Безработица и ее типы. Особенности современной безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:07, реферат

Краткое описание

В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………. 3
1.Безработица: сущность и типы ……………………………………. .. .………...4
2.Особенности современной безработицы …………………………...........13
3.Безработица в Республике Беларусь: причины, особенности, динамика…...20
Заключение …………………………………………………………………......... 26
Использованная литература …………………………………………………….. 27

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

 

Создание дополнительных рабочих мест наря­ду со стабилизацией темпов прироста экономиче­ски активного населения (0.8% в 1998 и 1999 гг.) привело к тому, что уровень безработицы в стра­нах ОЭСР сократился на 0.3 процентного пункта,составив в среднем за год 6.8% рабочей силы - са­мый низкий показатель за 90-е годы (см. табл. ). Снижение удельного веса лиц, не имеющих рабо­ты, в США (с 4.5% в 1998 г. до 4.2% в 1999 г.) и 15 государствах ЕС (соответственно с 9.9% до 9.2%) произошло на фоне существенного роста этого показателя в ряде азиатских стран. В част­ности, в Японии безработица увеличилась с 4.1 до 4.7% рабочей силы, в Южной Корее - с 6.8 до 7.6%. Начиная с 1998 г. впервые в японской по­слевоенной истории норма безработицы среди мужчин стала превышать соответствующий по­казатель для женщин.

 

Оздоровление ситуации на рынках труда стран ЕС в послекризисный период (пик безработицы-11.1% экономически активного населения ~ при­шелся на 1994 г.) объясняется в первую очередь влиянием уже достаточно длительного, хотя и не­равномерного подъема. В то же время в сферу за­нятости вовлекаются преимущественно те, кто недавно потерял работу и, следовательно, не ут­ратил трудовых навыков и обладает достаточной квалификацией. Аутсайдеры рынка труда - лица с низкими профессионально-квалификационны­ми характеристиками, среди которых много мо­лодежи и людей старших возрастов.

Об этом говорит практически не меняющаяся доля длительно безработных (свыше 6 месяцев) на протяжении всей второй половины 90-х годов. В странах ЕС она составила в 1999 г. 65%, причем не имели работы более года 48% официально за­регистрированных безработных.

 

 

 

 

 

 

 

 

* [По  данным  журнала «Мировая  экономика  и  международные  отношения» №8  август 2000г. ]

                     Таблица. Безработица в странах ОЭСР (% к эконо­мически активному населению)

 

 

В среднем за 1986-1995гг.

1997 г.

1998г.

1999г.

Всего ОЭСР

7.0

7.2

7.1

6.8

в том числе

 

 

 

 

США

6.2

4.9

4.5

4.2

Канада

9.5

9.2

8.3

7.6

Япония

2.6

3.4

4.1

4.7

Мексика

3.8

3.7

3.2

3.2

Западная Европа

9.5

10.3

9.7

9.2

ЕС

9.9

11.2

10.5

10.0

Германия

8.0

9.9

9.4

9.1

Франция

10.6

11.4

11.8

11.0

Великобритания

8.8

6.9

6.2

5.9

Италия

10.3

12.3

11.9

11.1

Испания

19.7

20.8

17.4

15.8

Нидерланды

6.9

5.5

4.2

3.1

Швеция

4.5

9.9

8.3

7.0

Чехия

 

4.8

6.5

9.0

 

Показатель длительной безработицы среди мужчин выше, чем у женщин, и это несмотря на то, что в 1999 г. уровень безработицы среди жен­щин в странах ОЭСР в целом был почти на 1/5 вы­ше, чем у мужского населения (соответственно 6.3 и 7.3%). Женщины несколько чаще, чем мужчины, при невозможности найти работу перестают реги­стрироваться на бирже труда, отсюда и более низ­кий уровень их длительной безработицы.

Одной из острых структурных проблем рынка труда остается неравномерность уровня безрабо­тицы среди отдельных возрастных групп и преж­де всего массовая безработица среди молодежи. В минувшем году в странах ОЭСР не имели рабо­ты 13% молодых людей до 24 лет. Продолжается падение удельного веса работающих молодых людей (с 53% в начале 90-х годов до 45% в минув­шем году), что лишь отчасти можно объяснить увеличением числа учащихся.

Решению проблемы мешает высокая концент­рация безработной молодежи в семьях с низким уровнем дохода. 1/5 молодых безработных живет в семьях, где все взрослые, не имея постоянной работы, не могут обеспечить своим детям хоро­ших стартовых условий. Наряду с высоким отсе­вом из школ и недостатками в системе образова­ния это становится одной из причин низкой кон­курентоспособности данной категории молодежи на рынке труда. Среднее образование еще не га­рантирует получения работы. По данным межстранового обследования грамотности взрослого населения, примерно 25% молодых людей поки­дают средние учебные заведения без какого-либо сертификата об образовании или профессиональ­ной подготовке.

* [По  данным  журнала «Мировая  экономика  и  международные  отношения» №8  август 2000г. ]

Несмотря на нерешенность многих болезненных структурных проблем безработицы, в 1999 году наметилась тенденция к сокращению расходов государства на политику занятости. Она включает профессиональную переподготовку безработных, субсидирование дополнительных рабочих мест в государственном и частном секто­рах, поддержку занятости среди групп, находя­щихся в особо невыгодном положении на рынке труда, в первую очередь молодежи и инвалидов. Доля этих расходов снизилась по сравнению с 1994 г. в Германии с 3.7 до 3.5% ВВП, Норвегии -с 2.4 до 1.4, в Швеции - с 5.55 до 3.9, в Испании - с 3.2 до 2.3%. США, которые традиционно направ­ляли гораздо меньше средств на проведение по­литики занятости (в том числе из-за более низкой безработицы), снизили соответствующие расхо­ды за тот же период с 0.5 до 0.4% ВВП.

Одновременно в арсенале средств государст­венного регулирования все большую роль начи­нают играть так называемые программы активизации. Их цель - интенсифицировать поиск без­работным нового места работы. Это означает, с одной стороны, давление на безработного с помо­щью экономических рычагов, с другой - эконо­мическое поощрение тех. кто быстро находит но­вую работу. На это направлена реформа системы страхования по безработице, в частности усиле­ние страхового принципа, в результате которого отсекаются лица с коротким сроком выплат, а также те, кто неоднократно терял работу.

В конце 90-х годов правящим кругам промышленно развитых стран пришлось пересмотреть свое отношение к такой важной составляющей политики занятости, как увеличение гибкости рынка труда, под которой подразумевалась в том числе либерализация трудового законодательст­ва. Последней было отведено одно из централь­ных мест в документе "Исследование рабочих мест", принятом странами ОЭСР в 1994 г. в каче­стве программы действий на рынке труда.

Однако серьезная либерализация законода­тельства в данной сфере так и не была осуществ­лена. Более того, многие страны ужесточили его, например в том, что касается массовых увольне­ний. Ныне в большинстве европейских стран дей­ствуют более длительные сроки извещений о предстоящем увольнении, обязательное согласо­вание с профсоюзным, либо рабочим комитетом.

Единственный раздел законов о труде, в кото­рый внесены существенные поправки либераль­ного толка, касается срочных контрактов и дея­тельности агентств по предоставлению времен­ных работников.

По группе промышленно развитых государств в целом в конце 90-х годов по сравнению с преды­дущим десятилетием в 12 странах общий уровень "строгости" трудового законодательства даже повысился и лишь в 9 странах оказался более либе­ральным. Строгий контроль за действиями рабо­тодателя в сфере найма и увольнений действует в странах Южной Европы, а самые либеральные нормы существуют в англоговорящих государст­вах.

* [По  данным  журнала «Мировая  экономика  и  международные  отношения» №8  август 2000г. ]

 

Гораздо более важно то, что там. где либерали­зация трудового законодательства была проведе­на, это не оказало сколько-нибудь существенного влияния на уровень безработицы. По расчетам экспертов ОЭСР, "строгое" законодательство оказывает незначительное воздействие на струк­туру безработицы, несколько уменьшая ее уро­вень у мужчин основного трудоспособного возрас­та и увеличивая у женщин и молодежи. Не нашло своего подтверждения широко распространенное мнение что "строгость" законодательства способ­ствует увеличению численности самозанятых. В то же время в тех странах, где существуют серь­езные ограничения в правах работодателей наби­рать и увольнять рабочую силу, ниже оборот рабочих мест и соответственно меньше вероятность получения нового места безработным.

 

C 1997-2000  года в государственную молодежную политику внесены существенные коррективы. Приоритетным направлением стало улучшение системы среднего и начального про­фессионального образования. Эффективность системы ученичества как главного средства во­влечения молодых людей в трудовую карьеру, получившей наибольшее развитие п Германии, побудила ряд стран, в частности Австралию, Ка­наду и Испанию, использовать германский опыт. Реформа средней школы в Норвегии и Швеции соединяет профессиональное и академическое образование с тем, чтобы молодые люди могли либо получить работу по специальности, либо продолжить учебу в высших учебных заведениях. Одновременно в большинстве стран продолжа­ются начатые во второй половине 90-х годов уси­лия по созданию единой системы национальных профессионально-квалификационных стандартов. К разработке перспективных программ спроса на различные профессии все шире привлекаются организации работодателей на местах.

* [По  данным  журнала «Мировая  экономика  и  международные  отношения» №8  август 2000г. ]

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Безработица  в  Республике  Беларусь: причины,  особенности,  динамика.

                                      ПРИЧИНЫ  БЕЗРАБОТИЦЫ  В  РБ.

Все имеющиеся взгляды на причины безработицы в странах СНГ, в частности в Республике Беларусь, можно сгруппировать следующим образом.

Во-первых, причиной безработицы может стать относительно избыточное население, «лишнее» по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Этот фактор безработицы особо силен в развивающихся странах.

Во-вторых, безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе - в технологии (структурная безработица). Эта безработица является временной, т.к. на смену старым отраслям и производствам приходят новые.

В-третьих, безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу «по душе», с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица).

В-четвертых, особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике. Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства – безработица – уменьшение общего уровня доходов – снижение совокупного спроса – падение производства – безработица и т.д.

В-пятых, генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.

Все эти причины безработицы  влияют на размер и динамику безработицы.

 

 

ОСОБЕННОСТИ И  ДИНАМИКА  БЕЗРАБОТИЦЫ  В  РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ.*

Анализ  данных  приведенных  в  статье «количество безработных будет расти»  позволил  получить    информацию  по особенностям  безработицы  в РБ.

       Осуществляемый в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

 

 

 

[*По данным  НЭГ №64 (584) от 30.08.2002г.]

 

 

      Как отметил заместитель министра труда и социальной защиты страны [Валерий Павлов], с 1997г. наметились позитивные тенденции в вопросах занятости населения. Если в 1995--1996гг. на одно рабочее место приходилось 12 безработных, то в 2000--2002гг. -- только 2 человека. В то же время масштабы увольнений работников по-прежнему остаются высокими, сокращаются вакансии на предприятиях и в организациях. За шесть месяцев т.г. было уволено 25 тыс. человек (в августе и сентябре произойдет сокращение еще 20 тыс.), что в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. А прием на работу за первое полугодие 2002г. в целом по стране был ниже увольнений на 95 тыс. человек.

По оценкам специалистов, в 2003г. будет продолжаться "процесс оптими-зации численности работников", что вызовет дальнейшее высвобождение рабочей силы. Тем более что программой социально-экономического развития страны на 2001-2005гг. предусматривается сокращение численности работа-ющих на 300 тыс. человек (из них 75 тыс. -- в следующем году). По данным Минтруда, сокращения произойдут в Министерстве промышленности, Минис-терстве сельского хозяйства и продовольствия, Минторге, на Белорусской железной дороге, в концернах "Беллегпром" и "Белнефтехим". В агропромыш-ленном комплексе в нынешнем году увольнению подлежит 19 тыс. руководящих работников и специалистов, в то время как возможность для трудоустройства имеется только для 11 тыс.


       Все эти процессы, естественно, не могли не сказаться на уровне безра-ботицы, который в июле достиг 2,7% по стране. Всего же, по данным Минстата, за семь месяцев 2002г. зарегистрировано 118,7 тыс. безработных. Осенью службы занятости ожидает приток граждан, которые были заняты в личном подсобном хозяйстве или выезжали на летние сезонные работы за пределы республики.
        Статистика свидетельствует, что самые большие проблемы с трудоустрой-ством испытывает прекрасная половина. Среди общего числа безработных, зарегистрированных службами занятости, 60% -- женщины. Дело в том, что имеющиеся вакансии ориентированы прежде всего на применение мужской рабочей силы. Еще одна проблема -- молодежная безработица. Среди не имеющих работы каждый второй -- молодой человек до 30 лет. В нынешнем году порядка 30 тыс. выпускников школ "не охвачены" дальнейшим обучением. В 1997г. в центрах занятости населения было зарегистрировано 8 тыс. выпускни-ков школ, в 2001г. эта цифра увеличилась почти вдвое. Кроме того, наметилась тенденция регистрации безработных из числа выпускников ПТУ, техникумов и вузов. Более 70% безработных имеют среднее или неполное среднее образование, каждый четвертый -- высшее и среднее специальное.
        Так, в июле текущего года 640 экономистам с высшим образованием в Минском городском центре занятости было предложено только 9 вакансий, 380 техников-технологов претендовали на одно-единственное (!) место, 305 юристов -- на три вакансии. Трудности с поиском работы имеют также бухгалтеры, секретари и делопроизводители.

Информация о работе Безработица и ее типы. Особенности современной безработицы