Безработица: виды, причины, последствия, способы борьбы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ ситуации на рынке труда, особенностей российской безработицы.
При достижении данной цели были решены следующие задачи:
– изучены теоретические основы;
– дана характеристика безработицы, её форм, причин и последствий;
– проанализированы статистические данные по составу, структуре и динамике безработицы в стране;

Оглавление

Введение
Глава 1. Безработица как социально-экономическое явление
Понятие и сущность безработицы……………………………………5
Формы и виды безработицы…………………………………………..6
Причины и последствия безработицы. Старые и новые проблемы.11
Глава 2. Проблемы безработицы в Российской Федерации
2.1. Анализ динамики безработицы в России…………………………….18
Глава 3. Пути снижения безработицы в РФ
3.1. Экономические последствия безработицы: оценка потерь…………20
3.2. Факторы преодоления длительной безработицы……………………24
3.3. Российская система защиты от безработицы…………………………25
Заключение…………………………………………………………………….27
Список используемых источников…………………………………………...28

Файлы: 1 файл

ефимова макроэк курс.docx

— 58.26 Кб (Скачать)

 

Таким образом, можно видеть, что безработица составляет серьезную личную и общественную проблему. Человек, оказавшийся безработным, страдает материально, теряет квалификацию, имеет психологические проблемы. Длительная безработица часто ведет к глубокой личной депрессии, чувству неполноценности, и, в конечном счете, к деградации личности человека. На уровне государства проблемы безработицы проявляются, прежде всего, в снижении ВВП. Кроме того, безработица вызывает социальную напряженность в обществе, может усложнить криминогенную ситуацию в стране, способствовать росту преступности и тем самым снижению степени безопасности граждан.

Экономические потери от безработицы можно рассчитать следующим образом:

 П =Ч СВ, где:

П-потери от циклической безработицы;

Ч-число лиц с частичной занятостью и лиц в вынужденных отпусках;

С-средняя продолжительность циклической безработицы;

В-средняя месячная выработка одного работника, занятого в национальной экономике (либо в конкретной отрасли).

Аналогичным образом можно оценить экономические потери от структурной безработицы:

 П=ЧСВ, где:

П-потери от структурной безработицы;

Ч-число лиц, высвобожденных вследствие структурных изменений;

С-средняя продолжительность структурной безработицы;

В-средняя выработка одного работника, занятого в национальной экономике (либо в конкретной отрасли).

Наиболее сложной представляется оценка потерь, вызванных фрикционной безработицей:

 П=ЧСВК+АР, где:

П-потери от фрикционной безработицы;

Ч- число лиц, высвобожденных вследствие фрикционной безработицы;

С- средняя продолжительность фрикционной безработицы;

В - средняя выработка одного работника, занятого в национальной экономике (либо в конкретной отрасли);

К – коэффициент снижения выработки;

АР – административные расходы по увольнению, подбору, найму работников.

В совокупности потери от безработицы всех видов включают в себя расходы на содержание службы занятости, выплату пособий по безработице и оказание материальной помощи.

 SП= П+ П+ П+Р, где:

SП – совокупные экономические потери;

Р-расходы Федеральной службы занятости за исключением затрат на создание новых рабочих мест, переподготовку и переобучение работников, содействие предпринимательству.

Реальная величина экономических потерь обусловлена темпами снижения объёмов производства и соответствующем ему уровнем безработицы:

 У= 100%, где:

У-уровень безработицы в процентном отношении;

Ч-численность экономически активного населения.

Многие специалисты считают фрикционную и структурную безработицу неизбежной, и в сумме составляющей естественный уровень безработицы:

 У= ((Ч+ Ч) Ч)100%

Величина потерь при естественном уровне безработицы, безусловно должна быть меньше совокупных потерь от безработицы в период экономического кризиса:

 SП SП, где:

SП-совокупные экономические потери при естественном уровне безработицы.

Динамика потерь при нормальном функционировании национальной

экономики полностью зависима от величины безработицы и от того насколько эффективна деятельность Федеральной службы занятости, какую отдачу приносят затраты по преодолению безработицы и содействию трудоустройству.

За решение проблемы безработицы ответственность несут сам работники, предприниматели, государство. Рынок труда – основной регулятор занятости.

Вместе с тем решение проблемы достижения полной занятости требует активного участия государства.

 

3.2 Факторы преодоления  длительной безработицы

 

В связи с увеличением срока длительности безработицы, принимающей застойные формы, в стране необходимо принимать специальные меры по преодолению длительной безработицы. Для этого целесообразно будет сделать следующее:

– принимать программы по социальной и профессиональной реабилитации длительно неработающих граждан;

– приобщить безработных к системе общественных работ;

– создавать условия для развития и расширения занятости в негосударственных секторах экономики, в том числе финансировать и кредитовать безработных граждан, изъявляющих желание заниматься предпринимательской деятельностью;

– создавать новые рабочие места в сельской местности, развивать сельское хозяйство;

– обеспечивать условия для повышения качества рабочих мест;

– особое внимание следует уделить регулированию трудовых отношений;

– организовать социальное партнёрство профсоюзов, предпринимателей и государства

– оказывать содействие трудоустройству молодёжи, женщин и лиц с ограниченными способностями (инвалидов);

– создавать рабочие места в перспективных отраслях экономики.

 

3.3  Российская  система защиты от безработицы

 

Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования.

Современная политика российского государства в области занятости населения регулируется Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». По сути, он является законом оказания содействия незанятому населению, ищущему работу и зарегистрированному в органах государственной службы занятости. Большую роль здесь имеет государственная служба занятости – ГСЗ.

Государственная политика на российском рынке труда, характеризуется в основном преобладанием пассивных мер, таких как сдерживание массовой безработицы, регистрация безработных, выплата пособий по безработице, содействие трудоустройству безработных.

Главным направлением активной государственной политики в социально-трудовой сфере должно является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы:

– обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

– регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

– разработка трудового законодательства, с учётом потребностей всех

участников трудовых отношений. Жёсткие административные меры, в случае его нарушения;

– формирование эффективной структуры занятости населения: повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

– предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы, развитие системы общественных работ;

– дополнительные меры по трудоустройству лиц с ограниченными возможностями;

– инвестирование и кредитование предприятий и организаций, осуществляющих

по договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан с последующим их обязательным трудоустройством;

– усиление государственного регулирования миграционных процессов;

– социальная защита безработных, финансирование активных мер борьбы с безработицей;

В целом, российская политика содействия занятости и защиты от безработицы основана на богатом опыте развитых стран. Однако, этот опыт абсолютно неэффективен применительно к российским условиям.

Заключение

 

В России всегда недостаточно внимания уделялось и уделяется рационализации соотношения между экономически активным и неактивным населением, повышению общественной производительности труда, территориальной особенности формирования трудовых ресурсов, поощрению развития финансово-промышленных групп, борьбе с организованной экономической преступностью в сфере предпринимательства, регулированию трудовой миграции из страны, приближению минимальных доходов населения к стоимости прожиточного минимума, росту числа населения, живущих за чертой бедности.

Решение проблемы снижения уровня безработицы до минимального и обеспечения высокого уровня занятости трудоспособного населения страны, необходимо искать на путях роста заработной платы и повышения жизненного уровня населения.

Кроме того, должна быть повышена производительность труда до такого уровня, который позволит обеспечить увеличение заработной платы работников во всех сферах экономики и рост прибыли предприятий и фирм в размерах достаточных для осуществления накопления капитала, увеличения объёмов производства и, следовательно, расширения спроса на рабочую силу, обеспечения высокого уровня занятости населения и минимизации безработицы.

В целом переход к активной политике занятости в сочетании с макроэкономической стабилизацией и ростом производительности труда остаются важнейшими приоритетами в борьбе с безработицей в России. Большое значение в борьбе с безработицей имеет уровень развития предпринимательства в стране как альтернатива традиционной занятости на государственных предприятиях.

 

Список использованных источников

1.  Факторы преодоления  длительной безработицы. Фофанова Н.А // Человек и труд. – 2003.– №5. - с. 29–30.

2.  Российская система  защиты от безработицы в контексте  мирового опыта; динамика факторов  эффективности профессионального  обучения и переподготовки безработных. Четвертина Т.Ю. // Вопросы экономики. – 2002.– №11. - С. 59–76.

3.  Формирование рынка  труда и занятость населения. Михайлов О.Г. // Российский экономический  журнал. – 2004.– №3.-С. 4–11.

4.  Российская модель  занятости: причинно-следственный анализ. Соколова Т.В. // Человек и труд. – 2003.– №5. – С. 52–55.

5.  Экономические последствия  безработицы: оценка потерь. Бреев Б.А, Костенко Т.С, Нанавян А.И // Общество и экономика. – 2002.– №5. – С. 98–112.

6.  Рынок труда: Учебное  пособие / Под ред. проф. Шлендера П.Э. – М.:

Вузовский учебник, 2004

7.  Политэкономия (Экономическая  теория):Учебник для вузов /Под ред. Валового Д.В. Издание 3-е. - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2005

8.  Безработица. Плакся В.И.: Учебник. - М.: ИНФА, 2005.

9.  Трудовой кодекс  Российской Федерации.

 

 

 

 

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

 

Финансовый факультет

Р е ц е н з и я

на курсовую работу по дисциплине «Макроэкономика»

студента  1 курса,      группы

Кручинина Светлана Сергеевна    

на тему «Безработица: виды, причины, последствия, способы борьбы»

Дата представления работы:  25 мая 2013г.

Объем: 27 страниц

 

 

 

 

 

 

Предварительная оценка     

Научный руководитель  Ефимова Л.А./    /

« »      20 г.

 

 

 

 

Марина Юрьевна Малкина

Анна Владимировна Виноградова

Юрий Николаевич Пыхтеев

Методические рекомендации

по выполнению курсовых работ по дисциплинам

«Микроэкономика» и «Макроэкономика»

Учебно-методическое пособие

Компьютерная верстка: Пыхтеев Ю.Н.

 

 

 


Информация о работе Безработица: виды, причины, последствия, способы борьбы