численность, себестоимость
Управленческий аспект
Направлен
на принятие управленческих решений. Нужно
понимать, что решения мы принимаем
сегодня, а реализуем их в будущем!
Необходимо всестороннее обоснование
и предусмотреть все
В теории планирования выделяют 4 подхода, каждый из которых базируется на определенной идее планировния:
1) реактивное планирование
2) инактивное планирование
3) преактивное планирование
4) интерактивное планирование
Реактивное планирование - опирается на прошлое, т.е. предполагается что прошлые тенденции сохранятся в будущем. прошлое ---> будущее
Инактивное планирование - приспособление к настоящим условиям ("плывем по течению"), проводим действия чтобы остаться на плаву, выжить и может быть стабилизироваться; изменения не приветствуются. Приспособление.
Преактивное планирование - ориентирован на будущее изменение, на поиск оптимальных решений в условиях будущей окружающей среды, поэтому главная цель - рост и развитие. Это основной подход будущего планирования.
Интерактивное планирование - будущкк можно контролировать и на него можно воздействовать. Этот метод используют крупные компании, которые имеют влияние в стране.
Технологии бизнес
Для реализации интерактивных подходов используется следующая логическая модель общественного планирования; она основана на 3 этапах:
1) построение опорного представления
2) построение целевого представления
3) построение плавного представления
Технология бизнес планирования предусматривает все три этапа!
Построение опорного представления - исследуется сегоднешнее и будущее состояние планирования бизнеса ==> затем проводим оценку того, что мы реально из себя представляем (положение на ранке и т.д.) ==> прогнозирование (что нас ожидает, какими мы будем в будущем).
Построение целевого представления - выражение того, что мы хотим добиться, т.е. желаемое состояние будущего (то что хотим иметь при реализации бизнес плана)
Построение планового представления - описание как будет осуществлен переход из сегодняшнего состояния в будущее ==> что будет делать предприниматель чтобы перейти из сегодняшнего состояния в будущее, т.е. бизнес план. Целепологание - определяющее в менеджменте.
Исходя из рассмотренной модели технологии бизнес планирования требуют соблюдения трех основных условий:
1. Понимание общего состояния дел на данный момент, т.е. реальное состояние бизнеса.
2. Ясное представление того уровня. который собираемся достичь, реализуя бизнес план
3. Планирование процесса перехода из одного состояния в другое. Разработка конкретных действий по достижению цели.
Методы бизнес планирования
На практике используются три метода:
-стратегическое планирование
-текущее планирование
-оперативное планирование
Стратегическое планирование - ориентировано на разработку стратегий будущего развития компании; используются такие понятия как миссия, везение и стратегия. Стратегическое планирование является основой бизнес планирования!
Текущее планирование - разработка конкретных решений по реализации принятых стратегий. Соеденение стратегического и текущего планирований определяется как бизнес планирование.
Оперативное планирование - существует самостоятельно; это то что должен делать персонал.
Место и роль бизнес плана в системе управления бизнесом
Спектр исполнения бизнес плана затрагивает 3 области применения:
1) управление
текущей деятельностью и
2) управление
изменениями на предприятии (
3) разовое решение по отдельным аспектам управления
Управление текущей деятельностьюи развитие предприятия:
-без планирования
- с планированием; принятие решений => осмысленный характер
С точки зрения планирования, составляется несколько видов плана
Концептуальной задачей в этой области является определение целей предприятия, а также путей и ресурсов достижения целей.
В рамках области управления текущей деятельности развития предприятия могут быть применены 2 вида бизнес плана:
Стратегический план
Бизнес план
Стратегический план - определяет видение и стратегические цели организации, а также выбор стратегии действий. Находитсяболее эффективный способ ведения бизнеса. Характерен для большенства предприятия.
Бизнес план - решает более крнкретные задачи, т.е. разрабатывает программу действий как на текущий, так и на будущий период. В рамках небольшой компании => бизнес план- это стратегические и текущии функции. В рамках среднего предприятия => определение действий и целей.
Бизнес план в области стратегического плана - управленческий бизнес план - план на текущий и на будущий момент времени: определяет перспективные цели и конкретные действия.
Задача: скоординировать цели, чтобы все рабтали на одну цель! + скоординировать деятельность; вся деятельность направлена на достижение поставленной цели, главное на этих целях сосредоточится!
Бизнес план: когда внутри предприятия есть механизм, который направлен на изменение продукции, качества и т.д.
Основная работа - разработка и реализация проэктов
В данном напрвлении широко
используются проекты направленные
на различные изменения в
Проект-->инвестиционные вложения-->бизнес план инвестиционных вложений (должно быть четко изложено то что нужно для инвестора).
Инвистиционные вложения:
1)Собственные
2)Привлеченные
(3)
В процессе управления бизнесом возникают задачи, успешно решать которые можно только при наличии спецподготовки бизнес плана.
Можно выделить следующие задачи:
Антикризисное планирование - для выхода из кризисного положения - составляется бизнес план для выхода из кризисного состояния
Планирование совместной деятельности - привлекается партнер для ведения совместной деятельности - лучше скоординировать действия
Структуризация предприятия - выделение, присоедениние.
Подача заявок на кредиты, гранды
Целевой бизнес план - планирование финансовых операций и коммерческих сделок (решение конкретных задач)
Итог:
Выделенные типы бизнес планов различаются своей функциональностью, направленностью, что в свою очередь определяетспецифику структуры и методики их составления.
Если первые два типа более унифицированны, то третий тип требует творческого подхода. Но ориентация на решение задачи!
Тема 2. Модель типового бизнес планирования
1 вариант. Ключевые
компоненты типового бизнес
Ключивые компоненты типового бизнес плана являются две взаимозаменяемые вещи, вытекающие из целевого бизнес плана:
1) Оценка современного
состояния планируемого
2) Полное описание
цели, стратегии и задач, входящих
в функциональные значения
1) Оценка современного состояния:
Данный анализ может быть представлен анализом внешней и внутренней среды, в которой работает компания и реализуется обьект.
Анализ внешней среды затрагиваетте факторы, которые могут оказывать (или уже оказывают) влияние на реализацию бизнес плана
Внешняя среда:
1) макросреда
-экологическая среда
-политико-социальная среда
-технологическая соеда
2) микросреда
-
Любой бизнес план включает в себя два аспекта:
1)
2) разработка конкретных действий по аспектам
Операционный план
В данном разделе дается описание
тех операций, которые составляют
сущность бизнесса даного бизнес-плана,
поэтому естественно что
1) Производственный план - сюда включаются:
-описание производственного процесса (оборудование, технологии, рабочая сила, контроль качества, издержки производства
-контроль
товарного запаса (вопрос логистки,
описываются все методы и
-закупки и
дистрибьюция (рассмотрение всех
схем закупок сырья,
Дополнительными
подразделами, допустим для торговых
организаций, могут быыть
2) Организационный план (план менеджмента) - логика и объем данного раздела зависит от того для кого предназначен бизнесс план: если бизнесс план предназначен для внутреннего использования, то здесь отражаются аспекты изменения системы управления, а если бизнесс план для внешнего использования, то здесь выделяют два аспекта - команда менеджмента (люди которые управляют бизнесом) и структура и стиль управления.
В организационный план всегда включаются вопросы, связанные с управлением
3) Финансовый план - любой бизнес план всегда заканчивается финансовым, т.е. будет ли бизнесс план успешно реализован. Финансовый план предусматривает разработку трех основных финансовых документов:
1) отчет о прибылях и убытках
2) отчет о финансовых потоках (движение денежной наличности)
3) балансовая ведомость
Отчет о прибылях и убытках: Цель - показать какую прибыль получит компания при реализации бизнес плана; это упрощенный вариант формы бухгалтерского учета, который может быть составлен как в рамках международного и отечественного формата. Итак, расмотрим форму отчета о прибылях и убытках в рамках международного учета
СМОТРИ ТАБЛИЦУ 1.
Отчет о финансовых потоках- можем обнаружить те периоды, где денег будет недостаточно; даный документ показывает основные каналы притока и оттока денежных средст в течение сроков реализации бизнес плана, т.е. позволяет следить за всеми потоками. Данная задача решается путем формирования финансовых потоков по трем направлениям:
1) потоки от основной
деятельности( в качестве притока
здесь учитываются денежные
в качестве оттока расматриваются денежные средства на закупку товарно-материальных запасов, выплату з/п и т.д.;
разница между притоком и оттоком дает нам НЕТТО-ПОТОК, кооторый может быть +/-)
2)потоки от инвестиционной
деятельности ( приток - денежные средства,
которые поступают в качестве
инвестиций, а так же средства
от продажи основных активов,
ну и другие источники в
зависимости от реализации
отток - покупка основных активов;
разница между оттоком и притоком дает НЕТТО-ПОТОК +/-)
3) потоки от финансовой
деятельности ( приток - денежные средства,
которые поступают в виде
отток - денежные средства, которые используются на возвращение и оплату кредита, на выплату дивидентов и др.;
нето +/-)
В окончательной форме
движение денежной наличности все эти
три потока суммируются для получения
финансового результата по каждому
периоду. Отрицательное сальдо в
каком-то периоде свидетельствует
о недостатке денежных средств и
требует соответствующей
Балансовая ведомость по своему содержанию представляет традиционный баланс, но сама форма представления может быть упрощенной. ПОдробности разработки баланса зависит от решаемой заадачи. Балансовая ведомость отражает финансовое положение компании на определенный период времени, т.е. показывает стоимость активов и велечину пассивов.
Особенностью составления финансовых документов в рамках бизнес плана является их прогнозный характер, т.е. для их составления мы используем прогнозы, сделанные во всех остальных разделах бизнес плана.
при составлении отчета о прибылях и убытках используются прогнозы:
-объемы выпуска и продажи продукции
-цены на продукцию
-общий объем реализации в денежном выражении
Кроме того используем прогнозы связанные с расходами:
-коммерческих расходов
-прогноз затрат на производство
<