Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:22, курсовая работа
Курсовая работа состоит из двух разделов. В первом разделе рассматриваются теоретические основы, понятие и структура банковской системы. Во втором разделе рассматривается структура банковской системы Республики Беларусь на современном этапе, ее состояние и перспективы развития.
Введение….…………………………..………………………………………...
1. Банковская система и ее структура……………………....……………….
1.1. Понятие банковской системы………………………………………….
1.2. Элементы банковской системы………………………………………….
1.3. Структура банковской системы………………………………………….
2. Банковская система Республики Беларусь………………………………...
2.1 История становления и развития банковской системы Республики Беларусь………………………………………………………………………..
2.2 Структура банковской системы Республики Беларусь………………….
2.3 Современное состояние банковской системы Беларуси и перспективы её развития…………………………………………………….........................
Заключение….………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….....
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………...………………..………………
Позже открылись местные отделения государственного банка в Витебске, Борисове, Бобруйске, Могилеве, агентства — в Слуцке, Мозыре, Орше, Климовичах, Полоцке. В связи с образованием СССР в 1923 году госбанк РСФСР преобразуется в государственный банк СССР. В его состав вошла и Белорусская контора. В январе 1927 года в ведение Белорусской конторы перешло гомельское отделение, подчинявшееся ранее непосредственно госбанку СССР.
В
1923–1925 годах в республике начали
действовать филиалы
В целях концентрации свободных средств для кредитования нужд сельского хозяйства организованы окружные товарищества сельскохозяйственного кредита: Белорусское, гомельское, Витебское, Оршанское, Калининское, Бобруйское, Могилевское, Мозырское и Полоцкое. Белорусское товарищество в 1924 году преобразовано в Белсельбанк, который взял на себя основную роль по кредитованию села. Деятельность госбанка и специализированных банков в те годы была всецело подчинена восстановлению и реконструкции народного хозяйства.
Решить эти узловые задачи можно было лишь на базе твердой валюты, поэтому с переходом к нэпу был взят курс на укрепление денежной системы. В 1922–1924 годах была проведена денежная реформа. Создана денежная система, а госбанк стал эмиссионным центром СССР и органом регулирования денежного обращения. Введение устойчивой валюты благотворно сказалось на подъеме производства и укреплении в целом всей экономики.
В результате перестройки банковской системы с 1932 до 1959 года в Беларуси функционировали: Коммунальный банк; конторы с филиалами госбанка СССР, Промбанка СССР, Сельхозбанка СССР, а до 1957 года и Соргбанка СССР.
В предвоенном 1940 году в Беларуси функционировало 10 областных контор и 184 отделения госбанка. В них работало 4087 человек. Настоящим испытанием для белорусских банковских работников, как и для всего народа, была Великая Отечественная война. 25 июня 1941 года Белорусская контора госбанка была эвакуирована в Тамбов, а в ноябре — в Караганду, в марте 1942 года она переехала в Горький. 9 сентября 1943 года по распоряжению СНК СССР она была закрыта. Возобновила свою работу в октябре 1943 года и в декабре переехала в Гомель, а в июле 1944 года — в Минск.
Одной
из важнейших функций
Вскоре
после завершения восстановительного
периода потребовались и
Крупная
реорганизация банковской системы
была произведена и в 1987 году. Учреждены
белорусские республиканские
Принципиально
новый этап начался в развитии
банковской системы страны с приобретением
Беларусью самостоятельности. В
декабре 1990 года приняты Законы "О
Национальном банке Республики Беларусь"
и "О банках и банковской деятельности
в Республике Беларусь". Все учреждения
банков СССР на территории Беларуси были
объявлены ее собственностью. На базе
Белорусского республиканского банка
госбанка СССР создан Национальный банк
Республики Беларусь. Специализированные
государственные банки преобразованы
в акционерные коммерческие: Белагропромбанк,
Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк, Белпромстройбанк,
а также Сберегательный банк. На рубеже
80-90-х годов стали создаваться на акционерной
и паевой основе коммерческие банки. Среди
них — Беларусбанк, Приорбанк, Бресткомбанк,
Комплексбанк и другие.
2.2 Структура банковской системы Республики Беларусь
Банковская система Республики Беларусь является составной частью кредитной системы и представляет собой совокупность банковских институтов двух уровней. На первом уровне находится Национальный банк Республики Беларусь (Центральный банк), а на втором – сеть коммерческих банков.
Национальный банк Республики Беларусь (НБ РБ) находится в собственности Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь. НБ РБ регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в Беларуси.
Правовой основой НБ РБ является Конституция Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь и нормативно-правовые акты Президента Республики Беларусь. Экономические и правовые основы деятельности банковской системы в Беларуси определены законом "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь", законом "О Национальном банке Республики Беларусь", другими законодательными и нормативными актами, действующими на территории Республики Беларусь.
Главная цель политики НБ РБ – обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы и поддержание стабильных цен, обеспечение ликвидности, кредитоспособности и надёжности функционирования банковской системы.
Для выполнения своих основных целей НБ Республики Беларусь законодательно наделен рядом функций, основные из них:
· осуществление эмиссии денег;
·
регулирование денежного
·
регулирование кредитных
·
осуществление валютного
· осуществление государственной регистрации банков, кредитных и других учреждений, осуществляющих банковские операции;
· надзор за деятельностью банков по соблюдению ими безопасного и ликвидного функционирования;
·
регулирование
· обеспечение единого порядка бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе;
· разработка платежного баланса Республики Беларусь;
· определение порядка проведения безналичных и наличных расчетов[1, статья 26].
Отличительной особенностью операций, проводимых НБ, является то, что они осуществляются не с целью извлечения доходов, а с целью выполнения основных параметров денежно-кредитной политики. Банковское законодательство устанавливает правовое положение субъектов банковских правоотношений; определяет порядок: создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков.
Коммерческие банки Республики Беларусь составляют второй уровень банковской системы страны. По мировым стандартам банки Республики Беларусь очень малы. В то же время организационная структура управления банковского сектора Беларуси построена по схеме банковских институтов Европейского Сообщества.
К основным видам деятельности банков второго уровня относятся: предоставление кредитов; кассовое обслуживание; открытие и ведение счетов физических и юридических лиц; ломбардная деятельность; факторинг и форфейтинг; поручительство; банковское хранение; предоставление сейфов в имущественный наем; деятельность по обмену валюты; скупка и продажа, обмен драгоценных металлов, камней и др. [14].
Взаимоотношения
коммерческих банков с Национальным
банком РБ обусловлены самим механизмом
взаимоотношений субъектов
Правовой основой создания и прекращения деятельности коммерческих банков в Республике Беларусь являются «Банковский кодекс Республики Беларусь» и нормативные документы НБ РБ.
В Республике Беларусь сложилась система банковского надзора, в основных чертах соответствующая мировым стандартам. Она включает стадии регистрации и лицензирования банков и небанковских кредитно–финансовых организаций, осуществления дистанционного надзора на основании отчетности, надзора на местах в виде инспекционных проверок, применения соответствующих мер надзорного реагирования к банкам, нарушающим банковское законодательство, и к банкам, оказавшимся в кризисном финансовом положении, реорганизации и ликвидации банков в случае необходимости.
Органом банковского надзора является Национальный банк Республики Беларусь.
Основной
целью банковского надзора
Банковским кодексом Республики Беларусь закреплены права и полномочия Национального банка, позволяющие осуществлять пруденциальное регулирование деятельности банков.
Сформировалась
система основанных на мировом опыте
и рекомендованных Базельским комитетом
по банковскому надзору пруденциальных
требований к банкам.
2.3
Современное состояние
банковской системы
Беларуси и перспективы
её развития
По состоянию на 24 февраля 2011 года банковская система РБ включает 31 банк с 264 филиалами. [42]. Из них 4 – банки, с преобладающим участием в уставном фонде государственных органов, 22 – банки, с преобладающим участием в уставном фонде иностранного капитала, из которых 9 – со 100% иностранным участием, а также 5 частных банковских учреждений.. Количество филиалов банков значительно сократилось по сравнению, скажем, с 2005 годом, когда оно составляло 454 единиц, в 2009 году – 289 единиц, что связано с оптимизацией банками своей филиальной сети. Сведения о банках, зарегистрированных на территории РБ, их филиалах указаны в Приложении А.
Значимым
участником проведения государственной
социально-экономической политики является
группа ведущих банков, специализирующихся
на обслуживании крупных народнохозяйственных
комплексов и кредитной поддержке ключевых
государственных социально-экономических
программ. В нее входят 6 банков: ОАО
"АСБ "Беларусбанк", "Белагропромбанк",
"Белпромстройбанк", "Белинвестбанк",
"Приорбанк","
Сохранение привлекательности финансового сектора Республики Беларусь для иностранных инвесторов обусловило значительный рост в 2009 году доли нерезидентов в совокупном уставном фонде банковского сектора – с 17 процентов до 27,3 процента, и увеличение количества банков, контролируемых иностранным капиталом, с 20 до 22. В то же время доля государственных органов и юридических лиц, основанных на государственной форме собственности, снизилась с 80,5 процента до 70 процентов, количество государственных банков сократилось с 5 до 4. Доля резидентов негосударственной формы собственности незначительно возросла (с 2,5 до 2,7 процента), количество частных банков уменьшилось с 6 до 5.
По состоянию на 1 января 2010 г. индивидуальные международные рейтинги имели 10 банков, при этом 8 из них были присвоены рейтинги агентством Fitch Ratings, 6 – агентством Moody's Investors Service и одному банку – агентством Standard & Poor's. При этом уровень концентрации в банковском секторе за 2009 год несколько снизился. В начале 2010 года на долю пяти крупнейших банков приходилось 84 процента активов и 76,9 процента капитала банковского сектора (в начале 2008 года – 85,1 и 82,2 процента соответственно).