Барьеры входа на отраслевой рынок и выхода с отраслевого рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:23, реферат

Краткое описание

«Развитие экономики России ставит новые задачи перед экономистами, а следовательно, новые задачи возникают и перед профессиональной подготовкой экономистов. До сих пор преобладающей дисциплиной фундаментальной, подготовки экономистов, оставались курсы общей экономической теории в виде микро- и макроэкономики, однако теперь требуется хорошая теоретическая база и в специальных областях.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………....3-5
1.Теоретические аспекты барьеров входа на рынок и выхода с рынка……5

1.1. Понятие барьеров, их сущность, содержание и виды……………….5-7

1.2. Условия возникновения и экономическая природа барьеров……..7-10
2. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка как факторы поведения

фирмы……………………………………………………………………...11-14

2.1. Положительная отдача от масштаба и минимально эффективный

выпуск……………………………………………………………………..14-16

2.2.Функционирование барьеров в условиях вертикальной интеграции и

дифферсификационной деятельности фирмы…………………………..16-18

2.3. Высота и эффективность барьеров………………………………......18-20

Заключение…………………………………………………………………21-22

Литература………………………………………

Файлы: 1 файл

барьеры входа.docx

— 29.15 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3-5

1.Теоретические аспекты  барьеров входа на рынок и  выхода с рынка……5

 

   1.1. Понятие барьеров, их сущность, содержание и виды……………….5-7

 

   1.2. Условия возникновения  и экономическая  природа барьеров……..7-10

2. Барьеры входа на рынок  и выхода с рынка как факторы  поведения 

 

   фирмы……………………………………………………………………...11-14

 

   2.1. Положительная  отдача от масштаба и минимально  эффективный  

 

    выпуск……………………………………………………………………..14-16

 

   2.2.Функционирование  барьеров в условиях вертикальной  интеграции и  

 

    дифферсификационной деятельности фирмы…………………………..16-18

 

   2.3. Высота и эффективность  барьеров………………………………......18-20

 

 Заключение…………………………………………………………………21-22

 

 Литература…………………………………………………………………..23

3.

 

Введение.

 

«Развитие экономики России ставит новые задачи перед экономистами, а следовательно, новые задачи возникают и перед профессиональной подготовкой экономистов. До сих пор преобладающей дисциплиной фундаментальной, подготовки экономистов, оставались курсы общей экономической теории в виде микро- и макроэкономики, однако теперь требуется хорошая теоретическая база и в специальных областях. Одной из таких областей фундаментальной экономической теории является экономическая теория рынков - наука о способах формирования, видах и экономических последствиях функционирования рыночных структур, включающая в себя особенности поведения предприятий на уровне отдельных отраслей и регионов. Эта теория показывает, каким образом складывается то или иное поведение хозяйствующего субъекта, как оно модифицируется в зависимости от реальных и предполагаемых действий других экономических агентов, включая государство. Теория рынков предоставляет классификацию рыночных структур, способы оценки силы влияния экономического агента на параметры рынка. Эта теория приобретает особую значимость с точки зрения проведения эффективной промышленной и антимонопольной политики государства.»1

 

Целью курсовой работы  является изучение возникновения и природа  барьеров входа на рынок и выхода с рынка,  провести  сравнительную  характеристику значения разных типов  барьеров для экономики.   

 

Задачи:

 

1.     Ознакомится  с  понятиями  барьеров, их  сущностью и видами.

 

2.     Рассмотреть  факторы поведения фирмы в  различных условиях экономики.

 

 

 

1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Теория организации отраслевых рынков. М., 1998., Гл.2. С.38-64

 

4.

 

3. Сравнить и классифицировать  типы отраслей по высоте и  эффективности барьеров входа.

 

Теория организации рыночных структур является относительно новой  областью экономической теории, особенно бурно развивающейся в настоящее  время. Как говорит само название, теория имеет дело с организацией отдельных рынков и отраслей, изучает деятельность фирм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

5

 

I

. Теоретические аспекты  барьеров входа на рынок   и выхода с рынка.

 

   1.1. Понятие барьеров, их сущность, содержание и виды.

 

Рынок - представляет собой  систему отношений, в которой  связи покупателей и продавцов  столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию  быстро выравниваться.

 

 

Рынок - представляет собой  совокупность покупателей и продавцов, взаимодействия которых приводит в  итоге к возможности обмена.

 

Рынок - это механизм передачи прав собственности.

 

Определение конкретного  рынка связано с целью и  методологией исследования. В первую очередь необходимо определить границы  рынка. Обычно в научной литературе выделяют следующие типы границ:

 

1) Продуктовые границы  - отражают способность товаров  заменять друг друга в потреблении 

 

2) Временные границы - характеризуют  исследуемый временной интервал, а также границы эксплуатации  продаваемого товара 

 

3) Локальные границы - определяют  пространственные границы рынка.  Такие границы зависят от остроты  конкуренции на национальном  и конкурентном рынке, а также  от величины барьеров входа  на региональный рынок внешних  продавцов. 

 

Необходимо дать четкое разграничение  рынка и отрасли.

 

6

 

Отрасль - совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя  близкие ресурсы и близкие  технологии.

 

Рынок объединен удовлетворяемой  потребностью. Отрасль - характером используемых технологий.

 

Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа  на рынок и выхода из него, доступностью информации.

 

Обычно в экономической  литературе рассматривается четыре типа рыночных структур (совершенной  конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, монополии).

 

Барьеры входа на рынок - факторы  объективного и субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли; в результате уже действующим фирмам можно  не опасаться конкуренции.

 

Нестратегические барьеры  входа - создаются фундаментальными условиями отрасли и в целом  независимы от деятельности фирмы или  слабо поддаются ее воздействию.

 

Стратегические барьеры  входа - создаются самой фирмой в  результате реализации ее целенаправленной политики.

 

Барьеры выхода с рынка - выход  из отрасли в случае неудачи сопряжен со значительными издержками, что  означает слишком высокий риск деятельности в отрасли, поэтому вероятность  входа в отрасль нового продавца будет невелика

 

7

 

«Барьеры входа на рынок  и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка. Барьеры входа на рынок - такие  факторы объективного или субъективного  характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли.

 

Благодаря такого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции. К таким же результатам приводит и наличие барьера выхода из отрасли. Если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками (например, производство товара требует узкоспециализированного оборудования, которое нелегко было бы реализовать в случае банкротства фирмы) – следовательно, высок риск деятельности в отрасли, - вероятность входа на рынок нового продавца относительно невысока.»2

 

Именно наличие барьеров для входа в сочетании с  высоким уровнем концентрации производителей в отрасли дает возможность фирмам поднимать цены выше предельных издержек и получать положительную экономическую  прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах, что  и обусловливает рыночную власть этих фирм. Там же, где барьеры для входа не существуют или слабы, фирмы даже при высокой рыночной концентрации вынуждены учитывать конкуренцию со стороны фактических или потенциальных соперников.

 

1.2. Условия возникновения  и экономическая природа барьеров.

 

Попытка объяснить феномен  того, что на отдельных отраслевых

 

2. Фирма как экономический  агент // Учебник по основам   экономической теории. М. 1994. С. 133 -  164

 

8

 

рынках у фирм устойчиво и систематически норма прибыли выше, чем у фирм в других сферах деятельности, наталкивает на предположение, что здесь могут иметь место препятствия для входа новых фирм на этот рынок, мешающие им использовать благоприятную рыночную ситуацию.

 

Этому феномену Д.Бейн дал название барьера входа, позволяющего действующим фирмам получать сверхприбыль, не опасаясь входа конкурентов. В работах Чемберлина также исследовались вопросы потенциальной конкуренции и связанные с ней затруднения входа фирм на отраслевой рынок. В них была показана решающая роль степени затруднения входа на рынок в установлении зависимости между кривыми издержек и выручки фирмы. Позднее появились работы других экономистов.

 

В результате исследований данной проблемы разными экономистами были предложены альтернативные трактовки  барьеров входа. Их обзор представлен  в работе А.Шаститко. Так, в соответствии с подходом Д.Бейна, барьер входа существует, если новая фирма не может достичь того же уровня прибыльности после входа, который имели уже действующие фирмы до того, как они вошли на рынок.

 

 Следует отметить, что  Д.Бейн рассматривает в качестве потенциальных фирм не все, а только те, которые обладают одинаковыми преимуществами, чтобы претендовать на вход в отрасль.

 

Позднее Д.Стиглер предложил определять барьеры исходя из

 

асимметрии в поведении  действующих и входящих на рынок  фирм.

 

9

 

Детализируя это определение, С.Вейцзекер рассматривал барьеры входа как затраты производства, которые должна нести фирма, стремящаяся войти на отраслевой рынок, и не несут действующие

 

«Барьеры могут быть порождены  объективными характеристиками отраслевого  рынка, связанными с технологией  производства, характером

 

предпочтений потребителей, динамикой спроса, иностранной конкуренцией и т.д. Такие барьеры относят  к нестратегическим факторам рыночной структуры. Другой тип барьеров - барьеры, вызванные стратегическим поведением фирм, действующих на рынке (стратегическое ценообразование, ограничивающее вход потенциальных конкурентов в  отрасль, стратегическая политика в  области расходов на исследования и  инновации, патентов, вертикальная интеграция и дифференциация продукта и т. д.).»3

 

Большое влияние на определение  рыночной структуры и последующее  функционирование фирм играет свобода  входа и выхода с отраслевого  рынка. На разных отраслевых рынках высота и длительность действия барьеров входа-выхода различаются. Степень свободы входа  и выхода с рынка является также  величиной переменной и во многом определяет динамику фирм на рынках, которая, в свою очередь, может иметь разные результаты. Одни рынки являются весьма динамичными, другие — более стабильны, и число действующих на них  фирм изменяется незначительно.

 

Вход новых фирм на рынок  может вызвать изменения в  рыночной ситуации, а именно усилить  конкуренцию и давление на уже  действующие на рынке фирмы в  направлении необходимости 

3 Тироль Ж. Рынки и  рыночная власть СПб., 1996. С.340-347.

10

 

повышения эффективности  производства, т.е. вынудить приспособиться к изменениям или искать другие, более адекватные для них рынки. Вход новых фирм может также способствовать внедрению новых продуктов и  технологий.

 

Условия входа фирм на рынок  определяются разными факторами, в  связи с чем входные барьеры классифицируются по видам. В частности, доминирующее положение фирмы на рынке может быть ею использовано для создания стратегических барьеров

 

и установления монопольно высоких  цен. На многих российских отраслевых рынках широко представлены, например, админист-

 

ративные барьеры входа, что является специфической чертой экономики страны. В связи с этим мы рассмотрим в данной главе сущность и виды барьеров входа в отрасль, различные типы структурных барьеров и факторы, влияющие на вход и выход фирм.

11

 

Глава

II

.  Барьеры входа на  рынок и выхода с рынка как  факторы поведения фирмы

 

Барьеры входа на рынок  и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка.

 

«Барьеры входа на рынок - такие факторы объективного или  субъективного характера, из-за которых  новым фирмам трудно, а подчас и  невозможно начать свое дело в выбранной  отрасли. Благодаря такого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции.» 4

 

К таким же результатам  приводит и наличие барьера выхода из отрасли. Если выход из отрасли  в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками.

 

Барьеры входа на рынок  можно разделить на две группы: стратегические и нестратегические барьеры. Рассмотрим сначала нестратегические барьеры.

 

К нестратегическим барьерам входа на рынок и выхода относятся  следующие факторы:

 

1. положительная отдача  от масштаба и минимально эффективный  выпуск;

 

2. вертикальная интеграция;

 

3. диверсификация деятельности  фирмы; 

 

4. Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Теория организации отраслевых рынков. М., 1998., Гл.2. С.38-64.

 

13

 

4. дифференциация продукта;

 

5. эластичность и темпы  роста спроса;

 

6. иностранная конкуренция; 

 

7. институциональные барьеры

 

«

Стратегические (субъективные) барьеры создаются сознательной деятельностью самих фирм, стратегическим поведением, препятствующим проникновению  новых фирм в данную отрасль. К ним можно отнести такие мероприятия фирм, как: сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, получение лицензий и патентов на данный вид деятельности, сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально эффективного объема выпуска для отрасли — увеличение издержек на рекламу и НИОКР, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы.» 5

 

Стратегические барьеры  могут также проявляться в  ценовой и сбытовой политике, особенностях деятельности производителей в качестве держателей патентов, лицензий, товарных знаков. Наличие прочных деловых  связей и неформальных отношений  с поставщиками ресурсов и покупателями товара тоже играет роль стратегического  барьера. Крупные размеры хозяйственного оборота и отлаженный производственный процесс позволяют соз­давать резервные мощности, которые могут быть использованы для ведения ценовой конкуренции и быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка, а также использовать разнообразные соглашения 5 Байе М.Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса. М., 1999. Гл. 7. Экономическая сущность отрасли. С. 288-309.

Информация о работе Барьеры входа на отраслевой рынок и выхода с отраслевого рынка