Банковская система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:51, реферат

Краткое описание

Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование промышленности и сельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.

Оглавление

Введение. 3
Банковская система РФ. Региональная банковская система 3
Методы государственного регулирования банковской деятельности. 9
Банковское обслуживание физических и юридических лиц. 11
Заключение 20

Файлы: 1 файл

Банковская система.doc

— 171.50 Кб (Скачать)
p style="text-align:justify">Проблема поддержания и регулирования ликвидности, по-прежнему остается серьезной в особенности для региональных банков (55% межбанковских кредитов и депозитов адсорбируются 30 крупнейшими банками).

 

Большая роль отводится банкам в обслуживании потребностей региональных бюджетов. Основные направления взаимодействия региональных банков с экономикой региона в самом общем виде определяются Федеральным законом от 25 сентября 1997 года №126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым, региональные банки во взаимодействии с региональными властями выполняют функции по организации финансов, как на территории соответствующего территориального образования, так и за ее пределами.

Начало девяностых годов было временем становления банковской системы и рыночных преобразований в экономике города. Наиболее интенсивным появление новых банков в Санкт-Петербурге было в начале 90-х годов. Наряду с созданием самостоятельных банков быстрыми темпами развивалась филиальная сеть иногородних банков. В настоящее время банковская система Санкт-Петербурга представлена 41 кредитной организацией, в том числе двумя небанковскими кредитными организациями. По состоянию на 1.05.2000 в Санкт-Петербурге действовало 57 филиалов иногородних банков (из них 48 филиалов московских банков). Сегодня концентрация банковских учреждений в Санкт-Петербурге говорит о том, что город стал одним из крупнейших финансовых центров страны.

Учитывая, что банковская система РФ сформирована по территориальному принципу, можно выделить как минимум два уровня управления банковской системой:

  - федеральный, на котором осуществляется управление банковской системой в масштабах страны;

  - региональный, на котором осуществляется управление банковской системой в масштабах региона. 

Подобное деление уровней управления получило и законодательное закрепление в Федеральном законе РФ от 2 декабря 1990 года №394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", согласно которому в структуру Банка России включаются территориальные учреждения Банка России, которые создаются по экономическим регионам, в том числе и объединяющим территории нескольких субъектов РФ.

 

 

Если говорить о проблемах функционирования банковской системы РФ, начать, очевидно, следует с традиционных недостатков отечественной банковской системы: низкая капитализация, высокая  стоимость ресурсов, недостаточная конкурентоспособность, непрозрачность структуры собственности, слабое корпоративное управление.

«Депозитная пирамида», свидетельствуя о частичном восстановлении доверия к банкам, создает определенные угрозы для устойчивого функционирования банков - их ресурсная база не может быть устойчивой, если клиент вправе в любой момент изъять вклад.

Основная нерешенная проблема - несбалансированность по срокам и стоимости ресурсной базы, нехватка долгосрочных и устойчивых пассивов: доля обязательств со сроком исполнения менее 1 месяца превышает 80%.

Достаточно серьезно обозначилась проблема неравномерного распределения финансовых потоков между региональным и федеральным уровнями бюджетной системы. На бюджеты субъектов Федерации ложится основная нагрузка по финансированию социальной сферы.

 

К сожалению, продолжают эволюционировать и противоречия, сложившиеся в банковском секторе еще в начале 90-х. Прежде всего - неравномерность распределения кредитных организаций по регионам страны: на Москву приходится почти половина всех действующих банков; почти половина всех филиалов коммерческих банков находится за пределами регионов расположения самих коммерческих банков.

Степень обеспеченности населения банковскими услугами в столице в 2,5 - 3 раза выше, чем в среднем по регионам. Правда, филиальная сеть распределена по территории России значительно более равномерно.

Открытие банковских филиалов в нынешних условиях - дело достаточно хлопотное и дорогостоящее. Этому, казалось бы, естественному и закономерному процессу нередко препятствуют местные административные органы, а иногда и главные территориальные управления Центрального банка РФ. В ряде регионов местные органы допускают некомпетентное вмешательство в дела банков, разделяя их на своих и чужих, включая и распределение клиентуры. Это ведет к недобросовестной конкуренции.

Банковская статистика показывает сложность и неоднозначность процессов в региональной структуре банковской системы, которые обусловлены как общеэкономическими факторами, так и региональными особенностями развития. Основные причины уменьшения количества банков - преобразование мелких банков в филиалы более крупных и отзыв лицензий из-за неспособности банка выполнять операции. 

Между тем, как показывает практика, создание в регионах новых банков и упрочение их позиций тормозятся такими факторами, как недостаточное развитие средств связи, сложившиеся прочные отношения между крупными региональными банками и промышленными предприятиями, сопротивление местных властей, отсутствие квалифицированных кадров, финансовых и материальных ресурсов. Такое положение объясняется и нестабильностью денежного обращения в России, что негативно сказывается на регионах, удаленных от концентрации бюджетных средств, корпоративного капитала и частных сбережений. К этому следует добавить боязнь конкуренции, хотя одна из задач реформирования банковской системы в стране состояла именно в том, чтобы создать конкурентную среду как естественный стимул для саморазвития банков.

Поэтому региональные банки нуждаются в повышенном внимании со стороны Правительства РФ и Банка России и требуют необходимой разработки эффективной государственной программы поддержки региональных банков. 

 

Заметим, что нет общепринятой концепции развития банковской системы в масштабах страны, хотя попытки ее создания предпринимались учеными не раз. Отсутствие четкого представления о том, какую банковскую систему необходимо формировать и иметь в перспективе, неизбежно порождает высокий риск для всех структурных звеньев системы. В настоящее время Правительство РФ совместно с ЦБР целенаправленно занимается разработкой комплекса мер по реструктуризации банковской системы в течение достаточно длительного периода времени, исходя из имеющихся у государства и Банка России реальных финансовых возможностей по поддержке российских банков, опыта работы Банка России по нормализации деятельности финансово нестабильных банков, подходов, реализуемых при реструктуризации банковских систем зарубежных стран, а также рекомендаций специалистов, в том числе из международных финансовых организаций. Основные направления реформирования банковской системы страны нашли свое отражение в Программе "О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации", одобренной Советом директоров ЦБР и Президиумом Правительства РФ 17 и 21 ноября 1998 года.

 

 

 

 

Методы государственного регулирования банковской деятельности.

 

Центральный банк РФ (ЦБ РФ) является юридическим лицом, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. Уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являются федеральной собственностью.

 

Основными целями деятельности ЦБ РФ являются:

1.              Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.

2.              Развитие и укрепление банковской системы РФ.

3.              Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

 

 

 

ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе Федерального собрания РФ.

Подотчетность означает:

              назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой по представлению Президента РФ председателя ЦБ;

              назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой членов Совета директоров ЦБ;

              представление ЦБ Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения;

              определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки ЦБ;

              доклад председателя ЦБ Государственной Думе о деятельности ЦБ, проведение парламентских слушаний о деятельности ЦБ с участием его представителей.

 

 

Центральный банк в пределах полномочий, представленных ему Конституцией РФ и федеральными законами, независим в своей деятельности.

Высшим органом ЦБ является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности ЦБ и осуществляющий руководство и управление ЦБ.

В Совет директоров входят председатель ЦБ и двенадцать членов Совета директоров.

ЦБ участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель ЦБ или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ.

ЦБ и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение; координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

 

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

 

 

 

ЦБ, являясь органом банковского регулирования и надзора:

 

 

1.              Не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, но устанавливает обязательные для кредитных организаций правила:

              проведения банковских операций;

              ведения бухгалтерского учета;

              составления и предоставления бухгалтерской и  статистической отчетности.

2.              Имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности.

3.              Регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает им лицензии на осуществление банковских операций и отзывает.

4.              Вправе предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации.

5.              Вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров,  кредитной организации в случае приобретения ими более 20% акций кредитной организации) и в случае неудовлетворительного положения приобретателям отказать.

6.              В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций может устанавливать им обязательные нормативы.

7.              Устанавливает методики определения:  собственных средств, активов, пассивов и размеров риска для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с банками и банковскими ассоциациями.

8.              Устанавливает минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы и размер валютного, процентного и иных рисков.

9.              Регулирует размеры и порядок учета открытой позиции банков по валютным операциям и операциям с драгоценными металлами.

 

 

ЦБ имеет право проводить проверки кредитных организаций, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений, применять санкции к нарушителям, предусмотренные законом, получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций.

В целях реализации полномочий по надзору за деятельностью кредитных организаций ЦБ РФ принял Инструкцию №59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности» № 02-139 от 31.03.97.

При территориальных учреждениях ЦБ создаются Надзорные органы, основной задачей которых является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим банковским законодательством и ЦБ.

Надзорные органы применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов:  предупредительные и принудительные. 

 

 

 

 

 

Банковское обслуживание физических и юридических лиц.

 

 

 

Банковская деятельность - банковские операции, а также другие сделки, разрешенные действующим законодательством, для проведения кредитными организациями помимо банковских операций.

Банковские операции - сделки, являющиеся в соответствии с законодательством исключительным предметом деятельности кредитной организации на основании выданной им лицензии, к ним относятся:

 

1.       Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады.

2.       Размещение этих привлеченных средств от своего имени и за свой счет.

3.       Открытие и ведение счетов физических и юридических лиц.

4.       Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.

Информация о работе Банковская система РФ