Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 00:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, изучение ее видов и особенностей.
Задачей курсовой работы является изучение теоретических основ безработицы:
выявить основные показатели безработицы, причины ее возникновения;
проанализировать развитие безработицы в Республике Беларусь;
найти пути снижения безработицы в Республике Беларусь.
Введение
В системе рыночных отношений важное место занимает рынок одного из основных факторов производства-труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.
Занятость
населения составляет необходимое
условие для его
Безработица
представляет собой сложное, многоаспектное,
социально-экономическое
Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.
Помимо чисто экономических издержек, нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан. Массовая длительная безработица трудоспособного населения могут привести к серьезным политическим и социальным переменам в государстве. В конечном итоге, подрывается моральное и физическое здоровье общества. [1, с. 95]
Экономисты
же изучают безработицу для
Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, изучение ее видов и особенностей.
Задачей курсовой работы является изучение теоретических основ безработицы:
ГЛАВА 1. Безработица: понятие, причины и виды
Безработица – неотъемлемое свойство рыночной системы хозяйствования. Об этом свидетельствует история развития рыночной экономики. Уже во второй половине XVIII века в Англии были массовые выступления рабочих против применения машин, использование которых в производстве сопровождалось формированием армии лишних людей. В последующие два века - XIX и XX – число безработных непрерывно возрастало и в 1995 г. только в промышленно развитых странах оно достигло рекордного уровня - 635 млн. человек.
Число
безработных в каждый конкретный
период развития экономики зависит
от темпов экономического роста и
эффективности труда, от степени
соответствия профессионально-
Как показывает статистика, число безработных значительно возрастает в периоды кризисов. Так, во время мирового экономического кризиса 1857 года в английской металлообрабатывающей промышленности безработица превышала 12%, тогда как в бескризисном 1853 году - лишь 2%. Резкое увеличение числа безработных наблюдалось в 1857 году и в США: в Нью-Йорке, например, число безработных превысило 150 тыс. человек [2, с. 142].
Средний
уровень безработицы
Население любой страны подразделяется на три большие группы:
В свою очередь рабочая сила состоит из тех людей, которые заняты, то есть это люди, выполняющие любую оплачиваемую работу, а также те, кто имеет работу, но не работает по причине болезни, забастовки или отпуска; и тех, кто не имеет работы, но хотел бы трудиться. Именно последние входят в число безработных.
Понятие безработицы в некотором роде двусмысленно, поскольку теоретически каждый хотел бы работать за приемлемую плату. Экономисты стремятся решить эту дилемму, определяя безработицу с точки зрения желания личности получить работу за некую преобладающую на рынке труда заработную плату. Международной организацией труда (МОТ) безработица определяется как наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период. Таким образом, человека можно считать безработным только при соблюдении всех трех условий. Искать работу - значит, предпринимать действия в этом направлении. Такие действия включают регистрацию на бирже труда; обращение к работодателям; помещение объявлений в газетах; попытки приобрести или взять в аренду землю, здание, машины или оборудование, чтобы открыть свое дело и т. п. [5, с. 74].
В мировой практике
уровень безработицы
(u = U / L · 100%),
где, u - уровень безработицы;
U - численность безработных;
L - численность рабочей силы.
Уровень безработицы обычно рассчитывается за определенный период т.е. продолжительность поиска работы (промежуток времени, в течение которого лицо ищет работу, с момента начала поиска работы и до рассматриваемого периода времени). В этом случае берутся среднемесячные (среднегодовые) показатели численности рабочей силы и безработных [6, с. 84].
Однако наличие общего подхода к определению безработицы не гарантирует одинаковые методы измерения безработицы в разных странах. Так, в США безработным считается тот, кто не имеет оплачиваемой работы и ищет ее в течение последних четырех недель.
Как показывает статистика, в развитых странах в среднем безработица немного выше среди женщин, чем среди мужчин. Значительно больше различия наблюдаются по отдельным возрастным группам. Так, безработица среди тинэйджеров (подростки в возрасте от 13 до 19 лет) почти в 3 раза выше, чем среди взрослых. Это относится, правда не ко всем странам. В Германии, например, уровень безработицы среди тинэйджеров намного ниже, чем в США или Великобритании, что объясняется высокоразвитой системой профессионального обучения и профессиональной ориентации школ.
Также необходимо отметить, что во многих развитых странах, в частности в США, на безработицу оказывает значительное влияние национально-этнический фактор. Так, в США уровень безработицы среди цветного населения в несколько раз выше, чем среди белых. При этом наивысший уровень безработицы в этой категории американского населения приходится на подростков – в последние годы он достигал 30-50%. [7, с. 606]
Таким
образом, безработица усиливается во время
экономических кризисов и последующих
депрессий в результате резкого сокращения
спроса на рабочую силу. Также безработица
имеет закономерные и случайные черты,
сущностные и поверхностные характеристики,
позитивные и негативные стороны. Их интенсивность
зависит от масштабов, уровня, региональной
специфики, формы безработицы.
1.2.
Причины безработицы
Экономическая наука неоднократно предпринимала попытки выяснить причины безработицы. Например, известный английский экономист Томас Мальтус считал, что причину безработицы надо искать в чрезмерно быстром росте населения, т.к. они превышают темпы роста производства, что сокращает личные доходы, а, следовательно, и спрос на труд.
Наибольшее распространение в западной экономической науке получили неоклассическая и кейнсианская теории безработицы.
Неоклассическая
концепция безработицы в
Рассмотрим
более подробно данную концепцию, используя
для ясности графическую
Уровень заработной платы (PL)
Е
Количество труда
Рисунок 1. Рынок труда в неоклассической модели. [8, с.35]
Равновесие на рынке труда в неоклассической модели определяется через функцию спроса на рабочую силу и функцию ее предложения, где в качестве цены труда выступает реальная заработная плата PL. Кривая функции спроса на труд DL имеет убывающий характер, поскольку фирмы, предъявляющие спрос на этот фактор производства, смогут нанять на работу большее число работников при более низкой заработной плате. Если же уровень заработной платы будет повышаться, то количество привлекаемой рабочей силы уменьшится. Таким образом, спрос на рабочую силу - функция реальной заработной платы:
DL= f (PL)
Предложение труда на рынке рабочей силе SL также зависит от реальной заработной платы: чем выше PL, тем больше работников предложат на рынке свой труд, и, напротив, чем ниже заработная плата, тем меньше их число будет желать устроиться на работу. Поэтому предложение труда рассматривается как возрастающая функция от реальной заработной платы и кривая предложения труда имеет положительный наклон:
SL= f (PL)
Соединив графики спроса и предложения, получим неоклассическую модель рынка труда, показывающую, что все желающие работать могут найти работу при сложившейся равновесной ставке заработной платы E.
Информация о работе Безработица: понятие, причины, виды, формы, последствия. Закон Оукена