Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:30, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть вопросы белорусско-российской экономической интеграции, ее целей, особенностей, инструментов, проблем и перспектив развития.
Основными задачами курсовой работы являются:
- изучение понятия, сущности, предпосылок, целей и эффектов международной экономической интеграции;
- рассмотрение истории создания и функционирования Союзного государства как формы экономической интеграции Республики Беларусь и России;
- изучение основных проблем и перспектив развития белорусско-российской интеграции, а также сценариев (возможных перспектив) социально-экономического развития Союзного государства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРЕДПОСЫЛКИ, ЦЕЛИ И ЭФФЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 5
1.1. Содержание и формы международной экономической интеграции 5
1.2.Факторы, определяющие интеграционные процессы 7
1.3. Цели и эффекты интеграции 9
1.4. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве 11
2. СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ФОРМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУСЬ И РОССИИ 14
2.1. Политико-правовые аспекты формирования союзного государства России и Белоруссии 14
2.2.Оценка текущего состояния и условия экономического развития Союзного государства в 2008 году 21
3. ПРОБЛЕМЫ БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ. СЦЕНАРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА ПРОГНОЗНЫЙ ПЕРИОД 26
3.1.Проблемы белорусско-российской интеграции 26
3.2. Сценарий социально-экономического развития Союзного государства на 2009-2011 гг. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
-
формирование единого
-
синхронизация проводимых
-
восстановление объединенных
-
формирование единой
-
проведение унификации денежно-
- создание условий для введения общей валюты;
- завершение создания общего таможенного пространства с единой системой управления;
-
согласование своей внешней
- взаимодействие в обеспечении безопасности, охране границ, борьбе с преступностью.
Договор об образовании Сообщества специально оговаривал неприкосновенность суверенитета, независимости, территориальной целостности Белоруссии и России. Оставаясь субъектами международного права, эти государства самостоятельно действуют на международной арене.
В соответствии с Договором на паритетной основе начали действовать межгосударственные органы и отраслевые органы управления. В качестве представительного органа начало работать Парламентское Собрание, которое формировалось из равного числа парламентариев России и Белоруссии.
Договор был открыт для присоединения других государств, разделяющих его принципы. Дальнейшее развитие Сообщества и его устройство должны были определяться референдумами. День 2 апреля объявлялся в России и Белоруссии праздником Единства народов.
Таким образом, первый этап сближения и всестороннего сотрудничества между двумя братскими народами России и Белоруссии был четко определен в Договоре об образовании Сообщества двух государств.
Сразу же после подписания указанного документа оба государства начали готовить более полноценный договор о взаимном сближении, проект которого появился в начале 1997 года.
2
апреля 1997 г. Президенты двух стран
подписали Договор о Союзе
Беларуси и России. Документ был
основан на Договоре об
Неотъемлемой частью Договора должен был стать Устав Союза, проект которого, после доработки, был вынесен на всенародное обсуждение.
23
мая 1997 г. в Москве состоялось
очередное заседание Высшего
Совета Сообщества России и
Белоруссии. На этом заседании
был одобрен Устав Союза
В тот же день, 23 мая 1997 г., после завершения работы Высшего Совета Президенты России и Белоруссии в торжественной обстановке подписали Устав Союза, который является неотъемлемой частью Договора о Союзе Беларуси и России. Оба документа были переданы на ратификацию в парламенты, которыми они вскоре были одобрены. 6 июня 1997 г. их одобрила Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, а 10 июня того же года - Совет Федерации.
Устав Союза Беларуси и России уравнивал в правах граждан обоих государств. В соответствии с ним был введен институт гражданства Союза. Предусматривалось постепенное формирование унифицированной валютной системы. Согласно решению Высшего Совета Союза ранее созданные органы Сообщества были преобразованы в органы Союза.
В
конце декабря 1998 г. в Москве с
рабочим визитом находился
-
разработка и вынесение на
всенародное обсуждение
-
формирование союзных органов
государственной власти и
-
выработка механизма
-
вопросы обороны и
В
экономической сфере
Помимо этого Президенты подписали еще два важных соглашения: Договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.
Принятие
указанных документов означало переход
России и Белоруссии на качественно
новый уровень интеграции в политической,
экономической и социально-
28 апреля 1999 г. в Москве с рабочим визитом находился Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Состоялись его встречи с Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным и Председателем Правительства Российской Федерации Е.М. Примаковым.
На встрече Президентов двух стран при рассмотрении вопросов углубления интеграции двух стран особое внимание было уделено подготовке проекта Договора о создании Союзного государства России и Белоруссии, а также было подписано 14 решений Высшего Совета Беларуси и России, в том числе:
-
о завершении формирования
-
о концепции безопасности
-
о концепции пограничной
-
о концепции совместного
8
сентября 1999 г. Председатель Правительства
Российской Федерации В.В.
На состоявшемся в тот же день заседании Исполкома Союза Беларуси и России были рассмотрены актуальные вопросы формирования единого экономического пространства, создания объединенных транспортной и электроэнергетической систем, формирования единого научно-технического пространства, расширение прямых межрегиональных связей.
8
декабря 1999 г. в Москве прошло
заседание Высшего Совета
13
декабря 1999 г. Государственная
Дума Федерального Собрания РФ
ратифицировала Договор между
Россией и Белоруссией о
Договор о создании Союзного государства состоит из преамбулы и 71 статьи, объединенных в 7 разделов. Так, согласно ст. 1 Договора Российская Федерация и Республика Беларусь создают Союзное государство, которое знаменует собой новый этап в процессе единения двух народов.
В
статье 3 Договора отмечено, что Союзное
государство базируется на принципах
суверенного равенства
Для реализации целей Союзного государства создаются Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд, Счетная палата Союзного государства (ст. 4).
Согласно статье 5 Договора Союзное государство является светским, демократическим, социальным, правовым государством, в котором признаются политическое и идеологическое многообразие.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Договора каждое государство-участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности. В то же время Союзное государство имеет свой герб, флаг, гимн и другие атрибуты государственности (п. 1 ст. 10).
Союзное государство имеет единую денежную единицу (валюту). Денежная эмиссия осуществляется исключительно единым эмиссионным центром (ст. 13). В Союзном государстве поэтапно вводится единая денежная единица (валюта) с одновременным созданием единого эмиссионного центра на основе соглашения между государствами-участниками (ст. 22).
Основываясь на Договоре о создании Союзного государства, Россия и Белоруссия приняли Программу действий по реализации положений Договора. Задача Программы - зафиксировать содержание, этапы и сроки работы по передаче Союзному государству определенных в Договоре предметов ведения, формы их правового закрепления, организационные рамки этой деятельности, включая создание необходимых союзных и координирующих органов.
С выполнением Программы должен быть завершен процесс создания Союзного государства с единым экономическим пространством, единой денежной единицей, общим бюджетом, единым таможенным пространством и транспортной системой.
В течение 2000 и 2001 гг. продолжалась нелегкая работа по формированию Союзного государства. Состоялось несколько заседаний высших органов Союзного государства. Принято важное решение о введении единой денежной валюты с 2008 г.
В 2002 году состоялось несколько заседаний Высшего Государственного Совета Союзного государства на уровне глав государств, несколько заседаний Совета Министров на уровне глав правительств, собиралось на свои сессии Парламентское Собрание Союзного государства. Все названные органы решали важные задачи строительства Союзного государства. Проводились переговоры руководителей России и Белоруссии.
Одной из важнейших задач, стоящих перед двумя государствами, являлась разработка и принятие Конституционного Акта Союзного государства, определяющего государственное устройство и основы функционирования его институтов. Предстояло создать правовую базу для проведения выборов в Палату Представителей Парламента Союзного государства. По мнению Председателя Высшего Государственного Совета Союзного государства, Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, необходим Суд Союзного государства, который обеспечил бы единообразное толкование и применение Договора о создании Союзного государства и иных нормативных правовых актов.
В
2001 году началась разработка основных
положений проекта
Согласно названному документу процесс создания Союзного государства должен основываться на общепризнанных принципах международного права[8, c.26]:
-
суверенном равенстве
-
нерушимости государственных
- территориальной целостности;
- мирном разрешении споров;
- невмешательстве во внутренние дела;
-
всеобщем уважении прав
-
самоопределении народов и
- сотрудничестве государств;
Информация о работе Белорусско-российская экономическая интеграция