Барьеры входа на отраслевой рынок и выхода с отраслевого рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:23, реферат

Краткое описание

«Развитие экономики России ставит новые задачи перед экономистами, а следовательно, новые задачи возникают и перед профессиональной подготовкой экономистов. До сих пор преобладающей дисциплиной фундаментальной, подготовки экономистов, оставались курсы общей экономической теории в виде микро- и макроэкономики, однако теперь требуется хорошая теоретическая база и в специальных областях.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………....3-5
1.Теоретические аспекты барьеров входа на рынок и выхода с рынка……5

1.1. Понятие барьеров, их сущность, содержание и виды……………….5-7

1.2. Условия возникновения и экономическая природа барьеров……..7-10
2. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка как факторы поведения

фирмы……………………………………………………………………...11-14

2.1. Положительная отдача от масштаба и минимально эффективный

выпуск……………………………………………………………………..14-16

2.2.Функционирование барьеров в условиях вертикальной интеграции и

дифферсификационной деятельности фирмы…………………………..16-18

2.3. Высота и эффективность барьеров………………………………......18-20

Заключение…………………………………………………………………21-22

Литература………………………………………

Файлы: 1 файл

барьеры входа.docx

— 29.15 Кб (Скачать)

14

 

и льготные режимы расчета  с поставщиками и потребителями, оттесняя тем самым конкурентов. 

 

Эффективность стратегических барьеров

 

Концепция эффективности  политики барьеров для входа отталкивается  от того, что стратегия препятствия  входу новых фирм сопряжена с  определенными затратами для  действующих в отрасли фирм. Это  могут быть

 

затраты, связанные либо напрямую с ценовой политикой - относительное  снижение цен для исключения потенциальной  конкуренции, либо с различными методами неценовой конкуренции (инвестициями в мощности, расходами на создание "избыточной" дистрибьютерской сети, расходами на повышение качества для создания эффекта репутации и т. д.).

 

Эффективность стратегических барьеров для входа определяется сравнением прибыли фирмы, получаемой при отказе от политики барьеров, с  прибылью, возможной при условии осуществления соответствующих мероприятий, блокирующих вход на рынок новых продавцов.

 

Пусть фирма получает в  текущем периоде экономическую  прибыль . Если фирма не позаботится о входных барьерах, на рынок войдут новые фирмы, возникнет конкуренция и экономическая прибыль упадет до нуля.

 

2.1. положительная отдача  от масштаба и минимально эффективный  выпуск 

 

Положительная отдача от масштаба создает объективные барьеры  входа для потенциальных конкурентов  благодаря преимуществу крупных  производителей в издержках. Показателем, характеризующим барьеры входа,

15

 

вызванные положительной  отдачей от масштаба, служит так  называемый минимально эффективный  выпуск (МЭВ, MES).

 

Минимально эффективный  выпуск - это такой объем выпуска, при котором положительная отдача от масштаба сменяется постоянной или  убывающей, фирма достигает минимального уровня долгосрочных средних издержек.

 

Количество фирм, действующих  в отрасли в состоянии долгосрочного  равновесия, определяется отношением объема рыночного спроса по цене, равной минимальному значению долгосрочных средних  издержек к минимальному эффективному выпуску (при условии, что производственная функция и структура издержек всех фирм в отрасли идентична).

 

, где 

 

n- число фирм в отрасли;

 

Qd- рыночный спрос по цене;

 

min LRAC - издержки на единицу продукции;

 

q- минимально эффективный выпуск.

 

Если в отрасли окажется число фирм, большее  n, по крайней мере часть из них будет производить товар с издержками, большими минимального значения долгосрочных средних издержек, причем ценовая конкуренция между ними приведет к снижению цены до уровня мини-

 

 

16

 

мальных средних издержек, так что ряд фирм будут терпеть убытки и будут вынуждены прекратить производство.

 

Дополнительной информацией, необходимой для вывода о высоте барьеров входа в отрасль, служит показатель преимущества в издержках - отношение средней величины добавленной  стоимости на одного работающего  крупных предприятий к соответствующему показателю для мелких предприятий  отрасли. Исследования западных ученых показали, что высокий минимально эффективный объем выпуска лишь тогда создает существенные барьеры  входа в отрасль, когда показатель преимущества крупных предприятий  в издержках выше 1,25.

 

2.2. Функционирование барьеров  в условиях вертикальной интеграции  и диффесификационной деятельности фирмы.

 

Вертикальная интеграция предполагает, что фирма, действующая  на данном рынке, является также собственником  либо ранних стадий производственного  процесса (интеграция первого типа, интеграция ре­сурсов), либо поздних стадий (интеграция второго типа, интеграция конечного продукта).

 

Примером вертикальной интеграции первого типа может служить фирма  по производству автомобилей, владеющая  сталелитейным заводом, который  обслуживает ее потребности в  стали. Примером вертикальной интеграции второго типа может служить нефтеперерабатывающий  завод, который владеет сетью  бензоколонок.

 

Вертикальная интеграция предоставляет фирме большую  рыночную власть, чем та рыночная власть, которой обладала бы фирма, исходя только

 

17

 

из объема своих продаж на данном рынке. Вертикально интегрированная  фирма обладает дополнительными  конкурентными преимуществами. так как она может в большей степени снижать цену товара или получать большую прибыль при данной цене благодаря более низким издержкам либо по закупке факторов производства, либо по продаже конечного продукта.

 

Вертикальная интеграция создает барьеры входа не только благодаря преимуществу уже действующих  на рынке продавцов в издержках. Важным последствием интеграции служит повышение влияния продавцов  на рынок: если одна из фирм, действующих  на рынке, является крупнейшим собственником  факторов производства или контролирует сбыт конечной продукции, располагая самой  широкой дистрибьюторской сетью, новым  фирмам, особенно если они не интегрированы, труднее получить доступ на этот рынок.

 

Если же потенциальный  конкурент для успешного входа  на рынок сам должен проводить  политику вертикальной интеграции, он сталкивается с проблемой привлечения  финансовых ресурсов.

 

3. Диверсификация деятельности  фирмы 

 

Диверсификация отражает распределение выпуска фирмы  между разными целевыми рынками. Диверсифицированная фирма обычно обладает большими размерами, чем не диверсифицированная. В силу этого  повышается минимально эффективный  объем выпуска в отрасли, что  затрудняет вход новых фирм, либо данная фирма обладает преимуществами в  издержках, что также упрочивает ее рыночную власть.

 

18

 

Диверсификация деятельности позволяет фирме снизить риск хозяйствования, связанный с конкретным рынком. Диверсифицированная фирма  более устойчива за счет способности  компенсировать прибылью от деятельности на одном рынке возможные убытки, которые компания терпит на другом. Кроме того, сам факт наличия диверсифицированной компании в отрасли отпугивает потенциальных конкурентов, поскольку они знают о ее возможностях вести конкурентную борьбу дольше и более жесткими методами.

 

С другой стороны, диверсификация используется как метод проникновения  на новые рынки, уменьшая риск банкротства  и степень зависимости от экономической  среды.

 

2.3 Высота и эффективность  барьеров

 

 Дж.Бэйн выделял четыре типа отраслей по высоте и эффективности барьеров входа. Его классификация стала общепринятой в теории организации отраслевых рынков:

 

1.Рынки со свободным  входом: уже действующие на рынке  фирмы

не обладают никакими преимуществами по сравнению с потенциальны­

 ми конкурентами. На  рынках со свободным входом  обеспечивается полная мобильность  ресурсов, цена в отрасли устанавливается  на уровне

предельных издержек.

 

2. Рынки с неэффективными  барьерами входа: фирмы, действующие  в отрасли, могут с помощью  различных методов ценовой и  неценовой политики препятствовать  входу фирм-аутсайдеров, однако  такая

политика не будет для  них предпочтительнее политики получения  прибыли в   краткосрочном периоде.

 

19

 

3. Рынки с эффективными  барьерами входа: возможность  препятствовать входу новых фирм  сочетается с предпочтительностью  такого

 рода политики для  фирм, действующих в отрасли.

 

4. Рынки с блокированным  входом: вход новых фирм на  рынок

полностью блокирован старыми фирмами и в краткосрочном и в долго­

 срочном периодах.

 

Очевидно, что исследование первого и четвертого типа рынков интересно, однако еще более плодотворным в теоретическом и в практическом плане представляется исследование второй и третьей ситуации. Легко  заметить, что на рынках «промежуточного» типа наличие или отсутствие стратегических барьеров входа в отрасль будет  зависеть от ряда показателей, характеризующих  положение фирм.

 

«Концепция эффективности  политики барьеров входа отталкивается  от того, что стратегия препятствия  входу фирм-аутсайдеров сопряжена  с определенными издержками для  действующих в отрасли фирм. Это  могут быть издержки, связанные либо напрямую с ценовой политикой  -снижение цен для исключения потенциальной конкуренции, либо с различными методами неценовой конкуренции (инвестиции в мощности, расходы на создание «избыточной» дистрибьюторской сети, расходы на повышение качества для создания эффекта репутации и т. д.). В первом случае затраты на создание барьеров входа можно рассматривать как неявные, во втором случае

 

- как явные. В любом  случае прибыль фирмы (фирм), осуществляющей  политику создания барьеров входа,  окажется меньше прибыли фирмы,  не практикующей стратегическое  поведение. Эффективность стратегических  барьеров входа определяется  сравнением прибыли фирмы, получаемой  при отказе от политики барьеров, с прибылью, возможной при условии 

 

20

 

осуществления соответствующих  мероприятий, блокирующих вход на рынок  новых продавцов.»6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6  Грузинов В.П., Грибов  В.Д. Экономика предприятия: Учеб.       Пособие. - 2е изд.. доп.- М.: Финансы и статистика, 2002. - 208с: ил

 

21

 

 Заключение

 

Эмпирические исследования барьеров для входа на рынок в  современной теории фокусируют внимание на изучении двух аспектов:

 

- влияние барьеров для  входа на масштаб и скорость  проникновения новых конкурентов  на рынок;

 

- влияние барьеров для  входа на размер экономической  прибыли фирм, действующих на  рынке.

 

Основной целью анализа  служит сравнительная характеристика значения разных типов барьеров для  экономики в целом, а также  для различных отраслей.

 

Одно из первых исследований зависимости прибыли на доллар акционерного капитала от различных факторов, отражающих высоту барьеров для входа на рынок, было проведено У. Командором и Т. Вильсоном9 для 41 отрасли США. Их анализ показал, что важнейшим фактором, повышающим прибыль на доллар акционерного капитала, является рост доли расходов на рекламу в выручке фирмы. Гораздо слабее прибыль на доллар акционерного капитала зависела от величины капитала и еще слабее - от темпов роста спроса.

 

Д. Орр  на основе анализа 71 отрасли промышленности Канады, где  стимулом для входа новых фирм служила высокая доходность, показал, что основными факторами, дестимулирующими вход, служат (по мере убывания влияния): концентрация продавцов, уже действующих на рынке; абсолютная величина капитала; высокая доля расходов на рекламу в объеме выручки; показатель отраслевого риска; высокая доля расходов на НИОКР в выручке. M. Портер  (США) указал различия факторов, определяющих величину показателя прибыли на капитал, для фирм, являющихся лидерами в

 

22

 

определении цены или объема продаж и для фирм-аутсайдеров, "соглашающихся с ценой" лидера.

 

         Для  фирм-лидеров была установлена  положительная зависимость прибыли  на капитал от концентрации  и от дифференциации продукта  и не установлена зависимость  от объема использования капитала  и темпов роста спроса; для  фирм-последователей ("соглашающихся  с ценой") установлена положительная  зависимость прибыли на капитал  от объема использования капитала  и от капиталоемкости продукции.

 

Таким образом, мы видим, что  структура рынка - это более сложное  понятие, чем кажется на первый взгляд. Структура рынка имеет множество граней, что отражается в различных ее показателях. Мы рассмотрели показатели концентрации продавцов на рынке и обсудили их основные свойства. Значение концентрации продавцов на рынке чрезвычайно важно для определения рыночной структуры. Однако концентрация продавцов сама по себе не определяет уровень монопольной власти - способности влиять на цену.

 

Только при достаточно высоких барьерах входа в отрасль  концентрация продавцов сможет реализоваться  в монопольной власти - способности  устанавливать цену, обеспечивающую достаточно высокую экономическую  прибыль. Мы охарактеризовали основные типы барьеров входа в отрасль, в  основном - барьеров нестратегических, не зависящих от сознательных действий фирм.

 

Мы рассмотрели основные показатели, позволяющие характеризовать  уровень монопольной власти на рынках и проблемы, связанные с их измерением.

 

23

 

Структура рынка не является экзогенным фактором экономики и  подвержена влиянию поведения фирм, действующих на рынке. В дальнейшем мы рассмотрим, как стратегическая ценовая и неценовая политика фирм влияет на характеристики рынка.

 

 

 

23

 

Литература

 

1. С.Б.Авдашева , Н.М. Розанова «Теория организации отраслевых  рынков» Учебник- М: ИЧП «Издательство Магистр», 1998-320 с

 

2.Байе М.Р. Управленческая  экономика и стратегия бизнеса.  М., 1999. Гл. 7. Экономическая сущность  отрасли. С. 288-309.

 

3.Вурос А., Розанова Н. Указ. Соч. С.220-221.

 

4. Грузинов В.П., Грибов  В.Д. Экономика предприятия: Учеб. Пособие -2 –е изд. Доп.-М.: Финансы  и статистика ,2002 -208 с: ил.

 

5. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство. М.: 2001. Гл..3. Конкуренция и монополия. С. 93-133.

 

6.Тироль Ж. Рынки и  рыночная власть СПб., 1996. С.340-347.

7. Под ред. Терехина  В.И. Финансовое управление фирмой  М.: Экономика, 1998 П. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Финансы предприятий, М.: ИНФРА-М. 1998 г.

 

8. Фирма как экономический  агент// Учебник по основам экономической  теории М. 1994. С. 133-164.

Информация о работе Барьеры входа на отраслевой рынок и выхода с отраслевого рынка