Безработица: причины, виды, уровень, экономические и социальные издержки

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Цель исследования − безработица: причины, виды, уровень, экономические и социальные издержки. Реализация этой цели потребовала решения следующих задач: раскрыть сущность и причины безработицы; дать классификацию видов безработицы; изучить уровни безработицы; дать характеристику экономических и социальных издержек безработицы.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является безработица. Предметом исследования является причины, виды, уровень, экономические и социальные издержки безработицы.
Методологическая база. Методологической и теоретической базой исследования послужили Федеральный закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам исследования занятости и безработицы.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования состоит в характеристике особенностей безработицы и анализе факторов, влияющих на безработицу
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Оглавление

Введение 3
1 Общая характеристика безработицы 5
1.1 Безработица и ее сущность 5
1.2 Виды и уровень безработицы 10
2 Социальная политика государства 13
2.1 Социальные и экономические последствия безработицы 13
2.2 Переход рабочей силы на новые места 15
2.3 Социальная помощь безработным 18
Заключение 21
Глоссарий 23
Список использованных источников 24
Приложения 25

Файлы: 1 файл

курсовая Безработица .doc

— 484.00 Кб (Скачать)

      На  начальном этапе реформ многие были убеждены в неизбежности второго  пути как основного.

     Сценарий  вытеснения основывался на следующем. Либерализация экономики, приватизация государственных предприятий, значительный неудовлетворенный спрос на товары и услуги дадут толчок к появлению “нового”, более эффективного сектора в экономике. Сокращение рабочих мест в государственном секторе будет компенсировано ростом их числа в альтернативной экономике. “Старые” предприятия будут активно использовать увольнения в период реорганизации. Интенсивность увольнений ожидалась существенной, возможно, выше показателей, характерных для западных экономик. Т.к. временный лаг между ликвидацией и созданием мест неизбежен,  свободная рабочая сила, необходимая для заполнения вакансий, будет концентрироваться в рядах безработных. Безработица должна быстро повыситься дои высокого уровня, а затем снизиться. В дальнейшем объем безработицы будет определяться требованиями механизма перехода со старых рабочих мест на новые. Затухающая волна реструктуризации экономики сократит масштабы вытеснения и, соответственно, безработицы. Поскольку высокая безработица будет краткосрочной, основным средством поддержки потерявших работу станет система пособий по безработице.

      На  практике события отклонились от намеченной траектории. Выбытие рабочих  мест преобладало над вводом новых. В результате компенсирующее создание новых рабочих мест оказалось недостаточным.  Преобладающей тенденцией оставалось общее снижение занятости, особенно на традиционных предприятиях. Но это не было связано с реальным массовым высвобождением. Если предприятие сталкивалось с резким сокращением заработной платы, принудительному увольнению подлежала лишь не большая часть работников.  Остальные начинали поиск новой работы и находили ее через перемещение, а не через безработицу.

      Большинство рабочих мест в “новом” секторе  экономики заполнялись не безработными, а преимущественно имевшими работу. Они занимали новые места, перемещаясь со старых, а, не будучи вытесненными – в вынуждено не занятые. Подавляющая часть безработных занимала места в основном в “традиционном” секторе экономики, а не в “новом”.

      Отклонение  потоков движения рабочей силы от ожидаемого сценария проявилось в том, что открытая безработица в целом по России в течение первых лет реформы оставалась на уровне, существенно ниже ожидавшегося. Ее объемы уступала масштабам “частичной безработицы”. Этот “навес” рассматривался как более значимый источник социально напряжения, нежели открытая безработица. Соответственно, от политики занятости ожидались не столько действия, направленные на возвращение к работе потерявших ее, сколько программы поддержки работников, вынужденно оставивших неполное рабочее время, а также меры по прямому созданию рабочих мест за счет средств Фонда занятости.

      Насколько такая ориентация Фонда занятости  могла способствовать устранению безработицы  через создание и сохранение рабочих  мест? В 1996 году доля средств Фонда занятости, направленных на поддержку рабочих мест, составила 0,14 % общих инвестиционных ресурсов в экономику. Понятно, что такие объемы едва ли могли сказаться на макроэкономических показателях.

Расходы на программы, финансируемые  из средств фонда занятости (в долл. США)
  1994 г. 1995 г. 1996 г.
Млн. долл. В % Млн. долл. В % Млн. долл. В%
Профессиональное  обучение 41323 10 93494 11 110366 11
Поддержка рабочих мест и общественные работы 167203 41 270427 30 169398 17
Поддержка расходов безработных 200430 49 523423 59 730473 72
Расходы на программу, всего 408957 100 887344 100 1010237 100
 

      Сокращение  инвестиционных вложений службы занятости  при одновременном возникновении  задолженности по выплатам пособий  по безработице несколько изменили подход к целевой ориентации политики занятости. На первое место выходит проблема выплаты пособий. Другие программы признаются “нецелевыми”.

      В целом же, нереализованная угроза перехода “потенциала безработицы” в ее открытую форму, а также относительно низкие показатели ее официального уровня сформировали отношение к этой проблеме как не входящей в число наиболее общество значимых.

      Тем не менее, вне зависимости от оцениваемой  степени приоритетности задач и  ее масштабов, наличие безработицы  определяет необходимость в эффективных средствах противодействия.

     2.3 Социальная помощь безработным

  Наиболее  распространенной во многих странах является социальная помощь безработным. Она осуществляет тремя путями.

      Во-первых, выплачиваются пособия по безработице. Это наиболее крупное материальное вспомоществование, составляющее в США в среднем 50% заработка, в ФРГ – 63-68 %, во Франции – 40 %, в Японии – 80-60 %. Его получают лица, зарегистрированные на бирже труда, имеющие стаж работы и, кроме того, вносившие определенное время взносы в фонд по безработице. Этот  фонд формируется по-разному. В ФРГ в его создании участвуют на равных трудящиеся и предприниматели. Во Франции и Японии доля взносов предпринимателей выше – соответственно 70 и60 %, а в США, Италии и некоторых других стран этот фонд создается полностью за счет средств работодателя. Сроки выплаты пособия по безработице повсюду ограничены, так же как зачастую и выделение помощи по безработице, как сроки пособия истекли.

      Помощь  по безработице – это второй этап финансовой помощи не имеющим работы. В одних странах она составляет твердую ставку, в других странах, как и пособие по безработице, - долю заработка. В других странах, в частности в США и Японии, помощи по безработице в отличие от пособия по безработице не существует.

      Общие сроки выплаты и того и другого  вспомоществования в разных странах  различны. В США максимальный срок выплаты не превышает 7.5 месяца, в  Японии составляет почти 11 месяцев, в  ФРГ и Франции срок выдачи пособия 26 и 65 месяцев, а помощь бессрочна.

      И, наконец, если тот или иной трудящийся не работает и не может по какой-либо причине получать пособие или  помощь по безработице или уже  кончил их получать, а работы по независящим  от него обстоятельствам, найти так  и не удается, государство выделяет ему и его семь некоторые денежные средства и оплачивает пользование некоторыми коммунальными услугами. Эта помощь меньше, чем пособие или помощь по безработице, но зато она выделяется без ограничения срока.

      Наиболее  скрупулезно условия выплаты  пособий по безработице разработаны в ФРГ, где, кстати, они довольно жесткие.

        К примеру, чтобы в случае  увольнения независимо от возраста  получить право на пособие  в течение 4 месяцев, трудящийся  должен иметь как минимум предшествующий  трехлетний трудовой стаж и  при этом в течение одного года делать отчисления в личный фонд по безработице.

      Пособия по безработице на 14 и 16 месяцев могут  получить только трудящиеся старше 44 лет  и при условии 7 – летнего трудового  стажа.

      Трудоустройство лишившихся постоянного места работы и служащих в возрасте 49 лет и старше, и тем более, 54 лет и старше в современных условиях представляет особые сложности.

      Для того чтобы при увольнении иметь  возможность 3 месяца получать пособие  по безработице, во Франции достаточно проработать на предприятии или в учреждении один год. Кроме того, выплачивать свою долю в страховой фонд достаточно 3 месяца.

      Особо льготным следует считать положение, когда прудящийся проработав 3 года и выплатив свою долю в страховой  фонд по безработице в течение 2 лет, при увольнении в возрасте 55 лет и старше – до 5 лет.

      Распространённость  в Японии пожизненного найма и  связанная с этим сравнительно невысокая  безработица (2,6% в 1985 году против 7,9% в  ФРГ, 10,2% во Франции и 7,2% в США) определяет две характерные особенности, свойственные этой стране в данном отношении, - отсутствие как непременного условия предварительного стажа работы и небольших относительно других стран сроков выплаты пособия: минимум – 3 и максимум – 10 месяцев.

      В Швеции безработные получают одно из наиболее высоких в мире ежемесячных пособий. По данным 1985 года, оно составляло 993 марки ФРГ. Это больше чем в США (969), Швейцарии (946), Франции (925) и других странах. Длительность его получения в Швеции также весьма продолжительна. Она колеблется от 60 до 90 недель, в то время как в США максимальный срок получения пособия – 26-30 недель, в Швейцарии – 50, в Японии – 43.  Только в ФРГ и Франции максимальны сроки получения пособия больше и составляет 104 и 260 недель соответственно. В Швеции размер пособия не увязан с уровнем получаемой ранее зарплаты. К особенностям Швеции относится также и то, что безработный до 55 лет получает пособие не больше 60 недель, а старше – не более 90 недель.

      Отличительной особенностью Швеции представляется и  то, что фонд пособий по безработице формируется только на 5% за счёт средств трудящихся. Остальные 95% состоят на 2/3 из поступлений предпринимателей и на 1/3 – из государственного бюджета.

     Заключение

     Под безработицей понимают наличие в  стране людей трудоспособного возраста, желающих трудиться при сложившемся уровне оплаты,  но не способных найти работу. Безработица существует в любой экономической  системе, хотя формы ее могут быть различными. Уровень безработицы оценивается с помощью расчета доли безработных в общей численности рабочей силы страны.

     Обычно  различают следующие виды безработицы: фрикционную, структурную, циклическую  и сезонную. Наиболее тяжелые проблемы связаны с циклической безработицей. Соотношение различных типов безработицы в общей численности, ищущих работу, зависит от общеэкономической ситуации в стране и развитости механизмов поиска новых мест занятости.

     Несмотря  на негативные экономические и социальные аспекты безработицы, ликвидировать  ее полностью невозможно и нецелесообразно. Определенный уровень безработицы даже полезен для страны. Он обеспечивает возможность более быстрых перемен в структуре производства при изменении ситуации на товарных рынках. Такой приемлемый  уровень незанятости принято называть естественной нормой безработицы.  Он обычно соответствует многолетнему уровню фрикционной  и структурной безработицы в период устойчивого экономического  роста страны.

     Социально-экономические  последствия безработицы рассматриваются  наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем. Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне. Неэкономические последствия безработицы - это психологические и социальные и политические  последствия потери работы. Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода, а также в потере квалификации и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем. Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП

     Для сокращения безработицы могут использоваться методы, направленные на стимулирование спроса на товары. Тем самым создаются условия для роста занятости на предприятиях, производящих хорошо покупаемые товары. Кроме того, могут использоваться программы прямой помощи безработным - всем или определенным группам (прежде всего, пожилым, молодежи, женщинам и инвалидам). Обычно эти программы предполагают помощь в овладении профессиями, пользующимися спросом, создании мелких семейных фирм, организации предприятий, дающих работу преимущественно молодежи или инвалидам, и т. д.

     Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет  брать на работу из-за падающей производительности и ухудшения здоровья) и самым  молодым (их еще никто не хочет  брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Информация о работе Безработица: причины, виды, уровень, экономические и социальные издержки