Банковская система: назначение, структура и направления реформирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение банковской системы Российской Федерации, структуры и проблем функционирования в период экономического кризиса, а так же меры, применяемые во время кризисных ситуаций, для стабилизации ее функционирования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
· раскрыть понятие и структуру банковской системы;
· рассмотреть состояние банковской системы в период экономического кризиса и обозначить социально-экономические последствия;
· обозначить антикризисные меры, применяемые правительством России;
· выявить тенденции развития банковской системы РФ.
Объект исследования: Банковская система РФ.
Предмет исследования: проблемы функционирования банковской системы в период экономического кризиса и антикризисные меры правительства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………… 3-4
Глава 1. Теоретические основы банков и банковской системы
1.1.Возникновение и развитие банков. Сущность банков……….5-8
1.2. Понятие и структура банковской системы……………8-13
Глава 2. Особенности функционирования банковской системы РФ
2.1.Состояние банковской системы в период экономического кризиса……………………………………………………………….14-24
2.2.Характеристика деятельности ассоциаций банковской системы………………………………………………………………24-31
Глава 3. Развитие банковской системы
3.1. Стратегия развития банковской системы……………..32-34
3.2. Перспективы развития банковской системы………….35-43
Заключение…………………………………………………………...44-46
Список литературы………………………………………………….47-48

Файлы: 1 файл

РГАУ.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

      В настоящее время в различных  регионах России действуют следующие  ассоциации банков:

      Азово-Черноморский банковский союз;

      Алтайский банковский союз;

      Ассоциация коммерческих банков  Башкортостана; 

      Банковская ассоциация Азиатско-Тихоокеанского  региона; 

      Банковский союз "Большая Волга";

      Ассоциация банков Республики  Бурятия; 

      Воронежский банковский союз;

      Банковский союз "Банкирский Дом" (Калуга);

      Московский банковский союз;

      Ассоциация коммерческих банков  Республики Мордовия;

      Рязанская банковская ассоциация;

      Ассоциация коммерческих банков  Санкт-Петербурга;

      Ассоциация банков Свердловской области;

      Ставропольская краевая ассоциация "БАНК";

      Банковская ассоциация Татарстана;

      Ассоциация коммерческих банков;

      Ассоциация коммерческих банков  по Тверской области; 

      Ассоциация банков Республики  Саха.

      Все перечисленные ассоциации созданы на добровольных началах региональными банками (в ряде регионов их членами являются и иногородние банки, имеющие в них свои филиалы) в виде некоммерческих организаций. В соответствии с уставами они являются независимыми организациями, в том числе и от АРБ. Учитывая наличие объективной заинтересованности АРБ и региональных ассоциаций в координации усилий по представлению и защите интересов банков в органах государственной власти различного уровня, между ними постоянно осуществляются взаимодействие и обмен информацией. Представители АРБ принимают участие в работе конференций региональных ассоциаций.

      Наличие региональных банковских  ассоциаций является одной из  особенностей банковской системы  России. Только в США имеется подобная структура банковского сообщества, в которой присутствует значительное число региональных банковских ассоциаций одновременно с активно действующей авторитетной Национальной ассоциацией банкиров Америки (ЛБА). Это обусловливается федеральными принципами государственного устройства как России, так и США, что предусматривает значительную роль местных органов власти всех уровней в обеспечении функционирования региональной экономики и финансов и участие в решении связанных с этим задач региональных коммерческих банков или филиалов иногородних банков. Способствует процессу формирования региональных ассоциаций наличие в регионах главных управлений ЦБ РФ, как правило, тесно взаимодействующих с местными органами власти и принимающих на местах решения, в значительной мере влияющие на деятельность местных банков.

      Более подробно особенности организации  и основные направления деятельности  региональных банковских ассоциаций  России можно рассмотреть на  примере Ассоциации коммерческих  банков Санкт-Петербурга (АКБ СПб).

      АКБ была создана вскоре после  появления в городе первых  коммерческих банков и является  одной из первых региональных  банковских ассоциаций России (в  декабре 1999 г. года АКБ Санкт-Петербурга  исполнилось 10 лет). В настоящее  время она объединяет 39 кредитных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в том числе иногородние банки, имеющие действующие филиалы в регионе, и банки с иностранным капиталом. Активы банков-членов Ассоциации составляют более 90 % от суммарных активов всех кредитных организаций города и области.

      Ассоциация коммерческих банков  Санкт-Петербурга активно взаимодействует  с администрацией Санкт-Петербурга. Это направление деятельности  АКБ реализуется на основе  участия представителей АКБ в  ряде общественных советов и комиссий, образованных при губернаторе Санкт-Петербурга, а также постоянных контактов и обмена информацией с рядом комитетов администрации (Совет банкиров и промышленников, Совет по содействию инвестициям, Рабочая группа по приоритетным проектам, Генеральный совет по разработке стратегического плана и др.). В результате осуществлена подготовка и принят пакет инвестиционных законов Санкт-Петербурга, способствующих созданию благоприятного инвестиционного климата в городе, обсужден и принят ряд нормативных актов Санкт-Петербурга, регламентирующих порядок участия коммерческих банков в обслуживании бюджетных счетов и программах кредитования. Работа АКБ позволяет более полно и оперативно доводить до банков информацию о городских инвестиционных программах и условия участия в их реализации коммерческих банков.

      Ассоциация уделяет большое внимание  сотрудничеству с региональными  подразделениями федеральных органов  власти, в том числе с Северо-Западным  таможенным управлением, Региональным  управлением Министерства налогов и сборов РФ по Санкт- Петербургу, Федеральной службой налоговой полиции по Санкт-Петербургу, Главным управлением внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Федеральной комиссией по ценным бумагам и др. Приоритетная область деятельности АКБ (как и любой региональной ассоциации) - это сотрудничество с Главными управлениями Центрального банка РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Значительные полномочия Главных управлений ЦБ РФ по надзору и регулированию деятельности региональных банков приводят к тому, что важное значение приобретает и такая сфера деятельности Ассоциации, как защита интересов банков практически по всему кругу вопросов их деятельности.

      Большое число проблем, возникающих  в процессе функционирования и развития региональной экономики, объективно требует объединения усилий профессиональных союзов и ассоциаций, представляющих интересы различных ее секторов. Так, АКБ заключены соглашения о сотрудничестве с Союзом промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, с ассоциациями турагентств РФ и Санкт-Петербурга, с ассоциациями и союзами организаций градостроительного комплекса и рынка недвижимости (АКБ является членом общественного совета, объединяющего эти организации).

      Наиболее важным стратегическим направлением деятельности АКБ на данном этапе является реализация проектов, которые должны решить ряд системных задач, направленных на повышение стабильности, эффективности и надежности функционирования банковской системы, восстановления доверия граждан к коммерческим банкам.

      Важнейшими из таких проектов  являются:

      согласование с банками и введение  в действие Кодекса банковской  деятельности, основная задача которого - повышение степени доверия к  банкам и уровня информированности  клиентов;

      создание при АКБ Кредитного  бюро, деятельность которого будет  направлена на формирование кредитных  историй заемщиков, что позволит  снизить кредитные риски коммерческих  банков;

      активное участие в проекте  развития Санкт-Петербургского фонда  гарантирования вкладов граждан в коммерческих банках. Учредителями и участниками этого фонда наряду с АКБ являются администрация Санкт-Петербурга и 7 коммерческих банков-членов Ассоциации. На данный момент вступили в силу гарантии Фонда для пенсионеров - клиентов банков, являющихся участниками Фонда гарантирования вкладов. Этот "пилотный" для России проект активно поддерживается администрацией города и Главным управлением Центрального банка РФ по Санкт-Петербургу. Его успешная реализация может существенно повысить уровень доверия вкладчиков к коммерческим банкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Развитие банковской систем

 

3.1.     Стратегия развития банковской системы

"МЕГАБАНК" определил стратегию развития на 2012-2015 годы 13.04.2012

Акционеры ПАО "МЕГАБАНК" на годовом общем собрании, состоявшемся 10 апреля, утвердили отчеты Наблюдательного совета, Правления и ревизионной комиссии по результатам деятельности банка в 2011 г. Также на собрании был принят годовой финансовый отчет "МЕГАБАНКА", определен порядок распределения прибыли, утверждена новая редакция Устава и внутренних положений банка, а также стратегия развития банка на 2012-2015 годы, которая направлена на отход от универсальной схемы ведения банковского бизнеса и внедрение экспертной модели.

Основными мероприятиями, на которых основывается достижение запланированных показателей, являются совершенствование бизнес-процессов, разработка и внедрение мотивационной модели сотрудников бизнес-направлений банка, совершенствование IT-технологий и системы риск-менеджмента, совершенствование системы управленческой отчетности.

Согласно принятому  решению, 5% прибыли, полученной в 2011 г., будет направлено в резервный  фонд, остаток – в фонд развития материально-технической базы банка. До 2016 года планируется обеспечить прирост активов на 84%, или 3,8 млрд. грн., до 8,3 млрд. грн., увеличить кредитный портфель на 85%, или 2,8 млрд. грн., до 6,2 млрд. грн. за счет увеличения объемов кредитования клиентов аграрного сектора и клиентов среднего и малого бизнеса, увеличить капитал банка на 60%, или 398 млн. грн., до 1 млрд. грн.

banker.ua

Мероприятия, реализованные  Правительством Российской Федерации  и Центральным банком Российской Федерации в рамках Стратегии  развития банковского сектора Российской Федерации, принятой в декабре 2001 г., и  Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, способствовали закреплению позитивных тенденций в динамике становления и развития банковской системы, существенному расширению предложения банковских услуг в Российской Федерации.

Меры по преодолению  кризиса и его последствий, осуществленные Правительством Российской Федерации  и Центральным банком Российской Федерации в 2008 - 2009 годах, позволили  предотвратить коллапс банковской системы и обеспечили условия  для послекризисного восстановления деятельности кредитных организаций.

Преодолев кризис, банковский сектор во втором полугодии 2010 г. вновь вышел на траекторию поступательного  развития. Несмотря на то, что последствия  кризиса будут сказываться еще  длительное время, состояние банковской системы является устойчивым. Создаются условия для дальнейшего увеличения вклада кредитных организаций в повышение эффективности и конкурентоспособности  российской экономики, в том числе посредством предоставления финансовых ресурсов для ее модернизации и внедрения инноваций.

Одновременно  Правительство Российской Федерации  и Центральный банк Российской Федерации  с учетом уроков кризиса констатируют необходимость продолжения усилий по повышению устойчивости банковского  сектора и обеспечению динамичного роста совокупных показателей его функционирования.

Основным содержанием  нового этапа в развитии банковской сферы должно стать повышение  качества банковской деятельности, включающее расширение состава банковских продуктов  и услуг и совершенствование способов их предоставления, обеспечение долгосрочной эффективности и устойчивости бизнеса кредитных организаций. Все более активно должны использоваться достижения современных информационных технологий, составляющих основу модернизации банковской деятельности. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации исходят из необходимости дальнейшего повышения уровня конкуренции, транспарентности и рыночной дисциплины в банковском секторе. В связи с этим особое значение приобретает формирование в перспективе ближайших нескольких лет более эффективной системы банковского регулирования и надзора, способной противостоять кризисам. Получит дополнительный импульс процесс консолидации в банковской сфере, базирующийся на экономических интересах участников рынка.

В результате кредитные  организации во все возрастающей степени будут ориентироваться  на долгосрочные результаты деятельности и более рациональное ведение  бизнеса, построение и использование  эффективных систем управления, включая управление рисками. Указанные изменения будут означать переход к интенсивной модели развития банковского сектора.

Для достижения этих целей Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации принята Стратегия  развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года.

Правительство Российской Федерации и Центральный  банк Российской Федерации в рамках реализации указанной Стратегии  намерены создать необходимые правовые и иные условия для формирования в Российской Федерации современного высокоразвитого и конкурентоспособного банковского сектора, отвечающего интересам российской экономики и обеспечивающего высокий уровень банковского обслуживания населения и организаций.

Приложение к Заявлению Правительства РФ и ЦБР от 5 апреля 2011 г.

3.2.Перспективы развития банковской системы

В 2011-2013 годах деятельность Банка России в сфере совершенствования банковской системы и банковского надзора будет сосредоточена на реализации предусмотренных законодательством целей развития и поддержания стабильности банковского сектора Российской Федерации, защиты интересов вкладчиков и кредиторов. Указанную деятельность Банк России будет вести с учетом уроков мирового финансового кризиса и опыта, извлеченного в ходе преодоления кризиса и его последствий в российском банковском секторе, а также с учетом разрабатываемых международными организациями подходов к усилению банковского регулирования.

По мере преодоления последствий финансового кризиса банковский сектор будет развиваться в условиях обострения конкуренции на наиболее доходных сегментах рынка банковских услуг. В этой ситуации ожидается определенная активизация процессов консолидации в банковском секторе с формированием более крупных банковских структур, контролирующих значительную долю рынка банковских услуг. Одновременно, в частности в связи с совершенствованием систем управления банковскими рисками и банковского регулирования, получат развитие тенденции к диверсификации банковского бизнеса, включая как снижение концентрации рисков на заемщика (группу связанных заемщиков), объект вложений, вид деятельности, отрасль, так и расширение перечня предоставляемых банками банковских продуктов и услуг, базирующихся преимущественно на возможностях, предоставляемых информационными технологиями.

Банк России продолжит работу по совершенствованию процедур слияния и присоединения, предусматривающих возможность участия юридических лиц (в том числе кредитных организаций) различных организационно-правовых форм в реорганизации. Данная работа направлена на улучшение правовой среды, а также повышение капитализации кредитных организаций.

Информация о работе Банковская система: назначение, структура и направления реформирования