Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:41, курсовая работа
Целью курсовой работы являются раскрытие сущности безработицы, анализ ее типов и рынка труда, особенностей ее развития и методов ее миграции в условиях рыночной экономики в России.
Поставленная цель предопределила следующие задачи:
- во-первых, рассмотреть основные понятия, связанные с таким явлением как безработица;
- во-вторых, рассмотреть основные виды безработицы;
- в-третьих, определить причины и последствия безработицы
Введение 3
1 Теоретические аспекты безработицы
1.1 Основные подходы к понятию безработица 5
1.2 Виды безработицы. Причины и последствия 7
2 Безработица в современной России
2.1 Особенности рынка труда современной России 17
2.2 Структура безработицы в России 21
2.3 Политика занятости и регулирования рынка труда 25
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение А 33
На данный момент российскому рынку труда свойственна сегментация по причине существования нескольких рынков рабочей силы, не конкурирующих друг с другом.
Анализ рынка труда позволяет выделить следующие 4 сегмента рынка труда:
Таким образом, рынок труда в настоящее время, несмотря на достаточно жесткое регулирование, является наименее институциализированным элементом в структуре современной отечественной экономики. Институциональные преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов рынка труда.
Для рассмотрения
состояния и структуры
По данным Федеральной службы по труду и занятости, в конце мая 2009 г. на учете в государственных учреждениях службы занятости населения состояло 1,6 млн. безработных. По сравнению с маем 2008 г. численность зарегистрированных безработных сократилась на 217 тыс. человек, или на 12,1%. В мае 2009 г. общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров, отнесенных к безработным) превышала численность зарегистрированных безработных в 2,5 раза.
В общей численности безработных 1,6 млн. человек (35,4%) не имели опыта трудовой деятельности. В мае 2009 г. по сравнению с маем 2008 г. среди безработных доля лиц, не имеющих опыта работы, увеличилась на 5,1 процентных пункта. Состав безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, представлен в диаграмме Рис. 5.
Рис. 5 Состав безработных, имеющих опыт трудовой деятельности на 2009г.[19]
Среди безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, 0,8 млн. человек (29,2%) составляют лица, уволившиеся по собственному желанию и 0,8 млн. человек (28,9%) - лица, которые оставили последнее место работы в связи с сокращением персонала. По сравнению с маем 2008 г. доля уволившихся по собственному желанию среди безработных, имеющих опыт работы, сократилась на 4,7 процентных пункта, а доля безработных, оставивших место работы в связи с сокращением персонала, сократилась на 1,4 процентных пункта.
Среднее время поиска работы безработными в мае 2009 г. составило 8,9 месяца и по сравнению с маем 2008 г. увеличилось на 0,1 месяца. Стаж пребывания в состоянии безработицы один год и более имели 42,6% безработных (в мае 2008 г. - 41,5%). Доля застойной безработицы среди сельских жителей существенно выше - составляет 54,1%, и увеличилась за последний год на 1,0 процентный пункт. Среди безработных городских жителей доля застойной безработицы увеличилась на 0,9 процентных пункта и составил 34,6%. Более подробно можно рассмотреть на Рис.6.
Рис. 6 Динамика численности занятого населения и безработных в Российской Федерации.[19]
Средний возраст безработных составил 33,7 года, занятого населения - 39,8 года. Молодежь до 25 лет составляет 31,8% среди безработных и 11,5% - среди занятого населения, лица в возрасте 55 лет и старше, соответственно, 5,1% и 11,1%.
Около 11% безработных имели высшее образование и 18% - среднее профессиональное.
Среди субъектов Российской Федерации самый низкий уровень безработицы наблюдается в Москве и составляет 1,1%. Не превышает 5% уровень безработицы в Санкт-Петербурге (1,9%), в Агинском Бурятском автономном округе (2,4%), в Липетской, Челябинской, Тульской, Самарской, Ивановской, Ярославской, Тверской, Костромской, Рязанской областях (2,9%-5,0%).
Самый высокий уровень безработицы по данным обследования отмечается в Республике Ингушетия, где уровень безработицы составляет 54,5%.
Показатель региональной безработицы в последнее десятилетие вырос в два раза - с 22% до 40% (Таблица А.1. приложения А).
Численность безработных граждан РФ, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, составил на 1 ноября 2012 г. 986,7 тыс. человек. Об этом говориться в сообщении Федеральной службы по труду и занятости РФ. Это на 3,4% меньше, чем на 1 октября 2012 г. (1 млн. 021,5 тыс. человек).
За октябрь 2012 г. численность зарегистрированных безработных граждан снизилась в 70 субъектах РФ. В 13 субъектах РФ в октябре 2012 г. численность безработных граждан увеличилась.
Уровень регистрируемой безработицы в целом по РФ на 1 ноября 2012 г. составил 1,3%.[19]
Таким образом, ситуация, складывающаяся на рынке труда, выдвигает на первый план проблему роста технологической безработицы как важнейшей составляющей уже сложившейся безработицы, так как XXI веке конкурентоспособность экономики страны, прежде всего, определяется высокотехнологичными секторами экономики.
В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанные с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные.
Активные
методы нацелены на создание дополнительных
рабочих мест, организацию системы
образования и производственно-
Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработицы с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.
Выделяются три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.
Макроэкономическая политика:
- Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят большой спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Способами увеличения спроса являются:
- Стимулирование роста экспорта
- Льготное налогообложение
- Поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий
- Льготное кредитование
Социальная политика:
- Выплата пособия по безработице признанным безработными
- Бюджетное субсидирование дополнительной рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих
- Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста.
Политика занятости населения:
- Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости.
- Реализация программ поддержки молодых работников.
- Развитие самозанятости населения. Самозанятость населения - это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.
- Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанные с работой в интересах общества.
- Организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики страны знаний. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение имен тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен.
- Создание и поддержка нетрадиционных форм занятости
- Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса.
- Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда.10
Участие
государства в обеспечении
Государственная политика занятости неразрывно связана с регулированием рынка труда.
Государственное
регулирование рынка труда
На региональном уровне государственное регулирование рынка труда в основном должно осуществляться в тех же направлениях.
Субъектами регулирования в регионах являются соответственно органы законодательной и исполнительной власти.
На
микроуровне регулирование
Таким образом, решение проблем безработицы неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническая политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование.
Заключение.
Проведение данного исследования по вопросу безработицы позволило прийти к следующему выводу:
Безработица
представляет собой сложное социально-
Безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных видов безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения высокого уровня экономического развития.
Несмотря на разные причины возникновения, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного труда, и, как фактор снижения уровня жизни населения. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.
Проблема безработицы не возникает в один миг и не в одну секунду. Она носит многогранный характер, и мы не можем разрешить часть проблем не затрагивая всех ее остальных частей и не учитывая специфики той страны, на территории которой мы рассматриваем данную безработицу. В этом и заключается сложность борьбы с безработицей. Естественно, что России потребуется не один год для разрешения этой проблемы, но если упорно стремиться к цели, то когда-нибудь она будет достигнута.