Банковская система и её роль в национальной экономике. Особенности ее развития в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа состоит из двух разделов. В первом разделе рассматриваются теоретические основы, понятие и структура банковской системы. Во втором разделе рассматривается структура банковской системы Республики Беларусь на современном этапе, ее состояние и перспективы развития.

Оглавление

Введение….…………………………..………………………………………...
1. Банковская система и ее структура……………………....……………….
1.1. Понятие банковской системы………………………………………….
1.2. Элементы банковской системы………………………………………….
1.3. Структура банковской системы………………………………………….
2. Банковская система Республики Беларусь………………………………...
2.1 История становления и развития банковской системы Республики Беларусь………………………………………………………………………..
2.2 Структура банковской системы Республики Беларусь………………….
2.3 Современное состояние банковской системы Беларуси и перспективы её развития…………………………………………………….........................
Заключение….………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….....
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………...………………..………………

Файлы: 1 файл

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

      Позже открылись местные отделения  государственного банка в Витебске, Борисове, Бобруйске, Могилеве, агентства — в Слуцке, Мозыре, Орше, Климовичах, Полоцке. В связи с образованием СССР в 1923 году госбанк РСФСР преобразуется в государственный банк СССР. В его состав вошла и Белорусская контора. В январе 1927 года в ведение Белорусской конторы перешло гомельское отделение, подчинявшееся ранее непосредственно госбанку СССР.

      В 1923–1925 годах в республике начали действовать филиалы общесоюзных  акционерных банков: Промбанка, Всесоюзного  кооперативного, а с 1936 года — Соргбанка. B эти годы сформировалась система местных банков. В 1923 году открыт гомельский рабочий банк, который примерно через год был преобразован в местный коммунальный банк. В 1925 году создан Белкоммунбанк.

      В целях концентрации свободных средств  для кредитования нужд сельского  хозяйства организованы окружные товарищества сельскохозяйственного кредита: Белорусское, гомельское, Витебское, Оршанское, Калининское, Бобруйское, Могилевское, Мозырское и Полоцкое. Белорусское товарищество в 1924 году преобразовано в Белсельбанк, который взял на себя основную роль по кредитованию села. Деятельность госбанка и специализированных банков в те годы была всецело подчинена восстановлению и реконструкции народного хозяйства.

      Решить  эти узловые задачи можно было лишь на базе твердой валюты, поэтому  с переходом к нэпу был взят курс на укрепление денежной системы. В 1922–1924 годах была проведена денежная реформа. Создана денежная система, а госбанк стал эмиссионным центром СССР и органом регулирования денежного обращения. Введение устойчивой валюты благотворно сказалось на подъеме производства и укреплении в целом всей экономики.

      В результате перестройки банковской системы с 1932 до 1959 года в Беларуси функционировали: Коммунальный банк; конторы  с филиалами госбанка СССР, Промбанка  СССР, Сельхозбанка СССР, а до 1957 года и Соргбанка СССР.

      В предвоенном 1940 году в Беларуси функционировало 10 областных контор и 184 отделения  госбанка. В них работало 4087 человек. Настоящим испытанием для белорусских  банковских работников, как и для  всего народа, была Великая Отечественная война. 25 июня 1941 года Белорусская контора госбанка была эвакуирована в Тамбов, а в ноябре — в Караганду, в марте 1942 года она переехала в Горький. 9 сентября 1943 года по распоряжению СНК СССР она была закрыта. Возобновила свою работу в октябре 1943 года и в декабре переехала в Гомель, а в июле 1944 года — в Минск.

      Одной из важнейших функций государственной  банковской системы, в том числе  и белорусской, на всех этапах ее развития была и остается работа по организации  денежного обращения. В этом плане значительным событием явилось проведение денежной реформы в 1947 году.

      Вскоре  после завершения восстановительного периода потребовались и соответствующая  перестройка кредитно-денежной системы, и дальнейшее расширение кредитных  связей банка с народным хозяйством. Уже в 1959 году была проведена реорганизация банковской системы. Упразднены специализированные банки, а их функции переданы госбанку и Стройбанку СССР. С 1959 года банковская система Беларуси была представлена учреждениями госбанка и Промстройбанка СССР.

      Крупная реорганизация банковской системы  была произведена и в 1987 году. Учреждены  белорусские республиканские банки  со своими филиалами госбанка, Внешэкономбанка, Сберегательного банка, Промстройбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка СССР, которые действовали на принципах хозрасчета и самофинансирования.

      Принципиально новый этап начался в развитии банковской системы страны с приобретением  Беларусью самостоятельности. В  декабре 1990 года приняты Законы "О  Национальном банке Республики Беларусь" и "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь". Все учреждения банков СССР на территории Беларуси были объявлены ее собственностью. На базе Белорусского республиканского банка госбанка СССР создан Национальный банк Республики Беларусь. Специализированные государственные банки преобразованы в акционерные коммерческие: Белагропромбанк, Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк, Белпромстройбанк, а также Сберегательный банк. На рубеже 80-90-х годов стали создаваться на акционерной и паевой основе коммерческие банки. Среди них — Беларусбанк, Приорбанк, Бресткомбанк, Комплексбанк и другие. 

      2.2 Структура банковской системы Республики Беларусь

      Банковская  система Республики Беларусь является составной частью кредитной системы и представляет собой совокупность банковских институтов двух уровней. На первом уровне находится Национальный банк Республики Беларусь (Центральный банк), а на втором – сеть коммерческих банков.

      Национальный  банк Республики Беларусь (НБ РБ) находится в собственности Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь. НБ РБ регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в Беларуси. 

      Правовой  основой НБ РБ является Конституция Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь и нормативно-правовые акты Президента Республики Беларусь. Экономические и правовые основы деятельности банковской системы в Беларуси определены законом "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь", законом "О Национальном банке Республики Беларусь", другими законодательными и нормативными актами, действующими на территории Республики Беларусь.

      Главная цель политики НБ РБ – обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы и поддержание  стабильных цен, обеспечение ликвидности, кредитоспособности и надёжности функционирования банковской системы.

      Для выполнения своих основных целей  НБ Республики Беларусь законодательно наделен рядом функций, основные из них:

      · осуществление эмиссии денег;

      · регулирование денежного обращения;

      · регулирование кредитных отношений;

      · осуществление валютного регулирования;

      · осуществление государственной  регистрации банков, кредитных и  других учреждений, осуществляющих банковские операции;

      · надзор за деятельностью банков по соблюдению ими безопасного и  ликвидного функционирования;

      · регулирование внешнеэкономической  деятельности банков;

      · обеспечение единого порядка  бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе;

      · разработка платежного баланса Республики Беларусь;

      · определение порядка проведения безналичных и наличных расчетов[1, статья 26].

      Отличительной особенностью операций, проводимых НБ, является то, что они осуществляются не с целью извлечения доходов, а с целью выполнения основных параметров денежно-кредитной политики. Банковское законодательство устанавливает правовое положение субъектов банковских правоотношений; определяет порядок: создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков.

      Коммерческие  банки Республики Беларусь составляют второй уровень банковской системы страны. По мировым стандартам банки Республики Беларусь очень малы. В то же время организационная структура управления банковского сектора Беларуси построена по схеме банковских институтов Европейского Сообщества.

      К основным видам деятельности банков второго уровня относятся: предоставление кредитов; кассовое обслуживание; открытие и ведение счетов физических и юридических лиц; ломбардная деятельность; факторинг и форфейтинг; поручительство; банковское хранение; предоставление сейфов в имущественный наем; деятельность по обмену валюты; скупка и продажа, обмен драгоценных металлов, камней и др. [14].

      Взаимоотношения коммерческих банков с Национальным банком РБ обусловлены самим механизмом взаимоотношений субъектов рынка  ссудного капитала. Национальный банк РБ устанавливает для банков следующие  экономические нормативы: минимальный  размер уставного фонда для вновь создаваемого банка, минимальный размер собственных средств для действующих банков; норматив для действующей части уставного фонда; норматив ликвидности банка; норматив достаточности банка; норматив обязательных отчислений в фонд резервов; норматив максимального риска на одного заемщика и др.

      Правовой  основой создания и прекращения  деятельности коммерческих банков в  Республике Беларусь являются «Банковский  кодекс Республики Беларусь» и нормативные  документы НБ РБ.

      В Республике Беларусь сложилась система банковского надзора, в основных чертах соответствующая мировым стандартам. Она включает стадии регистрации и лицензирования банков и небанковских кредитно–финансовых организаций, осуществления дистанционного надзора на основании отчетности, надзора на местах в виде инспекционных проверок, применения соответствующих мер надзорного реагирования к банкам, нарушающим банковское законодательство, и к банкам, оказавшимся в кризисном финансовом положении, реорганизации и ликвидации банков в случае необходимости.

      Органом банковского надзора является Национальный банк Республики Беларусь.

      Основной  целью банковского надзора является обеспечение стабильности банковской системы и доверия к ней, сокращение риска потерь для кредиторов и  вкладчиков банков.

      Банковским  кодексом Республики Беларусь закреплены права и полномочия Национального  банка, позволяющие осуществлять пруденциальное регулирование деятельности банков.

      Сформировалась  система основанных на мировом опыте  и рекомендованных Базельским комитетом по банковскому надзору пруденциальных требований к банкам.  
 

2.3 Современное состояние банковской системы Беларуси и перспективы её развития 

      По  состоянию на 24 февраля 2011  года банковская система РБ включает 31 банк с 264 филиалами. [42]. Из них 4 – банки, с преобладающим участием в уставном фонде государственных органов, 22 – банки, с преобладающим участием в уставном фонде иностранного капитала, из которых 9 – со 100% иностранным участием, а также 5 частных банковских учреждений.. Количество филиалов банков значительно сократилось по сравнению, скажем, с 2005 годом, когда оно составляло 454 единиц, в 2009 году – 289 единиц, что связано с оптимизацией банками своей филиальной сети. Сведения о банках, зарегистрированных на территории РБ, их филиалах указаны в Приложении А.

      Значимым  участником проведения государственной  социально-экономической политики является группа ведущих банков, специализирующихся на обслуживании крупных народнохозяйственных комплексов и кредитной поддержке ключевых государственных социально-экономических программ. В нее входят 6 банков: ОАО  "АСБ "Беларусбанк", "Белагропромбанк", "Белпромстройбанк", "Белинвестбанк", "Приорбанк","Белвнешэкономбанк", доля которых в общем объеме валовых активов банковской системы республики составляет 87,9 процента.

      Сохранение  привлекательности финансового  сектора Республики Беларусь для  иностранных инвесторов обусловило значительный рост в 2009 году доли нерезидентов в совокупном уставном фонде банковского  сектора – с 17 процентов до 27,3 процента, и увеличение количества банков, контролируемых иностранным капиталом, с 20 до 22. В то же время доля государственных органов и юридических лиц, основанных на государственной форме собственности, снизилась с 80,5 процента до 70 процентов, количество государственных банков сократилось с 5 до 4. Доля резидентов негосударственной формы собственности незначительно возросла (с 2,5 до 2,7 процента), количество частных банков уменьшилось с 6 до 5.

      По  состоянию на 1 января 2010 г. индивидуальные международные рейтинги имели 10 банков, при этом 8 из них были присвоены рейтинги агентством Fitch Ratings, 6 – агентством Moody's Investors Service и одному банку – агентством Standard & Poor's. При этом уровень концентрации в банковском секторе за 2009 год несколько снизился. В начале 2010 года на долю пяти крупнейших банков приходилось 84 процента активов и 76,9 процента капитала банковского сектора (в начале 2008 года – 85,1 и 82,2 процента соответственно).

Информация о работе Банковская система и её роль в национальной экономике. Особенности ее развития в РБ