Безработица, ее формы и способы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – охарактеризовать безработицу и занятость населения и раскрыть механизм государственного регулирования данных явлений.
В связи с поставленной целью задачи курсовой работы заключаются в следующем:
- раскрыть сущность, понятие и виды безработицы;
- определить факторы, способствующие безработице в России;

Оглавление

Введение……………………………………………………………….. стр.
Глава 1 Понятие безработицы и причины ее возникновения……… стр.
1.1 Понятие и показатели безработицы……………………… стр.
1.2 Причины безработицы ………………………………..….. стр.
1.3 Виды безработицы и ее последствия………………………. стр.
1.4 Закон Оукена.......................................................стр.
1.5 Последствия безработицы...................стр.
1.6 Способы регулирования безработицы…………………………стр.
Глава 2 Анализ уровня безработицы в России ……………стр.
2.1 Уровень безработицы в разных странах.........................................стр.
Заключение…………………………….………… стр.
Список литературы………………………стр.
Приложение.................................................................стр.

Файлы: 1 файл

Безработица.docx

— 107.64 Кб (Скачать)

Федеральная служба занятости, имея централизованное финансирование, оказывает услуги бесплатно  как гражданам, так и работодателям, пропагандируя их сведения о вакансиях.

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере (с необходимым  переходящим остатком), а в структуре  расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию.

Глава 2 Анализ уровня безработицы в России

Одной из важнейших проблем современной  экономики России является безработица. Она выступает как сложное макроэкономическое явление экономической жизни. Официально в России безработица была признана лишь в начале 1990-х годов. В это время масштабы безработицы превышали социально допустимый уровень.

В наши дни безработица все более  становится непременным элементом  жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в  стране. Она остается в центре внимания и населения, и научной общественности, а также является одной из актуальных проблем разного уровня власти на сегодняшнее время в России.

Характерной особенностью российского  рынка труда является высокий  уровень скрытой безработицы, когда  по социальным или иным причинам сотрудники предприятий и организаций не могут быть уволены, и их переводят  на режим неполной рабочей недели либо неполного рабочего дня, или  же отправляют в отпуска по решению  руководства организации.

Серьезное влияние на динамику рабочей  силы оказывает миграция. Миграция представлена как утечкой высококвалифицированных  специалистов из России, так и въездом  на территорию России рабочих из стран  СНГ, Турции и других соседних государств (их доля особенно значительна в строительной индустрии и в сфере услуг). Часть притока иностранной рабочей силы носит сезонный характер.

До перестройки практически  отсутствовала проблема трудоустройства. В обществе господствовал принцип всеобщности и обязательности труда. В результате экономика имела работника, привыкшего длительное время работать на одном предприятии и в одной должности, профессии.

Рыночная экономика предполагает наличие людей с другими установками. Она требует активного, предприимчивого, инициативного работника, для которого характерен поиск нового, самостоятельность в решении производственных и жизненных проблем. Когда возникла необходимость в таких работниках, значительное число советских людей оказались несостоятельными.

Также в этот период фактически отсутствовала индивидуальная предпринимательская деятельность. Такая деятельность признавалась малоэффективной и противоречащей принципам социализма. Недостаточно были развиты и малые предприятия. Все эти обстоятельства сыграли роль в быстром развитии безработицы в России.

C 1992 г. по 1998 г. наблюдается резкий рост уровня безработных в стране (в среднем на 1,6 % в год), и достигает максимального показателя в момент кризиса 1998 года – 14 % в результате спада производства и структурных преобразований в экономике. Данной тенденции способствовали следующие факторы:

  • приватизация отечественных предприятий привела к сокращению работников, происходила волна массовых увольнений;
  • несостоятельность и неконкурентоспособность предприятий привела к их банкротству;
  • структурная перестройка экономики способствовала увеличению структурной безработицы.

На современное состояние безработицы  в стране во многом повлиял кризис 2008 года. Реакцией на данный кризис стало  сокращение затрат на персонал. Самый  распространенный способ сокращения затрат на сотрудников – сокращение штата. Треть компаний (33 %) уволили часть  сотрудников, уменьшение заработной платы (22 %), сокращение рабочей недели (14 %), вынужденный отпуск (16 %), сокращение социального пакета (15 %).

Кризис породил спрос на ряд  профессий, ранее не слишком популярных: юрист, специализирующийся на банкротствах, слияниях и поглощениях, инновационный менеджер, специалист по сокращению персонала, антикризисный управляющий, специалист в области финансового мониторинга и кредитных рисков и т.д. Уровень безработицы по методологии МОТ начал снижаться.

Рис 1. Уровень безработицы по методологии МОТ

В России 2010 год был назван годом борьбы с безработицей. В некоторых регионах для безработных были организованы общественные работы, увеличилось кредитование малого бизнеса, организованы курсы по переобучению.

Эффективность мер по организации  общественных работ подвергается критике. Эти работы в основном заключались  в уборке улиц, благоустройстве территорий, обслуживании общественного транспорта, ремонте памятников культуры. Возможно, организация работ по ремонту и строительству дорог и других объектов инфраструктуры дала бы лучшие результаты. В 2011 году выделено 6,2 миллиарда рублей на стимулирование среднего и малого бизнеса. Это востребованная мера, как по снижению социального недовольства, так и по общему оздоровлению экономики.

Пособие на открытие собственного дела увеличено с 58 800 рублей (2009 год) до 100 000 рублей. Ключевое условие для получения  большего пособия — создание новых рабочих мест для безработных.

В 2009 году минимальное пособие по безработице составило 850 рублей, максимальное — 4300 рублей. На последнее могли претендовать граждане Российской Федерации, уволенные в течение 2009 года и работавшие на последней работе не менее 26 недель. Такие меры увеличивают социальное напряжение в обществе, одновременно лишая безработных стимулов к труду. Повышенные пособия увеличивают нагрузку на экономически активную часть населения.

Одной из мер снижения напряженности  на рынке труда в 2011 должна была стать организация стажировок для выпускников вузов, находящихся под риском не трудоустройства. В 2009 году 189 тысяч человек прошли переобучение. Этого количества недостаточно, так как по данным Центра социальной политики в России нуждаются 10 миллионов человек. Общая безработица в России 5,4 миллиона человек, 1.6 миллиона безработных зарегистрировано в центрах занятости, 189 тысяч человек прошли переобучение в 2009 году, 95 тысяч человек нашли работу по программе поддержки малого бизнеса.

Есть  мнение, что все эти меры не решают принципиально проблему безработицы  и даже мешают «излечению страны от кризиса». Мнение это таково: кадровые агентства не способствуют росту  занятости, а только помогают компаниям  найти нужного высококвалифицированного работника. Остальными безработными они  не занимаются, так как отсутствует  система мотивации. Поддерживая  неконкурентоспособные предприятия, государство не позволило экономике  «вылечиться» от кризиса. Это может привести к новому кризису в начале 2012 года. Улучшилась ситуация для высокооплачиваемого персонала, но с рабочими и инженерными кадрами ситуация как была тяжёлой, так и осталась. Анализ уровня безработицы в России, говорит о том, что измерение в % соотношении количества безработных от экономически активного населения недостаточно. Имеет значение количество вакансий на 100 человек. Работодатели не рассматривают кандидатов на место без опыта работы, отсюда растет количество безработных в стране. В целях снижения количества безработных в стране, государственную политику следует проводить путем обучением молодых специалистов: предлагать им работу по специальности на определенный срок, с заработной платой ниже, чем у работников с опытом работы, заниматься их обучением в это время. По истечению этого срока проводить конкурсный отбор кандидатов на вакантное место.

2.1 Уровень безработицы  в разных странах

 

 

 


Информация о работе Безработица, ее формы и способы регулирования