Безработица в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 08:16, курсовая работа

Краткое описание

Методы борьбы с безработицей различны. Зачастую они вытекают из той концепции, которой те или иные современные экономисты придерживаются при объяснении причин безработицы. Для решения проблем безработицы, несомненно, прежде всего необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Исходя из вышеизложенного целью данной курсовой работы является анализ проблем безработицы в рыночной экономике.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие основные задачи:

•Рассмотреть проблему безработицы как явление в рыночной
экономике, раскрыть сущность проблемы и выявить последствия вызванные данной проблемой;

•Проанализировать методы борьбы с безработицей и изучить полную занятость как один из методов борьбы;
•Раскрыть проблемы безработицы на примере Российской Федерации и Дальневосточного региона.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Безработица как явление в рыночной экономике…………….…5

1.1. Причины, сущность и виды безработицы………………….......5

1.2. Социально-экономические последствия безработицы………..11

Глава 2. Борьба с безработицей………………………………………....….16

2.1. Полная занятость населения как способ борьбы

с безработицей…………………………………………………....16

2.2. Методы борьбы с безработицей……………………………........18

Глава 3. Безработица в России………………………………………..…….24

3.1. Проблемы безработицы в Российской Федерации………..…....24

3.2. Дальний Восток и проблемы безработицы………………....…..26

Заключение……………………………………………....................................31

Список литературы………………………………............................................34

Приложения………………………………………………...............................36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 376.00 Кб (Скачать)

      С 1 сентября 2008 года число зарегистрированных в службах занятости безработных увеличилось на 19,1 %. Увеличение затронуло все субъекты федерации ДФО. Наиболее значительный рост произошел в Приморском крае (на 3523 чел.), в Хабаровском крае (на 3 320 чел.), Амурской области (на 2 786 чел.), республике Саха (Якутия) (на 1138 чел.). Тем не менее, по сравнению с январем 2008 года на Дальнем Востоке произошло снижение числа безработных на 9 687 человек.

      На  бирже труда могут предложить более 9 тыс. вакансий. Больше половины из них – на предприятиях Владивостока. Казалось бы, такие условия должны привлекать в краевую столицу безработных провинциалов. Но, предлагаемая заработная плата не окупает жилья. Из 132 тыс. вакансий, предлагаемых в 2007 году службой занятости, 90% были заняты в течение трех месяцев. Свободные сегодня тысячи рабочих мест, как полагают специалисты, вряд ли когда-нибудь займут россияне. Пособие по безработице составляет не менее 1 тыс. руб., но не может превышать прожиточного минимума в 3,6 тыс. На четверти всех вакансий работодатель предлагает зарплату ниже прожиточного минимума, поэтому люди отказываются от предложений. Найти работу со среднестатистической зарплатой в 10 тыс. руб. – большое счастье.

      Тем временем в Приморье продолжают прибывать  иностранные рабочие. Квота на иностранных рабочих (в основном это жители Северной Кореи и Китая) для края уже несколько лет составляет 16,5 тыс. человек. И миграционные службы, и краевые власти, и служба занятости признают: китайские и корейские рабочие никогда не отнимали заработок у местного населения. Чтобы взять на работу иностранца, нужно получить в управлении занятости заключение о целесообразности такого найма. В 2007 году с соответствующими заявлениями обратились 1 тыс. 322 работодателя, получили одобрение 1 тыс. 189. При этом 77,2% из них использовали труд гастарбайтеров во Владивостоке, Уссурийске, Находке, где уровень безработицы самый низкий (1–2%).

      Еще два года назад краевая администрация  просила увеличить квоту иностранной  рабочей силы до 30 тыс. человек. Сейчас ситуация меняется. Большинство работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу, нарушают налоговое законодательство. Потери бюджетов всех уровней из-за неуплаты налогов в 2007 году составили более 150 млн. руб. Другими словами, имея возможность нанять гастарбайтеров, работодатели не заинтересованы в увеличении заработной платы в строительстве, сельском хозяйстве, торговле и бытовом обслуживании.  
          Действительно, условия жизни и труда китайцев и корейцев россиян явно не устроят. Зарплата мигранта составляет 800–1000 руб. в месяц, живут они в палатках, вагончиках или бараках. Но, те же фермеры признают, что себестоимость выращенных в Приморье китайцами овощей все равно превышает рыночную стоимость привезенных из Китая. А если гастарбайтерам платить больше, то вообще нет смысла этим делом заниматься. Поэтому труд неприхотливых и трудолюбивых рабочих из соседних стран будет востребован на Дальнем Востоке еще долго.

      Не  смотря на данную специфическую проблему Дальневосточного региона, можно подвести общую черту, что несбалансированность рынка труда во многом определяется несоответствием структуры спроса (потребностей производства) и предложения, с точки зрения образовательного и квалификационного уровня претендентов. Уже не первый год РСПП бьет тревогу по поводу того, что система высшего и среднего профессионального образования не в полной мере отвечает на запросы развивающегося производства. Видимо, нужна общегосударственная программа совершенствования профессиональной подготовки с использованием возможностей частно-государственного партнерства. Не менее важно развивать дополнительное профессиональное обучение за счет программ подготовки и переподготовки кадров непосредственно на предприятиях. Целесообразно расширять и корпоративные формы обучения. При этом важно активизировать усилия по стабилизации занятости и более полному и эффективному привлечению к труду старших возрастных групп. Не менее актуальна разработка мер по предупреждению молодежной безработицы и смягчению ее последствий. И, наконец, следовало бы на общегосударственном уровне позаботиться о ликвидации межотраслевых и межрегиональных деформаций в оплате труда, повышении ее уровня. Достойное материальное положение работника и его семьи – необходимое условие эффективного труда.[14, с. 23]

 
 
 
 
 
 

Заключение

 
          Проведение исследования по вопросу безработицы позволило прийти к следующим выводам:

      Безработица представляет собой сложное социально-экономическое  явление, при котором часть экономически активного населения не занята в  общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности при помощи рынка труда.

      Безработица пагубно сказывается на всей экономической  жизни общества. Она, прежде всего, ведет  к Экономическим потерям, снижает  уровень реального фактического выпуска национального продукта.

      Помимо  экономических потерь безработица  приводит и к внеэкономическим издержкам, т.е. к определенным негативным социальным последствиям. Всегда человек, оказавшийся  без работы не по своей воле, впадает  в угнетенное, беспокойное состояние, со временем, если работу не удается найти, оно перерастает в депрессию, с которой трудно бороться. Как правило, находясь без работы, работник утрачивает свою квалификацию, может возникнуть социальная апатия, деморализация. Данные явления, если они массово распространены в обществе, неизбежно приводят к социальным конфликтам и усложнению общей обстановке в стране.

      Безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных  видов безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения высокого уровня экономического развития.

      Несмотря  на разные причины возникновения, безработица  является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства. Безработица влечет за собой ряд положительных и негативных последствий, выступая и как фактор повышения эффективности труда, и, как фактор снижения уровня жизни населения. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.

      Официальное признание безработицы в России произошло в 1991 г., с этого времени началась регистрация безработного населения. Динамика безработицы в России, начиная с 1991 года по настоящий момент, показывает постепенное снижение ее уровня в последние несколько лет, что достигается благодаря государственной политике в области социального регулирования, в сфере занятости, макроэкономической политике.

      В целях снижения безработицы государство  располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д.

      Предлагаемыми способами снижения уровня безработицы  в России выступают: повышение доверия  к службам занятости, более равномерное  географическое распределение трудовых ресурсов, реализация программ поддержки молодых квалифицированных специалистов, развитие самозанятости населения, государственное содействие открытию новых предприятий и предоставление рабочих мест, информационная помощь безработным, содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда, содействие переподготовке безработного населения (частично или полностью за государственный счет).

        Одним из способов снижения  уровня безработицы является  взаимодействие безработного населения  с Государственной служба занятости, которая представляет структуру специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.

      Применение  части приведенных способов минимизации  безработицы и рост доверия безработных  к государственным службам занятости  позволяют снизить уровень безработицы.

      Таким образом, предложенные способы снижения уровня безработицы могут способствовать усилению существующих благоприятных тенденций приближения к полной занятости населения.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 

Законодательные и нормативные  акты:

  1. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» N 1032-1 от 19 апреля 1991 года
  2. Постановление Правительства РФ N 12 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2006 год» от 17 января 2006 г.
  3. Постановление Правительства РФ N 324 «Об утверждении положения о федеральной службе по труду и занятости» от 30 июня 2004 г.
  4. Постановление Правительства РФ N 831 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2007 год» от 29 декабря 2006 г.
 

Книги и статьи:

  1. Авраамова Е.М., Верпаховская Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания "Социологические исследования", 2006, №4.
  2. Арещенко В.Д. идр. Рынок труда:проблемы безработицы и социальные гарантии: Учеб. – метод. Пос./В.Д.Арещенко, С.С.Дрозд,
  3. Ананьев А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике, Вопросы экономики, № 5 - 2005
  4. Булатов А.С.. Экономика. 4-е издание. М.:Экономист. 2006
  5. Бункина М.К., Семенов В.А.. Макроэкономика. 3-е издание, М.: Дело и Сервис, 2000
  6. В России снизился уровень безработицы "Интерфакс" 21 августа 2007
  7. Вашко Т. А., Федорова О. М. О мотивах поведения безработных и профориентационной деятельности. Проблемы современной экономики, № 1(17), 2007
  8. Владимиров Д. Хорошие рабочие в дефиците - БЕЛЫЙ ДОМ. «Российская газета» (Московский выпуск), 16 февраля 2007
  9. Давыдов Д.. Безработных станет меньше «Российские вести», 21 февраля 2007
  10. Доброхотов Р. В России разразился жестокий кризис на рынке квалифицированных специалистов. «Новые Известия», 16 мая 2007
  11. Добрынин А.И.. Экономическая теория. Учебник для вузов. 3-е издание.
  12. Домчева Е. Чем грозит безработице новая концепция рынка труда. "Российская газета" - Центральный выпуск №4073 от 23 мая 2006  
  13. Жеребин В. Как экономический рост повлияет на благосостояние россиян. 2007
  14. Зенькова Л. П. Макроэкономика. Учебное пособие. Минск, Новое знание, 2002.
  15. Капелюшников Р.И. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика "Вопросы экономики", 2006, №10
  16. Коровкин А. Дихотомия "дефицит-безработица" на российском рынке труда 2006
  17. Львов Д.С., Поршнев А.Г. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. Москва, Экономика, 2002.
  18. Малеева О. Тает поток на заводской гудок "Экономика и жизнь", 10 декабря 2007
  19. Cальникова В. Спрятанная безработица. "Трибуна", 03.08.2007
  20. Соколова М., Ткач А. В России разразился жестокий кризис на рынке квалифицированных специалистов «Парламентская газета», 17 мая 2007 года
  21. Щедрунова Е. Безработица в России, 2007
  22. Федеральная служба государственной статистики 2007-2008
 
 

Интернет-сайты:

  1. www.demoscope.ru
  2. www.gazeta.ru
  3. www.gks.ru
  4. www.ippnou.ru
  5. www.m-economy.ru
  6. www.rg.ru
 
 
 

Приложение 1.

 

Характеристика  основных теорий рынка труда

 
 
Теория  рынка труда Сторонники  теории Основные положения  теории
Классическая Д. Рикардо, Дж.С. Милль, А. Маршалл • Общее перепроизводство невозможно, поскольку предложение  порождает свой собственный спрос;

•  Не может  быть недостаточного уровня расходов для закупки продукции, произведенной  при полной занятости;

• Если уровень  общих расходов и окажется недостаточным, то довольно быстро включатся такие рычаги регулирования, как цена и заработная плата, в результате чего снижение общих расходов не повлечет за собой сокращения реального объема производства, занятости и реальных доходов;

•  Конкуренция  на рынке труда исключает вынужденную  безработицу.  Любой  желающий  работать по определяемой рынком ставке заработной платы может легко найти работу;

• Такие рычаги рыночного регулирования, как колебания  ставки процента и эластичность соотношения цен и заработной платы, способны поддерживать полную занятость в экономике, они превращают полную занятость в неизбежность;

•  Помощь государства  в функционировании экономики является излишней и вредной.

 
Марксистская
 
К. Маркс
• Рынок труда отличает от других рынков разница товара «рабочая сила» и физического капитала;

• Если рабочая сила в процессе труда создает стоимость, то все прочие виды ресурсов лишь переносятся на новую стоимость самим трудом;

• Рынок рабочей силы, хотя и подчиняется общим рыночным закономерностям, имеет существенные особенности, поскольку сама рабочая сила как субъективный фактор производства, будучи товаром, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения.

Неоклассическая Дж. Перри, М. Фелдстайн, Р. Холл • С помощью  цены труда, или заработной платы, регулируются спрос на рабочую силу и ее предложение поддерживается их равновесие;

• Цена на рабочую  силу гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения;

• Безработица  невозможна, если на рынке труда  существует равновесие;

• Безработица  носит добровольный характер;

• Причиной безработицы  является отказ рабочих трудиться  за меньшую заработную плату;

• Поиск рабочего места — это явление, вызывающее нестабильность рынка труда;

• Влияние профсоюзов, установление государством минимальных  ставок заработной платы, отсутствие информации о вакансиях и свободной рабочей  силе свидетельствуют о "несовершенстве" рынка труда.

Кейнсианская Дж. Кейнс, Р. Гордон •   В экономике  не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость;

•   Полная занятость скорее случайна, чем закономерна;

•   Воздействовать на рынок труда при помощи колебания ставок процента и эластичности соотношения цен и заработной платы невозможно;

•   Цена рабочей  силы жестко фиксирована и практически не меняется, особенно в сторону уменьшения;

•   Цена рабочей  силы не является регулятором рынка  труда;

•   Роль регулятора рынка труда должно выполнять  государство, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может ликвидировать неравновесие на рынке труда;

•  Спрос на рабочую силу регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом или объемом производства;

•   Безработица  носит вынужденный характер, хотя в некоторой части может быть и добровольной.

Монетаристская М. Фридмен, Ф. Кеген, Д. Майзельман, К. Бруннер, А. Мольцер • Рыночное хозяйство  в силу внутренних тенденций стремится  к стабильности, самоналаживанию;

• Если имеются  диспропорции, нарушения рыночного хозяйства, то они возникают прежде всего в результате внешнего вмешательства;

• Государственное  вмешательство ведет к нарушению нормального хода хозяйственного развития;

• Число государственных  регуляторов необходимо сократить  до  минимума, исключая налоговое и бюджетное регулирование;

• Установление государством минимального уровня заработной платы, сильные  позиции профсоюзов, отсутствие информации о наличии вакансий и резервной рабочей силы усиливают рыночное неравновесие и являются негативными факторами рынка труда;

• Для уравновешивания  рынка труда целесообразно использовать такие рычаги, как учетная ставка центрального банка, размеры обязательных резервов коммерческих банков на счетах центрального банка.

Информация о работе Безработица в рыночной экономике