Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:30, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть вопросы белорусско-российской экономической интеграции, ее целей, особенностей, инструментов, проблем и перспектив развития.
Основными задачами курсовой работы являются:
- изучение понятия, сущности, предпосылок, целей и эффектов международной экономической интеграции;
- рассмотрение истории создания и функционирования Союзного государства как формы экономической интеграции Республики Беларусь и России;
- изучение основных проблем и перспектив развития белорусско-российской интеграции, а также сценариев (возможных перспектив) социально-экономического развития Союзного государства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРЕДПОСЫЛКИ, ЦЕЛИ И ЭФФЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 5
1.1. Содержание и формы международной экономической интеграции 5
1.2.Факторы, определяющие интеграционные процессы 7
1.3. Цели и эффекты интеграции 9
1.4. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве 11
2. СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ФОРМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУСЬ И РОССИИ 14
2.1. Политико-правовые аспекты формирования союзного государства России и Белоруссии 14
2.2.Оценка текущего состояния и условия экономического развития Союзного государства в 2008 году 21
3. ПРОБЛЕМЫ БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ. СЦЕНАРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА ПРОГНОЗНЫЙ ПЕРИОД 26
3.1.Проблемы белорусско-российской интеграции 26
3.2. Сценарий социально-экономического развития Союзного государства на 2009-2011 гг. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
Следует не только декларировать, но и реально поставить экономику впереди политики, впереди создания политических союзных бюрократий, в том числе и учреждения единого эмиссионного центра или единовременного перехода на валюту России. Если не принимать во внимание проблему сохранения белорусского суверенитета, то переход на российский рубль целесообразен лишь на последнем этапе белорусско-российской интеграции. И это при условии, что нам был бы закрыт путь в ЕС с ее валютой - евро.
Разумеется, есть ряд достаточно весомых аргументов в пользу ускоренного перехода на российскую валюту. Центробанк РФ располагает значительными валютными резервами, валютный курс российского рубля более стабилен, инфляция в России значительно ниже, а коэффициент монетаризации российской экономики более чем в два раза выше, бартеризация расчетов - ниже, чем в Беларуси. Не вызывает сомнения, что переход на российский рубль и единый внутренний валютный рынок -- при условии обеспечения стабильности этой валюты, формирования однотипной экономической модели, свободного предпринимательства, идентичного налогообложения и ценообразования и других равных условиях хозяйствования -- позволил бы обеспечить некоторую экономию издержек при валютном обмене, расчетах, ведении учета, таможенном досмотре и др., способствовал бы снижению уровня инфляции[11, c.6].
Однако эти небольшие преимущества от полной валютной интеграции не сопоставимы с тем, что официальный переход на российский рубль и валютное законодательство грозит потерей нашего национального суверенитета.
С позиции здравого смысла Россия ни в политическом, ни в экономическом, ни в военном отношении не является тем партнером, объединение с которым в единое государство (де-факто вхождение в состав РФ) было бы оправдано высшими интересами белорусского народа. Внутриэкономическое положение России неустойчиво, базируется на экспорте энергоносителей и сырья, мировые цены на которые нестабильны. Что станет с российским рублем, с экономикой РФ, если, предположим, нынешний режим в Ираке будет заменен на проамериканский и цены на нефть упадут? Страна имеет огромную внешнюю задолженность, многократно превышающую относительную величину госдолга Беларуси. Производительность труда, качество товаров и их конкурентоспособность невелики. ВВП РФ составляет где-то немногим более 1% к общемировому уровню. По уровню национального дохода на душу населения РФ отстает почти в два раза даже от соседней Польши. Уровень жизни в регионах большинства населения низок, на грани нищеты. Коррумпированность власти одна из самых высоких в мире. На ее базе и в связи с переделом собственности имеют место постоянные кровавые разборки. Страну захлестнул террор, продолжает убегать капитал. Сохраняется риск установления авторитарного режима, прихода к власти антидемократических сил, ностальгирующих по империалистическому прошлому. Многие регионы сотрясают энергетические проблемы, кризисы неплатежей. Ослабленная экономика не в состоянии поддерживать былую военную мощь, что делает армию нестабильной, потенциально способной на авантюры. Сегодняшняя РФ - далеко не правовое государство. Свободы и права человека в ней в должной мере не обеспечены, уровень развития демократии и гражданского общества низок.
Выше уже была подчеркнута объективная иллюзорность обеспечения равноправного сотрудничества в рамках Союзного государства в силу несопоставимости экономического веса, а также численности населения и других параметров наших стран. К этому следует прибавить, что национальный частный капитал в Беларуси не сформирован. Привлекательность для инвесторов, в том числе российских, наших предприятий с изношенным оборудованием весьма сомнительна. Стратегические инвесторы из дальнего зарубежья из-за задержки со структурной перестройкой оказались на рынках других трансформирующихся стран. Все это в совокупности в условиях валютной интеграции с Россией приведет к практически полной утрате белорусами собственности, ее переходу в собственность нецивилизованного олигархического российского капитала.
Соглашение о переходе на валюту России противоречит Конституции РБ, означает передачу ее суверенного эмиссионного права ЦБ РФ. Переход в будущем на союзную валюту предполагает принятие наднационального законодательства о порядке функционирования ЦБ Союзного государства и порядке проведения единой макроэкономической, денежно-кредитной и валютной политики. В силу изложенного выше такое законодательство не может не быть пророссийским. Более того, в случае перехода на российский рубль до принятия наднационального законодательства у России не останется никаких стимулов для формирования т.н. союзного эмиссионного центра и союзной валюты. Что касается идеи двух эмиссионных центров с использованием единой валюты, то она противоестественна. Реализация на практике этих предложений содержит угрозу возможной дезорганизации денежного обращения, особенно в случаях социально-экономической нестабильности[12].
Активы и пассивы резидентов и нерезидентов РБ должны будут конвертироваться в российские рубли по соответствующему рыночному курсу. Между тем рыночные котировки белорусского рубля фактически ниже паритета его покупательной способности, по оценке НБ РБ, примерно в 1,6 раза. Обмен по данному курсу приведет к существенным потерям для экономики, населения и бюджета страны. Однако и переоценка белорусских активов по завышенному (против рыночного) курсу сделала бы нашу экономику еще более неконкурентоспособной.
Единовременный перевод белорусских банков в режим функционирования в условиях рыночной конкуренции с более мощными российскими банками приведет наиболее крупные из них, финансирующие государственные программы и промышленные гиганты, к неминуемому банкротству либо поглощению российскими банками. Параллельно с этим будет происходить банкротство тех предприятий, которые искусственно держались на плаву благодаря правительственной и банковской поддержке. Следует ожидать обвального роста безработицы.
Альтернативой введению российского рубля могла бы стать жесткая привязка к нему белорусского. Однако сам якорь - российский рубль - вынужден привязываться к доллару США. Спрашивается, для чего белорусам нужен слабый посредник?
В
силу вышеизложенного следует
В
публичной дискуссии о
Безусловной
целью белорусско-российской интеграции
является Таможенный союз Беларуси и России,
формирование единой таможенной границы.
Параметры Таможенного союза должны максимально
совпадать с параметрами аналогичных
международных структур. Однако вначале
нам следовало бы построить классическую
зону свободной торговли между нашими
государствами, в рамках которой предусмотреть
отмену всех (либо почти всех) мер тарифного
и нетарифного регулирования, отказ от
административного регулирования цен
на товары и услуги, перемещаемые через
границу. С целью противодействия контрабанде
и упорядочения торговли товарами из третьих
стран, а также в рамках подготовки к вступлению
в ВТО, очевидно, необходимо временно восстановить
таможенную границу с Российской Федерацией.
На последнем этапе нашей интеграции следует
предусмотреть вступление совместно с
Россией в качестве полноправных членов
в Европейский союз, переход на общепризнанную
стабильную европейскую валюту - евро.
3.2. Сценарий социально-
Сценарии социально-экономического развития Союзного государства на 2009-2011 гг. разработаны на основе Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 г. и основных параметров прогноза до 2011 гг., Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2009 г.
Разработка
сценариев социально-
В основных вариантах прогноза Российской Федерации заложены одинаковые прогнозные оценки мировых цен на нефть – умеренное снижение средней цены на нефть «Urals» с 112 долларов США за баррель в 2008 г. до 88 долларов в 2011 г. Различия по вариантам объясняются, прежде всего, изменением динамики конкурентоспособности российского бизнеса и эффективностью реализации правительственных мер по усилению инновационного характера российской экономики и ее диверсификации.
Изменение цен на топливно-энергетические ресурсы окажет неодинаковое влияние на динамику развития экономик Союзного государства. В 2009-2011 гг. прогнозируется, что «условия торговли» для российской экономики начнут ухудшаться вслед за снижением цены на нефть. Это снизит значение положительного сальдо торгового баланса.
Для
белорусской экономики
Поэтому
в условиях возможного ухудшения
конъюнктуры на отдельные важнейшие
экспортные позиции (нефтепродукты, другие
виды продукции нефтехимического комплекса,
продукция машиностроения, продовольствие)
ключевое значение для Беларуси будут
иметь цены на российские энергоресурсы
(прежде всего газ). При разработке госбюджета
и прогноза на 2009 г. исходили из возможности
увеличения цен на газ до
160 долл. США/тыс.м3, что является основной
предпосылкой достижения важнейших параметров
социально-экономического развития страны.
С другой стороны, сближение (или хотя
бы сохранение сложившихся в текущем году
расхождений) цен на энергоресурсы для
субъектов хозяйствования двух стран
обеспечивало бы возможность для белорусских
потребителей (по отношению к российским)
поэтапного выхода к 2011 г. (или более поздние
сроки, что предлагается Министерством
экономического развития Российской Федерации)
на равнодоходность поставки российского
газа на внутренний и внешние рынки с учетом
стоимости других видов энергоресурсов.
В конечном счете создавались бы условия
для укрепления кооперационных связей
(особенно при производстве машиностроительной
продукции) между промышленными предприятиями
двух стран, а также для наращивания взаимовыгодного
товарооборота. Все это способствовало
бы сближению важнейших показателей социально-экономического
развития двух стран (в части производства
ВВП на душу населения, доходов и заработной
платы, соотношения обменных курсов белорусского
и российского рубля, инфляции, процентных
ставок, рентабельности и т.д.) и, соответственно,
углублению интеграции национальных экономик.
В то же время чрезмерный рост цен на энергоресурсы приведет к дальнейшему перераспределению выгод от взаимной торговли (занимающей ключевое место во взаимоотношениях Беларуси и России в прогнозном периоде и определяющей развитие экономической ситуации в Союзном государстве) в пользу Российской Федерации. Данная ситуация будет сдерживать темпы экономического роста в Республике Беларусь и может негативно сказаться на отдельных параметрах (сальдо внешнеторгового баланса, рентабельности, инфляции), а также будет способствовать усилению отклонения (вместо сближения) отдельных показателей по отношению к российским.
Проведенные
расчеты с использованием МОБ
по оценке влияния на белорусскую
экономику дальнейшего
Все это может привести к торможению интеграционных связей, сокращению взаимовыгодного товарооборота и разрушению общего экономического пространства, созданного в рамках Союзного государства.
Даже при увеличении цен до 160 долл./тыс. м3 с учетом возможного ухудшения внешней ценовой конъюнктуры потребуются адекватные компенсационные меры для достижения напряженных прогнозных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь.
В связи с этим сценарии развития экономики Республики Беларусь и в определенной мере Союзного государства будут зависеть от степени участия Российской Федерации в реализации компенсационных мер, предпринимаемых белорусской стороной для сокращения потерь секторам экономики (в том числе реальному) от удорожания энергоносителей, что позволит в свою очередь сохранить рынки сбыта в Российской Федерации и кооперационные связи с российскими товаропроизводителями.
Участие Российской Федерации может состоять как в прямом сокращении дополнительной нагрузки через сдерживание роста цен на энергоресурсы и предоставление межгосударственного кредита на эти цели, так и через более активное участие российских инвесторов в модернизации и повышении конкурентоспособности белорусской экономики, а также снятие (сокращение) ограничительных мер в торговле между странами и более активное использование транзитных возможностей Республики Беларусь. Большие потери Республика Беларусь может также понести в случае активизации Российской Федерацией создания аналогичных производств, что приведет к сокращению белорусского экспорта по отдельным товарным позициям и соответственно возможностей рассчитаться за удорожание энергоносителей.
Информация о работе Белорусско-российская экономическая интеграция