Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 00:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, изучение ее видов и особенностей.
Задачей курсовой работы является изучение теоретических основ безработицы:
выявить основные показатели безработицы, причины ее возникновения;
проанализировать развитие безработицы в Республике Беларусь;
найти пути снижения безработицы в Республике Беларусь.
В январе-сентябре 2009г. на учет поставлено 261,6 тыс. человек, трудоустроено – 149,2 тыс. человек, средний размер пособия по безработице за сентябрь 2009г. составил 44,4 тыс. рублей.[16]
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец апреля 2010 г. составила 43,1 тыс. человек, что на 2 процента меньше, чем в апреле 2009 г. и на 1,5 процента меньше, чем в марте текущего года. Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,9 процента от экономически активного населения (на конец апреля 2009 г. – 1 процент), при прогнозе на 2010 год в интервале 1,2 – 1,5 процента. [17]
Год | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Уровень безработицы, % | 1,9 | 1,5 | 1,2 | 1,0 | 0,8 | 0,9 |
Таблица 1. Статистические данные уровня безработицы в РБ
В целом различными
Данные об уровне безработицы по республике представлены в Приложении В.
В Республике Беларусь уже давно назрела необходимость разработки программы мер по созданию и сохранению рабочих мест, главная цель, которой изменение уровня и структуры занятости населения республики на основе создания экономически эффективных рабочих мест и сохранения кадрового потенциала в перспективных отраслях экономики.
На мой взгляд, в качестве инструмента государственного воздействия на структуру занятости представляется правомерным предложить методику проведения изменений в структуре занятости, которая должна включать:
-
обеспечение правовых, экономических
и организационных условий для
создания и сохранения рабочих,
- регулирование рынка труда и повышение конкурентоспособности рабочей силы;
-
развитие профессиональной и
территориальной мобильности
-
повышения качества
-
предотвращение роста и
ГЛАВА
3. Пути снижения безработицы
в Республике Беларусь
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь было предусмотрено повышение уровня занятости населения на 10-11% к уровню 2005 года.
Для вовлечения в экономическую деятельность различных категорий незанятого населения будет использоваться дифференцированный подход. Например, рабочим планом предусмотрено в ближайшее время организовать выявление и учет выпускников школ, не поступивших в учреждения образования и не трудоустроившихся после окончания школы. Это позволит направлять такую молодежь на профессиональное обучение, что повысит их шансы обрести рабочее место.
Будут
внесены изменения и дополнения
в некоторые нормативные
Одним из важнейших аспектов, обеспечивающих занятость населения, является создание рабочих мест. В госпрограмме занятости населения республиканским органам госуправления и иным государственным организациям, подчиненным правительству, облисполкомам и Мингорисполкому будут доведены задания по созданию рабочих мест. Предусмотрена разработка региональных программ по созданию и размещению новых предприятий, филиалов и цехов действующих производств в малых и средних городах.
Следует отметить, что люди, работающие без оформления трудовых отношений, занятые нелегальной трудовой деятельностью, не участвуют в формировании бюджета страны, но в то же время они пользуются социальными благами. Рабочим планом предусмотрено ужесточение мер в отношении нанимателей, принимающих граждан на работу без должного оформления и обеспечения государственного социального страхования. Будут проводиться соответствующие целевые проверки нанимателей по соблюдению законодательства о труде и занятости. Среди мероприятий рабочего плана - и организация информационно-просветительской работы среди населения, особенно в молодежной среде, о преимуществах легальной трудовой деятельности. [13, с. 11]
Планируется
подготовить предложения о
Что касается тех, кто длительное время уклоняется от общественно полезного труда, то предусматривается организовать их выявление и учет в целях оказания им содействия в трудоустройстве.
Довольно острой проблемой является трудоустройство длительно неработающих граждан, отметили в министерстве. Этой категории граждан необходимо обеспечить первоочередное направление на профессиональное обучение и переобучение под конкретные заказы нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для длительно неработающих граждан планируется активно организовывать трудовую реабилитацию на субсидированных рабочих местах.
Важной задачей является не только увеличение количества трудовых ресурсов, но и повышение их качества. В этих целях необходимо оптимизировать объемы и структуру подготовки кадров для отраслей экономики с учетом перспектив и направлений их развития. Безработные выпускники школ будут в первоочередном порядке направляться на профобучение по интегрированным специальностям, наиболее востребованным на рынке труда, и под конкретные заявки нанимателей. А в целях повышения мотивации школьников к трудовой деятельности по рабочим специальностям будет усовершенствована система профориентации. Увеличатся объемы временной трудовой занятости студенческой молодежи, чтобы молодые люди получали дополнительный опыт и навыки практической работы.
Предусмотрена подготовка нормативного правового акта, регламентирующего вопросы организации непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих в учреждениях образования и в организациях. За ПТУ планируется закрепить базовые организации. Продолжится опережающее профобучение работников, подлежащих высвобождению в результате реформирования, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации производства.
Рабочим
планом предусмотрен пересмотр порядка
организации и условий
Я
считаю, что для снижения безработицы
в РБ вышеперечисленные меры можно
представить следующим образом:
организация работы отраслевых органов
государственного управления, местных
исполнительных и распорядительных органов,
нанимателей по созданию новых рабочих
мест, в том числе с использованием средств
государственного фонда содействия занятости;
развитие и повышение качества и мобильности
трудовых ресурсов через организацию
профессионального обучения безработных
и развитие системы профессиональной
ориентации молодежи, безработных и незанятого
населения; содействие развитию предпринимательской
инициативы безработных; развитие системы
оплачиваемых общественных работ; содействие
территориальному перемещению рабочей
силы; содействие организации временной
трудовой занятости учащейся и студенческой
молодежи в свободное от учебы время и
в период летних каникул, а также информационное
обеспечение населения о возможностях
занятости и трудоустройства; социальная
поддержка безработных путем выплаты
им пособий по безработице и материальной
помощи.
Заключение
На основе проведенного в курсовой работе исследования необходимо отметить, что отношение к безработице, как к социально-экономическому критерию состояния общества, с течением времени менялось. Так, в начале XX века, когда размеры безработицы в мировом масштабе были достаточно велики, длительное время считалось, что безработица - это социальное зло, с которым необходимо бороться всеми силами и методами, в том числе и с обязательным использованием методов государственного регулирования. Позже, в середине XX веков, в условиях дальнейшего развития социально-трудовых отношений и построения обществ с социальной рыночной экономикой сложился принципиально новый взгляд на безработицу - она рассматривалась уже как социальное явление, которое носит эпизодический характер и не представляет серьезных проблем для государства. В настоящее время большинство экономистов считают, что безработица, являясь устоявшейся социально-экономической категорией, бывает краткосрочной, долгосрочной и застойной. Причем последняя наносит обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб, в силу чего необходимы исследования и принятие активных мер для недопущения застойной безработицы или сокращения ее уровня. [14, с.32]
Несмотря
на объективный характер безработицы,
социально-экономические
В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы.
Понятно, что безработица была, есть и будет и поэтому задача государственных органов занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека. Следовательно, основной упор должен быть сделан на профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской деятельности.
Как
я уже отмечала, безработица представляет
собой макроэкономическую проблему,
которую оценить, как социально-экономическое
явление, однозначно нельзя. С точки зрения
безработного это весьма негативное явление,
так как потеря работы для большинства
людей означает снижение жизненного уровня
и наносит серьезную психологическую
травму. Однако с точки зрения экономической
динамики данное явление является просто
объективной необходимостью. Другое дело,
что государство должно регулировать
занятость, устранять негативные последствия
безработицы, а работники в свою очередь
должны быть готовы к профессиональной
и трудовой мобильности ради получения
работы, что позволит им не остаться в
рядах безработных и продолжить свою трудовую
деятельность.
Список
использованных источников
1. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда./ Под ред. А. И. Рофе.- М.: Издательство “МИК”, 1997.
2. Экономическая энциклопедия.-М., 1972.
3. Вишневская Н. Рынок рабочей силы в ретроспективе XX столетия.//Мировая экономика и международные отношения. №9, 2001.
4. Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Т. 2-М., 1993.
5. Макроэкономика./Под ред. Л.П. Зеньковой.-Мн.: Новое знание, 2002.
6. Экономика труда./Под общей ред. В.В. Адамчука. -М.: ЗАО “Финстатинформ”, 1999.
7. Самуэльсон П.А., Нордхаус В. Д. Экономика.-М.: “Издательство Биноли”,1997.Гл.29.
Информация о работе Безработица: понятие, причины, виды, формы, последствия. Закон Оукена