Заметим, что менеджеры процессов —
руководители, каждый из которых ответственен
за обновление отдельного делового процесса.
Если в организации не определены процессы
как таковые, в этом качестве выступают
функциональные менеджеры. Менеджер формирует
команду для перестройки данного процесса
и обеспечивает условия для ее работы.
Также он осуществляет функции наблюдения
и контроля. Таким образом, менеджер процесса
является своеобразным заказчиком реинжиниринга
данного процесса.
Рабочая команда
реинжиниринга — группа работников фирмы
(методисты, администраторы, сотрудники
по обеспечению качества изделий, документирования,
координации), а также внешние участники
(консультанты, разработчики). Все они
и осуществляют непосредственную работу
по реинжинирингу конкретного процесса.
Быстро
изменяющееся окружение может свести
на нет усилия по постепенному совершенствованию
бизнес-процессов, ведущему всего лишь
к незначительным улучшениям. К тому
же такое совершенствование может
оказаться чересчур медленным и
запоздалым. Поэтому один из решающих факторов
успеха реинжиниринга - стремительность
его претворения в жизнь. Поскольку
реинжиниринг предполагает коренную ломку
устоявшихся управленческих функций и
характера выполняемых менеджерами работ,
инициировать и возглавить этот процесс
должно высшее руководство компании, а
ее лидер должен стать «фанатиком» реинжиниринга.
А фанатик, по определению выдающегося
британского политического и государственного
деятеля Уинстона Черчилля, - «это человек,
который не может менять свое мнение и
не хочет менять тему обсуждения».
Не менее
важным фактором успеха (или провала)
реинжиниринга следует считать
настроенность персонала на решительную
и быструю перестройку не только
и не столько организационной
структуры корпорации, но и (самое
главное и, пожалуй, самое трудное)
- на коренное изменение самого характера
работы каждого сотрудника и его
рабочего окружения (готовность и умение
выполнять расширенный круг работ,
нести ответственность не только
за свои собственные действия, но и
за результаты командной работы).
Формирование
команд, осуществляющих реинжиниринг
бизнес-процессов, требует значительных
инвестиций, необходимых для проведения
первоначального анализа бизнес-процессов,
их перепроектирования и последующего
внедрения в практику функционирования
организации.
Согласно
Дж. Моргану, реинжиниринг подразумевает
«превращение организаций в машины».
Хотя в некотором смысле такая метафора
и подразумевает зависимость корпорации
от внутренних и внешних акционеров, требующих
такого изменения ее планов, которое обеспечивало
бы успех в бизнесе, на самом деле она образно
выражает подчиненность чувств и дел,
забот и тревог, стремлений и амбиций сотрудников
стратегическим целям корпорации даже
тогда, когда они наиболее уязвимы и ранимы
и, как это ни парадоксально, в то же время
наиболее сильны и дееспособны. Лидерство
проявляет свою мощь и действенность только
лишь благодаря способности мотивировать
сотрудников к изменению своего индивидуального
и коллективного поведения в желательном
для успеха направлении.
Если
менеджер фактически обладает небольшой
властью, то зачастую и его подчиненные
недостаточно инициативны. Сила власти
лидера проявляется и подтверждается
самостоятельными и инициативными
действиями подчиненных.
Явная девальвация
индивидуального вклада каждого
сотрудника в общее дело несовместима
с успешным реинжинирингом бизнес-процессов
и радикальными организационными изменениями.
Реинжиниринг бизнес-процессов требует
от руководства формирования и распространения
разделяемого всеми сотрудниками единого
понимания предпочтительного будущего
организации и своего вклада в его достижение,
создания окружающей среды и инфраструктуры,
которые бы активно способствовали обучению
персонала и его профессиональному росту,
и предоставляли сотрудникам возможность
руководствоваться в процессе принятия
решений не установленными раз и навсегда
незыблемыми нормами (часто - в результате
психологической обработки), а творческим
воображением, фантазией, изобретательностью
и находчивостью.
Вклад руководства
Группы по реинжинирингу,
получившие поддержку высшего руководства
(когда инициатива шла сверху вниз),
имели больше шансов успешно справиться
с проектом по реинжинирингу бизнес-процессов.
Важнейшие виды поддержки, которую
может оказать руководство предприятия:
- демонстрировать приверженность делу (участвовать в главных мероприятиях проекта; регулярно интересоваться ходом проекта и следить за успехами; постоянно разъяснять всему персоналу необходимость перемен и значение ожидаемых результатов; обеспечивать оперативный анализ в решающих ситуациях; доводить до руководителей и сотрудников их роль в процессе);
- обеспечить команде необходимые ресурсы (по возможности освободить участников команды от других обязанностей; предоставить рабочей группе нужное помещение и оборудование);
- подготовить "старт-площадку" для реинжиниринга, обозначив основные бизнес-процессы и определив объем и цели проекта;
- обеспечить соответствующее финансирование (дать возможность команде пройти учебный курс по реинжинирингу; разрешить командировки для обмена опытом и исследований; привлекать при необходимости внешних экспертов и консультантов);
- брать на себя риск, подвергая сомнению, существующие установки и процессы (принимать новые стандарты и поощрять в остальных открытость и новаторство.
10 основных ошибок руководства:
- не сумели оказать видимой поддержки, распределить роли в преобразованиях и доказать их важность другим руководителям;
- не нашли времени вникнуть в существующие бизнес-процессы и понять, как работает реинжиниринг;
- "тянули" с принятием решений, снижая энтузиазм работников и тормозя развитие;
- не участвовали в проекте напрямую и не работали активно с командой;
- не сумели эффективно руководить переменами в организации и предвидеть влияние реинжиниринга на сотрудников;
- недооценили время и ресурсы, необходимые для реинжиниринга или снимали ресурсы с проекта;
- отказывались руководить проектом, передоверяя его другому руководителю;
- не сумели довести до сотрудников и остального руководства причины перемен и ожидаемые результаты;
- меняли курс проекта на полпути;
- не обозначили ясных границ и целей проекта.
2.2. Основные этапы и
принципы реинжиниринга
Процесс реинжиниринга базируется
на двух основных понятиях: «будущий образ
фирмы» и «модель бизнеса». Будущий
образ фирмы – упрощенный образ
оригинала, отражающий главные его
черты и не учитывающий второстепенные
детали. Модель бизнеса – это
представление основных хозяйственных
процессов фирмы, взятых в их взаимодействии
с деловой средой фирмы. Модели составляются
и просчитываются при помощи специальных
компьютерных программ. Модели бизнеса
позволяют определить характеристики
основных процессов деловой единицы
и необходимость их перестройки
– реинжиниринга.
Итак, объектом реинжиниринга
являются не организации, а процессы.
Компании подвергают реинжинирингу
не свои отделы продаж или производства,
а работу, выполняемую персоналом
этих отделов.
Одним из путей улучшения
управления процессами, в совокупности
образующими бизнес компании, является
придание им наименований, отражающих
их исходное и конечное состояния. Эти
наименования должны отражать все те
работы, которые выполняются в
промежутке между стартом и финишем
процесса. Термин «производство», звучащий
как название отдела, лучше подходит
к процессу, происходящему от момента
закупки сырья до момента отгрузки
готовой продукции. По этому же принципу
могут быть названы еще некоторые повторяющиеся
процессы, например:
- "разработка продукта" — от выработки концепции до создания прототипа;
- "продажи" — от выявления потенциального клиента до получения заказа;
- "выполнение заказа" — от оформления заказа до осуществления платежа;
- "обслуживание" — от получения запроса до разрешения возникшей проблемы.
После того,
как процессы идентифицированы, необходимо
решить, какие именно из них требуют
реинжиниринга и каким должен
быть его порядок. Следовательно, весь
процесс реинжиниринга можно
разбить на этапы:
Основные этапы реинжиниринга:
- Формируется желаемый образ фирмы. Формирование будущего образа происходит в рамках разработки стратегии фирмы, ее основных ориентиров и способов их достижения.
- Создается модель реального или существующего бизнеса фирмы. Здесь воссоздается (реконструируется) система действий, работ, при помощи которых компания реализует свои цели. Производится детальное описание и документация основных операций компании, оценивается их эффективность.
- Разрабатывается модель нового бизнеса. Происходит перепроектирование текущего бизнеса — прямой реинжиниринг. Для создания модели обновленного бизнеса осуществляются следующие действия:
- Перепроектируются выбранные хозяйственные процессы. Создаются более эффективные рабочие процедуры (задания, из которых состоят бизнес-процессы). Определяются технологии (в том числе информационные) и способы их применения;
- Формируются новые функции персонала. Перерабатываются должностные инструкции, определяется оптимальная система мотивации, организуются рабочие команды, разрабатываются программы подготовки и переподготовки специалистов;
- Создаются информационные системы, необходимые для осуществления реинжиниринга: определяется оборудование и программное обеспечение, формируется специализированная информационная система бизнеса. Необходимый для реинжиниринга уровень информационного обеспечения предполагает, что информация должна быть доступна каждому участнику проекта ре инжиниринга в любой точке деловой единицы, возможно, одновременно в разных местах она однозначно интерпретируется;
- Производится тестирование новой модели — ее предварительное применение в ограниченном масштабе.
- Внедрение модели нового бизнеса в хозяйственную реальность фирмы. Все элементы новой модели бизнеса воплощаются на практике. Здесь важна умелая состыковка и переход от старых процессов к новым, так, чтобы исполнители процессов не ощущали дисгармонии рабочей обстановки и не переживали состояние рабочего стресса. Эластичность перехода во многом определяется степенью тщательности подготовительных работ.
Главной целью бизнес-реинжиниринга
является резкое ускорение реакции предприятия
на изменения в требованиях потребителей
(или на прогноз таких изменений) при многократном
снижении затрат всех видов. Перечислим базовые принципы, положенные
в основу реинжиниринга бизнес-процессов:
- Несколько рабочих процедур объединяются в одну. Для перепроектированных процессов наиболее характерно отсутствие технологии «сборочного конвейера», в рамках которой на каждом рабочем месте выполняются простые задания, или рабочие процедуры. Выполнявшиеся различными сотрудниками, теперь они интегрируются в одну - происходит горизонтальное сжатие процесса. Если не удается привести все шаги процесса к одной работе, то создается команда, отвечающая за данный процесс. Наличие в команде нескольких человек неизбежно приводит к некоторым задержкам и ошибкам, возникающим при передаче работы между членами команды. Однако потери здесь значительно меньше, чем при традиционной организации работ, когда исполнители подчиняются различным подразделениям компании, располагающимся, возможно, на различных территориях. Кроме того, при традиционной организации трудно, а иногда и невозможно определить ответственного за быстрое и качественное выполнение работы. По имеющимся оценкам, горизонтальное сжатие ускоряет выполнение процесса примерно в 10 раз.
- Исполнители принимают самостоятельные решения. В ходе реинжиниринга компании осуществляют не только горизонтальное, но и вертикальное сжатие процессов. Это происходит за счет самостоятельного принятия решения исполнителем, в тех случаях, когда при традиционной организации работ он должен был обращаться к управленческой иерархии. При традиционной организации работ, ориентированной на выпуск массовой продукции, исходили из предположения, что исполнители не имеют ни времени, ни знаний, необходимых для принятия решений. Реинжиниринг отвергает эти предположения, что вполне естественно при отказе от массового производства и современном уровне образования. Наделение сотрудников большими полномочиями и увеличение роли каждого из них в работе компании приводит к значительному повышению их отдачи.
- Шаги процесса выполняются в естественном порядке. Реинжиниринг процессов освобождает от линейного упорядочивания рабочих процедур, свойственного традиционному подходу, позволяя распараллеливать процессы там, где это возможно.
- Процессы имеют различные варианты исполнения. Традиционный процесс ориентирован на производство массовой продукции для массового рынка, поэтому он должен исполняться единообразно, независимо от исходных условий при всех возможных входах процесса. В наше время высокая динамичность рынка приводит к тому, что процесс должен иметь различные версии исполнения в зависимости от конкретной ситуации, состояния рынка и т.д. Традиционные процессы обычно оказываются довольно сложными - они учитывают различные исключения и частные случаи. Новые процессы, в отличие от традиционных, ясны и просты - каждый вариант ориентирован только на одну соответствующую ему ситуацию.
- Работа выполняется в том месте, где это целесообразно. В традиционных компаниях она организуется по функциональным подразделениям: отдел заказов, транспортный отдел и т.п., и если, например, конструкторскому отделу требуется новый карандаш, то он обращается с заявкой в отдел заказов. Тот находит производителя, договаривается о цене, размещает заказ, осматривает товар, оплачивает его и передает конструкторам. Все это достаточно расточительно и медленно. Проведенный в одной из компаний США анализ показал, что при традиционном распределении работ внутренние затраты компании на приобретение батарейки стоимостью 3 долл. составили 100 долл. Кроме того, было установлено, что 35% всех заказов составляют заказы стоимостью менее 500 долл. После проведения реинжиниринга отделы перешли к самостоятельному заказу дешевых товаров. Итак, реинжиниринг распределяет работу между границами подразделений, устраняя излишнюю интеграцию, что приводит к повышению эффективности процесса в целом.
- Уменьшается количество проверок и управляющих воздействий. Проверки и управляющие воздействия непосредственно не производят материальных ценностей, поэтому задача реинжиниринга - сократить их до экономически целесообразного уровня. Традиционные процессы насыщены подобными шагами, единственное назначение которых - контроль за соблюдением исполнителями предписанных правил. К сожалению, на практике довольно часто оказывается, что стоимость проверок и управляющих воздействий превосходит стоимость заказа требуемого продукта. Реинжиниринг предлагает более сбалансированный подход. Вместо проверки каждого из выполняемых заданий перепроектированный процесс часто агрегирует эти задания и осуществляет проверки и управляющие воздействия в отложенном режиме, что заметно сокращает время и стоимость процессов.
- Минимизируется количество согласований. Еще один вид работ, не производящих непосредственных ценностей для заказчика, - это согласования. Задача реинжиниринга состоит в минимизации согласований путем сокращения внешних точек контакта. Как и в п.5, речь идет о стирании граней между функциональными подразделениями.
- «Уполномоченный» менеджер обеспечивает единую точку контакта. Механизм «уполномоченного» менеджера применяется в тех случаях, когда шаги процесса либо сложны, либо распределены таким образом, что их не удается объединить силами небольшой команды. «Уполномоченный» менеджер играет роль буфера между сложным процессом и заказчиком. Он ведет себя с заказчиком так, как если бы был ответственным за весь процесс. Чтобы выполнить эту роль, менеджер должен быть способен отвечать на вопросы заказчика и решать его проблемы, имея для этого доступ ко всем используемым информационным системам и ко всем исполнителям.
- Преобладает смешанный централизованно/децентрализованный подход. Современные технологии дают возможность компаниям действовать полностью автономно на уровне подразделений, сохраняя при этом возможность пользоваться централизованными данными. Важность объединения достоинств централизации и децентрализации можно проиллюстрировать на примере работы банков. При работе с крупными корпорациями многие банки осуществляют с одним и тем же клиентом независимые финансовые отношения через различные подразделения. Подобный децентрализованный подход может приводить к хаосу, так как каждое подразделение отслеживает только ту часть рынка, которая соответствует его профилю. Приведу реальную ситуацию, в которой банк установил для одного из своих клиентов максимальный кредит в размере 20 млн. долларов. Вследствие децентрализованности этого банка каждое из его подразделений выдало этому клиенту по 20 млн., а в результате клиент получил кредит в несколько раз больший, чем планировал банк, что выяснилось только после банкротства клиента.