Банковские отношения как инструмент структурной промышленной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Промышленность в первую очередь определяет производственный и научно-технический потенциал, степень и эффективность использования природных, материальных и трудовых ресурсов. Она служит основой формирования территориально-производственных комплексов.
В составе промышленности интенсивность развития отдельных отраслей различна, что объясняется особенностями их формирования в прошлом, необходимостью соблюдения тех или иных межотраслевых пропорций, требованиями научно-технического прогресса и другими причинами. При этом обращает на себя внимание стабильность следующих тенденций: приоритетный рост отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс; значительное расширение производства предметов потребления во всех отраслях промышленности.

Файлы: 1 файл

нац эк-ка.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

Введение 

     Промышленность  в первую очередь определяет производственный и научно-технический потенциал, степень и эффективность использования  природных, материальных и трудовых ресурсов. Она служит основой формирования территориально-производственных комплексов.

     В составе промышленности интенсивность  развития отдельных отраслей различна, что объясняется особенностями  их формирования в прошлом, необходимостью соблюдения тех или иных межотраслевых  пропорций, требованиями научно-технического прогресса и другими причинами. При этом обращает на себя внимание стабильность следующих тенденций: приоритетный рост отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс; значительное расширение производства предметов потребления во всех отраслях промышленности.

     Преобразования, осуществляемые в ходе экономической реформы, уже привели к тому, что на структурные сдвиги в экономике все большее влияние оказывают рыночные механизмы. Они в основном и будут определять перспективы развития отдельных отраслей.

     Достаточно  очевидными являются и необходимые изменения в направлениях и пропорциях развития промышленного производства: усиление его интенсификации, повышение технического уровня и конкурентоспособности, рационализация структуры производства, более пристальное внимание к проблемам ресурсосбережения, охраны окружающей среды.

     Актуальность  темы является одним из важнейших  направлений реформирования отечественной  экономики, обеспечивающим ее финансовую стабилизацию и дальнейшее продвижение  по пути рыночных преобразований.

     Такую глобальную задачу, как структурная перестройка в банковской сфере, невозможно решить без изменения стратегии банковского развития. Стратегической задачей современного этапа банковской реструктуризации, определяемой исходя из необходимости закрепления позитивных тенденций, сложившихся в банковской сфере, является постепенный переход от экстенсивного к интенсивному пути развития кредитных организаций, а также формирование нового типа первичных звеньев банковской системы, более устойчивых к кризисным явлениям. При этом следует учитывать, что стратегия банковской реструктуризации не может быть реализована обособленно, она должна соответствовать планам модернизации экономики страны и способствовать прогрессивным макроэкономическим сдвигам.

 

1. Структурная перестройка  и её сущность.

    1.1 Сущность и необходимость  структурной пересройки  в Беларуси. 

     Структуре национальной экономики в настоящее  время уделяется огромное внимание. Это связано с тем, что экономика  Республики Беларусь является переходной и необходимо изменение структуры экономики с точки зрения следующих основных макроэкономических пропорций: макроэкономической, межотраслевой, внутриотраслевой, межгосударственной.

     Причины структурного кризиса в странах  СНГ кроются, с одной стороны, в структурной деформации экономики, доставшейся в наследство от СССР, а с другой – в трансформационных изменениях при переходе к рыночной экономике. Сформировавшись в свое время, как составная часть единого народнохозяйственного комплекса бывшего СССР, республика Беларусь специализировалась на машиностроении, химической и нефтехимической, деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности, а также животноводстве, льноводстве и картофелеводстве.

     В социально-экономическом развитии страны пятилетие 1996-2000 гг. явилось  переломным этапом в преодолении глубоких кризисных явлений, происходивших в стране после распада СССР.

     С целью вывода страны из кризисного состояния были разработаны и  утверждены Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000гг. За это время в Республики Беларусь произошли определенные структурные сдвиги, как положительные, так и отрицательные. Наиболее положительные сдвиги произошли в отраслевой структуре экономики. В частности, существенно сократился удельный вес производственной сферы при одновременном росте сферы услуг. Значительно увеличилось количество малых предприятий, в том числе в сфере производства, ранее практически отсутствовавших. Постепенно изменяется социальная структура экономики, возрастает доля негосударственных форм собственности, в том числе частного сектора. Ограничивается монополизация экономики, создается конкурентная среда.

     К негативным тенденциям относится заметно ухудшившаяся технологическая структура экономики, сократилась доля передовых технологий. В структуре народного хозяйства значительно снизилась доля отраслей, производящих потребительские товары. Технологическое отставание приводит к потере конкурентоспособности отечественной продукции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. В тяжелой ситуации находится аграрно-промышленный комплекс. Не преодолены кризисные явления в сельском хозяйстве.

     Необходимость структурной перестройки в Республики Беларусь обусловлена следующими факторами:

     Во-первых, это морально устаревшая материально-техническая  база, не позволяющая работать в условиях рынка.

     Во-вторых, сложившаяся отраслевая структура, которая характеризуется отставанием  производственной и социальной инфраструктур, сферы услуг.

     В-третьих, низкая конкурентоспособность большинства  видов производимой продукции.

     В-четвертых, неоптимальная концентрация производства – доминирование крупных и  сверхкрупных предприятий.

     Переход от планового хозяйства к рыночному  неизбежно ведет к существенному  изменению структуры всей экономики. Построение принципиально новых, кардинально-противоположных механизмов управления экономикой неразрывно связаны с тяжелыми кризисными явлениями, которые можно решить, только проводя грамотную, основанную на прошлых опытах структурную политику.

     Роль  государства в переходный период должна быть активной, так как если процесс перехода пустить своим ходом, то в результате перестройки можно получить экономику с серьезными и тяжелыми структурными деформациями.

     Несмотря  на проведенные структурные реформы, в настоящее время экономика  Республики Беларусь характеризуется доминирующей ролью государственного сектора, слабым развитием малого бизнеса, неразвитостью рыночных институтов и инфраструктуры. В связи с этим в 2003 г. была разработана совместно с министерствами, Национальной академией наук Беларуси и облисполкомом программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики, которая критически развивает и дополняет уже принятые и реализуемые документы: Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. , Концепцию и Программу развития промышленного комплекса РБ на 1998-2015 гг., Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. и др. В соответствии с Программой структурная политика должна быть направлена на повышение эффективности экономики за счет приоритетного развития секторов и отраслей, конкурентоспособных как на внутреннем, так и мировом рынках.

     Поэтому важнейшими задачами структурной политики являются:

     -переспециализация,  перепрофелирование предприятий и производств, потенциально значимых для страны, но попавших в тяжелое финансовое положение;

     -разработка  нормативных актов и создание  благоприятных условий для ускоренного  развития приоритетных отраслей  и производств;

     -повышение  уровня самообеспеченности страны в продуктах питания и промышленных товарах народного потребления;

     -прямая  государственная поддержка реализации  особо важных инвестиционных  и научно-технических проектов, привлечение  иностранных инвестиций;

     -активная  поддержка экспортоориентированных и импортозамещающих производств;

     -конверсия  предприятий оборонного комплекса;

     -внедрение  ресурсосберегающих производств;

     -активное  преобразование экономических структур  в соответствии с потребностями  нашей страны и внешнего рынка;

     -обеспечение  эффективной интеграции Беларуси в мирохозяйственные связи. 

      
    1. Характеристика  промышленности.
 

      Экономика любой страны состоит из множества  отраслей: промышленности, сельского  хозяйства, транспорта, строительства, связи, торговли и др. Но основой, фундаментом  ее является все же промышленность.

      Решающей  сферой для подъема экономики  в целом является промышленность, и именно на ее росте должны быть сосредоточены усилия всех ветвей власти и основных экономических структур[1; 29].

      Под активной промышленной политикой следует  подразумевать комплекс целевых воздействий, направленных на хозяйственные процессы в промышленной сфере для достижения необходимых результатов, прежде всего, увеличения темпов роста, модернизации технологической базы, повышения качества и конкурентоспособности продукции и освоения рынков. Это позволит расширить ресурсные возможности для дальнейшего технологического развития и обновления этой отрасли. В промышленности создается основной объем валового внутреннего продукта (ВВП), кроме того, промышленность определяет технический уровень других отраслей хозяйства и социальной сферы, и, следовательно, ее положительная динамика предопределяет все общественное развитие.

      Промышленность  Беларуси отличалась существенной технологической отсталостью еще в период до начала рыночных преобразований 90-х годов. Большинство предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, за исключением отдельных отраслей оборонного комплекса, располагало устаревающей производственной базой и практически не осуществляло модернизации, ранее несколько корректировалось довольно значительным объемом ввода новых мощностей, создававшихся на более современной технической базе и в основном за счет импортного оборудования. Однако в целом нарастал технологический отрыв отечественной промышленности от мирового уровня. В начале 90-х годов ситуация резко ухудшилась в силу общего промышленного спада, нарастания неплатежей, финансовой разрухи подавляющего большинства предприятий. В этот период первоочередными стали острейшие проблемы выживания, и ни о какой модернизации за счет средств предприятий не могло быть и речи (повсеместной практикой на протяжении ряда лет было использование амортизационных фондов на цели потребления). Объем капиталовложений в промышленно-производственные фонды сократился за 90-е гг. примерно в 5-6 раз по сравнению с дореформенным периодом, когда даже при значительных капиталовложениях увеличивалось технологическое отставание. В истекшем десятилетии наряду с моральным критически нарастал физический износ производственного аппарата во многих отраслях он превысил 50%, что предопределило невозможность выпуска качественной продукции, рост числа аварий и технологических катастроф, травматизма и смертности на производстве[2; 3].

      В конечном итоге ухудшение отраслевой структуры промышленности отрицательно сказалось на эффективности общественного производства и не способствовало выходу экономики страны из затянувшегося кризиса. Отсюда можно сделать вывод, что государство должно управлять структурными сдвигами в экономике, в том числе и в промышленности, для достижения своих ближайших и дальних перспектив [3; 134]. 
 
 

      
    1. Структурная политика переходного  периода.
 

      Структурная политика оказывает воздействие, прежде всего, на совокупное предложение. При  этом различают как прямое, так  и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью поддержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.

      Важной  задачей структурной политики переходного  периода, особенно на начальных его  этапах, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.

      Одним из главных направлений структурной политики в этот период должно стать формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их на инвестиционные проекты, главным образом в реальный сектор экономики. Решение этой задачи может осуществляться как путем прямого участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного регулирования с целью сделать наиболее выгодными инвестиции в наиболее эффективные объекты реального сектора.

      Особое  значение имеет политика по перестройке  отраслевой структуры экономики, хотя такая перестройка происходит стихийно с самого начала рыночных преобразований. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике – производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных) [4; 651].

 

2. Банковские отношения  как инструмент  структурной перестройки  в промышленности.

Информация о работе Банковские отношения как инструмент структурной промышленной политики