Безработица, ее формы и способы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – охарактеризовать безработицу и занятость населения и раскрыть механизм государственного регулирования данных явлений.
В связи с поставленной целью задачи курсовой работы заключаются в следующем:
- раскрыть сущность, понятие и виды безработицы;
- определить факторы, способствующие безработице в России;

Оглавление

Введение……………………………………………………………….. стр.
Глава 1 Понятие безработицы и причины ее возникновения……… стр.
1.1 Понятие и показатели безработицы……………………… стр.
1.2 Причины безработицы ………………………………..….. стр.
1.3 Виды безработицы и ее последствия………………………. стр.
1.4 Закон Оукена.......................................................стр.
1.5 Последствия безработицы...................стр.
1.6 Способы регулирования безработицы…………………………стр.
Глава 2 Анализ уровня безработицы в России ……………стр.
2.1 Уровень безработицы в разных странах.........................................стр.
Заключение…………………………….………… стр.
Список литературы………………………стр.
Приложение.................................................................стр.

Файлы: 1 файл

Безработица.docx

— 107.64 Кб (Скачать)

Причины естественного уровня безработицы - сбалансированность рынков труда, когда  количество работников, ищущих равно, совпадает с числом вакантных  рабочих мест. Поэтому под полной занятостью подразумевается не 100% отсутствие безработицы, а всего лишь определенный минимально необходимый уровень  безработицы. Естественный уровень  безработицы в определенной степени  является положительным явлением.

 

Причиной  роста естественного уровня безработицы  является увеличение продолжительности  времени поиска работы (т.е. продолжительности  времени, когда люди находятся в  безработном состоянии), что может  быть обусловлено:

  1. увеличением размеров выплат пособий по безработице;
  2. увеличением продолжительности времени выплаты пособий по безработице;
  3. ростом доли женщин в составе рабочей силы;
  4. увеличением доли молодежи на рынке труда.

Первые  два фактора обеспечивают возможность  поиска работы в течение более  продолжительного периода времени. Последние два фактора, означающие изменение половозрастной структуры  рабочей силы, увеличивают количество людей, впервые появившихся на рынке  труда и ищущих работу (т.е. к увеличению численности безработных), усиливают  конкуренцию на рынке труда и  удлиняют срок поиска работы.

Факторы, влияющие на динамику безработицы

1. Демографические факторы — изменение доли экономически активного населения в результате сдвигов в уровне рождаемости, смертности, половозрастной структуре населения, средней продолжительности жизни, в направлениях и объемах миграционных потоков.

2. Технико-экономические факторы — темпы и направления НТП, обусловливающие экономию рабочей силы. Разрушение наукоемких РОССИЙСКИХ производств, проведение конверсии без учета экономических и социальных последствий на всех уровнях создали угрозу массового банкротства предприятий и лавинообразного высвобождения рабочей силы.

3. Экономические факторы — состояние национального производства, инвестиционной активности, финансово-кредитной системы, уровень цен и инфляции. По сформулированному А. Оукеном закону существует отрицательная связь между уровнем безработицы и объемом ВНП, каждый «всплеск» безработицы связан со снижением реального объема ВНП.

1.4 Закон Оукена

Закон Оукена — эмпирическая зависимость между темпом роста безработицы и темпом роста ВНП в США начала 60-х годов, предполагающая, что превышение уровня безработицы на 1 % над уровнем естественной безработицы снижает реальный ВНП по сравнению с потенциальным (увеличивает разрыв ВВП) на 2,5 %. Для других стран, при иных условиях и для различных промежутков времени он может быть численно иным.

Закон назван по имени американского экономиста Артера Оукена. В реальности это  не закон, а тенденция со множеством ограничений по странам, регионам, миру в целом и периодам времени.

ULф=Nu/N*100%

Nu - численность безработных

N – Численность рабочей силы

ВНПп = ВНПф + (ВНПф * ULф - UL/2,5) *100%

ULф - фактический уровень безработицы

UL - естественный  уровень безработицы

Практика  показывает, что закон Оукена выполняется  далеко не всегда, то есть не является универсальным экономическим законом.

1.5 Последствия безработицы

Безработица представляет собой социальное и экономической явление, где  трудоспособная часть населения  не может устроиться на работу, то есть не может найти к своему труду  применение. Причинами безработицы  могут быть многие факторы, самая  главная причина – это превышение числа людей, которые хотят найти  работу, над числом рабочих имеющихся  мест.

В результате того, что люди пытаются, но не могут найти работу, выявляются последствия безработицы. Существуют два понятия последствия безработицы  – социальное и экономическое.

Социальные последствия

Безработица ставит людей в нестандартные  ситуации, она не только деформирует  сложившийся экономический уклад, ухудшает финансовое положение, лишает возможности вести привычный  образ жизни. Она качественно  изменяет восприятие самих себя как  личностей, разрушает необходимый  уровень социальной стабильности. Безработица  стала реальным фактором бедности. Причем именно такой бедности, которая  охватывает группы трудоактивного населения, образованного и профессионально  подготовленного.

Безработица, как социальное явление, приводит к  обеднению населения. Этот процесс  может стать устойчивым и перерасти  в хроническую бедность или, в  случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным .

При этом надо иметь в виду, что трудовая деятельность для подавляющего большинства  людей в недавнем прошлом была не только и не столько источником дохода, сколько делом чести, гражданской  доблести человека. И следовательно, лишение сегодня возможности  трудиться - это еще и большая  социальная трагедия. Важным социальным последствием безработицы для человека является потеря постоянного и регулярно получаемого источника средств существования. В условиях, когда доходы человека находятся на низком уровне, и он не имеет возможности создать какие-либо денежные и другие накопления, такая потеря является особенно большой бедой. А именно такое положение имеет место в России. Безработица, уменьшая доходы семей, усиливает дифференциацию населения. А это противоречит понятиям равенства как уравнительного распределения, которое укоренилось в сознании миллионов наших людей. И необходимо немалое время для того, чтобы большинство населения осознало, что уравнительное распределение сдерживает рост эффективности производства и пагубен для государства и человека. Хотя, конечно, нельзя не признать, что существующая сегодня дифференциация доходов экономически не оправдана и не способствует социальному миру в стране, эффективности производства. Все эти обстоятельства подавляют нравственные начала поведения человека. Он становится раздражительным, черствым, злым, безразличным к чужой судьбе, чувствует себя униженным, ненужным своей семье, обществу. Все это убивает инициативу человека, порождает у него неуверенность в своих силах и возможностях, снижает его трудовой и гражданский потенциал. Безработица приводит к бездеятельности, ухудшению социально-психологического климата в общества. Она может выступить как источник дестабилизации и социальной напряженности, социального взрыва. Вполне возможно представить такую картину. Например, в крупном городе, где численность безработных порядка нескольких сотен тысяч, а экономически активного населения более нескольких миллионов, будет объявлено о закрытии одного из крупнейших предприятий. Такое событие может привести к существенной социально-экономической дестабилизации. Безработица может выступать как условие социально-экономической дестабилизации и в том случае, если даже ее угроза коснется работников не особенно многочисленных, но хорошо организованных профессиональных групп, играющих важную роль в экономической жизни страны или в определенном виде деятельности. Примером таких профессиональных групп могут быть шахтеры, энергетики, врачи, учителя. Безработица становится фактором социально-экономической дестабилизации и в том случае, когда существенно возрастает группа лиц, которые длительное время не могут найти себе работу, - так называемые "отчаявшиеся". Существование такой категории людей связано с тем, что человек, потерявший работу в связи с ненужностью его профессии, может оказаться вынужденным трудоустраиваться на такие рабочие места, которые требуют более низкой квалификации, а они, как правило, рано или поздно "закрываются". В этом случае человеку становится еще более трудно найти работу. Ее поиск может продолжаться весьма долго, и, в конце концов, человек теряет надежду на получение работы и прекращает ее поиск, в связи, с чем он, фактически являясь безработным, юридически теряет этот статус, согласно определению безработного. Информация об этой группе населения практически отсутствует. Но только этим роль безработицы как фактора социальной дестабилизации не исчерпывается. Она может выступать как "мина замедленного действия". Речь в данном случае идет о современной безработице в некоторых ведущих отраслях экономики. К их числу относятся: наука и научное обслуживание; информационно-вычислительное обслуживание; некоторые отрасли обрабатывающей промышленности. Безработица в этих отраслях сопровождается дисквалификацией работников, их переквалификацией и эмиграцией. Однако рано или поздно, когда наступит фаза оживления и подъема экономики спрос на этих работников возрастет, а удовлетворение его окажется невозможным. Это приведет к задержке экономического развития России, к более глубинной по своему содержанию социально-экономической дестабилизации.

Экономические последствия

Экономические последствия безработицы весьма многообразны и неоднозначны. Достаточно сложна и их структура. Вместе с тем  в различной литературе преимущественно  рассматриваются далеко не все аспекты  этой весьма важной проблемы. Преимущественно  исследуются экономические потери, к которым относят: суммы пособий  и различных выплат по безработице, расходы на переподготовку кадров, открытие новых рабочих мест, уменьшение доходов лиц, оказавшихся безработными, и т.п. Кроме того, оцениваются  объем потенциальной продукции, которую могли бы произвести безработные, сокращение отчислений в бюджет (налоги) и в государственные фонды  страхования. При этом потери, издержки безработицы исчисляются преимущественно  на уровне национальной экономики. Необходимо отметить, что безработица - весьма сложное и многогранное явление, ее последствия проявляются практически  на всех уровнях экономической и  социальной жизни общества и оказывают  непосредственное влияние не только на экономику страны, но и на каждого  участника экономического процесса. В связи с этим при решении вопроса об экономических потерях следует выделить уровни их оценки. К их числу, как нам представляется, необходимо отнести страну, регион, отрасль, предприятие, безработного. В правомерности такого подхода нас убеждает и то, что потери каждого уровня автономны. Результаты расчетов потерь для одного уровня не могут быть использованы для оценки убытков другого. В частности, убытки предприятия нельзя выразить через потери его работников. Уровневый подход оценки потерь от безработицы позволяет осуществить более конкретный и адресный анализ ее экономических последствий. Рост безработицы увеличивает и расходы государства. Их основная масса осуществляется за счет фонда занятости. Источниками же его пополнения являются, как известно, не только обязательные страховые взносы работодателей из заработков работающих, но и ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц. В каждом регионе существует соответствующая социально-экономическая ситуация, в том числе сложившиеся фактический и естественный уровень безработицы. Для большинства людей потеря работы резко меняет жизнь, ставит их в очень тяжелое положение, как в моральном, так и в материальном плане (при отсутствии значительных сбережений снижается уровень жизни, приходится отказываться от многих привычных и необходимых самому человеку и его семье вещей и услуг, а в самом крайнем случае - просто не хватает денег на питание).Безработица означает потерю постоянно и регулярно получаемого дохода. В условиях же, когда доходы находятся на низком уровне и человек не имеет возможности создать какие-либо денежные и другие накопления, потеря постоянного источника средств существования является большой бедой. А именно такое положение дел имеет место в России. Безработица приносит ущерб не только человеку, но и экономике, поскольку спрос на товары и услуги сокращается, а значит, сокращаются и объемы их производства. Однако нельзя не учитывать и того, что определенная часть безработных получает пособие по безработице. Собственно, это единственный официальный источник доходов безработного, если, конечно он зарегистрирован в Государственной службе занятости. Выплата пособия может быть прекращена на срок до трех месяцев в случае: отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы, отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу и при этом не имеющих профессии, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва. Став безработным, получающим пособие, человек сразу переходит в группу малоимущих, в особенности, если он не может найти работу довольно длительное время, что, как правило, и происходит.

1.6 Способы регулирования безработицы.

Поскольку безработица представляет собой  серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает  меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они  обусловлены разными причинами, используются разные меры.

В отношении  безработицы государство располагает  тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере  занятости.

Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания  их жизненного уровня.

Макроэкономическая  политика предполагает использование  денежно- кредитных и бюджетно-налоговых  мер для сокращения безработицы.

Политика  в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров  по трудоустройству и т.д.

Основными средствами борьбы с циклической  безработицей являются:

  • проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
  • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

  • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
  • помощь частным службам такого типа.

Специфическими  мерами для борьбы с фрикционной  безработицей выступают:

-усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах); создание специальных служб для этих целей.

Все методы и меры, с помощью которых государство  воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные  меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета.

Во- вторых, организационные законодательные  и финансовые меры государства, которые  включают:

-организацию  системы образования и производственно-технического  обучения кадров на базе служб  по трудоустройству и предприятий; -регулирование отраслевой и региональной  мобильности кадров; расширение  производства товаров и услуг  за счет роста государственных  субсидий;

-осуществление  программ общественных работ  в коммунальном хозяйстве, строительстве,  ремонтно-восстановительных работах; 

-создание  рабочих мест для молодежи; субсидии  по занятости лиц, нуждающихся  в социальной защите;

-инвестирование  наиболее перспективных или трудоемких  отраслей; меры по сокращению  предложения на рынке труда; 

-стимулирование  самостоятельной занятости населения; 

-содействие  в развитии мелкого и среднего  бизнеса. 

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхование  и материальной помощи безработным. Система социального страхования  предусматривает выплату пособий  по безработице с учетом прежних  заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

В основе государственной системы занятости  лежит сеть служб и фондов занятости  различных уровней. На федеральном  уровне - это Государственный Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские  фонды и службы занятости, а в  городах и населенных пунктах, а  также в крупных сельских пунктах  существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной  службы занятости подчиняются соответствующим  вышестоящим органам и органам  исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.

Органы  службы занятости на безвозмездной  основе предоставляют органам государственной  статистики, налоговым органам и  получают от них сведения, необходимые  для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать  на безвозмездной основе у органов  исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.

Органы  служб занятости на основе прогнозов  экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы  занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих  органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.

Служба  занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:

  • анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;
  • вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
  • информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;
  • оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
  • организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях;
  • оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения;
  • регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;
  • разрабатывать республиканские и региональные программы занятости;
  • подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений;
  • оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;
  • выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств;
  • публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.

Информация о работе Безработица, ее формы и способы регулирования