Банковские отношения как инструмент структурной промышленной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Промышленность в первую очередь определяет производственный и научно-технический потенциал, степень и эффективность использования природных, материальных и трудовых ресурсов. Она служит основой формирования территориально-производственных комплексов.
В составе промышленности интенсивность развития отдельных отраслей различна, что объясняется особенностями их формирования в прошлом, необходимостью соблюдения тех или иных межотраслевых пропорций, требованиями научно-технического прогресса и другими причинами. При этом обращает на себя внимание стабильность следующих тенденций: приоритетный рост отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс; значительное расширение производства предметов потребления во всех отраслях промышленности.

Файлы: 1 файл

нац эк-ка.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

     5000 банков-членов.

     И, во-вторых, из кредитно-финансовых институтов, занимающих третий и четвертый ее этажи.

     Многоуровневость  и сложность взаимосвязей внутри данной структуры создает возможности  для ее широкого использования, позволяет  своевременно вводить в дествие  большой набор различных кредитно-денежных рычагов регулирования, воздействовать на экономический механизм как на систему. Из чего следует комплексный характер кредитной политики. 

      2.3. Структурная промышленная перестройка посредством финансового и денежно-кредитного регулирования. 

      Рассмотрим  подробно этот метод регулирования структурной перестройки в промышленности.

     Сегодня необходимо усиление государственного участия в разработке и реализации целей, задач и основных направлений  структурной перестройки промышленности Беларуси. При этом надо учитывать, что все большая часть экономических решений переходит в компетенцию самих хозяйствующих субъектов, которые определяют структурные сдвиги на микроуровне. С учетом кризисного состояния экономики должны использоваться все методы государственного воздействия на структурные пропорции. С определенной долей условности их можно разделить на косвенные и прямые.

     К косвенным методам финансового  и денежно-кредитного регулирования  относятся налогообложение (наибольшее внимание должно уделяться собираемости налогов), амортизация (установление дифференцированных норм амортизации, индексация амортизационных отчислений, ускоренная амортизация), кредитная политика (учетная ставка, кредитная или экспансия, гарантии государства), таможенное законодательство, регулирование цен, в том числе на продукцию предприятий-монополистов, и т. д.

     Прямое  государственное финансовое регулирование  включает в себя распределение бюджетных  инвестиций, субсидии санируемым предприятиям, субвенции и дотации территориям, и т. д.

     Структурная политика, направленная на возрождение материально-технической базы страны, включает в себя два этапа.

     На  первом этапе необходимо выйти из финансового и бюджетного кризиса, повысить платежеспособность предприятий, укрепить вертикальные связи предприятий и территорий с государственными органами, восстановить утраченную управляемость хозяйством, усилив при этом роль государства и банков. Подавление инфляции, облегчение налогового бремени, улучшение собираемости налогов, снижение ставок коммерческих кредитов будут способствовать оздоровлению финансовой системы предприятий, увеличению их оборотных средств, использованию амортизационных отчислений по прямому назначению. В результате процесс деградации производственного аппарата в большинстве отраслей затормозится, а в более благополучных отраслях удастся приступить к интенсивному наращиванию технологического потенциала [5].

     На  следующем этапе возникнут предпосылки  для экономического роста, повышения благосостояния населения и широкомасштабного восстановления и реконструкции производственного аппарата. Но эти возможности надо использовать исходя из общенациональной стратегии развития с учетом как внутренних потребностей, так и роли Беларуси в мировом хозяйстве.

     На  этом этапе будут предприняты  основные усилия по восстановлению и  созданию нового производственного  аппарата промышленности. Центральный  вопрос — выбор варианта структурной  перестройки, который в наибольшей степени соответствует социально-экономической ситуации. В нашей экономической политике получили распространение следующие два варианта.

     Согласно  первому из них, в качестве приоритетных отраслей при проведении целенаправленной инвестиционной политики могут быть выбраны отрасли инвестиционного комплекса — машиностроение и капитальное строительство, спад производства которых в настоящее время достиг критических значений. Выбор указанных отраслей в качестве приоритетных обусловлен тем, что именно их ускоренное развитие дает первоначальный толчок в виде роста производственного спроса, передающегося по технологической цепочке, и формирует необходимую научно-техническую базу для реконструкции и модернизации других отраслей национальной экономики. В этом случае реализуется весь накопленный ранее положительный потенциал данных отраслей. В их рамках инвестиции направляются на «точки роста».

     Отрицательные стороны рассмотренного варианта —  большой объем инвестиций, требующийся для развития этих отраслей, а кроме того, в современной хозяйственной практике отсутствуют объективные критерии «точек роста». Пока критерием их эффективности является прибыльность. Но в условиях инфляции и разорванных хозяйственных связей прибыльность может отражать лишь сиюминутную ситуацию, а не перспективные тенденции. Поэтому «точки роста» надо определять по всей цепочке взаимосвязанных производств и по суммарному эффекту. Чтобы выбранные «точки роста» стали постоянно развиваться, необходимы аналогичные по объемам вложения и в смежные отрасли, и в территориальную инфраструктуру. Например, выбор самолетостроения как «точки роста» требует: адекватной подготовки специалистов с высшим, средним и профессиональным образованием; производства необходимых материалов; научно-исследовательских заделов, средств связи и т. д.

     Отметим, что общемировая закономерность выхода из спада такова: сначала  стабилизируется и начинает расти  производство потребительских товаров, затем увеличивается выпуск промежуточной продукции и лишь потом оживает инвестиционный комплекс. При значительной недогрузке производственных мощностей инвестиционного подъема может не быть, т. е. первоначальный рост будет происходить на старой производственно-технической базе.

     Таким образом, хотя машиностроение и отрасли  инвестиционного сектора и являются приоритетными, но возродить их трудно и времени данный процесс займет очень много. Это следует делать постепенно по мере расширения спроса, потребности в их продукции и  появления достаточных финансовых ресурсов у предприятий и государства.

     В соответствии со вторым вариантом приоритетом  является применение ресурсосберегающих технологий в добывающих отраслях. Речь идет о технологиях, повышающих выход полезных веществ, углубляющих процесс обогащения и первичной обработки сырья и топлива. Далее целесообразно развитие всей технологической цепочки отраслей и производств по переработке сырья и энергоносителей, что вызовет не только значительные структурные сдвиги в промышленности, но и изменение пропорций распределения ВВП — снижение доли материальных затрат и увеличение удельного веса ресурсов потребления.

     Отрицательные стороны данного варианта: требуются  очень большие совокупные затраты  на его реализацию, значит, необходимо привлекать иностранный капитал, что может иметь серьезные негативные последствия.

     Таким образом, данный сектор экономики нуждается  в государственной поддержке, но нельзя делать на него ставку как т  единственный и решающий для будущего развития страны.

     Наиболее реальный в сложившейся социальной, экономической и финансовой ситуации, по нашему мнению, является следующая стратегия при проведении структурной политики государства.

      Сбалансирование потребительского спроса (доходы большей  части населения, особенно работников науки, здравоохранения, культуры и просвещения и т. д.) и возможностей его удовлетворения за счет продукции отраслей, производящих предметы потребления, в том числе товары длительного пользования. Насытить рынок продуктами питания отечественного производства из-за глубокого кризиса сельского хозяйства не удастся еще длительное время (на это уйдет 10—15 лет), но увеличение доли собственных продуктов питания в торговом обороте должно происходить хотя и медленно, но неуклонно (с 40—50% в настоящее время до 80—85% к 2010 году). В противном случае Беларусь потеряет экономическую независимость в этой области. Нужно не только развивать отечественное животноводство, птицеводство, рыболовство, но и создать современную перерабатывающую промышленность на уровне мировых стандартов.

     Швейная промышленность лучше других отраслей приспособилась к рынку. Связка двух звеньев: «ткани — готовая одежда»  технологически и экономически эффективна, дает быструю отдачу и способствует накоплению капитала для инвестиции в остальные секторы хозяйства, обеспечивая относительно быстрое наращивание инвестиций по всей технологической цепочке — от первичной переработки сырья до готовой продукции.

     Так же актуальна проблема насыщения  внутреннего рынка товарами длительного  пользования. Сейчас рынок заполнен импортными товарами. Если допустить окончательное свертывание этого сектора промышленности, где 40—60% изделий производили оборонные заводы, мы безвозвратно потеряем наиболее высокотехнологичное производство, поставим страну в полную зависимость от западной бытовой техники и лишимся значительных налоговых поступлений в бюджет.

     В производстве холодильников, стиральных машин, пылесосов, радиоаппаратуры  и других изделий отставание не столь  велико. Необходимо резко снизить  цены на отечественные товары, улучшить их внешний вид и дизайн, а также научиться их рекламировать. Технические условия для того, чтобы составить конкуренцию импортным товарам на отечественном рынке, у большинства наших предприятий имеются.

      Против  данной стратегии выдвигаются серьезные аргументы. Во-первых, неконкурентоспособность наших товаров по сравнению с импортными, во-вторых, их низкое качество, и, в-третьих, довольно высокие цены. Применительно к продовольственным товарам эти аргументы уже не действуют, население убедилось в низком качестве завозимого в страну продовольствия, которому не помогает даже мощная реклама. Покупатели согласны платить более высокую цену за отечественные продукты питания, но их просто недостаточно на нашем продовольственном рынке. Такая же трансформация потребительского вкуса, очевидно, скоро произойдет в отношении многих швейных изделий, галантерейных товаров, завозимых из Китая, Польши, Турции, а затем и многих лекарств, реклама которых явно не соответствует их действительному полезному эффекту. 

      2.4. Жилищное строительство.  

     К социально значимым отраслям относится  и жилищное строительство. Оно стало  почти единственным сектором экономики (кроме некоторых отраслей ТЭК), в наибольшей степени сохранившим свои производственные мощности. Но широкомасштабное жилищное строитель ство по поточной технологии за годы реформ сократилось в 1,5—2 раза. При определенных условиях именно жилищный комплекс может стать мощным фактором оживления экономики и промышленного роста. Это подтверждается следующими аргументами:

     —        наблюдается устойчивый рост доли жилищно-коммунального хозяйства в общем объеме предоставления (различных видов платных услуг для населения, что .   связано с продолжающимся переходом этих отраслей к бездотационному развитию, с ростом цен на газ, элек-.   троэнергию, ремонт жилых помещений и пр., а также (с постепенным наращиванием строительства жилья;  реализация общенациональной программы жилищного строительства неизбежно приведет к строительству новых дорог и, соответственно, к созданию современной строительно-дорожной техники, нового оборудования для отопления и водоснабжения, развитию мебельной промышленности, производству более совершенных лифтов и бытовой техники, в частности кондиционеров;

     —        жилье является товаром, который в наибольшей степени мотивирует труд, сбережения и потребительские расходы. Жилищное строительство характеризуется высокой трудоемкостью и его развитие будет ограничивать рост безработицы.

     В последнее время в жилищном строительстве  возникла проблема падения платежеспособного  спроса населения. Необходимо расширять  жилищное кредитование, практиковать оплату жилья в рассрочку, вернуться  к идее «самостроя» и пр. Помощь в этом должны оказать коммерческие банки. В социальном плане жилищная проблема еще долго будет оставаться наиболее острой.

 

      Заключение 

     Итак, как уже было сказано, экономика Республики Беларусь является переходной и необходимо изменение структуры экономики с точки зрения следующих основных макроэкономических пропорций: макро-экономической, межотраслевой, внутриотраслевой, межгосударственной. Роль государства в переходный период должна быть активной, так как если процесс перехода пустить своим ходом, то в результате перестройки можно получить экономику с серьезными и тяжелыми структурными деформациями.

     При определении конкретной программы  структурной перестройки следует  учитывать, во-первых, возможности бюджета  финансировать соответствующие  проекты (а они весьма ограничены); во-вторых, перспективы участия иностранного и национального (частного) капитала; в-третьих, последствия неизбежного временного снижения производства и расширения безработицы; в-четвертых, удельный вес убыточных предприятий во многих отраслях.

      Как уже говорилось ранее, банковская система должна стимулировать структурную перестройку промышленности посредством кредитного механизма, научно-технического прогресса на региональном уровне, инвестиционную политику и развитие строительного комплекса, способствовать целенаправленному и комплексному развитию социальной сферы регионов в интересах населения, развития региональной инфраструктуры, содействовать деятельности агропромышленного комплекса, целенаправленной реализации экологической политики.

Информация о работе Банковские отношения как инструмент структурной промышленной политики