Безработица: понятие, причины, виды, формы, последствия. Закон Оукена

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 00:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, изучение ее видов и особенностей.
Задачей курсовой работы является изучение теоретических основ безработицы:
выявить основные показатели безработицы, причины ее возникновения;
проанализировать развитие безработицы в Республике Беларусь;
найти пути снижения безработицы в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.doc

— 310.00 Кб (Скачать)
 

      В январе-сентябре 2009г. на учет поставлено 261,6 тыс. человек, трудоустроено – 149,2 тыс. человек, средний размер пособия по безработице за сентябрь 2009г. составил 44,4 тыс. рублей.[16]

      Численность безработных, зарегистрированных в  органах по труду, занятости и  социальной защите, на конец апреля 2010 г. составила 43,1 тыс. человек, что  на 2 процента меньше, чем в апреле 2009 г. и на 1,5 процента меньше, чем в марте текущего года. Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,9 процента от экономически активного населения (на конец апреля 2009 г. – 1 процент), при прогнозе на 2010 год в интервале 1,2 – 1,5 процента. [17]

Год 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Уровень безработицы, % 1,9 1,5 1,2 1,0 0,8 0,9

    Таблица 1. Статистические данные уровня безработицы в РБ 

        В целом различными мероприятиями  содействия занятости в 2009 г.  охвачено 330 тыс. человек.

      Данные  об уровне безработицы по республике представлены в Приложении В.

      В Республике Беларусь уже давно назрела  необходимость разработки программы  мер по созданию и сохранению рабочих мест, главная цель, которой  изменение уровня и структуры занятости населения республики на основе создания экономически эффективных рабочих мест и сохранения кадрового потенциала  в перспективных отраслях экономики.

      На  мой взгляд, в качестве инструмента  государственного воздействия на структуру  занятости представляется правомерным  предложить методику проведения изменений в структуре занятости, которая должна включать:

      - обеспечение правовых, экономических  и организационных условий для  создания и сохранения рабочих,  развитие кадрового потенциала  в  различных отраслях экономики;

      - регулирование рынка труда и повышение конкурентоспособности рабочей силы;

      - развитие  профессиональной и  территориальной мобильности рабочей  силы;

      - повышения качества создаваемых  рабочих мест;

      - предотвращение роста и сокращение  вынужденной неполной занятости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 3. Пути снижения безработицы  в Республике Беларусь 

      Программой  социально-экономического развития Республики Беларусь было предусмотрено повышение уровня занятости населения на 10-11% к уровню 2005 года.

      Для вовлечения в экономическую деятельность различных категорий незанятого населения будет использоваться дифференцированный подход. Например, рабочим планом предусмотрено в ближайшее время организовать выявление и учет выпускников школ, не поступивших в учреждения образования и не трудоустроившихся после окончания школы. Это позволит направлять такую молодежь на профессиональное обучение, что повысит их шансы обрести рабочее место.

      Будут внесены изменения и дополнения в некоторые нормативные правовые акты. Так, запланированы меры по дальнейшему стимулированию граждан к переезду на новое место жительства и работы в регионы, испытывающие дефицит рабочей силы. В целях содействия предпринимательской деятельности расширится перечень видов самостоятельной занятости, при организации которых безработным может быть оказана финансовая поддержка (это коснется фермерских хозяйств, агроэкотуризма, ремесленной деятельности).

      Одним из важнейших аспектов, обеспечивающих занятость населения, является создание рабочих мест. В госпрограмме занятости  населения республиканским органам госуправления и иным государственным организациям, подчиненным правительству, облисполкомам и Мингорисполкому будут доведены задания по созданию рабочих мест. Предусмотрена разработка региональных программ по созданию и размещению новых предприятий, филиалов и цехов действующих производств в малых и средних городах.

      Следует отметить, что люди, работающие без  оформления трудовых отношений, занятые  нелегальной трудовой деятельностью, не участвуют в формировании бюджета  страны, но в то же время они пользуются социальными благами. Рабочим планом предусмотрено ужесточение мер в отношении нанимателей, принимающих граждан на работу без должного оформления и обеспечения государственного социального страхования. Будут проводиться соответствующие целевые проверки нанимателей по соблюдению законодательства о труде и занятости. Среди мероприятий рабочего плана - и организация информационно-просветительской работы среди населения, особенно в молодежной среде, о преимуществах легальной трудовой деятельности. [13, с. 11]

      Планируется подготовить предложения о предоставлении гражданам права самостоятельно уплачивать страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и соцзащиты. Это позволит им впоследствии получать выплаты по государственному социальному страхованию.

      Что касается тех, кто длительное время  уклоняется от общественно полезного  труда, то предусматривается организовать их выявление и учет в целях  оказания им содействия в трудоустройстве.

      Довольно  острой проблемой является трудоустройство длительно неработающих граждан, отметили в министерстве. Этой категории граждан необходимо обеспечить первоочередное направление на профессиональное обучение и переобучение под конкретные заказы нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для длительно неработающих граждан планируется активно организовывать трудовую реабилитацию на субсидированных рабочих местах.

      Важной  задачей является не только увеличение количества трудовых ресурсов, но и  повышение их качества. В этих целях необходимо оптимизировать объемы и структуру подготовки кадров для отраслей экономики с учетом перспектив и направлений их развития. Безработные выпускники школ будут в первоочередном порядке направляться на профобучение по интегрированным специальностям, наиболее востребованным на рынке труда, и под конкретные заявки нанимателей. А в целях повышения мотивации школьников к трудовой деятельности по рабочим специальностям будет усовершенствована система профориентации. Увеличатся объемы временной трудовой занятости студенческой молодежи, чтобы молодые люди получали дополнительный опыт и навыки практической работы.

      Предусмотрена подготовка нормативного правового  акта, регламентирующего вопросы  организации непрерывного профессионального  обучения по профессиям рабочих в учреждениях образования и в организациях. За ПТУ планируется закрепить базовые организации. Продолжится опережающее профобучение работников, подлежащих высвобождению в результате реформирования, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации производства.

      Рабочим планом предусмотрен пересмотр порядка  организации и условий проведения оплачиваемых общественных работ. Право  самостоятельно утверждать перечень таких  работ, определять продолжительность  участия в них безработных (исходя из реальной ситуации на рынке труда) будет предоставлено местным исполнительным и распорядительным органам. Запланировано существенное увеличение объемов оплачиваемых общественных работ в лесном, сельском и жилищно-коммунальном хозяйствах по оказанию социальных услуг населению малых городов и сельской местности. [18]

      Я считаю, что для снижения безработицы  в РБ вышеперечисленные меры можно  представить следующим образом: организация работы отраслевых органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, нанимателей по созданию новых рабочих мест, в том числе с использованием средств государственного фонда содействия занятости; развитие и повышение качества и мобильности трудовых ресурсов через организацию профессионального обучения безработных и развитие системы профессиональной ориентации молодежи, безработных и незанятого населения; содействие развитию предпринимательской инициативы безработных; развитие системы оплачиваемых общественных работ; содействие территориальному перемещению рабочей силы; содействие организации временной трудовой занятости учащейся и студенческой молодежи в свободное от учебы время и в период летних каникул, а также информационное обеспечение населения о возможностях занятости и трудоустройства; социальная поддержка безработных путем выплаты им пособий по безработице и материальной помощи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      На  основе проведенного в курсовой работе исследования необходимо отметить, что отношение к безработице, как к социально-экономическому критерию состояния общества, с течением времени менялось. Так, в начале XX века, когда размеры безработицы в мировом масштабе были достаточно велики, длительное время считалось, что безработица - это социальное зло, с которым необходимо бороться всеми силами и методами, в том числе и с обязательным использованием методов государственного регулирования. Позже, в середине XX веков, в условиях дальнейшего развития социально-трудовых отношений и построения обществ с социальной рыночной экономикой сложился принципиально новый взгляд на безработицу - она рассматривалась уже как социальное явление, которое носит эпизодический характер и не представляет серьезных проблем для государства. В настоящее время большинство экономистов считают, что безработица, являясь устоявшейся социально-экономической категорией, бывает краткосрочной, долгосрочной и застойной. Причем последняя наносит обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб, в силу чего необходимы исследования и принятие активных мер для недопущения застойной безработицы или сокращения ее уровня. [14, с.32]

      Несмотря  на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые  она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров  и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т. д.

      В этой связи одной из функций государства  становится регулирование занятости, устранение негативных последствий  безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы.

      Понятно, что безработица была, есть и будет  и поэтому задача   государственных  органов занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека. Следовательно, основной упор должен быть сделан на профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской деятельности.

      Как я уже отмечала, безработица представляет собой макроэкономическую проблему, которую оценить, как социально-экономическое явление, однозначно нельзя. С точки зрения безработного это весьма негативное явление, так как потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной необходимостью. Другое дело, что государство должно регулировать занятость, устранять негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность. 
 

     
 

Список  использованных источников 

    1.   Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда./ Под ред. А. И. Рофе.- М.: Издательство “МИК”, 1997.

    2.    Экономическая энциклопедия.-М., 1972.

    3. Вишневская Н. Рынок рабочей силы в ретроспективе XX столетия.//Мировая экономика и международные отношения. №9, 2001.

    4. Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Т. 2-М., 1993.

    5.   Макроэкономика./Под ред. Л.П. Зеньковой.-Мн.: Новое знание, 2002.

    6. Экономика труда./Под общей ред. В.В. Адамчука. -М.: ЗАО “Финстатинформ”, 1999.

    7. Самуэльсон П.А., Нордхаус В. Д. Экономика.-М.: “Издательство Биноли”,1997.Гл.29.

Информация о работе Безработица: понятие, причины, виды, формы, последствия. Закон Оукена