Безработица: причины существования и методы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Одной из социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.
Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах главной производительной силы общества - рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………
1. Безработица (структура, виды). Причины возникновения.....................
1.1Понятие безработица……………………………………………………….
1.2Виды безработицы………………………………………………………….
1.3Причины возникновения безработицы……………………………………..
2.Последствия безработицы и методы регулирования занятости ..............
2.1 Последствия безработицы………………………………………………..
2.2 Методы регулирования ……………………………………………………
3.Безработные в послекризисный период
3.1Динамика и анализ безработных В России……....
3.2Создание более гибкой модели рынка труда……………………………….
Заключение.........................................................................................................
Список используемой литературы…………………………………………….
Приложение А.
Приложение Б.

Файлы: 1 файл

курсовик микроэкономика.docx

— 74.66 Кб (Скачать)

Экономические последствия безработицы целесообразно выделить на национальном уровне и на уровне человека. На национальном уровне безработицы снижается объем ВВП. Эта взаимосвязь выражена в Законе Оукена: если "фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1 %, то отставание объема ВВП составляет 2,5%" . Безработица, уменьшая объемы ВВП, приводит к снижению налогов, которые поступают государству. Это обусловлено,с одной стороны, снижением налогооблагаемой базы, образуемой юридическими лицами, а с другой – уменьшается поступление налогов от физических лиц.

Для отдельного человека безработица означает потерю постоянно получаемого дохода, а также потерю квалификации и поэтому уменьшаются шансы найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем

Последствием безработицы надо считать и усиление конкуренции между работниками на рынке труда за наиболее престижные рабочие места. Высокий уровень конкуренции ведет к тому, что отдельные и достаточно большие группы населения вынуждены занимать непристижные, неинтересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность для них носит вынужденный характер, а такой труд, как известно, не может быть высокоэффективным и не обеспечивает необходимого качества работ. Более того, в таких условиях невозможно сформировать стабильные производственные коллективы.

Еще одно негативное последствие безработицы – углубляющееся расслоение населения страны. Бремя безработицы в различной степени затрагивает разные социальные группы. Кроме того, необходимо помнить о том, что безработица – это не просто экономическое, но социально-экономическое явление.

Среди эмоциональных последствий безработицы называют низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения. Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное стрессами. У работников, которые до объявления об увольнении имели нормальное артериальное давление, сразу же после известия об увольнении она повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности.

 

 

2.3 Способы  регулирования

Абсолютно ясно одно:c безработицей можно и нужно бороться. Методы борьбы определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.

Понятно, что возникновение безработицы связано с различными причинами, и сократить ее можно лишь за счет создания условий, способных ослабить влияние той или иной из этих причин.

Борьба с безработицей — комплекс мер по уменьшению уровня безработицы. Методы борьбы с безработицей определяются властями конкретной страны. Для эффективной реализации этих методов требуется выявить факторы, детерминирующие соотношение спроса и предложения рабочей силы. Очевидно, что только факторно-ориентированная политика воздействия на рынок труда может принести результаты.

Государство осуществляет регулирование занятости и рынка труда экономическими и законодательными методами: 
   • экономическими — когда государство способствует сохранению, развитию, созданию рабочих мест с помощью финансовокредитной, инвестиционной и налоговой политики; 
   • законодательными — путем разработки и принятия различных законов о труде и занятости, о гарантиях соблюдения прав граждан и ответственности лиц, нарушающих трудовое законодательство. Основную часть работы по регулированию рынка труда ведут специалисты государственных органов по труду и занятости. 
   Существуют следующие организационные методы государственного регулирования рынка труда: 
   • социальная поддержка на период трудоустройства (пособия по безработице; материальная помощь семьям безработных; общественные оплачиваемые работы; стипендии на период обучения); 
   • профессиональное обучение, переобучение, переквалификация органами по труду и занятости (система высшего, среднего и начального профессионального образования; система повышения квалификации и переподготовки кадров на производстве); 
   • перераспределение работников и трудоустройство населения (межрегиональное перераспределение рабочей силы; работа на различных предприятиях).

Необходимо максимально полно реализовать возможности государственной политики занятости.

Активизация занятости возможна путем стимулирования предпринимательства и самозанятости, массовой профессиональной подготовки и переподготовки кадров, организации общественных работ, а также помощи в трудоустройстве, в особенности людям, испытывающим при этом особые сложности.

Развитие предпринимательства – одно из наиболее перспективных направлений борьбы с безработицей. Малое предпринимательство позволяет создавать новые рабочие места, способствует демонополизации российской экономики, нацелено на формирование нового слоя цивилизованных предпринимателей.

Необходимо позаботиться о государственной поддержке малого бизнеса, улучшении его правового регулирования и защищенности, налоговом стимулировании.

Усиление роли малых предприятий в экономике страны обеспечивается увеличением объемов производства продукции (работ, услуг). Повышение роли малых предприятий в экономике страны определяется также ростом инвестиций в основной капитал малых предприятий. Важным факторов стимулирования предпринимательской деятельности среди безработных является не только обучение их основам ведения бизнеса в различных отраслях, но и помощь в открытии собственного дела: выделение льготных кредитов и субсидий, в частности, как альтернативы выплате пособий по безработице; предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды; помощь с техническим оснащением на основе лизинга и в составлении бизнес-планов.

Для получения этих денег необходимо безработному зарегистрироваться на бирже труда, далее написать заявку на участие в программе, предоставить бизнес план ,а если его утвердят, то регистрируется фирма и закупает оборудование и материалы ,четко указанные в бизнес плане, после предоставляется отчет по закупленным товарам и если этот отчет утверждают то после всего этого тебе возмещают потраченные деньги на открытие фирмы, но не более 60 т.р.

 

Глава 3. Занятость и безработица в РФ, анализ ситуации по федеральным округам

3.1 Анализ занятости в Российской Федерации

Центральный федеральный округ – ведущий округ страны. Здесь проживает четверть её населения и производится треть валового внутреннего продукта. Перспективы развития Центрального округа имеют непосредственное отношение к социально-экономическому развитию всего Российского государства. Динамичный и устойчивый рост экономики округа в существенной степени зависит от разумного использования потенциала, привлечения новых ресурсов, развития новых производств. 

В составе округа – индустриально развитые регионы Центрального экономического района с исторически сложившейся специализацией на отраслях машиностроения, химической, легкой промышленности (Московская, Тульская, Ярославская, Ивановская, Владимирская области), активно развивающиеся аграрно-промышленные регионы Центрально-Черноземного экономического района с сельским хозяйством межрайонного значения и пищевой промышленностью (Воронежская, Курская области), с горнодобывающей промышленностью и черной металлургией (Липецкая, Белгородская и Курская области).

В ЦФО добывается железная руда, сырье для цемента, фосфориты, бокситы. Развито производство чугуна, стали, машиностроительной продукции. Значительна роль агропромышленного комплекса, производящего четверть от общего объема сельхозпродукции в России. 
ЦФО – макрорегион, где наиболее развита обрабатывающая промышленность, что обусловлено выгодным экономико-географическим положением, высоким уровнем потребления и наличием квалифицированных трудовых ресурсов. 

Округ обладает самым мощным в России научно-техническим потенциалом и наибольшим числом квалифицированных кадров. Здесь сосредоточено более половины всех предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса России; большинство финансово-кредитных организаций; треть научно-исследовательских организаций, в которых занято почти половина всех научных работников; третья часть всех высших учебных заведений страны (и, соответственно, студентов); более половины наукоградов. Структура ВВП Московской агломерации (60% – сфера услуг) соответствует постиндустриальной стадии развития. 

   Центральный федеральный округ занимает 3,8% территории России, на его долю приходится 26,9% населения страны.

Оборот организаций федерального округа по всем видам деятельности составил в 2011г. 39,9 трлн.рублей, или 121,4% к уровню соответствующего периода предыдущего года.

Индекс промышленного производства по видам экономической деятельности Добыча полезных ископаемых, Обрабатывающие производства, Производство и распределение электроэнергии, газа и воды по сравнению с 2010г. составил 105,9%.

Индекс цен производителей промышленных товаров составил 107,8%.

Индекс производства продукции сельского хозяйства  составил 134,0%.

Доля Центрального федерального округа в общем объеме производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей России (сельскохозяйственные организации, крестьянские /фермерские/ хозяйства, индивидуальные предприниматели, население) составила 23,7%.

Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции составил 92,3%.

Объем работ, выполненных по виду деятельности Строительство, в 2011г. составил 1236,4 млрд.рублей, или 99,4% к уровню соответствующего периода 2010 года. Доля округа в общероссийском объеме работ, выполненных собственными силами по строительству, составила 24,4%.

В 2011г. предприятиями и организациями всех форм собственности введено 18,0 млн.кв.метров общей площади жилых домов, что составило 103,1% к уровню 2010 года.

Индекс цен производителей в строительстве (строительно-монтажные работы) составил 110,2%.

Оборот розничной торговли в 2011г. увеличился в товарной массе по сравнению с соответствующим периодом 2010г. на 8,0% и составил 6548,7 млрд.рублей. В расчете на душу населения было реализовано товаров на 170,1 тыс.рублей (в среднем по России - на 133,4 тыс.рублей).

В 2011г. населению было оказано платных услуг на 1840,5 млрд.рублей, индекс физического объема по сравнению с соответствующим периодом 2010г. составил 101,7%.

Индекс потребительских цен составил 106,0%, в том числе на продовольственные товары - 103,2%, непродовольственные товары - 106,7%, услуги - 109,0%.

Оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли в 2011г. составил 18,0 трлн.рублей и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2010г. на 6,8% в сопоставимых ценах.

На развитие экономики и социальной сферы Центрального федерального округа в 2011г. использовано 2360,4 млрд.рублей инвестиций в основной капитал, или 102,4% к уровню соответствующего периода предыдущего года.

Объем инвестиций в округ составляет 21,9% всех инвестиций России. Удельный вес инвестиций за счет собственных средств составляет 41,4%, привлеченных средств - 58,6%, в том числе 10,5% - за счет средств федерального бюджета.

Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики округа в 2011г., составил 94,2 млрд.долларов США. В структуре иностранных инвестиций, поступивших в Центральный федеральный округ за истекший период, 4,7% составляют прямые инвестиции.

Консолидированный бюджет субъектов Центрального федерального округа в 2011г. исполнен с профицитом 85,5 млрд.рублей. Расходы составили 2490,0 млрд.рублей, доходы - 2575,5 млрд.рублей.

По оперативным данным ФНС России, по Центральному федеральному округу поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в 2011г. по сравнению с соответствующим периодом 2010г. увеличилось на 20,7% и составило 3067,1 млрд. рублей. Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012г. в целом по округу составила 303,1 млрд. рублей и по сравнению с 1 января 2011г. уменьшилась на 6,7%.

В целом по округу число умерших превысило число родившихся в 1,3 раза; коэффициент естественной убыли населения составил -3,2‰. Миграционный прирост населения составил 214,7 тыс.человек, полностью компенсировав естественную убыль и превысив ее на 74,1%.

Численность экономически активного населения по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости в 2011г. составила 20,3 млн.человек, или 54,6% общей численности населения округа. Не имели занятия, но активно его искали 845,9 тыс.человек, или 4,2% общей численности экономически активного населения (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных на конец декабря 2011г. было зарегистрировано 215,5 тыс.человек, или 1,1% экономически активного населения.

Уровень благосостояния населения определяется, прежде всего, денежными доходами населения, которые в расчете на душу населения  в целом по Центральному федеральному округу составили 26573,8 рубля в месяц (в целом по России - 20702,7 рубля в месяц).

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в 2011г. составила 28779 рублей и возросла по сравнению с 2010г. на 13,4%, реальная заработная плата - на 4,6%.

 

 

Северо-Кавказский федеральный округ занимает 1,0% территории России, на его долю приходится 6,6% населения страны.

Оборот организаций федерального округа по всем видам деятельности составил в 2011г. 1,4 трлн.рублей, или 117,3% к уровню соответствующего периода предыдущего года.

Индекс промышленного производства по видам экономической деятельности Добыча полезных ископаемых, Обрабатывающие производства, Производство и распределение электроэнергии, газа и воды по сравнению с 2010г. составил 104,4%.

Информация о работе Безработица: причины существования и методы регулирования